Конспект познавательного занятия "Мой любимый край Родной" в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Сат Туяна Сергеевна

Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаем, тардициями тувинского народа. Воспитывать любовь к малой Родине духовной культуре народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Дюймовочка»

Конспект НОД познавательного занятия

 «Мой любимый край Родной»

для детей подготовительной к школе группы

подготовила и провела воспитатель: Сат Т. С.

Хову - Аксы

Цели:
1. Образовательные: Познакомить детей с бытом и культурой творчеством обычаями, традиций тувинского народа. Расширить, обогатить и уточнить знания детей о национальных обычаях и традициях.
2. Развивающие: Развивать речь, память, логическое мышление детей.
3. Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине, духовной культуре народа.
Материал и оборудование: женский национальный костюм (платье, украшения чавага) тувинский музыкальный инструмент хомус, юрта.
Предварительная работа: чтение народных сказок, рассказов и стихотворений тувинских писателей и поэтов. Рассматривание картины иллюстраций альбомов по теме «Прослушивание народных песен».
Интегрируемые образовательные области: художественно эстетическая творческая познание, физическое развитие, социализация, коммуникация.
Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.
Методы и приемы:
Наглядный: показ предметов быта, одежды, музыкальный инструмент «Хомус», украшение «Чавага».
Словесный: художественное слово, вопросы, рассказ воспитателя, хоровые и индивидуальные ответы детей, словесная игра.
Практический: игровые упражнения.
Словарная работа: «чавага», «хомус», «хараача»
Ход:
1. Организационный момент:
Воспитатель в тувинской национальной одежде, дети подходят, рассматривают.
— Посмотрите, дети, сегодня я в необычном наряде. Я сегодня надела тувинскую национальную одежду. Вот это мое платье, оно у меня длинное, широкое украшено тувинским узором.
— А знаете, дети, почему платье женщины носили широкое? (ответы). Потому что раньше женщины, как и мужчины, принимали участие на скачках, т.е. ездили верхом на лошади.
— Какого цвета мое платье? (красного)
— Посмотрите, какое на мне украшение. Это украшение называется – чавага. Сделаны из красивых бус.
— Вот мы рассмотрели с вами тувинскую национальную одежду и украшение тувинской женщины.
— Ребята, я хочу вас пригласить в гости к тувинской семье, но чтобы туда попасть нужно сначала ответить на вопросы:
— В каком городе мы живем?
— Мы живем в городе Кызыле.
— Как называется наша республика?
— Наша республика называется (Республика Тыва)
— Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте)
2. Основная часть.
Воспитатель: — Экии! Что я сказала? Я поздоровалась на тувинском языке, давайте мы все поздороваемся с хозяевами. (обращается к хозяйке юрты). Как называется ваш дом?
Хозяйка – Это юрта. Здесь живет моя семья.
Воспитатель: — Дети как вы понимаете слово (семья?)
— Семья – это мама, папа, дедушка, бабушка, дети.
Хозяйка – Сегодня я одна в юрте все остальные ушли по делам. Давным-давно тувинцы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской.
Воспитатель: Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов).
Хозяйка – Правая сторона юрты от входа называлась женской половиной. Там находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине.
Воспитатель: — А в левой стороне юрты в мужской половине, что вы видите? (орудие труда, охоты).
— Что еще вы заметили в юрте? (огонь). Зачем нужен огонь? (ответы). Огонь, дети, у тувинского народа особо почитался. В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Костер всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше (хараача).
— Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы)
— Конечно, мама – готовит еду, папа – охотится, пасет овец, коров, бабушка вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети – играют. А вы любите играть?
Физминутка: Образуют круг и ходят по кругу со словами:
Юрта, юрта – круглый дом,
Побывайте в доме том,
Трудятся отец и мать,
Что мне делать? Отдыхать.
Быть без дела не люблю,
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей (Пляска)

Воспитатель: — Дети, а вы любите слушать музыку? В этой семье тоже любят слушать музыку. Садитесь поудобнее (обращается к хозяйке). Что за инструмент у вас на руках?
Хозяйка: Это мой любимый тувинский инструмент хомус (показать хомус).
Воспитатель: Хомус – это древний музыкальный инструмент. Его делают мастера. Звучание очень нежное, сыграйте пожалуйста. (После прослушивания, благодарят хозяйку). Я вам сыграю, вы под хомуса, соберите юрту.
Игра «Собери юрту».
Воспитатель: Молодцы ребята.
— Дети, как называется инструмент, на котором нам сейчас сыграли (ответы)
Итог занятия: Где мы были в гостях? С кем мы с вами познакомились?
— Что находится на мужской половине юрты?
— Как называется женское украшение, которое завязывали на косу? (чавага)
— Для чего нужен огонь в юрте?
— Звучание, какого инструмента мы сегодня слушали?
— Молодцы, дети! Давайте попрощаемся с хозяйкой юрты. Байырлыг! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Программное содержание:1. Обобщить знания детей о бытовых приборах, их назначении и правилах пользования.2. Активизировать умение избегать опасные ситуации и по возможности правильно действовать...

Неделя «Специалист» по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Конспект познавательного занятия «Хочу все знать» (подготовительная группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска»      Неделя «Специалист»...

Конспект познавательного занятия с родителями в подготовительной группе Тема: Умелые руки - не знают скуки

Познакомить детей с работой пекаря. Упражнять в словоизменении существительных...

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Фильтрование воды»

Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности по очистке воды...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Свойства воды»

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: Совершенствовать представления детей о разнооб...