Познавательный проект "Край любимый, край родной"
методическая разработка (подготовительная группа)

Ягупьева Галина Владимировна

Вид проекта: долгосрочный, познавательный

Цель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.

Задачи проекта:

  • способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
  • вызвать интерес к познанию истории родного города Бугульма,
    уточнить имеющиеся знания детей о жизни в  городе, их особенностях;
  •   приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села;
  • развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям;
  • воспитание толерантности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №27 «Золотой ключик»

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

подготовили:

воспитатели

Ягупьева Галина Владимировна

высшей квалификационной категории

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое  –

Это все мое, родное! Это Родина моя!

Вид проекта: долгосрочный, познавательный

Срок проекта: 2019г. - 2020г. учебный год

 В данном проекте речь пойдёт о значении истории    родного города и его влияние на   патриотическое воспитание дошкольников.   Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Проблема.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного- патриотического развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его  достопримечательностями, музеями,  улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Актуальность данного проекта заключается в том, что знания способствуют воспитанию патриотизма, любви  к родному краю, формированию общественного сознания. Поэтому знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая частица великого мира. Такая   обучающая деятельность рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Концептуальные основы проекта.

    «Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной – городом Бугульма.  Эти знания, а значит и чувство гордости за свой край, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

   Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

    Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта: систематизация знаний дошкольников о родном крае, городе.

Задачи проекта:

  • способствовать становлению понятия «малая родина – мой дом»;
  • вызвать интерес к познанию истории родного города Бугульма,
    уточнить имеющиеся знания детей о жизни в  городе, их особенностях;
  •   приобщать родителей к активному участию, воспитанию у детей любви к родным местам, проявлению уважения и интереса к труженикам села;
  • развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям;
  • воспитание толерантности.

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создана виртуальная экскурсия, подобран материал о городе Бугульма, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края, разработана дидактическое пособие лепбук «Край любимый, край родной…»

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.

Прогнозируемый результат.

Сформировать   у   детей   представление о родном крае и родном городе, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города; знание названий улиц города и значение этих названий. Воспитание любви и привязанности к своему городу.

Этапы реализации проекта:

 I этап – подготовительный

  • Выбор и анализ методического материала к проекту
  • Составление перспективного плана
  • Обогащение и разнообразие развивающей среды группы наглядными и дидактическими материалами, учитывая возрастные особенности
  • Повышение мотивации родителей дошкольников, активности их в осуществлении проекта
  • Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.

II этап. Выполнение проекта

  •  Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом
  • Совместные мероприятия с семьями воспитанников
  •  Виртуальные экскурсии по городу

III  этап. Итоговый

Оформление дидактическое пособие лепбука  «Край любимый, край родной…»

Презентация проекта.

(Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).

Участники проекта: 

  • воспитатели Кадоркина М.В., Ягупьева Г.В.
  • дети подготовительной  группы
  • родители

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом

 

Месяц

Тема/

Формы работы

Дидактическое и

методическое

сопровождение

сентябрь

Бугульма  - исторический

  • История возникновения города.
  • Виртуальная экскурсия по историческому городу Бугульма.
  •  Символика города (знакомство с флагом и гербом г. Бугульма)
  •  Изодеятельность – «Нарисуй герб семьи».
  • Папка-передвижка «Изучаем край родной» для родителей.
  • Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России и Татарстана.

Папка с фотографиями достопримечательностей города Бугульма, карта Бугульминского  района, символика Бугульмы, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Бугульма»

октябрь

Современная Бугульма

  • Виртуальная экскурсия по городу, знакомство с улицами города (знакомство с культурными и архитектурными зданиями, культурно – развлекательными центрами, парками отдыха.
  • Интегрированное занятие «Прогулка по городу Бугульме»
  • Оформление стенда «Бугульма теперь и прежде».
  • Рассматривание папки  «Мой город - Бугульма».
  • Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
  • Экскурсия в библиотеку знакомство с творчеством  писателей Татарстана.

Папка с фотографиями достопримечательностей города Бугульма, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Бугульма» карта Бугульминского  района, символика Бугульмы

ноябрь

Культурное наследие г. Бугульмы.

  • Познавательное развитие  «Что такое Родина».
  • Виртуальная экскурсия по музеям города Бугульмы (краеведческий, Ярослава Гашека,  музей Татарской истории и культуры)
  • Знакомство с культурными и архитектурными зданиями г. Бугульмы (драматический театр имени А.В. Баталова, мечетями и церквями, с домом купца Ш.Л. Хакимова).
  • Дидактическая игра «Путешествие по городу»
  • Чтение стихов, рассказов о родном крае.

Папка с фотографиями достопримечательностей города Бугульма, карта Бугульминского  района, символика Бугульмы, книга «Бугульма» презентация «Виртуальная экскурсия по городу Бугульма»

декабрь

Спорт в родном городе.

  • Виртуальная экскурсия по спортивным комплексам  г. Бугульма.
  • Беседы на тему о спортсменах и спорте в г. Бугульма: « Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!», «Мы гордимся нашими спортсменами».
  • Экскурсия в ледовый дворец «Юбилейный».
  •  Выставка детского рисунка «Мы любим спорт»

Папка с фотографиями достопримечательностей города Бугульма, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Бугульма» карта Бугульминского  района, символика Бугульмы

Январь-февраль

Бугульма – многонациональный город

  • Беседа «Мы в городе  своем родном - очень дружно живем».
  • Музыкальная литературная композиция «О, язык, родной, великий…»
  • Консультация для родителей «Международный день родного языка»
  • Изготовление праздничных открыток к Пасхе.
  • Народные игры.
  • Знакомство с народами Поволжья и их национальной одеждой.
  • Праздник «Сабантуй»

Папка с фотографиями достопримечательностей города Бугульма, презентация «Виртуальная экскурсия по городу Бугульма» карта Бугульминского  района, символика Бугульмы

март

Знаменитые люди города Бугульмы.

  • Виртуальная экскурсия знакомство со знаменитыми людьми г. Бугульмы.
  •  Беседа на тему «Они прославили наш город».
  • Прослушивание песен.
  • Чтение стихов о родном городе.

Папка с фотографиями достопримечательностей города Бугульма, карта Бугульминского  района, символика Бугульмы, книга «Бугульма», презентация «Виртуальная экскурсия по городу Бугульма»

Апрель-май

Памятники и мемориалы.

  • Виртуальная экскурсия по памятникам и мемориалов в г. Бугульме.
  •  Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.
  •  Изготовление праздничных открыток к 9 мая.
  •  Встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей).
  • Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».
  • Дидактические игры по «Патриотическому воспитанию».
  • Мероприятие по социально-коммуникативному  развитию на тему: «9 мая – День Победы».
  • Совместная экскурсия со школьниками гимназии № 7 к  вечному огню.
  • Фотоотчет родителей участие в Бессмертном полку.

Папка с фотографиями достопримечательностей города Бугульма, карта Бугульминского  района, символика Бугульмы, книга «Бугульма», презентация «Виртуальная экскурсия по городу Бугульма»

Ожидаемы результаты:

  • У воспитанников

 1.Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, с помощью проектной деятельности, должна способствовать обогащению знаний дошкольников.

2. Дети узнают  много нового о городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях.

3.Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует  формированию наглядно-образного мышление у детей.

4. В игре и труде между детьми должны улучшиться дружеские взаимоотношения

  • У родителей:

1. Активные единомышленники и помощники педагога в организации тематических мероприятий, проектной деятельности;

2. Изменение отношения к организации ;

  • У воспитателей:
  1.  Повышение профессионализма в использовании метода проектов в образовательной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Амосова М.Н. Дошкольная педагогика  - №1 /126/ январь/ 2017г.
  2. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
  4. . Емченко С.  Дошкольное воспитание  - № 2 / февраль / 2016г.
  5.  Емченко С.  Дошкольное воспитание  - № 5 / май / 2016г.
  6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990
  7. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
  8. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
  9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005
  10.  Куадже Е.Е. , Риет И. Г. Дошкольная педагогика  - №5 (120)/ май / 2016г.
  11.  Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
  12.  Морозова Л.Д.  Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

Приложение № 1

«Виртуальная экскурсия»

как форма работы с детьми дошкольного возраста

по ознакомлению с родным краем

Актуальность.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Информатизация образования открывает перед педагогами новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей.

 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обращает наше внимание на то, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Создается единое информационное образовательное пространство в группе, активно используется интернет ресурсы, информационные технологии, проектная деятельность в воспитательном образовательном процессе.

В связи с внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. Такие экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны, полюбоваться красотой природы своего края и разных уголков нашей родины.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Так же позволяют разнообразить и сделать образовательный процесс интересным, а значит и более эффективным, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Цель. Обеспечение высокого качества воспитательного процесса в направлении ознакомления детей с родным краем на основе использования информационных технологий.

Задачи.

  1. Разработать новые методические пособия по ознакомлению с родным краем, способствующие формированию у детей представлений о родном городе и стране, развитие патриотических и гражданских, на основе сочетания традиционных форм работы и новых технических возможностей.
  2. Привлечь родителей к активному участию в создании электронных пособий.
  3. Воспитание любви и привязанности к своему детскому саду, улице, городу.

Преимущества:

  • Доступность.
  • Возможность повторного просмотра.
  • Наглядность.
  • Наличие интерактивных заданий.

Подготовительный этап.

  • Изучение и подбор литературы.
  • Определение целей и задач мини-проекта по виртуальной экскурсии.
  • Определение источников экскурсионного материала, отбор и изучение экскурсионных объектов.
  • Организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериалов, иллюстраций исторического характера в интернете, библиотеках, во время экскурсий по городу.
  • Составление маршрута экскурсий на основе видеоряда.
  • Подготовление текста экскурсии.
  • Определение техники ведения виртуальной экскурсии.

Основной этап.

  1. Вступительная беседа с детьми.  
  2. Определение целей и задач экскурсии.  

  3.   Показ экскурсий (можно провести разными способами).

- видеопутешествие семьи;

- видеоэкскурсия, проводимая ребенком или членами его семьи с комментариями;

- фотопутешествие с каким-нибудь героем.

  4.Итоговая  беседа  

Заключительный этап. 

Для реализации поставленных задач, в группе была создана материально-техническая база, способствующая успешной информатизации воспитательно-образовательного процесса.

Хотелось бы сделать вывод, что использование мультимедийных пособий помогают детям получить знания о городе, проявлять заинтересованность, любознательность, активно участвовать в процессе познания, учится устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости, соблюдать правила поведения в природе, сопереживать. Таким образом, систематическое использование виртуальных экскурсий в детских образовательных учреждениях  сочетании с традиционными методами, позволяют сделать процесс интересным, качественным, результативным. Позволяет повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Бугульмы, сформировать заботливое отношение к семье, родному городу, своей Родине.

Работа с родителями.

Активными помощниками должны стать наши родители. Семьям предлагается выполнить задание, согласно темам,  в результате выполнения которого будет создаваться видеотека из фотографий и видеозаписей.

                                         

Приложение № 2

Познавательное развитие

«Что такое Родина?»

Цель: формировать первичные представления о Родине, о социокультурных ценностях  малой Родины.

Задачи:

-углублять и уточнять представления о России.

-расширять и активизировать словарь по теме «Моя Родина- Россия»

-обогащать эмоционально-эстетическое восприятие при знакомстве с творчеством поэтов, композиторов, художников.

-развивать компоненты связной речи, диалогическую речь.

-формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

-воспитывать интерес к литературной речи, умение использовать выразительные средства языка.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, краски, кисточки, стаканчики с водой, воздушный шарик с письмом-загадкой, цветы из разноцветной бумаги по числу детей.

Ход  деятельности:

Педагог: Дети, отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает!»

Дети: Солнышко!

Педагог: Теперь  представьте, что вы – веселые и дружные солнечные лучики. С наступлением утра лучики пробиваются сквозь облака и улыбаются всему живому на Земле. Давайте изобразим такие лучики. Улыбнемся друг другу, протянем руки, соединим их в центре солнечного круга.

(Обращаем внимание на влетевший в группу воздушный шарик, с привязанным к нему письмом) 

Педагог: Интересно, что в письме?  Там загадка, давайте ее отгадаем вместе.

«Дороги имеются – ехать нельзя, земля есть - пахать нельзя, луга есть – косить нельзя, рек, морей много - воды нет?!

Дети: Это карта.

Педагог: Верно. Карта - это уменьшенное изображение земного шара или какой- либо местности. Как вы думаете, для чего нужна карта?

 Дети: Карта нужна для того, чтобы знать, где находятся моря, реки, пустыни, горы, разные страны.

Педагог: Правильно, на ней можно увидеть нашу удивительную страну. Посмотрите какую огромную территорию она занимает.

(Педагог указкой показывает границы России)

Педагог:  Как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Педагог:  Какая Россия по величине?

Дети: Огромная, большая, необъятная.

Педагог:  Много у нас городов, рек, сел, озер. Есть в России горы, страну омывают моря. Неповторима, красива и разнообразна природа нашей Родины.

«Венок из слов»

Педагог: Возьмите по одному цветку. Ответив на мой вопрос, прикрепите цветок на карту. (Дети поочередно отвечают на вопросы  и прикрепляют цветы по контуру Российской Федерации)

Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители)

Как можно назвать бабушку, дедушку, дядю, тетю, братьев и сестер? (родственники, родные)

Как можно назвать всех людей, которые живут в нашей стране?  (народ)

Как называются песни, которые сочинил народ? (народные)

Как  назвать ручеек, бьющий из-под земли? (родник)

Мы перечислили немало слов, в которых  есть общее маленькое слово «род», оно объединяет их со словом «Родина»

Родина - это та земля, где мы родились, где живет наш народ, родители и родственники, где звучит наша речь.

(Педагог предлагает прослушать рассказ)» Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее  потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, и Родина у него – одна» (К.Д.Ушинский)

Как называет автор свою Родину?

Почему мы зовем Россию Отечеством? (Отечество происходит от слова «отец»)

Почему мы зовем Россию родиной?  (Потому, что в ней мы родились?)

«Подвижная минутка»

Наша Россия

Небо синее в России. (Поднимают руки вверх)

Реки синие в России (Опускают руки и рисуют волны)

И березки молодые

Нарядились в кружева. (Поднимают руки вверх, раскачивают ими из стороны в сторону над головой).

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей (Опускают руки вниз, раскачивают руками «гладят траву»)

Есть и клены и дубы.

А еще пекут в печи

Вот такие калачи!  (Разводят руки  в стороны)

Педагог:  Как называется республика, в которой мы живем?  (Татарстан)

Татарстан считается нашей Родиной. Почему?  (Это место где мы родились, где живут мамы и папы)

Природа Татарстана.

Природа Татарстана очень красива, неповторима живописна.

Предлагаю вспомнить и прочитать стихотворения о природе.

1-й ребенок.

Дружной стайкой на лужайке

В желтых сарафанчиках

В хороводе трав зеленых

 Встали  одуванчики. (А.Дешин)

2-й ребенок.

Стоит березка золотая.

Течет серебряный ручей.

А на березке птичек стая

В рассвете солнечных лучей. (А.Артюшенко)

3-й ребенок.

Рябинки красный цвет несут,

От ветра листья берегут.

Ведь красный цвет все сопки украшает

И зелень елей оттеняет. (Н.Жарикова)

4-й ребенок.

Тут толстун-шампиньон  понабычился,

С хитрецою лисички глядят,

Подосиновик важно и чинно

Демонстрирует яркий наряд. (Г.Дудина)

Рассматриваем картины художников о природе.

Педагог:

Что объединяет эти картины? (везде изображена природа)

 Как картины можно назвать одним словом?

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель иль белый иней

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…(пейзаж)

Педагог: предлагаю на время стать художниками- пейзажистами и нарисовать пейзаж.

Продуктивная деятельность   «Природа малой Родины».

Звучит мелодия. Дети выполняют задания. Закончив работу, выставляют свои картины в групповой галерее. Педагог предлагает рассказать, что ему понравилось и почему?

Педагог: Вы молодцы! Пройдет время и, возможно, кто-то из вас станет знаменитым художником или поэтом. Мы будем вами гордиться!

 «Необычное рисование» (упражнения для снятия зрительного напряжения)

Педагог: Сегодня ваши глаза много работали и им нужен отдых. Что мы с вами проводим в таких случаях. (Гимнастику для глаз)

Поставить палец на расстоянии 25-30 см от глаз.

А сейчас внимание - необычное рисование!

Пальчиком ребята водят

Птичку в воздухе выводят.

Наши веки и ресницы

Словно веки чудо-птицы!

Часто-часто поморгаем,

В небо высоко взлетаем…

А теперь глаза закройте,

Отдохните так постойте!

Педагог: Что нового вы узнали? Что  мы называем Родиной?

Приложение № 3

Сценарий  мероприятия

по социально-коммуникативному  развитию на тему:

«9 мая – День Победы»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о  Великой Победе

 Задачи:

 Активизировать имеющие знания, самостоятельные рассуждения;

 Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа;

Воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

Оборудование:  мультимедийный проектор, музыкальный центр, макет костра, свеча.

Ход  мероприятия:

В зале полумрак. В середине зала «горит» костер, на фортепиано стоит свеча. Вокруг костра стульчики. Звучит в аудиозаписи песня «День Победы», дети заходят в зал, садятся.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

I Вступительная часть

Вступительное слово воспитателя:

Сегодня мы собрались, чтобы вместе со всей страной отметить праздник Победы. В этот день много лет назад закончилась Великая Отечественная война победой над фашистской Германией.

Воспитанники слушают

II. Основная часть

 Прослушивание в аудиозаписи «Седьмая симфония» Д.Шостаковича 

Воспитанники прослушивают

Чтение стихотворения

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

Воспитанники слушают

Прослушивание в аудиозаписи 1-й куплет песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Воспитанники прослушивают

Прослушивание стихотворения

Воспитанник читает стихотворение

Вставай, народ!

Услышав клич Земли,

Отважно шли солдаты в бой

За каждый город и за нас с тобой!

Чтение текста

Наш народ от мала до велика поднялся на защиту Родины. Люди разных национальностей, взрослые и дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Погибло больше 20 миллионов человек. Но люди выстояли и победили. Война закончилась 9 мая. Этот день и стал в нашей стране великим праздником. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы гремит салют. Вечернее небо расцвечивается яркими праздничными огнями.

Воспитанники слушают

Обращение внимания детей на репродукцию картины «День Победы» В.Сидорова.

Рассматривают картину

Прослушивание стихотворений

Воспитанники читают стихотворения

Еще тогда нас не было не свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава им навеки

От всей земли, от всей земли!

(М. Владимиров)

Чтение текста

Мы собрались здесь, вокруг костра, чтобы почтить память наших дедов и прадедов. Возле таких костров часто сидели наши воины в перерывах между боями: кто-то вспоминал родной дом, кто-то писал письмо. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники – письма, которые присылали с фронта отцы и братья.

Воспитанники слушают

Прослушивание стихотворений

К костру выходит мальчик, разворачивает письмо, свернутое треугольником, читает.

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром – снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть.

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Выходят четверо  воспитанников, «читают» «фронтовые» письма.

 Дорогие мои, родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить.

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Прослушивание песни

Воспитанники исполняют под гитару или гармонь песню «В землянке» (муз. К.Листова, сл. А. Суркова).

Чтение текста

Отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам-освободителям. Один из них находится в Трептов-Парке в Берлине – это памятник Воину-освободителю с девочкой на руках.

Воспитанники слушают

 Показ презентации «Памятники Бугульмы»

Воспитанники смотрят

Прослушивание стихотворения

Воспитанники читают стихотворение

Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой…

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

В голубых глазах стоял испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг…

Тут он вспомнил, как, прощаясь, летом

Он свою дочурку целовал.

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоняя,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!

И в берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он – солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле.

(Г. Рублев)

Чтение текста

На нашей Родине после войны осталось много братских могил, на которых всегда лежат живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.

Воспитанники слушают

Прослушивание стихотворения

Воспитанники читают стихотворение

Отстояли деды

Труд и счастье на земле.

Ярко светят в честь Победы

Звезды мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою. (Н.Френкель)

Прослушивание песни

Дети исполняют песню «Вечный огонь» (муз. А.Филиппенко, сл. Д.Чибисова).

 Воспитатель объявляет минуту молчания

А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле.

 Воспитанники   выражают почтение минутой молчания всем героям.

III Заключительная часть

Чтение текста

Если в вашей семье, в вашем доме живут ветераны, те, кто участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с праздником Победы!

Воспитанники слушают

Прослушивание стихотворения

Воспитанники читают стихотворение

В день Победы утром рано

Выйди в город, погляди:

Вот шагают ветераны

С орденами на груди.

Спасибо ветеранам скажем

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

  Исполнение песни «Миру-мир!» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

  Исполнение песни «Миру-мир!» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).

 Прослушивание песни «День Победы» в аудиозаписи.  

Прослушивание песни «День Победы» в аудиозаписи.  

Приложение 4

Интегрированное занятие

«Прогулка по весенней Бугульме»

В старшей группе с использованием интерактивной доски

Цель: обобщить представления о весне и весенних явлениях в природе.

Задачи:

 - расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «весна»

-углублять представления о Бугульме

-совершенствовать синтаксическую сторону речи

- развивать связь речи, фонематических процессов, речевого слуха

-воспитывать любовь к родному городу и гордость за него.

Оборудование: интерактивная доска, изображения достопримечательностей Бугульмы, стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка»

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Дети стоят полукругом

Педагог:  Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и представимся.

Викторина.

-В каком городе мы с вами живем?

-Как называются жители Бугульмы?

- Как называется житель Бугульмы?

-Как называется жительница Бугульмы?

-Вы любите свой город?

Игра « Я люблю Бугульму, потому что…»

(Дети по очереди отвечают на этот вопрос) Присаживаются за столы.

2. Основной этап. Технологическая карта.

Действия педагога

Действия детей

Примечание

Читает стихотворение С. Маршака «Весенняя песенка»

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся сережки.

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Давайте назовем приметы весны. А поможет нам табличка-подсказка.

Опираясь на мнемотаблицу, рассказывают о приметах весны.

Игра «Силуэты»

-Сегодня мы отправимся на весеннюю прогулку по в Бугульме.

(Раздает силуэты достопримечательностей Бугульмы)

(На  доске по очереди открываются картинки)

Соотносят силуэт достопримечательности с цветной картинкой на доске. Называют достопримечательность.

-Наша прогулка продолжается. Давайте расскажем, что мы увидели , гуляя по нашему городу.

Рассказывают.

Выполняют пальчиковую гимнастику «Люблю по городу гулять»

Бугульма-зелёный город.

Он старинный, нам родной.

Он душой и сердцем молод.

Словно памятник живой.

 

Хороши его просторы,

Водоёмы и леса.

Восхищают парки, горы,

Все красоты, чудеса.

 

А аллея так прекрасна:

Лиственницы в два ряда.

Отдыхают здесь все часто.

Счастливы идти сюда.

 

Ослепительно сияет

В центре города фонтан.

Всеми красками играет.

Он для радости нам дан.

 

Бугульма- красивый город.

Мы всегда гордимся им.

Он нам близок, он нам дорог,

Навсегда нам стал родным.
 

3. Подведение итогов.

Педагог: Наступила весна. Дни стали длиннее и теплее. Реки освободились ото льда. На деревьях распускаются почки. Город преобразился. И гулять по весенним улицам, скверам и паркам сейчас одно удовольствие.

    На выходных, а возможно уже сегодня, кто-то отправится гулять по Бугульме.

Расскажите, куда вы отправитесь? Что предложите посмотреть своим родителям?

    А после выходных вы расскажите, куда ходили,  и  какие весенние изменения произошли у нас в городе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

эколого-краеведческая программа "Любимый край-родной Ямал"

Программа "Любимый край-родной Ямал"-результат творческого поиска педагогического коллектива МДОУ № 8 "Теремок"г. Салехарда и создана с целью ознакомления дошкольников  с природными богатствами Я...

Проект "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников....

«Край любимый, край родной!»

Сценарий развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Познавательно - развлекательная игра "Край родной, навек любимый"

Это игра, в которой  3 тура,  двигаясь по этим турам дети узнают много всего интересного и необычного  о своем родном крае Нижегородском....

Конспект занятия в подготовительной группе. Познавательное развитие. Тема «Край родной, навек любимый»

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательное  развитию на тему «Край родной навек любимый»Занятие формирует  у детей нравственные качества, воспитывает чувство лю...

Конспект развлечения по патриотическому воспитанию «Край любимый – край родной!» (подготовительная к школе группа)

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Обогащение знаниями о родном крае, становление патриотического самосознания....