Главные вкладки

    Проект «Край Карельский – край родной»
    календарно-тематическое планирование (средняя группа)

    Комлик Валентина Николаевна

    Перспективное планирование

    по внедрению национально-регионального компонента.

    Средняя группа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_kray_karelskiy_-_kray_rodnoy.docx28.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект «Край Карельский – край родной»

    Региональный компонент в реализации программы.

    Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

    Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента необходим ряд педагогические условий:

    Цель.

    Воспитывать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, город, где он родился и живет.

    Задачи:

    • Формировать элементарные представления об историческом прошлом Родины, города; представлять в разных формах несколько важных событий из ее истории.
    • Обсуждать несколько важных общественных событий, о которых говорят все вокруг: празднование определенной исторической даты, спортивные соревнования, праздник города.
    • Знакомить детей с отечественной государственной символикой (флагом, гербом России, Карелии, гимном), с гербом города Костомукши, который отражает исторические корни и источники благосостояния города и перспективу развития;
    • Давать сведения о народах разных национальностей и культур, населяющих город, их традиции и обычаи.
    • Воспитывать начало гражданственности, гордости за достижения граждан города, осознавать торжественность национальных праздников, радоваться успехам других.
    • Показывать старые вещи и документы, связанные с историей Костомукши.
    • Формировать представления об основных современных профессиях, о профессиональных принадлежностях и занятиях работников «Карельского окатыша».
    • Побуждать детей рассказывать о своей семье, детсаде, улице, городе.
    • Вспомнить основные события, которые происходят в природе и в общественной жизни в определенные месяцы года.
    • Способствовать общему развитию ребенка на основе любви к культуре, традициям города, знакомить с мастерами народных промыслов и традициями родного города.

    Примерные задачи регионального характера в образовательных областях:

                                       

    • Познакомить с понятием «Север», дать элементарные представления о его холодном климате.
    • Дать первоначальные представления о природе Севера, познакомить с некоторыми растениями Севера.
    • Познакомить с птицами (воробей, голубь, снегирь, куропатка, полярная сова, некоторыми животными Севера. Дать элементарные представления о северном олене.
    • Познакомить с названием родного города, воспитывать любовь к нему: знакомить с названиями улиц, рассказать о его красивых местах, достопримечательностях.

    Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
    Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, родного города.

    В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

    • Обогащать знания детей о родном крае;
    • Воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
    • Учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
    • Воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

     Содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем:  

    • Мой дом, моя улица, мой детский сад.
    • Город, где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д).
    • Наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики.
    • Россия (столица, герб, защитники Родины; дружба народов).
    • Знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.

    Формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:

    • Экскурсии в музеи, по памятным местам, организация наблюдений;
    • Чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
    • Рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
    • Организация наблюдений за природой;
    • Просмотр слайдов;
    • Оформление альбома на заданную тему;
    • Праздники, концерты, вечера дружбы;
    • Изготовление атрибутов к этим праздникам;
    • Оформление в помещении детского сада интерьера избы;
    • Фольклорные занятия;
    • Рассматривание изделий народного прикладного творчества;
    • Изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
    • Художественная самостоятельная деятельность детей;
    • Беседы и разговоры с детьми.

    Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно, расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города, с республикой, чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми. 

    История возникновения города: рассказ об истории возникновения города воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города, называет имя или имена тех, кто город основал;

    История названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии (горняков, первооткрывателей…)

    Здания города -начать следует с того, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение;

    Люди, которые прославили свой город, свою страну: рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии;

    Места отдыха жителей города: рассказать о том, где в городе расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно

    В основу ознакомления с родным краем закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.

    Перспективное планирование

    по внедрению национально-регионального компонента.

    Средняя группа.

    Сентябрь - октябрь

    1 неделя

    2 неделя

    3 неделя

    4 неделя

    Беседа: «Север и юг нашей страны».

    Цель: Познакомить детей с глобусом – моделью Земли.

    Упражнять детей в нахождении Северного и Южного полюсов.

    Определять природные условия Севера.

    Учить находить на карте Республику Карелия.

    Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

    Цель: Знакомить детей с растительным миром северного региона.

    Различать осенние листья по величине, форме, цвету. Познакомить с сезонным явлением- листопадом.

    Рисование: «Осень в Карелии»

    Цель: Знакомить детей с орнаментом народов Карелии.

    Воспитывать любовь, гордость к своему краю.

    Изготовление поделок из природного материала.

    Цель: Развивать творчество детей,

    вызывать интерес к работе с природным материалом.

    Ноябрь

    НОД: «Растительный мир Карелии»

    Цель.  Различать и называть растения, произрастающие на территории Карелии.

    Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему.

    Настолько - печатная игра-лото: «Грибы»

    Цель. Различать и называть грибы, произрастающие на территории Карелии, учить различать съедобные и несъедобные грибы.

    Экскурсия в заповедник.

    Цель: Познакомить детей с национальным достоянием города Костомукша.

    Развивать интерес к природе родного края.

    Воспитывать гордость за свою республику и свой город.

    Составление коллажа: «Я живу в Карелии»

    Цель: Обобщить знания детей о Карелии, развивать интерес к своей республике, гордость.

    Декабрь

    Беседа: "Животный мир Карелии"

    Цель. Различать и называть животных, проживающих в Карелии.

    Отгадывание загадок о растениях и животных Карелии.

    Составление своих загадок.

    Цель: Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.

    Разучивание карельских народных игр: «Кукот»

    «Сиди, сиди, Яша»

    «Догонялки»

     «Ко мне с кольцом»

    «Кислый» круг»

    Цель: Знакомство с народн. фольклором

    Рисование:

    «Страна лесов и озёр»

    Цель: Развивать творч.  воображение детей, умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.

    Январь

    Беседа: «Жизнь и быт народ Карелии».

    Цель: Пополнять и расширять знания детей о родном крае. Развивать дружеское отношение между детьми; желание больше узнавать об особенностях жизни жителей Карелии. Пополнять словарный запас детей.

    Сюжетно-ролевая игра

    «Печём «Калитки».

    Цель: Расширение познавательной сферы детей и применение полученных знаний в игровой деятельности.

    Рисование:

    «Родной город Костомукша».

    Цель: Развивать творч. воображение детей, умение отражать полученные знания, умения в разных видах художественно-творческой деятельности.
    Закрепить название своего города.

    Катание на лыжах, санках, с горки. Зимние эстафеты и развлечения.

    Цель: Создать детям веселое зимнее настроение.

    Февраль

    Беседа: «Как появился город Петрозаводск – столица Карелии»

    Цель: Познакомить со столицей Карелии. Рассказать детям об истории возникновения и названия Петрозаводска.

    Конструирование: «Мы строим новый город»

    Цель: Учить детей фантазировать, применять на практике полученные знания.

    Целевая прогулка на озеро.

    Цель: Наблюдаем за природными изменениями зимой.

    Слушание аудиозаписи карельских песен и песен о Костомукше.

    Цель: Развивать интерес детей к народной культуре.

    Март

    Чтение карельской сказки

    «Красавица Насто» Рассматривание иллюстраций к сказке Тамары Юфа.

    Цель: Развивать интерес детей к народной культуре

    Уточнить представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края.

    Художественный труд

    «Укрась Карельский кушак».

    Цель: Продолжить знакомство с карельскими орнаментами.

    Знакомство с карело–финским эпосом «Калевала»

    Цель: Познакомить дошкольников с карело–финским эпосом «Калевала»

    Развивать интерес детей к народной культуре, к устному народному творчеству.

    Знакомство с городами Карелии.

    • Цель: Развивать у детей познавательный интерес к родному краю, знакомить с основными занятиями людей, живущих в республике, способствовать общему развитию на основе любви к культуре, традициям Карелии.

    Апрель

    Обобщающее занятие: «Мой родной край».

    Цель: Закрепить знание детей о северных районах нашей страны, климатических условиях, коренном населении, их образе жизни и занятиях.

    Изделия из карельской берёзы. Береста.

    Цель: Развивать познавательный интерес детей к народным промыслам.

    Изготовление сувенира из бересты.

    Цель: Продолжить знакомство детей с карельскими промыслами. Учить работать с берестой.

    Знакомство с островом Кижи.

    Цель: Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Познакомить с достопримечательностью Карелии – Кижами.

    Совместно с родителями составить альбом «Кижи»

    Май

    Ознакомление с Красной Книгой Карелии.

    Цель: Дать детям элементарные представления о представителях флоры и фауны, занесенных в Красную Книгу. Развивать интерес и бережное отношение к природе нашего края.

    Вечер загадок

     «Кто на Севере живет?»

    «Что на Севере растет?»

    Цель: Упражнять детей в отгадывании и загадывании загадок.

    Обогащение активного словаря с учетом региональной тематики.

    Изготовление с родителями коллажа: «Путешествие в Карелию».

    Цель: Закрепить знания детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.

    Рассматривание альбомов с иллюстрациями Карелии, коренных жителей, их быта.

    Цель: Закрепить знания детей о природе родного края, о людях живущих в нашем регионе, об их жизни и быте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Сибирь-мой край родной"

    Проект создан с учетом рекомендаций по ФГТ. Материал разбит по образовательным областям. В конце представленно  итоговое мероприятие....

    Проект "Сахалин-наш край родной"

    Любовь к Родине воспитывается с детства.  Помочь увидеть красоту родного края,  узнать культуру и самобытность   народов, проживающих на Сахалине - это основа патриотического воспитания...

    Проект "Городец-мой край родной"

    Данный проект формирует у детей представления о городе в котором они живут; о его достопримечательностях, истории, культуре....

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Лодейное Поле – край родной»

    Вид проекта:ПознавательныйПодготовительная группаУчастники проекта:Учитель-дефектологУчитель-логопедВоспитатели 3-ей подготовительной группыМузыкальный руководительРуководитель изобразительной деятель...

    Проект « Югра – мой край родной»

    Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...

    Тема проекта: «Югра – мой край родной»

    В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. ...

    Познавательный проект "Край любимый, край родной"

    Вид проекта: долгосрочный, познавательныйЦель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.Задачи проекта:способствовать становлению понятия «малая родина – мой д...