Главные вкладки

    ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по патриотическому воспитанию «Сочи – Родина моя»
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

    яшина инга владиславна

    В настоящее время одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Оно должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать полноценным участником общественной жизни: активная социальная позиция, наличие нравственных идеалов, потребность в труде.

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

    Реализация Программы по патриотическому воспитанию невозможна без изучения истории, обычаев, традиций, культуры своей Родины, своего края. В основе воспитания лежит развитие чувств и выработка навыков нравственных поступков.

    Формирование у дошкольников нравственных чувств на основе роста осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний – основополагающее новообразование для детей данного возраста. Чувства, эмоции определяют поступки, выражающие отношение ребенка к окружающему миру.

    Предлагаемая программа «Сочи – Родина моя» (далее – Программа) направлена на воспитание детей многонационального города. Программа учитывает своеобразие культур народов Сочи, необходимость уделять особое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл regionalnyy_komponent_programma.docx96.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждениеДетский сад № 127 г. Сочи

    354200 г. Сочи, Лазаревский район, ул. Малышева, дом 4

    тел. 8-988-140-16-28E-mail: dou127@edu.sochi.ru

    ИНН 2318042126, КПП 231801001

    Принято:

    Педсоветом  МДОБУ № 127

    От 01 марта 2019г

    Протокол № 1

    УТВЕРЖДАЮ:

    Заведующий МДОБУ № 127

    Афанасьева А.Г._____________

    01 марта 2019г

    Приказ №  ___        

    ПАРЦИАЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

    «Сочи – Родина моя»

    приоритетное направление

    «Социально-коммуникативное развитие»

    (патриотическое воспитание)

    детей старшего дошкольного возраста

    Авторы программы:

    воспитатель Яшина И.В.

    Сочи, 2019

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    3

    1

    ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    4

    1.1

    Пояснительная записка

    4

    1.2

    Цели и задачи реализации программы

    4

    1.3

    Принципы и подходы к формированию программы

    5

    1.4

    Отличительные особенности программы

    5

    1.5

    Планируемые результаты освоения Программы

    7

    2

    СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    10

    2.1

    Раздел «Природа Сочи»

    10

    2.2

    Раздел «Люди Сочи»

    16

    2.2.1

    Традиционная и современная культура людей, живущих в Сочи

    17

    2.2.2

    Топография и  памятники

    17

    2.2.3

    Литература

    18

    2.2.4

    Музыка

    19

    2.2.5

    Учимся, играя

    20

    3

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    22

    3.1

    Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в рамках Программы

    22

    3.2

    Взаимодействие с семьями воспитанников

    23

    ЛИТЕРАТУРА

    26

    ПРИЛОЖЕНИЕ.

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Оно должно быть в первую очередь нацелено на формирование у личности тех черт, которые позволят ей стать полноценным участником общественной жизни: активная социальная позиция, наличие нравственных идеалов, потребность в труде.

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

    Реализация Программы по патриотическому воспитанию невозможна без изучения истории, обычаев, традиций, культуры своей Родины, своего края. В основе воспитания лежит развитие чувств и выработка навыков нравственных поступков.

    Формирование у дошкольников нравственных чувств на основе роста осознанности и устойчивости эмоциональных переживаний – основополагающее новообразование для детей данного возраста. Чувства, эмоции определяют поступки, выражающие отношение ребенка к окружающему миру.

    В городе Сочи, где проживают люди разных национальностей, в последнее время резко вырос уровень миграции. Переселенцы из других регионов России являются носителями субкультур, отличных от местного менталитета. Кроме того, они имеют слабое представление об истории города Сочи, его традициях и культуре. Вследствие этого, у «новых» сочинцев на первое место выступает потребительское отношение к городу. Однако, и воспитанники ДОУ, и их родители довольно легко вовлекаются в совместные мероприятия, нацеленные на изучение истории, быта и обычаев Сочи. Интерес взрослых и детей прямо пропорционален умению педагога создать условия для реализации деятельности, направленной на повышение информированности жителей города об интересных фактах в истории города. Все великое начинается с малого. Невозможно воспитать любовь к Родине, к стране, не научив прежде любить свой город. Отсюда вытекает необходимость более глубокого изучения и переосмысления потенциала патриотического воспитания для  воспитанников дошкольных образовательных учреждений с точки зрения его содержательной и практической (методической) стороны. На этом фоне, введение регионального компонента в образовательную программу становится приоритетным.

    Предлагаемая программа «Сочи – Родина моя» (далее – Программа) направлена на воспитание детей многонационального города. Программа учитывает своеобразие культур народов Сочи, необходимость уделять особое внимание формированию не только национального самосознания и базиса личностной культуры, означающего, что ребенок приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям, но и навыков уважительного и терпимого отношения к иным культурам.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХСОКРАЩЕНИЙ

    ДО — дошкольное образование.

    ДОУ — дошкольное образовательное учреждение.

    ИКТ — информационно-коммуникационные технологии.

    ООП — основная образовательная программа.

    ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт

    дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

    1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Программа «Сочи – родина моя» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и предполагает усиление Познавательной образовательной области в разделе Социально-коммуникативное развитие, патриотическое воспитание. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, в ней учтены особенности образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов родителей воспитанников. Реализация программы проводится во второй половине дня в форме кружковой работы, совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

    Кроме традиционных форм, методов и средств, используемых педагогами ДОУ в работе с детьми и родителями, в программе отражены новые подходы ДОУ в этом направлении деятельности. Ключевая идея Программы заключается в создании системы работы в детском саду для всех участников образовательных отношений по целенаправленной и последовательной деятельности в воспитании детей гражданами и патриотами своей родины.

    1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Цели Программы - создание в ДОУ системы работы и условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и гражданственности; развития эмоций и чувств по отношению к своему городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции.

    Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

    - Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения, гражданской позиции:

    – к семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине;

     – к природе родного края;

    – к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.

    - Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.

    - Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и народным праздникам.

    - Воспитание чувства собственного достоинства, уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и в отношении людей других национальностей.

    - Ознакомление детей с историей, природой Кавказа, историей города, поселка, в котором они живут, с людьми, прославившими эти места.

    - Ознакомление с бытом и традициями людей, проживающих в Сочи – в том числе с семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.

    - Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.

    - Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных образовательных учреждениях.

    1.3 ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

    - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

    - принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

    - принцип поддержки детской инициативы и формирования интереса к истории родного города;

    - принцип конкретности, доступности и наглядности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным особенностям детей;

    - принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания;

    - принцип научности как основа сведений об истории и культуре родного края, города;

    1.4 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

    Патриотическая направленность Программы

    Приоритет Программы- воспитание в детях патриотических чувств, любви к Большой и Малой Родине, гордости за достижения и историю родного города, стремление сберечь, преумножить природные и культурные богатства города Сочи.

    Направленность на развитие личности ребенка

    Воспитание свободного, уверенного в себе гражданина, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение, умеющего отстаивать его.

    Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей

    Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям;

    формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

    Направленность на сохранениеи укрепление здоровья детей.

    Формирование у детейстремления сохранять и укреплять здоровье путем элементарных представлений о здоровом образежизни, воспитания полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.

    Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка

    Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержкаего чувства собственного достоинства и т. д.).

    Особенности структуры программы

    Программа состоит из трех основных разделов – целевого, организационного и содержательного и затрагивает все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО, с учетом принципа интеграции их содержания. Содержательная часть программы состоит из двух разделов:  «Природа Сочи» и «Люди Сочи».

    Взаимодействие с семьями воспитанников

    Программа учитывает ценность семьи как уникального институтавоспитания и необходимость развития ответственных и плодотворныхотношений с семьями воспитанников. В разделе «Взаимодействие с семьями воспитанников» описаны основные формы работы с родителями воспитанников, использование которых поможет педагогам успешно реализовывать Программу.

    Перспективы работы по развитию содержания Программы

     Ведется работа по методическому, организационному и информационному обеспечению Программы с целью развития, расширения и углубления ее содержания.

    Методическое обеспечение процесса подготовки педагогов к реализации программы

    Залогом успешной реализации задач программы является профессиональная компетентность педагогических работников ДОУ.

    Для этого идет процесс создания базы методических разработок и рекомендаций к Программе. Такая база в дальнейшем будет способствовать возможности планировать образовательные ситуации, обогащать практический и познавательный опыт детей, эмоции и представления о своем городе,  

    Для успешного внедрения Программы педагоги должны:

    - продумывать содержание и организацию совместного образа жизни детей, условия эмоционального благополучия и развития каждого ребенка;

    - определять единые для всех детей правила сосуществования детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;

    - соблюдать гуманистические принципы педагогического сопровождения развития детей, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;

    - осуществлять развивающее взаимодействие с детьми, основанное на современных педагогических принципах«Сделаем вместе»;

    - сочетать совместную и самостоятельную деятельность детей;

    - создавать с учетом регионального компонента развивающую предметно-пространственную среду в образовательном процессе;

    - наблюдать как самостоятельное развитие каждого ребенка, так и в процессе взаимодействия с другими детьми и взрослыми;

    - сотрудничать с родителями, совместно с ними решая задачи воспитания и развития дошкольников.

    1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

    Целевые ориентиры Программы даны по разделам программы и базируются на ФГОС ДО, целях и задачах, обозначенных в Программе.

    Самообразование педагогов и родителей воспитанников ДОУ являются обязательным условием освоения Программы. Под самообразованием понимается получение новых знаний, установок и умений, с целью улучшения качества воспитания и образования детей.

    В результате освоения Программы родители, под руководством педагогов ДОУ (воспитателей, психолога, старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре), совместно с детьми находят информацию на заданную тему. Затем делятся полученной информацией с другими детьми и их родителями на семинарах, мастер-классах и др. мероприятиях, организованных педагогом.

    В процессе реализации Программы, родители получают возможность лучше узнать интересы, возможности и способности своих детей. Самообразовываясь, родители увереннее отвечают на бесконечные вопросы своего ребенка, круг интересов для общения расширяется. Узнавая больше о городе Сочи, родители начинают ценить и беречь природно-исторические богатства нашего города.

    Ожидаемые результаты освоения Программы для ДЕТЕЙ:

    РАЗДЕЛ «ПРИРОДА СОЧИ»

    – проявляют позитивные эмоциональные реакции на явления и объекты природы, знают объекты ближайшего окружения (растения и животных уголка природы, территории детского сада, семейного садового участка, двора);

    – проявляют ярко выраженный интерес к информации природоведческого характера, желание понять суть явлений, выявить их взаимосвязь;

    – проявляют заинтересованность в практических действиях (наблюдать за растением, противостоять тому, кто наносит вред природе и т. д.);

    – отображают природоведческую деятельность в других видах детской деятельности (изобразительной, игровой и др.);

    – проявляют познавательную активность во всех видах организованной деятельности, направленной на усвоение программного материала, интерес к способам достижения результата, наблюдательность;

    – ориентируются в ближайшем природном окружении.

    РАЗДЕЛ «ЛЮДИ СОЧИ»

    Традиционная и современная культура людей, живущих в Сочи

    – имеют представления о своей семье, родственниках;

    – придерживаются основных правил семейного и гостевого этикета;

    – к соседям по дому, по улице, к знакомым относятся вежливо,доброжелательно, знают их по именам;

    – называют профессии своих родителей, родителей своих друзей и соседей, место их работы, основные виды занятий;

    – знают о том, что в Сочи  живут люди разных национальностей;

    – знают и называют некоторые известные блюда национальной кухни людей, живущих в Сочи;

    - знают национальные костюмы, традиции и обряды коренных народов Кавказа и  народов, проживающих в Сочи в численном большинстве;

    – знают и называют виды деятельности, промыслы, которыми занимались люди, проживающие на территории  Сочи в прошлом;

    – знают элементы орнаментальных мотивов декоративных росписей, характерных для различных культур;

    – уважительно относятся к традициям людей, живущих в Сочи;

    – применяют полученные знания и умения в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, художественно-творческой, художественно-речевой.

    Топография и  памятники

    – знают и называют символы Российской Федерации, символику Краснодарского края и Сочи;

    – имеют представление о том, что Сочи находится на юге России;

    – проявляют интерес к истории родного населенного пункта, знают историю его названия, называют и могут кратко описать достопримечательности родного края и имена некоторых знаменитых людей;

    – знают, что в Сочи проживают представители разных национальностей, могут назвать некоторые их них;

    – имеют представление о правилах поведения при посещении культурно-исторических мест, памятников, музеев.

    Литература

    – слушают, заучивают наизусть и разыгрывают с помощью воспитателя поэтические фольклорные произведения;

    – понимают смысл пословиц, поговорок, пробуют их использовать в соответствующих жизненных ситуациях;

    – проявляют стойкий интерес к сказкам народов, живущих в Сочи, высказывают свое отношение к героям сказок, дают оценку их поступкам;

    – понимают отличие мифов, легенд, былин от сказок;

    – знают некоторые произведения о Сочи современных писателей и поэтов

    Музыка

     – знают о многообразии музыкального искусства людей, проявляют стойкий интерес к народной музыке;

    – имеют навыки слушания народной музыки, узнают характерные оттенки ее звучания;

    – знают некоторые народные музыкальные игры;

    – имеют элементарные навыки игры на детских музыкальных (народных) инструментах;

    – с интересом принимают участие в подготовке и проведении фольклорных праздников;

    – передают свои впечатления и чувства от народной музыки в других видах деятельности

    – изобразительной, художественно-речевой, театральной, ознакомлении с природой.

    Играй - учись

    – используют в играх реальные и сказочные ситуации, передают отношения между людьми, знания о ближайшем окружении (семья, детский сад, город, село);

    – могут воплотить собственный замысел в творческих играх, интересно и содержательно развернув сюжет;

    – знают разные виды игр;

    – умеют строить дружеские партнерские отношения, самостоятельно объединяются в играх по интересам, самостоятельно договариваются друг с другом, распределяют роли, пытаются сами разрешать конфликтные ситуации.

    Ожидаемые результаты освоения Программы для РОДИТЕЛЕЙ:

    - Расширение кругозора;

    - Развитие гражданской активности, самостоятельности, ответственности;

    - Знакомство с новыми людьми, расширение социальных связей;

    - Возможность узнать и понять культуры других народов;

    - Установление доверительных отношений с ребенком;

    - Возможность лучше узнать своего ребенка, его желания и способности;

    - Активное участие в жизни города;

    - Участие в социально-значимых акциях, проектах и др. мероприятиях:

    - Стать положительным примером в воспитании своего ребенка;

    - Повышение самооценки и самоуважения;

    - Возможность разнообразить свою жизнь;

    - Получение позитивных эмоций.

    Ожидаемые результаты освоения Программы для ПЕДАГОГОВ:

    - Самообразование и самосовершенствование;

    - Повышения уровня знаний, установок и умений;

    - Получение новых методических разработок;

    - Повышение профессионального уровня;

    - Самореализация;

    - Обмен профессиональным опытом

    - Установление новых социальных контактов;

    - Повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    - Участие в семинарах, конференциях, тренингах, мастер-классах и т.д.;

    - Изучение новых методик, инновационных технологий.

    - Возможность лучше узнать своих воспитанников в привычной для них социальной среде;

    Ожидаемые результаты освоения Программы для ВСЕХ УЧАСТНИКОВ педагогического процесса:

    - Умение работать в коллективе;

    - Умение и желание прислушиваться к другим;

    - Умение совместно находить пути решения поставленных задач;

    - Обмен социальным опытом;

    - Получение положительных эмоций;

    - Расширение социальных связей;

    - Повышение престижа дошкольного образования.

    2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    Формы работы по реализации программы:

    Для детей: проектная деятельность, экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, беседы, проблемные ситуации, продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, ручной труд, конструктивная деятельность) и т.д.

    Для родителей: консультации, лекции, семинары,круглые столы, мастер-классы, совместная деятельность с детьми (поисковая, продуктивная), тренинги, проекты, игры и т.д.

    Для педагогов:консультации, семинары, мастер-классы, конспекты занятий, презентации, проектная деятельность и т.д.

    Для всех участников образовательного процесса: организация и участие в акциях, проектах, конкурсах, праздниках и т.д.

    2.1 РАЗДЕЛ «ПРИРОДА СОЧИ»

    ЦЕЛИ - формирование элементов экологического мировоззрения, экологической воспитанности, развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к природному окружению посредством ознакомления детей с разнообразием природы Большого Сочи.

    ЗАДАЧИ:

    – поддерживать устойчивый интерес к природе, ее объектам и явлениям ближайшего окружения;

    – развивать познавательный интерес и познавательную активность в процессе природоведческой деятельности;

    – познакомить с особенностями климата, дать представление об их влиянии на сезонные изменения в природе своего поселка, села, города;

    – сформировать представления о взаимосвязях и взаимообусловленности биологических элементов природы в местности проживания;

    – привлекать детей к посильному участию в природоохранной деятельности.

    Географическое положение

    Город Сочи расположен на восточном побережье Чёрного моря, на юге Краснодарского края – самого южного края России. Сочи тянется узкой полосой в 145 км. вдоль Черноморского побережья Кавказа от посёлка Магри до реки Псоу. Прибрежная часть территории имеет ширину в 450-2000 м (максимально 20-30 км).С юга Сочи омывает Черное море, с севера окружают хребты Западного Кавказа. Положение города обуславливает его климатические особенности.

    Климат

    Сочинское Причерноморье – единственное место в России, где климат такой теплый и влажный, что может быть назван «влажный субтропический».

    Климат определяется наличием теплого моря и гор: море смягчает холодный воздух зимой, отдавая свое тепло, и жаркий воздух летом, делая его более прохладным; горы защищают от холодных северных ветров. Такой климат называется субтропическим. Сочи единственное место в России с субтропическим климатом. Он славится обилием солнечного света и тепла, насчитывается всего немногим более 50 дней, когда солнечное сияние не наблюдается в течение всего дня. В Большом Сочи имеется несколько климатических зон.

    Прибрежная зона (200 м. над уровнем моря) характеризуется продолжительной мягкой и теплой осенью, переходящей в затяжную, прохладную и умеренно дождливую весну, относительно нежарким летом.

    Предгорная зона (201-600 м. над уровнем моря) характеризуется более низкими температурами января (до 4 С), более прохладным и влажным летом.

    Среднегорная зона (601-1000 м. над уровнем моря) отличается мягкой, снежной зимой. Лето здесь нежаркое, в отдельные годы довольно прохладное и дождливое, зима умеренно холодная. Средняя температура января – 0С. Климат этой зоны напоминает некоторыми чертами северную часть европейской территории России, но со значительно большим количеством осадков.

    Высокогорная зона (1001-1700 м. над уровнем моря). Здесь уже продолжительная зима с устойчивым снежным покровом, достигающим иногда нескольких метров. Лето короткое, дождливое.

    Сезонные изменения в природе

    Весна в Сочи, как правило, очень ранняя, с неустойчивой дождливой погодой. Уже в конце марта воздух нагревается до 10 С. В конце весны нередки жаркие солнечные дни, но в целом весна холоднее осени.

    Лето в Сочи очень теплое и солнечное, бывают очень жаркие дни, однако,зной умеряется прохладными бризами.

    Лето постепенно переходит в продолжительную малооблачную и теплую осень, безморозный период длится до середины декабря.

    Летом и в начале осени над морем образуются смерчи, продолжительность существования которых редко превышает 10 минут. Смерчи могут выходить на побережье, обусловливая кратковременное усиление ветра до шквала, выпадение ливневых осадков и крупного града.

    Зима в Сочи мягкая, температура редко опускается ниже нуля, а снег бывает не каждый год. Исключение - Красная поляна. Здесь, благодаря более высокому расположению над уровнем моря (от 600 м), снег выпадает в конце осени и, пролежав зиму, тает весной, наполняя р. Мзымту талыми водами.

    Горы

    Кавказские горы являются границей между Азией и Европой, и разделены на 2 системы – Малый и Большой Кавказ. Горный гряд, окружающий Большой Сочи с севера - это Малый Кавказ(в  переводе слово "Кавказ" дословно означает "горы держат небо»).В горах встречаются ледники, реки и альпийские луга. До сих пор здесь наблюдаются землетрясения, так как Кавказские горы еще молодые.

    Многие горы сложены известняками и изобилуют карстовыми формами рельефа (пещерами, воронками, шахтами). Наиболее известные и популярные для восхождения: гора Фишт (2853,9 м)- здесь находится самый западный ледник Кавказа, котловины, воронки, колодцы, шахты и пещеры, множество мелких карстовых и ледниково-карстовых озёр; гора  Ачишхо (2391 м) на Красной поляне - у ее подножия– несколько водопадов и горных озер; гора Агерста (3256 м), там же, ее вершина находится прямо на границе России и Абхазии; Чугуш (3238м) – величественная вершина с несколькими ледниками Главного Кавказского хребта. В верховьях реки Кудепста располагается система Воронцовских пещер — памятник природы, охраняемый государством.

    В горах встречаются и ценные горные породы: диабаз, мрамор и другие, а также полудрагоценные поделочные камни: агат, сердолик, яшма и другие.

    Водная среда

    Водная среда Большого Сочи включает в себя Черное море, многочисленные горные реки, водопады и озера.

    Черное море представляет собойглубоководный бассейн с  отсутствиемльда на его поверхности зимой ивысокой температурой воды летом. Благодаряэтому мы имеем морские бризы (приносят приятную прохладу, дуют они днем - сморя на сушу, ночью - с суши на море) и фены (легкий, сухой ветер, дующий сгор). Глубина прибрежныхвод измеряется 100 метрами на расстоянии 10-15 км отберега. Животным ирастительный мир во всем своем многообразии сосредоточенв пределах 100 м отповерхности, глубже – море «мертвое», там скопилосьбольшое количество сероводорода,делающего жизнь невозможной.

    Количество рек Сочинского Причерноморья, впадающих в Чёрное море, около 40.Водозабор их меняется в зависимости от сезона и количества осадков.Многие небольшие речушки большую часть года имеют сухое русло,послеливней или продолжительных дождей в горах, реки наполняются бурлящейводой, несущей ил, глину, камни.Высота воды может в некоторых местахподниматься до нескольких метров, снося все на своем пути.

    Реки: Псоу, Шепси, Шахе, Сочи, Мзымта, Псезуапсе

    В Сочинском Причерноморье около 70озер. Самые крупные: Кардывач, Хуко, Утаённы, Синеокое, Круглое, Голубое, Клумбочка, Зеркальное и др.

    Водопады. Самые большие: Безымянный, на реке Псоу, Два брата, Изумрудный, на р. Мзымта, Агурские водопады, Змейковские водопады, 33 водопада, Чудо-Красотка и др. 

    Растительный мир

    Благодаря замечательному климату Сочи: обилию тепла и осадков, местная растительность Сочинского Причерноморья отличается пышностью и богатством видов и форм.Главная особенность: растительность Сочи длительное время не страдала от оледенений и наводнений. Поэтому в Сочинском Причерноморье большая группа растений является – реликтами(растение или животное, сохранившееся до настоящего времени с более или менее отдалённых времён).

    Леса, окружающие Сочи, принадлежат к лесам колхидского типа. Они, как правило, изобилуют лианами, состоят из теплолюбивых пород, отличающихся обычно двумя периодами роста и цветения. Это их обязательный признак.

    В лесах колхидского типа сохранилось свыше 120 видов деревьев и кустарников, среди которых много реликтов третичного периода и эндемов, свойственных только ограниченной территории.

    В сочинской флоре не менее 130 видов эндемов, многие из них на грани исчезновения и занесены в Красную книгу. Таковы, например, реликты: тис, самшит, пицундская сосна.

    Среди дикорастущих растений Западного Кавказа, внесенных в Красную книгу, прежде всего обращают внимание прекрасные, неповторимые зимоцветы, которые нигде, кроме Абхазии, Аджарии и районов Сочи, не встречаются. Это подснежник Воронова, цикламены, примулы, морозники и другие местные растения - эндемы, над которыми нависла угроза полного выпадения из травостоя. В Красную книгу внесена пицундская сосна, лещина, лесной виноград.

    На склонах массива Фишт произрастает около 540 видов растений, 120 из них характерны только для районов Кавказа.

    Деревья лесной и парковой зоны: пальма, кипарис, магнолия, акация, каштан, грецкий орех, платан, ива, дуб, граб, бук, каштан, липа, клен.

    Плодовые деревья: груша, инжир, хурма, айва, гранат, яблоня, фейхоа, мандарин и др.

    Дикорастущие плодовые деревья: алыча, инжир, яблоня, груша, черешня и др.

    Кустарники: лавр, боярышник, шиповник, кизил, барбарис, терн, скумпия, лещина, сирень, калина и др.

    Лианы: виноград, ломонос, вечнозеленый плющ, ежевика и др.

    Травянистые растения лесной и парковой зоны: первоцветы (подснежник, примула, цикламен, незабудка), ландыш, крокус, пион розовый и др.

    Грибы: царский гриб, квочка, масленок, сыроежка, лисичка, белый гриб, шампиньон и др.

    Лекарственные травы: горицвет, тысячелистник, зверобой продырявленный, чабрец, полынь, мать-и-мачеха, подорожник, ромашка аптечная, одуванчик, лопух, крапива, спорыш, душица, мята, пустырник, череда, мелисса и др.

    Растения-экзоты: пальмы, кедры, кипарисы, магнолия, лавр, камелия, олеандр, лимон, апельсин, мандарин, фейхоа, чай, звкалипт, мушмула, сакура, драцена, юкка, агава, бамбук, банан и др.

    Растения-реликты: тис ягодный, самшит колхидский, каштан посевной (съедобный), сосна пицундская, инжир колхидский, хурма кавказская, лещина древовидная, лавровишня,мушмула германская, рододендрон кавказский, азалия, черника, плющ колхидский и др.

    Ядовитые растения

    Ядовитые травы: белена, дурман, болиголов, паслен, лютик едкий, ландыш, купина неопалимая и др.

    Ядовитые ягоды: вороний глаз, жимолость обыкновенная, бересклет бородавчатый, волчье лыко, крушина майская и др.

    Ядовитые грибы: бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка, сатанинский гриб, мухомор и др.

    Животный мир

    Млекопитающие: еж, белка, барсук, дикий кабан, косуля, благородный олень, лисица, летучая мышь, шакал, барс и др.

    Птицы: воробей, крачка, нырок, поганка, баклан, пеликан, буревестник, сойка, кукушка, дятел, гриф, утка, лебедь, чайка, цапля и др.

    Пресмыкающиеся и земноводные: змея, лягушка, ящерица, черепаха и др.

    Насекомые: божья коровка, майский жук, жук-олень, жук-богомол, жужелица, цикада, тля, муравей, пчела, оса, шмель, стрекоза, бабочка, комар и др.

    Фауна моря и рек

    Обитатели моря: дельфин-белобочка, дельфин афалина, катран, кошачья акула (сцилиум), скат обыкновенный (морская лисица),пиленгас, краб, рак-отшельник, медузы (корнерот и аурелия), барабуля, ставрида, кефаль, камбала, килька, хамса, мидии, рапанаи и др.

    Обитатели рек: ручьевая форель, бычок-песчаник, карп и др.

    Опасные животные

    Дикий кабан, морской скорпион (дракончик), ёрш (скорпена), скат хвостокол (морской кот),морской чёрт, морской волк.

    ОХРАНА ПРИРОДЫ

    Природа Сочи уникальна. На территории Большого Сочи произрастает большое количество реликтовых (древних) и эндемных (уникальных) растений. Среди представителей животного мира так же не мало эндемиков и реликтов. Для сохранения уникальности природного мира были, в разное время, созданы  Сочинский национальный парк и Кавказский государственный природный биосферный заповедник.

    СОЧИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК

    Сочинский национальный парк образован Постановлением Совета министров РСФСР № 214 от 5 мая 1983 года в целях сохранения уникальных природных комплексов Черноморского побережья Кавказа, использования их в природоохранных, рекреационных, просветительных и научных целях.

    Сочинский национальный парк стал одним из первых национальных парков России.В национальном парке реализуется программа по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда в дикой среде

    Национальный парк расположен на территории Большого Сочи. Большую часть территории парка занимают горы,разделённые речными долинами. Предгорная зона занимает узкую полоску вдоль Черного моря. По территории парка протекают около 40 рек и ручьёв Черноморского бассейна.

    Фауна (виды, включенные в Красную книгу): жук-олень, кавказская жужелица, гадюка-Казнакова, сапсан, скопа, черный аист, зубр, леопард, орлан-белохвост, кавказская лесная кошка, красный коршун, кавказский тетерев и др.

    Флора (виды, включенные в Красную книгу): тис ягодный, лилия кавказская, инжир обыкновенный, подснежник Воронова, пион Витмана, самшит колхидский, цикламен кавказский, яртышник клопоносный и др.

    КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

    Кавказский биосферный природный заповедник — самая большая по плошади и старейшая, особо охраняемая природная территория - был образован 12 мая 1924 года на месте бывшего охотничьего заказника и изначально назывался «Кавказским зубровым заповедником», так как основной целью его создания было сохранение численности зубров, обитающих в горах Кавказа. Современное же название появилось относительно недавно — в 2007 году, в честь ученого и первого директора Зубрового заповедника. Статус биосферного заповедник получил в феврале 1979 года, а в 1999 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    В заповеднике обитает 89 видов млекопитающих, 248 — птиц, в том числе 112 гнездящихся, 15 видов пресмыкающихся, 9 — земноводных, 21 — рыб, 1 — круглоротых, более 100 видов моллюсков и около 10 000 видов насекомых. Точное число червейракообразныхпаукообразных и многих других групп беспозвоночных животных остается невыясненным.

    Наиболее уязвимым звеном природных экосистем являются крупные млекопитающие: зубробизонблагородный оленьбурый медведьзападно-кавказский турсернарыськосуля и кабанбарсуккавказская норкавыдра и др.

    Над заповедником проходят крупные миграционные пути птиц.Многие животные заповедника имеют ограниченное распространение (эндемики), либо являются живыми свидетелями прошлых геологических эпох (реликты).

    В заповедных урочищах нашли последнее пристанище исчезающие виды нашей планеты. Из позвоночных животных заповедника в Красную книгу МСОП занесено 8 видов, в Красную книгу РФ — 25 видов. А вместе с беспозвоночными животными в государственные и региональные Красные книги занесен 71 вид.

    Для флоры заповедника характерно наличие древних видов и представителей, имеющих ограниченное распространение. Каждое пятое растение заповедника является эндемиком или реликтом. Своеобразие флоре заповедника придают папоротники (около 40 видов), орхидеи (более 30 видов), вечнозелёные и зимнезелёные виды, большое число декоративных растений.

    Заповедник является естественным хранилищем большого числа ставших редкими в других уголках планеты видов растений и животных. В Красную книгу России занесено 55 видов растений, произрастающих на территории Кавказского заповедника.Десятки видов растений, обитающих в странах Черноморского и Средиземноморского бассейнов, в России встречаются только на южном (Сочинском) склоне заповедника и в Сочинском национальном парке: подснежник ризейскийпион Виттманна и др.

    2.2 РАЗДЕЛ «ЛЮДИ СОЧИ»

    Цель: формирование активной жизненной позиции с учетом индивидуальных возможностей детей, социальных навыков поведения и общения; развитие осознанного отношения к себе как самостоятельной личности, своим правам и обязанностям; воспитание интереса к окружающим людям, культуре различных народностей, способности перенимать социальный опыт, желание сохранять и преумножать культурно-историческое наследие предков.

    Задачи:

    – создавать условия, способствующие осознанию принадлежности к своему роду, семье, ее традициям и обычаям, помогая ребенку почувствовать гордость за это;

    – знакомить детей с конкретными историческими личностями, воспитывая на их примере положительные нравственные качества;

    – формировать интерес к культуре разных народностей, желание более глубокого изучения и осмысления традиций и обрядов присущих этносам своего города;

    – социализировать детей путем продуктивного общения с окружающим миром;

    – способствовать обогащению социальных навыков детей посредствомнародных игр, сказок, музыки;

    –обогащать знания детей о людях, внесших вклад в создание, сохранение, обогащение культурных, исторических и природных достопримечательностей Сочи, поддерживать и развивать детскую впечатлительность и эмоциональность;

    – выделять общность и разнообразие культур Большого Сочи;

    – формировать понимание того, что Сочи – наш  дом, только совместными усилиями мы сможем сохранить его уникальность и неповторимость;

    2.2 РАЗДЕЛ «ЛЮДИ СОЧИ»

    2.2.1 ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛЮДЕЙ, ЖИВУЩИХ В СОЧИ

    Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к обществу; дать представление о том, что входит в понятие национальная культура, какие отличия и схожесть в культурных ценностях разных этносов позволяют им мирно сосуществовать рядом друг с другом;

    Расширять представления детей о быте людей Сочи: дома, одежда, профессии, досуг, увлечения, характерные для города; как жили и чем зарабатывали себе на хлеб 50, 100 лет назад; какой род деятельности вели люди, жившие на территории Большого Сочи еще раньше;

    Познакомиться с традициями и особенностями народностей города Сочи (выбор культур зависит от национального состава данной группы);  

    Дать представление о национальных праздниках (при согласии родителей): христиане (Рождество, Пасха, Троица и др.), мусульмане (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и др.), Днегорода Сочи(4-я суббота ноября;

    Закреплять полученные знания через практическую деятельность детей(лепка, аппликация, рисование, конструирование, речной труд).

    2.2.2  ТОПОГРАФИЯ И  ПАМЯТНИКИ

    Дать представление о том, что топонимика города тесно связана с историей самого города Сочи, а так же с народами, населявшими эту территорию до его основания, убыхами и шапсугами;

    Знакомить с биографией людей, в чью честь были даны названия объектов, историей появления памятников, памятных мест (предпочтение отдавать названиям улиц, географических объектов, памятников, находящихся в районе проживания детей); воспитывать уважительное, бережное отношение к истории своего города;

    XXIVЗимние Олимпийские игрыв 2014 году сделали Сочи знаменитым на весь мир. После проведения Белых игр город получил богатое спортивное наследие, реконструированные дороги и инфраструктуру. В 2018 году на базе олимпийских объектов в городе проводились матчи Чемпионата мира по футболу – это второе по значимости после Олимпиады спортивное мероприятие в мире. Кроме этого в городе постоянно проводятся спортивные мероприятия государственного и международного уровня, этапы кубка «Формулы 1», всевозможные форумы, фестивали и др. Город постоянно посещают главы других государств, проводятся официальные встречи на высшем уровне.

    Такая активная жизнь города систематически добавляет в «копилку» интересных мест все новые объекты. Педагоги должны мониторить события и в доступной форме рассказывать о них детям.

    ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ РАЙОНОВ

    Центральный

    Адлерский

    Хостинский

    Лазаревский

    1.Железнодорожный вокзал 2.Морской вокзал и порт 3.Исторический центр города: с частью стены крепости «Александрия», маяком, храмом Михаила Архангела, библиотекой им. А.С.Пушкина, памятником «Якорь и пушка», 4.Гостиницы Сочи, Москва, «Парк отель», Звёздный, Родина, Магнолия, 5.Зимний театр 6.Концертный зал «Фестивальный» 7.Музеи: истории города, художественный, Николая Островского, Музей спортивной славы Сочи 8. Парк Ривьера с поляной Дружбы 9.Приморский парк 10.Уголок фитофантазии (сочинский стиль озеленения города) 11. Платановая аллея 12. Санатории Сочи, Русь, Октябрьский, Радуга, Заполярье, Ставрополье, им. Дзержинского 15.Террариум    

    1.Аэровокзальный комплекс 2.Исторический памятник на месте крепости, с пушками и барельефом Бестужева-Марлинского.

    3.Парк экзотических растений совхоза «Южные культуры». 4.Форелеводческий племенной завод. 5.Страусиная ферма. 6.Поселок Красная Поляна с канатно-кресельными дорогами, музеем природы и с вольерным комплексом животных Кавказского заповедника. 7.Памятники природы: Ущелье Ахцу, Дзыхринское ущелье, хребет Ачишхо, озёра Хмелевского, Зеркальное, озеро Кардывач, водопады «Глубокий яр», «Изумрудный», Аибгинские, Ачипсе, 8.Памятники истории: Ахштырская пещера, Воронцовская пещера. 9.Троице-Георгивский женский монастырь 10.Храм св. Георгия в селе Лесное. 11.Дельфинарий. 12.Бульвар памяти Героев Великой Отечественной войны.

    1.Бальнеологический комплекс Мацеста: пещера с источником, ванные здания: корпус №1, №4 и в Хосте 2.Живой музей древней природы – Тисо-самшитовая роща

    3.Дендрарий

    4.Сад-музей: «Дерево Дружбы» 5.Музей природы Сочинского Национального парка в Мацестинском лесничестве

    6 Минералогический музей Сочинского отдела Русского Географического общества

    7.Цирк,

    8. Летний театр им. Фрунзе,

    9.Дача В.Барсовой 10.Парусный центр России 11.Крупнейшие санатории и комфортабельные гостиницы 12.Памятники природы: гора Ахун, Орлиные скалы, Агурские водопады, Кудепстинский парк с жертвенным камнем. 13.Памятники истории: Навалишинская, Малая Воронцовская, Широкопокосная и др. пещеры.

    1.Исторический памятник на месте крепости с пушками, с барельефом А.Одоевскому 2.Этнографический музей

    3.Центр национальных культур.

    4. Дольмен-монолит на реке Годлик у посёлка Волконка и руины крепости «Багу» 5.Домик и плантация И. Кошмана - пионера выращивания самого северного в мире краснодарского чая в поселке Солох-Аул

    6.Чайные плантации и фабрика.

    7.Парк субтропических культур при пансионате «Белые ночи».

    8. Мост через реку Чимит (Зубову щель), высота опор 84 м 9.Туркомплекс Дагомыс 9.Санаторий «Одиссея» 10.Памятники природы: гигантский лириодендрон (тюльпановое дерево) в пос. Головинка, водопады в урочище Джегош на р. Шахе (33 водопада), Чудо-красотка на реке Цусхвадж, Мамедовы на реке Куапсе и др.  

    2.2.3 ЛИТЕРАТУРА

    Формировать социальной компетентности детей, способствуя усвоению духовных ценностей родного народа;

    Обогащать внутренний мирдетей через любознательность, переживаниечувства радости, переживания, сострадания, осознание мыслей, поступков, характеров (хорошо – плохо);

    Воспитывать человечность, терпимость, дружелюбие.

    В Большом Сочи проживает более 100 народностей, у каждой есть свой национальный эпос.

    Адыгейский:«Аслануко – сын львицы», «Батыр, сын медведя», «Бедняк и Бог», «Богатырь – женщина», «Бык – великан», «За зло плати добром» и др.;

    Русский; «Как собака друга искала», «Медное, серебряное и золотое царства», «Никита Кожемяка», «Подземные царства», «Волшебное кольцо», «Иван-царевич и серый волк», «Морской царь и Василиса-Премудрая» и др.

    Армянский: «Волшебная роза», «Гранатовое зернышко», «Гость должен уйти вовремя», «Жалоба трех братьев», «Златокудрая девочка» и др.

    Украинский: «Волк, собака и кот», «Холод, голод и засуха», «Птичий царь -Кук», «Вода бессмертия», «Волшебная рубашка», «Комар оводу не товарищ», «Сказка про липку и жадную старуху» и др.

    Белорусский: «Глупая пани и «разумный» пан», «Легкий хлеб», «Потерянное слово», «Дятел, лиса и ворон», «Федор Набылкин и настоящие богатыри», «Музыкант - чародей», «Золотая птица» и др.

    Греческий:«Золотой прутик», «Змеиное деревце», «Чудесное лекарство», «Бесконечная сказка», «Ведьмина дочь», «Анфуса – золотые косы» и др.

    Для чтения:

    Белоусов Е. «Как стало соленым море Черное», Вапиев С. «Как животные воспитывают своих детенышей», Аким Ф. «Завистливый петух», Вилеко В.  «Ракушка», «Дельфин», Батурина Н. «Почему море Черное?», «От чего зависит цвет моря?», Бахревский В.  «Зимнее море»,

    Для заучивание наизусть:

    Огурцова О. «Флаг», Тимохина О. «Улыбка», Умеров Н. «Дождь», Кучеренко В. «Яблоня у моря», «Добрые дела», Дьяченко М. «Солнышко», Козеева И. «Капитан»

    2.2.4 МУЗЫКА

    Познакомить с национальными музыкальными инструментами: балалайка, домра, кобза, пхачыч, зурна, кавал, лира, скрипка, цимбалы и др.

    Дать представления о том, как и когда к людям пришли праздники, с чем они были связаны, рассказать о разнообразии праздников;

    Познакомить с наиболее известными и значимыми праздниками людей, проживающих в Сочи;

    Воспитывать любовь к музыке, песням, умение различать характер музыки, влияние на настроение;

    Формировать представление о том, для чего люди с древних времен сочиняли музыкальные произведения, при помощи каких инструментов воспроизводили музыку.

    Произведения для слушания:

    – Русские: «Котик заболел», «Котик выздоровел», муз. А. Гречанинова; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Плач куклы», муз. Т. Попатенко; «Клоуны», муз. Д. Кабалевского и др.

    - Украинские: «Подоляночка», нар.мелодия, обр. Л. Ревуцкого; «Спи, моя дитино», муз. Я. Стенового; «Котик серенький», нар.песня, обр. М. Вериковского; «Два петуха», нар. песня, обр. М. Компанийца и др.

    Песни:

    – Русские: «Во поле береза стояла», нар.песня; «Начинаю танцевать», нар. песня; «Скачет, скачет воробей», нар. песня; «Заинька, попляши», нар. песня и др.

    – Украинские: «Бим-бом», нар.приговорка, обр. Я. Степового; «Кукушечка», нар. мелодия, обр. Ю. Михайленко; «Выйди, выйди, солнышко», нар. мелодия, обр. Л. Ревуцкого; «Веснянка», нар. мелодия, сл. Г. Гриневича; «Дубарик», нар. песня и др.

    – Армянские: «Споем на армянском», нар.песня; «Строитель», нар. песня; «Моя мама», нар. песня; «Кукла-клоун», нар. песня; «Песня куропатки», нар. песня; «Динг-донг», нар. песня и др.

    – Греческие: «Когда пойду я на базар», нар.песня; «Колыбельная», нар. песня; «У меня рос кустик перца», нар. песня; «Закончился год», нар. песня; «Пушистая елочка в зале стоит», нар. песня и др.

    Для музыкально-ритмических движений:

    – Русские: «Кадриль», «Приглашение», нар.мелодия «Ах ты, береза», обр. И. Арсеева, «Круговая пляска», нар. мелодия, обр. С. Разоренова, «Пошла млада за водой», хоровод, обр. В. Агафонникова, «Парный танец», муз. Е. Тиличеевой и др.

    – Украинские: «Переменный шаг», нар. мелодия, «Гопачок», муз. Г. Петрицкого, «Танец мальчиков с сопилками», нар. мелодия «Аркан», «Танец девочек с платками», нар. мелодия, «Ой, гарна я, гарна», «Танец с бубнами», нар. мелодия, обр. М. Вериковского, «Приглашение», нар. мелодия, «Кривой танец», нар. мелодия и др.

    – Греческие: «Сиртаки», муз. М. Теодаракиса и др.

    Для игры на детских музыкальных инструментах:

    – Русские: «Птички», муз. Е. Тиличеевой, «Новогодняя полька», муз. А. Александрова, «Маленькие музыканты», муз. В. Семенова, «Сорока-сорока», нар.мелодия, обр. Т. Попатенко, «Танец маленьких лебедей», муз. П. Чайковского, «Дождик», нар.напев, обр. Ю. Слонова, «Андрей-воробей», нар. прибаутка, обр. Е. Тиличеевой и др.

     – Украинские: «Ой, лопнул обруч», «Два медведя», нар. песня, «Печу, печухлібчик», нар. песня (игра на металлофонах), «Щедрик-ведрик», муз. Я. Степового, «Кума, кума, что варила?», муз. Я. Степового и др.

    музыкальные игры:

    – Русские: «Гуси-лебеди», «Заря», «Каравай», «Горелки», «Будь ловким», муз. Н. Ладухина, «Ищи игрушку», нар. мелодия, обр. В. Агафонникова, «Ловушка», нар. мелодия, обр. Сидельникова, «Займи домик», муз. М. Магиденко, «Узнай по голосу», муз. Е. Тиличеевой, «Найди себе пару», муз. Т. Ломовой и др.

    – Украинские: «Дождик», «Не пустим», нар. мелодия, «Перепелочка», «Подоляночка», нар. мелодия «Пойдем в лес», нар. песня, «Мак», нар. песня, обр. М. Лысенко, «Ой, на горі жито», нар. мел., обр. К. Стеценко и др.

    – Армянские: «Чижик», «Зайчик» и др.

     – Белорусские: «Лавата» и др.

    2.2.5 ПОДРАЗДЕЛ «ИГРАЙ - УЧИСЬ»

    - Расширять кругозора ребенка и свободу детской инициативы посредством сюжетно-ролевой игры;

    – Учитьиспользовать в игре знания, полученные в повседневной жизни, умению взаимодействовать друг с другом, доброжелательному, уважительному отношению друг к другу;

    – Приобщать ребенка к разнообразным знаниям как конкретного, так и более общего характера, которые используются в игре и способствуют развитию познавательной сферы ребенка в целом;

    – Показать общность целей, ценностное единство национальных игр, т.к. многие игры одинаковы по своему содержанию и отличаются только названием, атрибутикой, национальным колоритом и стихотворным сопровождением.

    Игры, направленные на социализацию детей: «Как тебя зовут», «Назови ласково свое имя», «Встанем в круг», «Встанем вместе», «Скажи приятное другу», «Угадай, кто вышел», «Я дарю тебе подарок», «Расскажи мне сказку», «Да или нет», «Вам письмо», «Улыбнемся солнышку», «Сделай круг», «Угадай слово» и др.

    Сюжетно-ролевые игры:

    Семья. К нам пришли гости. Приехали родственники. Готовимся к празднику. Магазин. Супермаркет. Идем в гости. День рождения. Больница. Поликлиника. Парикмахерская. Салон красоты. Магазин игрушек. Водители. Моряки. Цирк. Ателье. Путешествие. Строители. Библиотека. Школа. Пожарники. Космонавты. Рекламное агентство. Детский сад. Театр. Гараж и т.д.

    Подвижные игры:

    – Русские: «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Палочка выручалочка», «Горелки» «Пятнашки», «Лапта», «Малечена-калечина», «Молчанка», «Золотые ворота», «В ручеек», «Каравай» и др.

    – Украинские: «Перепелочка», «Горю, горю, пень», «Котився горшок», «ЛедачийГриць», «Гоп-гоп», «Вийшли в поле косарі», «Куй, куй, ковалі», «Панас», «Горю-дуб», «Подоляночка», «Котилася торба» и др.

    – Армянские: «Семь камней», «Три камня», «Цветы и ветерки», «Игра в чых-чых», «Игра в джузи-топи», «Игра в рус-топи», «Пташка и сокол», и др.

    – Белорусские: «Михасик», «Прела-горела», «Иванка», «Ленок», «Заплетись, плетень!», «У Мазаля», «Редьки», «Посадка картошки», «Грушка» и др.

    – Греческие: «Ивол», «Пинакоты», «Слепая муха», «Колечко», «Орехикаридья», «Семь камешков», «Котч» и др.

    Календарно-обрядовые игры:

    – Щедровки, колядки, засевалки: «Добрый вечер, щедрый вечер…»; «Щедровочка щедровала…», «Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями…»; «Коляда, коляда, накануне Рождества…»; «Коляда-моляда прикатила молода…»; «Сеем, сеем снежок на шелковый положок…».

    – Веснянки: «Ой, ти весна, ти весна...», «Вийди, вийди, Iванку...»; купальскі ігри: «А ми рутоньку посієм..», «Посію я рожу...»; жниварські хороводи: «Жали женчики, жали...», «А сонечко котиться, котиться...», «Закотилося да сонечко...»; щедрівки, колядки: «На щастя, здоров’я, на Новийрік...», «Коляд, коляд, колядниця» и др.

    Хороводные игры:

    – Русские: «Воробушки», «Оленюшка», «Лебедь», «Лен», «Костромушка» (хороводные игры), «Проулочком», «Застенком», «В воротца», «Челноком», «Метелица» (орнаментальные игры) и др.,

     – Украинские: «Розлилися води на три броди», «Ой, війтеся, огірочки», «Унадився журавель», «Ой, летілазозуленька», «Вишні-черешні», «Май»; «Ой, у полі жито», «Білаквочка», «Старийгоробейко», «Цить, не плач» (хороводные игры) и др.

    Пальчиковые игры:

    – Русские: «Ласточка, перепелочка», «Киселек», «Банька», «Барашка купишь?», «Утречко», «Братцы», «Гости», «На блины», «У бабы Фроси», «На постой», «Маланья», «Перстенек», «Щелчки», «Коси, коса!», «В копну», «Воробей в гнезде», «Перетяжечки», «Прижми палец» и др.

    3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

    3.1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

    Предметно-пространственная среда групп организуется по принципу полузамкнутых небольших микропространств, способствующих играм и общению детей по 3-5 человек. В большинстве центров активности группы размещены необходимые материалы и оборудование по региональному компоненту:

    в центре познания - развивающие и речевые игры, оборудование для экспериментально-исследовательской деятельности;

    в литературном центре –народные сказки, энциклопедии, альбомы, фотоальбомы по истории, природе, культуре этносов Сочи

    в игровом центре - дидактические игры, атрибуты для сюжетных игр (например, мир животных и растений Сочи);

    в центре творчества - оборудование и средства для изобразительной деятельности, лепке, конструированию.

    Особое место в пространстве группы занимает мини-музей. Закрепление и систематизация знаний детей о родном крае, о родном городе происходит в ходе создания мини-музеев в каждой группе ДОУ, что значительно повышает качественный уровень реализации задач регионального компонента образовательного процесса.

    Тематика мини-музеев самая разнообразная: «История возникновения города», «Сочи - спортивный», «Сочи - курорт», «Сочи - многонациональный».

    Мини-музеи одновременно являются познавательной зоной и своеобразной визитной карточкой, которая знакомит детей и гостей группы с темой экспозиции, в создании которой принимают непосредственное участие сами воспитанники, а также их папы, мамы, бабушки и дедушки. И что очень важно для детей: если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, то в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

    Роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет большое значение и решает комплексные задачи, направленные на:

     - обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте разных народов;

    - формирование эстетического восприятия и нравственно - патриотических чувств дошкольников;

    - приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников.

    Важным условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортнойдля ребенка образовательной среды. Для стимулирования деятельностной активности детей необходимо большое количество увлекательныхматериалов и оборудования. Кроме того, являясь субъектом определенного социума, ребенок получает значительную долю влияния этого социума. Не редки случаи, когда полученное в ДОУ воспитание нивелируется за его пределами влиянием близких и родных ребенка. Поэтому, важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

    3.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

    В старшем дошкольном возрасте взаимодействие с родителями имеет сложившийся деловой и личностный характер, однако,реализация данной программы требует педагогической поддержки родителей. В первую очередь важна постоянная информированность родителей о предстоящей деятельности и ознакомление их с содержанием программы. Этому способствует:

    • размещение информационных сообщений, планов работы на текущий месяц по реализации регионального компонента и объявлений в родительском уголке;

    • проведение консультаций по предстоящему направлению совместной деятельности;

    • письменные рекомендации (папки раскладушки, памятки) по гражданско-патриотическому воспитанию детей в семье.

    Личностно-ориентированная модель взаимодействия детей и родителей в условиях детского сада выстраивается по результатам собеседований и анкетирования родителей.

    Для достижения наилучшего результата во взаимодействии с семьями воспитанников, необходимо саморазвитие как педагогов, так и родителей. Саморазвитие (обогащение знаниями, установками и умениями)педагогов происходит в рамках требования ФГОС ДО. Повышение уровня образованности родителей в сфере воспитания своих детей происходит при помощи педагогов. Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты, игры.

    Виды и формы совместной деятельности детей, педагогов и родителей в рамках Программы

    - Экскурсии выходного дня «Сочи – Родина моя»;

    - Участие в подготовке и проведении традиционных мероприятий ДОУ, социальных акциях и проектах;

    - Проведение недели национальной культуры;

    - Организация работы мини-музеев, уголков по патриотическому воспитанию, этнографии;

    - Организация кружковой работы по ознакомлению с народными промыслами (с привлечением членов семей);

    - Пошив национальных костюмов к праздничным мероприятиям;

    - Информационные буклеты для родителей, содержащие интересный познавательный материал, например, «Олимпийский Сочи», «Почему эта улица так называется?», «Ядовитые растения нашего леса» и др.;

    • Создание семейного фотоальбома «Прогулки по Сочи».

    Распорядок и режим дня

    Все виды и формы деятельности по реализации Программы организуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, требованиям к чередованию разнообразной активной деятельности и отдыха. Так, например, кружковая работа проводится один раз в неделюс 15.15 до 15.45 часов. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, проектная и продуктивнаядеятельность и др. планируется во время дневной и вечерней прогулок, в группе во второй половине дня.  Задача воспитателя - наполнение жизни детей увлекательными и полезными делами, создание атмосферы радости общения и коллективного творчества, стремления узнавать больше о своем родном крае и городе, в котором они живут. В организации традиционных мероприятий ДОУ воспитатели используют единую тему, в которой сочетаются образовательные ситуации, игра, изобразительная и музыкальная деятельность и другие виды деятельности. В организации образовательной деятельности любого вида деятельности детей по реализации задач Программы воспитатели используют методические пособия, рекомендации, интернет-ресурсы, наглядно-дидактические пособия и игры. Для самостоятельной детской деятельности в группе воспитатели совместно с родителями организуют предметно-развивающую среду с учетом регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе.

    ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ

    Мероприятия в комплексно-тематическом плане групп и коллективные мероприятия по краеведению охватывают все образовательные области, содержание которых интегрируются естественным образом, реализуя тем самым главную цель Программы.

    Задачи познавательного развития:

    - дать представление о климатических условиях, природных ресурсах, растительном и животном мире;

    - познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города (достопримечательностями, памятниками, народностями и их культурой);

    - формировать бережное отношение к природе родного города.

    Задачи художественно-эстетического развития:

    - знакомить с культурным наследием Сочи, развивать интерес к местным традициям и народным промыслам;

    - учить создавать художественные образы природы, растительного и животного мира в различных видах изобразительной и продуктивно-творческой деятельности.

    Задачи социально-коммуникативного развития:

    - воспитывать любовь и привязанность к «малой Родине», уважение к традициям и культуре родного города;

    - формировать желание участвовать в социально значимых мероприятиях в масштабах ДОУ, города, региона.

    Задачи физического развития:

    - развивать ловкость, физическую выносливость, смекалку через подвижные игры и забавы разных национальностей:

    - знакомить с Олимпийским наследием;

    - формировать стремление детей заниматься спортом;

    Задачи речевого развития:

    - формировать интерес к произведениям устного народного творчества (сказки, стихи, пословицы) народов, проживающих в Сочи;

    - развивать желание и умение составлять свои рассказы и сказки о родном городе.

    Примерные виды и формы работы в группах детей старшего дошкольного возраста

    Рассказывание и чтение народных сказок, былин, сказаний.

    Разнообразные виды деятельности в мини-музеях группы.

    Продуктивная деятельность в творческих мастерских с участием родителей воспитанников.

    Реализация детских тематических проектов о природе, людях, культуре, спорте в городе Сочи.

    Игры-путешествия по родному городу, виртуальные экскурсии.

    Просмотр видеофильмов.

    Дидактические игры, игры-фантазии «Сочи – через … лет».  

    Изобразительная деятельность «Любимый город».

    Викторины о родном городе.

    Встречи с родителями детей «Кем работают мои родители», «Любимое блюдо нашей семьи» и т.д.

    Создание макетов «Черное море», «Город у моря», «Моя улица» и т.д.

    Создание гербариев «Растения моего города», коллекций открыток о достопримечательностях Сочи и фотографий из семейного альбома «Мы и наш город».

    Исследовательская и трудовая деятельность на экологической тропе.

    Создание и деятельность в мини-музее группы.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Веракса Н.Е, ВераксаА.Н. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», М.:Мозаика-Синтез, 2016.
    2. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением»,  подготов. группа, Мозаика- Синтез, 2016
    3. Соломенникова О.А., «Ознакомление с природой в детском саду», подготов. группа,  Мозаика- Синтез, 2015
    4. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (4-7), 2017
    5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет), 2016
    6. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности дошкольников», Мозаика- Синтез, 2016
    7. Веракса Н. Е., Галимов О. П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет), М.:Мозаика-Синтез, 2014
    8. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду (3-7 лет), 2016
    9. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. СПб: Издательский Дом «Литера», 2007
    10.  Кисляков П.А. Социальная безопасность личности, общества, государства. учебное пособие. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/33859.html (дата обращения 23.01.2018)
    11.  Кузьминская Г.Г. Черное море. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.soiuz.ru/sng/sochi/more/ (дата обращения 11.02.2018)
    12.  Физико-географическое положение и климат Сочи. [Электронный ресурс]: Режим доступа:         https://revolution.allbest.ru/geography/00625421_0.html  (дата обращения 17.01.2018)
    13. Растительность Сочи и окрестностей. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://tms.subtropic.ru/RUS/SOCHI/FLORA/ (дата обращения 13.02.2018)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"

    Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....

    Проект парциальной программы "Любимый край - моя малая родина!"

    Программа «Любимый край – моя малая родина!» рассчитана на 2 года и ориентирована на детей от 5 до 7 лет. Программа реализуется в образовательной деятельности и различных режимных моментах.Целью прогр...

    Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»

    Парциальная образовательная программапо патриотическому воспитаниюи ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя,  мой  Акбулак»...

    Программа гражданско-патриотического воспитания "Моя Родина"

    Программа предназначена для методистов и воспитателей дошкольных учреждений. Программа направлена на формирование основ птриотизма у детей дошкольного возраста ....

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя родина"

    Патриотизм- любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозмо...

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия".

    Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина - Россия", разработана для детей подготовительной группы, включающая три раздела: целевой, содержательный, организационный. В ...

    Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"

    Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Моя малая Родина - село Кабаково"...