Сценарий интерактивного музейного досуга с детьми 6-8 лет «В гостях у Хозяйки Севера»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Двигалова Екатерина Анатольевна

Педагог: Двигалова Екатерина Анатольевна

 

   Цель: ознакомление дошкольников 6-8 лет с промыслами, ремеслами и жизнью карельского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

   Задачи:

  • способствовать развитию познавательной мотивации, стремлению к исследовательской деятельности, любознательности и инициативы;
  •  способствовать созданию положительного настроя в общении, умению работать в коллективе и в группах, межличностной коммуникации;
  • способствовать развитию речи на основе знакомства с музейными предметами;
  • способствовать развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной и игровой деятельности.

 

  Предварительная работа: Дети совместно с родителями собирали информацию о традициях старинных карельских праздников. Посетили занятия в национальном музее Республики Карелия («Старинный сундучок», «На всякий случай – свой обычай»).

  Также дети под руководством педагогов посещают занятия на базе библиотеки №11 по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Карелии в рамках программы по социальному партнерству.

 

 Развивающая среда:

  • презентация к педагогической деятельности;
  • костюмы для ряженья;
  • пряжа;
  • прялка;
  • рубель;
  • валек;
  • ткань (холст);
  • моток ниток;
  • рукавица для игры;
  • фрагменты пазлов по количеству детей с изображением сцен из сказки «Пряхи у проруби» с доброй девушкой Машей, с ленивой и жадной девушкой Марфой;
  • интерактивная игра «По страницам волшебной книги».

 

  

Содержание мероприятия:

 

 

Интерактивная экспозиция расположена в музыкальном зале.

Педагог: Добрый вечер, мои любознательные посетители! Я рада вас приветствовать в нашем музее!

Педагог: А кто может сказать, что такое музей (ответы детей)

Педагог: Предлагаю вам поближе познакомиться с некоторыми экспонатами.

Педагог: Какие предметы вы здесь видите? (прялка, ткацкий станок, веретено, лен, кудель, одежда для ряженных, маски животных).

Педагог: А вам интересно, кому могли принадлежать эти предметы? (предполагаемые ответы детей)

Педагог: Сейчас я расскажу вам увлекательную историю, которая началась давным-давно… В старину был такой праздник, знаменовавший окончание полевых работ. Это праздник окончание осени и начало зимы…А назывался он …. КегриПяйва (пугало-день). Хотите узнать о нем подробнее (ответы детей)

Педагог: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие, на старинный праздник КегриПяйва

Педагог: Но прежде, чем отправиться в наше занимательное путешествие, надо к нему подготовиться (Участники переодеваются)

Педагог: Вы готовы? (ответы детей)

 

Презентация-ролик

 

Кегри - это праздник окончание осени и начало зимы. До обеда в день Кегри постились. На обед обязательно ели овсяную или толокняную кашу. А после обеда начиналось веселье. По деревне ходили «ряженые»: одевались в мешки и тряпьё, лица мазали сажей, прикрепляли усы и бороду, надевали маски.

Вместо головных уборов использовали корзины и горшки. В руки брали ухваты и дубинки.

За спину надевали корзину, чтобы «забирать в неё ленивых детей».

Особенно забавным считалось, если ряженый в своём костюме будет похож на корову или лошадь. В таком виде ряженые ходили по деревне. А жители одаривали их блинами и другими угощениями. Первому вошедшему в дом ряженому дарили клубок пряжи.

Кегри считался днём начала прядения льна и шерсти. Гости выспрашивали у девочек и женщин о том, сколько мотков шерсти у них уже имеется, и сколько они собираются заготовить. Давали наставления о прилежности и трудолюбии

Педагог: Что еще делали карелы в этот день? (предполагаемые ответы детей)

Появляется хозяйка севера: Правильно!.... Пели, плясали, шутки шутили, хороводы водили! И Я Вас приглашаю. Будем петь, танцевать, загадки отгадывать, да в конкурсах участвовать. Хотите? (Да!)

Игра «Ниточка и иголочка»

Участники игры, взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале ,дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась.

Исполняя песню, игроки закручиваются в «улитку», музыка прерывается, все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг к другу спиной, одновременно хлопая в ладоши, поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.

Хозяйка Севера: Ребята, а вы знаете, как появилась пряжа? Разобраться в этом нам поможет моя волшебная книга (обращает внимание детей на интерактивную доску. Волшебная книга представлена детям в виде интерактивной игры).

В руки книжечку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

 

Хозяйка Севера приглашает ребят вместе сделать открытия в процессе просмотра интерактивной книги.

Хозяйка Севера: Посмотрите — это семена льна. Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание интерактивных страниц). Лен сеяли руками из лукошка. Лукошко — это корзина без ручки, которое вешали па плечи.

Хозяйка Севера: Как вы думаете, из чего сделана эта теплая и мягкая пряжа? (Из шерсти) Дети трогают и рассматривают пряжу.

Хозяйка Севера: Пряжу человек в готовом виде не мог добыть в природе. Он мог состричь шерсть животных, постирать ее, расчесать, чтобы в ней не было грязи, а затем спрясть пряжу.

Хозяйка Севера: В давние времена люди пряли пряжу на прялке.  Посмотрите, к остову прялки привязывается готовая шерсть. Есть колесо для вращения и скручивания нити, а также веретено, на которое наматывается готовая пряжа.

 Хозяйка Севера: А как же гладили одежду, когда человек ещё не научился изготавливать предметы из металла? 

Хозяйка Севера: Один из предметов – рубель, второй – валёк. Рубель – толстый деревянный брусок с рифленой поверхностью. Бельё наматывали на валёк, а рубелем раскатывали помятую ткань. 

Хозяйка Севера: Предлагаю и вам взять валёк и наш холст. Наматываем холст на валёк. Сверху рубелем раскатываем ткань. Дети рассматривают предметы. Пробуют с ними взаимодействовать, повторяют движения за педагогом. 

Хозяйка Севера: А теперь пришло время лён вырастить, да ткань соткать. А помогут нам в этом игры карельские.

 

Народная карельская игра «Лён-ленок»

 

Все становятся в круг и поют: «А мы ленок сеяли»

Правила игры: выстраиваются в линейку две команды напротив друг друга на расстоянии 4–5 метров, попеременно идут навстречу до середины и поют по одной строчке:

 

1. А мы ленок, сеяли, ой, ди-ди лада, сеяли, сеяли.

2. А мы ленок вытопчем, вытопчем.

1. Чем же его вытоптать, вытоптать

2. А мы коней выпустим, выпустим.

1. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.

2. А мы коней выкупим, выкупим.

1. Чем же вам выкупить, выкупить

2. Мы дадим вам сто рублей, сто рублей.

1. Нам не надо тысячи, тысячи.

2. А чего ж вам надобно, надобно?

1. А нам надо Танечку, Танечку.

2. Открывайте ворота, ворота, принимайте девушку, девушку.

1. В нашем полку прибыло, прибыло.

2. В нашем полку убыло, убыло.

 

Хозяйка Севера: И не пряха была, и не ткаха, забирайте себе на совсем!

Хозяйка Севера: Лен вырастили, а ткань соткать?

 

Народная карельская игра «Веселая ткачиха»

 

Играющие встают в две шеренги напротив друг друга. Это стенки ткацкого станка. Выбираются два «Челнока». Они встают на противоположных концах шеренги.

Текст Движения

 

Я - веселая ткачиха,                 Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать.                 Шеренги возвращаются на место.

Пинч-понч, клепу-клепу         Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать.                Шеренги возвращаются на место.

 

«Челноки» стараются пробежать между стенками, не сталкиваясь друг с другом.

Слова и движения стенок повторяются, темп постепенно увеличивается. Когда «челноки» оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.

Хозяйка Севера: Какие вы ловкие! Молодцы! А сейчас, мы проверим, какие вы сообразительные! Вы готовы? (да!)

Хозяйка Севера: Я буду задавать вам загадки, кто знает ответ – кладёт руки себе на голову, вот так.  Кто ответа не знает, прячет руки за спину, вот так. 

 

  • Сто щетинок, тысяча иголок на одной дубовой щепке стоят. Чесалка для шерсти (карда).
  • Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
  • Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

 

Педагог: Ребята, а вы знаете в каких народных карельских сказках герои использовали нитку, иголку, веретено? («Белка, рукавица и иголка», «Черная уточка», «Сестра и 9 братьев»)

Хозяйка Севера: А у меня для Вас припасена еще одна загадка. Только, чтобы ее отгадать, надо пазлы вам собрать. Готовы? (Да!)

Для детей приготовлены фрагменты с изображением сцен из сказки «Пряхи у проруби» с доброй девушкой Машей и с ленивой и жадной девушкой Марфой, дети делаться на две команды. Соответственно, одной команде достается сцена с доброй девушкой Машей, а второй команде - сцена с ленивой и жадной девушкой Марфой.

Педагог: Догадались, что это за сказка? («Пряхи у проруби»)

Педагог: А какие сцены из сказки у вас получились? (ответы детей)

Хозяйка Севера предлагает каждой из команд инсценировать получившеюся сценку из сказки

Инсценировка сказки «Пряхи у проруби»

 

Одной команде достается сцена с доброй девушкой Машей

Второй команде достается сцена с ленивой и жадной девушкой Марфой

 

  Сидит Маша и прядёт. Пряла да веретено, и упало в воду. Что делать?  Прыгнула в прорубь.

   Там открылась перед ней широкая дорога, светло кругом, красиво! Пошла она по дороге. Идёт, идёт. Навстречу ей — стадо коров.

   Окружили они девушку, стали просить: — Девушка, девушка, подои нас, и нам станет легче, и ты молочка попьёшь. А в награду за твою доброту лучшая из нас за тобой пойдёт. Девушка взяла подойник, подоила коров, попила молока парного и дальше пошла. И лучшая корова из стада за ней идёт. Долго ли, коротко ли шли, встречается табун лошадей. 

    Тоже к ней с просьбой: — Девушка, девушка, причеши нас, подстриги нам гривы, подкороти хвосты. А за работу возьми лучшего коня из табуна. Маша причесала их, подстригла гривы, подрезала хвосты и пошла, а следом за ней — лучший конь. Видит — стоит домик у дороги. Заходит, а там старушка на печи сидит. Поздоровалась Маша, села на лавку.

    Хозяйка у неё спрашивает: — Кто ты такая и откуда пришла? — Я бедная девушка, пришла с белого света. И рассказала всё, что с ней приключилось.

    Выслушала её старуха и говорит: - Вот тебе, добрая девушка, за труды, — и подаёт ей сундук и ларец. Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут.

      Пришла Маша домой. Как откроет сундук — там всякого добра полно, раскрывает ларец, — а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно

   Сидит Марфа, прядёт. Бросила веретено в воду. Прыгнула она в прорубь, а там широкая дорога. Она и пошла по ней. Шла, шла, встречается ей стадо коров.

    Просят коровы девушку: — Девушка, девушка, подои нас, нам тяжело ходить. А за работу возьми лучшую из нас.

    Посмотрела она на них и отвечает: — Я дома и своих коров не дою, а вас и подавно не буду. У меня ручки белые, молоком мытые, убежала. Шла, шла, навстречу ей табун лошадей. Окружили Марфу лошади, просят, чтобы она их причесала, гривы подрезала, хвосты подкоротила, а они ей за это лучшую лошадь обещают.

    Девушка и им отвечает: — Мои руки мать молоком мыла, не хочу их пачкать вас грязных причесывать и стричь! Шла, шла, увидела домик. Заходит в избу, села на лавку, молчит.

    Старуха с печи говорит ей: — Здравствуй, девушка. Откуда путь держишь и зачем идёшь?

     Марфа отвечает: — Пришла я с белого свету, веретено уронила в прорубь, ищу его. Ничего не говорит хозяйка девушке. Даёт ей за работу сундук и ларец. Та обрадовалась: вот и у неё будет много добра! И про веретено забыла.

     Приходит девушка домой с сундуком да с ларцом. Идёт с матерью в ригу. Открыла сундук — там смола.

 

 

После каждого выступления ребята дарят друг другу аплодисменты.

Педагог: Молодцы! Вы настоящие артисты! Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей)

Педагог: А что особенно вам запомнилось? (ответы детей)

Педагог: А с каким праздником вы познакомились сегодня? (ответы детей)

Хозяйка Севера: Что дарят девушки пришедшему в избу Кегри? (клубок ниток)

Хозяйка Севера: А что можно из этого клубка сделать, как вы думаете? (предполагаемые ответы детей)

Хозяйка Севера: А еще что?

Хозяйка Севера: Да, рукавицы. Есть и игра такая Киннас (Рукавица).

Педагог: Поиграем? (Да!)

Хозяйка Севера:

 

Дети, дети все сюда, 
Здесь весёлая игра 
Раз, два, три, четыре, пять 
Собираемся играть

 

Участники выстраиваться парами и образуют круг. Одна из пар начинает игру. Один из них заходит в круг, другой выходит за него с рукавицей в руках. Круг движется то по часовой стрелке, то против неё. Игрок бежит, по внешнему кругу, чтобы выбрать удобный момент и бросить рукавицу- запятнать игрока, который в кругу. Если бросок не достигает цели, игрок бросает рукавицу обратно, и так до тех пор, пока тому не удастся сделать меткий бросок. После этого он заходит в круг, а напарник выходит из круга и «пятнает» кого-нибудь из играющих и тот выходит из круга и старается запятнать игрока в центре.

 

Хозяйка Севера:

Всем спасибо от хозяйки 
За улыбки и за смех, 
За загадки, игры, сказки
Благодарствуем мы всех!

 

Хозяйка Севера: Приглашаю всех гостей к столу, калиточек карельских отведать, чайку попить!

Хозяйка Севера: Приходите в наш музей почаще, и вы сможете научиться делать нити из крапивы, ткать полотна, делать амулеты и многое другое.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_interaktivnogo_muzeynogo_dosuga_s_detmi_6-8.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий интерактивного музейного досуга с детьми 6-8 лет

 «В гостях у Хозяйки Севера»

Педагог: Двигалова Екатерина Анатольевна

   Цель: ознакомление дошкольников 6-8 лет с промыслами, ремеслами и жизнью карельского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

   Задачи:

  • способствовать развитию познавательной мотивации, стремлению к исследовательской деятельности, любознательности и инициативы;
  •  способствовать созданию положительного настроя в общении, умению работать в коллективе и в группах, межличностной коммуникации;
  • способствовать развитию речи на основе знакомства с музейными предметами;
  • способствовать развитию творческих способностей через овладение навыками материально-художественной и игровой деятельности.

  Предварительная работа: Дети совместно с родителями собирали информацию о традициях старинных карельских праздников. Посетили занятия в национальном музее Республики Карелия («Старинный сундучок», «На всякий случай – свой обычай»).

  Также дети под руководством педагогов посещают занятия на базе библиотеки №11 по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Карелии в рамках программы по социальному партнерству.

 Развивающая среда:

  • презентация к педагогической деятельности;
  • костюмы для ряженья;
  • пряжа;
  • прялка;
  • рубель;
  • валек;
  • ткань (холст);
  • моток ниток;
  • рукавица для игры;
  • фрагменты пазлов по количеству детей с изображением сцен из сказки «Пряхи у проруби» с доброй девушкой Машей, с ленивой и жадной девушкой Марфой;
  • интерактивная игра «По страницам волшебной книги».

   

Содержание мероприятия:

Интерактивная экспозиция расположена в музыкальном зале.

Педагог: Добрый вечер, мои любознательные посетители! Я рада вас приветствовать в нашем музее!

Педагог: А кто может сказать, что такое музей (ответы детей)

Педагог: Предлагаю вам поближе познакомиться с некоторыми экспонатами.

Педагог: Какие предметы вы здесь видите? (прялка, ткацкий станок, веретено, лен, кудель, одежда для ряженных, маски животных).

Педагог: А вам интересно, кому могли принадлежать эти предметы? (предполагаемые ответы детей)

Педагог: Сейчас я расскажу вам увлекательную историю, которая началась давным-давно… В старину был такой праздник, знаменовавший окончание полевых работ. Это праздник окончание осени и начало зимы…А назывался он …. КегриПяйва (пугало-день). Хотите узнать о нем подробнее (ответы детей)

Педагог: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие, на старинный праздник КегриПяйва

Педагог: Но прежде, чем отправиться в наше занимательное путешествие, надо к нему подготовиться (Участники переодеваются)

Педагог: Вы готовы? (ответы детей)

Презентация-ролик

Кегри - это праздник окончание осени и начало зимы. До обеда в день Кегри постились. На обед обязательно ели овсяную или толокняную кашу. А после обеда начиналось веселье. По деревне ходили «ряженые»: одевались в мешки и тряпьё, лица мазали сажей, прикрепляли усы и бороду, надевали маски.

Вместо головных уборов использовали корзины и горшки. В руки брали ухваты и дубинки.

За спину надевали корзину, чтобы «забирать в неё ленивых детей».

Особенно забавным считалось, если ряженый в своём костюме будет похож на корову или лошадь. В таком виде ряженые ходили по деревне. А жители одаривали их блинами и другими угощениями. Первому вошедшему в дом ряженому дарили клубок пряжи.

Кегри считался днём начала прядения льна и шерсти. Гости выспрашивали у девочек и женщин о том, сколько мотков шерсти у них уже имеется, и сколько они собираются заготовить. Давали наставления о прилежности и трудолюбии

Педагог: Что еще делали карелы в этот день? (предполагаемые ответы детей)

Появляется хозяйка севера: Правильно!.... Пели, плясали, шутки шутили, хороводы водили! И Я Вас приглашаю. Будем петь, танцевать, загадки отгадывать, да в конкурсах участвовать. Хотите? (Да!)

Игра «Ниточка и иголочка»

Участники игры, взявшись за руки идут по кругу и поют песню:

Клубок катится, нитка тянется,

Клубок доле, доле, доле.

Нитка дале ,дале, дале.

За клубочком погналась

И ниточка порвалась.

Исполняя песню, игроки закручиваются в «улитку», музыка прерывается, все разбиваются на пары. Пара, объединившаяся последней, становится друг к другу спиной, одновременно хлопая в ладоши, поворачивают головы в любую сторону. Если повернулись в разные стороны, пожимают друг другу руки, если в одну – обнимаются.

Хозяйка Севера: Ребята, а вы знаете, как появилась пряжа? Разобраться в этом нам поможет моя волшебная книга (обращает внимание детей на интерактивную доску. Волшебная книга представлена детям в виде интерактивной игры).

В руки книжечку возьму

Волшебство я призову,

Чудо в гости к нам придет,

В старину нас унесет.

Хозяйка Севера приглашает ребят вместе сделать открытия в процессе просмотра интерактивной книги.

Хозяйка Севера: Посмотрите — это семена льна. Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание интерактивных страниц). Лен сеяли руками из лукошка. Лукошко — это корзина без ручки, которое вешали па плечи.

Хозяйка Севера: Как вы думаете, из чего сделана эта теплая и мягкая пряжа? (Из шерсти) Дети трогают и рассматривают пряжу.

Хозяйка Севера: Пряжу человек в готовом виде не мог добыть в природе. Он мог состричь шерсть животных, постирать ее, расчесать, чтобы в ней не было грязи, а затем спрясть пряжу.

Хозяйка Севера: В давние времена люди пряли пряжу на прялке.  Посмотрите, к остову прялки привязывается готовая шерсть. Есть колесо для вращения и скручивания нити, а также веретено, на которое наматывается готовая пряжа.

 Хозяйка Севера: А как же гладили одежду, когда человек ещё не научился изготавливать предметы из металла?  

Хозяйка Севера: Один из предметов – рубель, второй – валёк. Рубель – толстый деревянный брусок с рифленой поверхностью. Бельё наматывали на валёк, а рубелем раскатывали помятую ткань.  

Хозяйка Севера: Предлагаю и вам взять валёк и наш холст. Наматываем холст на валёк. Сверху рубелем раскатываем ткань. Дети рассматривают предметы. Пробуют с ними взаимодействовать, повторяют движения за педагогом.  

Хозяйка Севера: А теперь пришло время лён вырастить, да ткань соткать. А помогут нам в этом игры карельские.

Народная карельская игра «Лён-ленок»

Все становятся в круг и поют: «А мы ленок сеяли»

Правила игры: выстраиваются в линейку две команды напротив друг друга на расстоянии 4–5 метров, попеременно идут навстречу до середины и поют по одной строчке:

1. А мы ленок, сеяли, ой, ди-ди лада, сеяли, сеяли.

2. А мы ленок вытопчем, вытопчем.

1. Чем же его вытоптать, вытоптать

2. А мы коней выпустим, выпустим.

1. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём.

2. А мы коней выкупим, выкупим.

1. Чем же вам выкупить, выкупить

2. Мы дадим вам сто рублей, сто рублей.

1. Нам не надо тысячи, тысячи.

2. А чего ж вам надобно, надобно?

1. А нам надо Танечку, Танечку.

2. Открывайте ворота, ворота, принимайте девушку, девушку.

1. В нашем полку прибыло, прибыло.

2. В нашем полку убыло, убыло.

Хозяйка Севера: И не пряха была, и не ткаха, забирайте себе на совсем!

Хозяйка Севера: Лен вырастили, а ткань соткать?

Народная карельская игра «Веселая ткачиха»

Играющие встают в две шеренги напротив друг друга. Это стенки ткацкого станка. Выбираются два «Челнока». Они встают на противоположных концах шеренги.

Текст Движения

Я - веселая ткачиха,                 Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать.                 Шеренги возвращаются на место.

Пинч-понч, клепу-клепу         Шеренги идут навстречу друг другу.

Хорошо умею ткать.                Шеренги возвращаются на место.

«Челноки» стараются пробежать между стенками, не сталкиваясь друг с другом.

Слова и движения стенок повторяются, темп постепенно увеличивается. Когда «челноки» оказываются зажатыми между стенок, игра останавливается, и выбирают других водящих.

Хозяйка Севера: Какие вы ловкие! Молодцы! А сейчас, мы проверим, какие вы сообразительные! Вы готовы? (да!)

Хозяйка Севера: Я буду задавать вам загадки, кто знает ответ – кладёт руки себе на голову, вот так.  Кто ответа не знает, прячет руки за спину, вот так. 

  • Сто щетинок, тысяча иголок на одной дубовой щепке стоят. Чесалка для шерсти (карда).
  • Крохотная птичка с хвостиком льняным сквозь стены пролетает. (Нитка с иголкой)
  • Чем больше свинка вертится, тем толще становится. (Веретено)

Педагог: Ребята, а вы знаете в каких народных карельских сказках герои использовали нитку, иголку, веретено? («Белка, рукавица и иголка», «Черная уточка», «Сестра и 9 братьев»)

Хозяйка Севера: А у меня для Вас припасена еще одна загадка. Только, чтобы ее отгадать, надо пазлы вам собрать. Готовы? (Да!)

Для детей приготовлены фрагменты с изображением сцен из сказки «Пряхи у проруби» с доброй девушкой Машей и с ленивой и жадной девушкой Марфой, дети делаться на две команды. Соответственно, одной команде достается сцена с доброй девушкой Машей, а второй команде - сцена с ленивой и жадной девушкой Марфой.

Педагог: Догадались, что это за сказка? («Пряхи у проруби»)

Педагог: А какие сцены из сказки у вас получились? (ответы детей)

Хозяйка Севера предлагает каждой из команд инсценировать получившеюся сценку из сказки

Инсценировка сказки «Пряхи у проруби»

Одной команде достается сцена с доброй девушкой Машей

Второй команде достается сцена с ленивой и жадной девушкой Марфой

  Сидит Маша и прядёт. Пряла да веретено, и упало в воду. Что делать?  Прыгнула в прорубь.

   Там открылась перед ней широкая дорога, светло кругом, красиво! Пошла она по дороге. Идёт, идёт. Навстречу ей — стадо коров.

   Окружили они девушку, стали просить: — Девушка, девушка, подои нас, и нам станет легче, и ты молочка попьёшь. А в награду за твою доброту лучшая из нас за тобой пойдёт. Девушка взяла подойник, подоила коров, попила молока парного и дальше пошла. И лучшая корова из стада за ней идёт. Долго ли, коротко ли шли, встречается табун лошадей.  

    Тоже к ней с просьбой: — Девушка, девушка, причеши нас, подстриги нам гривы, подкороти хвосты. А за работу возьми лучшего коня из табуна. Маша причесала их, подстригла гривы, подрезала хвосты и пошла, а следом за ней — лучший конь. Видит — стоит домик у дороги. Заходит, а там старушка на печи сидит. Поздоровалась Маша, села на лавку.

    Хозяйка у неё спрашивает: — Кто ты такая и откуда пришла? — Я бедная девушка, пришла с белого света. И рассказала всё, что с ней приключилось.

    Выслушала её старуха и говорит: - Вот тебе, добрая девушка, за труды, — и подаёт ей сундук и ларец. Поблагодарила Маша старушку, взяла сундук и ларец и домой отправилась, а лошадь и корова за ней идут.

      Пришла Маша домой. Как откроет сундук — там всякого добра полно, раскрывает ларец, — а в нём камни самоцветные переливаются, аж глазам больно

   Сидит Марфа, прядёт. Бросила веретено в воду. Прыгнула она в прорубь, а там широкая дорога. Она и пошла по ней. Шла, шла, встречается ей стадо коров.

    Просят коровы девушку: — Девушка, девушка, подои нас, нам тяжело ходить. А за работу возьми лучшую из нас.

    Посмотрела она на них и отвечает: — Я дома и своих коров не дою, а вас и подавно не буду. У меня ручки белые, молоком мытые, убежала. Шла, шла, навстречу ей табун лошадей. Окружили Марфу лошади, просят, чтобы она их причесала, гривы подрезала, хвосты подкоротила, а они ей за это лучшую лошадь обещают.

    Девушка и им отвечает: — Мои руки мать молоком мыла, не хочу их пачкать вас грязных причесывать и стричь! Шла, шла, увидела домик. Заходит в избу, села на лавку, молчит.

    Старуха с печи говорит ей: — Здравствуй, девушка. Откуда путь держишь и зачем идёшь?

     Марфа отвечает: — Пришла я с белого свету, веретено уронила в прорубь, ищу его. Ничего не говорит хозяйка девушке. Даёт ей за работу сундук и ларец. Та обрадовалась: вот и у неё будет много добра! И про веретено забыла.

     Приходит девушка домой с сундуком да с ларцом. Идёт с матерью в ригу. Открыла сундук — там смола.

После каждого выступления ребята дарят друг другу аплодисменты.

Педагог: Молодцы! Вы настоящие артисты! Понравилось ли вам наше путешествие? (ответы детей)

Педагог: А что особенно вам запомнилось? (ответы детей)

Педагог: А с каким праздником вы познакомились сегодня? (ответы детей)

Хозяйка Севера: Что дарят девушки пришедшему в избу Кегри? (клубок ниток)

Хозяйка Севера: А что можно из этого клубка сделать, как вы думаете? (предполагаемые ответы детей)

Хозяйка Севера: А еще что?

Хозяйка Севера: Да, рукавицы. Есть и игра такая Киннас (Рукавица). 

Педагог: Поиграем? (Да!)

Хозяйка Севера: 

Дети, дети все сюда, 
Здесь весёлая игра 
Раз, два, три, четыре, пять 
Собираемся играть

Участники выстраиваться парами и образуют круг. Одна из пар начинает игру. Один из них заходит в круг, другой выходит за него с рукавицей в руках. Круг движется то по часовой стрелке, то против неё. Игрок бежит, по внешнему кругу, чтобы выбрать удобный момент и бросить рукавицу- запятнать игрока, который в кругу. Если бросок не достигает цели, игрок бросает рукавицу обратно, и так до тех пор, пока тому не удастся сделать меткий бросок. После этого он заходит в круг, а напарник выходит из круга и «пятнает» кого-нибудь из играющих и тот выходит из круга и старается запятнать игрока в центре.

 

Хозяйка Севера:

Всем спасибо от хозяйки 
За улыбки и за смех, 
За загадки, игры, сказки
Благодарствуем мы всех!

Хозяйка Севера: Приглашаю всех гостей к столу, калиточек карельских отведать, чайку попить!

Хозяйка Севера: Приходите в наш музей почаще, и вы сможете научиться делать нити из крапивы, ткать полотна, делать амулеты и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой досуг с детьми 1 младшей группы "В гости к бабушке"

Конспект НОД для детей раннего возраста...

Сценарий литературно – музыкального досуга для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у феи Осени» -авторы Фесенко Г.В.,Тимошенко Е.А. МБДОУ д/с №80, г.Таганрог

Литературно- музыкальный досуг "В гостях у феи Осени"  -очень хорошая возможность в доступной для старших дошкольников форме рассказать об осени в творчестве поэтов, писателей, художников компози...

Конспект физкультурного досуга с детьми второй младшей группы “В гости к мишке”

Он - хозяин леса строгий,Любит спать зимой в берлоге.Страшно может он реветь.Кто же он?&rdquo...

Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»

МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное»,  «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...

Сценарий спортивного досуга с детьми старшего возраста «Снеговик в гостях у ребят »

Обеспечение радостного эмоционального настроения и формирование у детей интереса к зимним видам спорта и ценностного отношения к занятиям физической культурой через совершенствование двигательных спос...

Сценарий познавательно-игрового досуга, посвященного Дню рождения Деда Мороза - "Необычный гость"

Задачи: продолжать разучивать новогодние номера, послушать фортепианное произведение Роберта Шумана "Дед Мороз", поиграть в игру на меткость, посмотреть хороший старый мультфильм....