Проект "Преобразование предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО"
проект (средняя группа)

Желтова Марина Юрьевна

Цель проекта - создание развивающей предметно - пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного возраста в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой».

Проект «Преобразованию предметно – пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО».

воспитатели: Желтова М.Ю.

Кабанова Е.С.

Г. Стрежевой 2018.

 Проект «Преобразованию предметно – пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО.

Актуальность проекта.

Меняется мир - меняются и дети. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

В соответствии с ФГОС ДО  воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) так, чтобы каждый компонент РППС был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Наша модель оформления группы базируется на двух простых идеях:

- детский сад - второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

- для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта:

      Актуальность проблемы

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Поэтому одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в группе это правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов. Каждый компонент предметной развивающей среды должен быть предназначен для детского коллектива в целом, но при этом окружающая среда должна давать возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Развивающая предметно-пространственная среда группы не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.

Объект: предметно-пространственная среда группы

Предмет: процесс преобразования развивающей предметно-пространственной среды группы.

Рабочая гипотеза: если в группе создать предметно-развивающую среду, по художественно эстетическому направлению, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности, а также направленности на саморазвитие детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

создание развивающей предметно-пространственной среды, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.

3.создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) , их интеграция и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи

Практическая значимость.

Заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды группы детей дошкольного возраста в ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО (полифункциональна, трансформируема, содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна), а также направлена на саморазвитие детей дошкольного возраста (где ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий).

Тип проекта: практико - ориентированный

Вид проекта: внутренний, групповой

Участники проекта: педагоги, родители, дети.

Предмет проекта: совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающейся среды в группе

Продукт проектной деятельности: оформление предметно-развивающей среды в группе ДОО

Продолжительность проекта: 01.06.2018г. - 30.05.2019г.

Нормативно-правовая основа, регламентирующая выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов для построения предметно-развивающей среды:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»» СанПиН 2.4.1.3049-13 (Пост. Главного гос. сан. врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 Зарег. в Минюсте РФ 29 мая 2013 г Регистр. N 28564.

3. Приказ Минобразования и науки Р Ф (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистра 30384.

5. Письмо Минобрнауки от 17.11.2011 г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений».

6. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Общие показатели и критерии оценки реализации проекта

целевой индикатор

показатели

сроки

Доля воспитанников с повышением активности, инициативности и любознательности

позитивная динамика

май 2019

Доля воспитанников  вовлечённых в эмоционально насыщенные виды деятельности

позитивная динамика

май 2019

Доля воспитанников с развитыми обследовательскими умениями и поисковыми действиями

позитивная динамика

май 2019

Предметно-развивающая среда соответствует ФГОС: полифункциональна, трансформируема, содержательно-насыщенна, вариативна, доступна и безопасна

позитивная динамика участников конкурсов. выставок, соревнований, викторин

Октябрь 2018

май 2019

Доля  материалов и оборудования для организации  разнообразных видов детской деятельности в  группе

Позитивная динамика

май 2019

Доля методических разработок, дидактических материалов, обеспечивающих развитие детей четвёртого года жизни.

позитивная динамика количества  методических разработок, дидактических материалов.

октябрь 2018

май 2019

Доля воспитанников с повышенной игровой, познавательной, исследовательской и творческой активностью

Позитивная динамика

май 2019

Доля воспитанников экспериментирующих с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)

Позитивная динамика

май 2019

Доля воспитанников  с повышением двигательной активностью, в том числе развитие крупной и мелкой моторики

Позитивная динамика

май 2019

Доля воспитанников чувствующих эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением

Позитивная динамика

май 2019

Диагностический инструментарий

Диагностика образовательной среды группы ДОУ с позиции реализации принципов построения развивающей среды

Задачи диагностики

Критерии оценки

Анализ результатов диагностики

(+,-,?, дополнительные комментарии)

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу дистанции, позиции при взаимодействии

- наличие системы зон с различной степенью изоляции в пределах общего пространства;

- наличие секций-отсеков, целесообразность расстановки мебели и оборудования;

- наличие индивидуального места каждого ребенка;

- соблюдение принципа общения «глаза в глаза»;

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу активности, самостоятельности творчества

- наличие игровой среды, возможность движения;

- наличие разнокачественных пространств, стимулирующих физическую и творческую активность ребенка;

- наличие интенсивно развивающей среды, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств;

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу стабильности-динамичности

- возможность менять окружающую среду;

- возможность использовать оборудование в разных целях;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу комплексирования и гибкого зонирования

- среда является единым комплексом;

- наличие функциональных помещений (физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории и т.д.);

Дополните перечень критериев самостоятельно

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка

- наличие личного пространства ребенка, обеспечивающего ему комфортность;

- обеспечение стабильности, безопасности, надежности каждого ребенка;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды

- среда пополняет и обогащает впечатления ребенка;

- в оформлении среды представлены различные стили, культуры, жанры;

- возможность дополнять и менять отдельные декоративные элементы зон;

Дополните перечень критериев самостоятельно

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу открытости-закрытости

- наличие природных объектов в группе (открытость природе);

- наличие интегративных связей с учреждениями социально-культурного назначения (открытость культуре);

- наличие дополнительных образовательных услуг;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Выявить соответствие образовательной среды возрастной группы принципу учета половых и возрастных различий детей

- зонирование помещений для мальчиков и девочек;

- осуществление дифференцированного подхода в формировании гигиенической культуры детей;

Дополните перечень критериев самостоятельно:

Сроки и этапы реализации проекта: (июнь 2018 – май 2019 г.г.)

Перспективный план  работы по проекту.

мероприятие

исполнители

оформление результатов

1 этап – информационно – аналитическая деятельность (июнь2018г.)

1

Создать условия для обсуждения цели и задач проекта

воспитатели

План проекта

Организация круглого стола

2

Изучить нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

воспитатели группы

группа

3

определить цели и задачи проекта

ТИГ

План проекта

4

Изучить нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

воспитатели группы

Изучены

5

Изучить современные научные разработки в области РППС для детей дошкольного возраста.

воспитатели группы

Изучены

6

Проанализировать  РППС группы.

ТИГ

Результаты анализа

7

Разработать проект организации группового пространства, отвечающего современным критериям

ТИГ

Схема планировки

8

Разработка плана реализации проекта.

ТИГ

план

9

Проанализировать  материальную базу группы для усовершенствования РППС.

ТИГ

Учет баланса

10

Выявить особенности зонирования в соответствии с возрастом воспитанников и составление перечня необходимого оборудования

воспитатели группы

перечень

11

Разработать циклограмму работы преобразований РППС

воспитатели группы

Циклограмма

12

Разработать программу действий по реализации проекта.

ТИГ

План программы действий

2 этап организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (июль – октябрь 2018 г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

1.

Организовать работу по преобразованию РППС

воспитатели группы

Работа по преобразованию РППС

2.

Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

ТИГ

Размещение и наполнение.

3.

Ознакомить родителей с  содержанием развивающей предметно- пространственной среды программы «Детство» на основе ФГОС ДО».

воспитатели группы

Консультация

4.

Организовать родительское собрание на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях».

воспитатели группы

Родительское собрание

5.

Составить план - схему, модель,  определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

ТИГ

План- схема

6.

Распределить обязанности между участниками реализации проекта.

ТИГ

распределение

7.

Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию предметно- пространственной среды.

Зам. зав

Программы, планы.

8.

9.

Проанализировать результаты деятельности группы  по реализации проекта.

воспитатели группы.

анализ

3 этап - опытно – экспериментальная и учебно-методическая деятельность (октябрь 2018г -  май 2019 г.)

Внедрить модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации

воспитатели группы.

модель предметно-развивающей среды

Организовать методическое сопровождение внедрения модели предметно-развивающей среды в группе и основные принципы ее организации,

Зам. зав. по УВР

Методические рекомендации

Внести корректировку в планирование работы по проекту

Зам. зав. по УВР, воспитатели группы.

Откорректированный проект

Сбор, накопление материала

воспитатели группы.

Накопленный материал

Организовать пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.

воспитатели группы.

Наполненная предметно-пространственная развивающая среда группы

4 этап  - изучение результатов деятельности  

( май 2019 г.)

задачи

исполнители

оформление результатов

1.

Изучить соответствие РППС принципам построения РППС  в соответствии ФГОС ДО

воспитатели группы.

Выписка, конспект

2

Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах  реализации проекта.

Воспитатели группы.

Выступление на МО ДОУ

3

Изучить соответствие РППС принципам построения РППС  в соответствии ФГОС ДО

Воспитатели группы

Выписка, конспект

4

Выявить уровень взаимодействия воспитателей с родителями по вопросу создания РППС

воспитатели группы.

анкетирование

5

Проанализировать результаты деятельности группы  по реализации проекта.

Воспитатели группы

анализ

6

Ознакомить педагогический коллектив с рекомендациями по преобразованию РППС

Желтова М.Ю.

Выступление на педсовете

Рекомендация по организации ПРС

  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  • Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
  • Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
  • Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
  • Пространство группового помещения должно быть полифункциональным , а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы .

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Список используемой литературы:

  • Доронина Т.Н., Короткова Н.А. Материалы и оборудования для детского сада. М.: Элти-Кудиц, 2003г

2. Комарова О.А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.

3. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда: Методические

рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей

предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007

  • Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы
  • построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
  • Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003
  • Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы,
  • рекомендации./Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
  • Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]: из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
  • Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (...

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:...

«Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:...