Отчёт по углубленной работе с детьми дошкольного возраста по теме: «Поликультурное воспитание» (за ‎2016-2019 учебные годы)
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Хусаинова Маужида Музафаровна

отчет  по теме  углубленной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_za_2016-2019_husainovoy_m.m.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по углубленной работе

с детьми дошкольного возраста по теме: «Поликультурное воспитание»

(за ‎2016-2019 учебные годы)                                            

                                              Воспитатель: Хусаинова М.М.

                                                             


Поликультурное воспитание дошкольников.

Приоритетной задачей ФГОС ДО выступает духовно-нравственное и социально-личностное развитие детей дошкольного возраста, что связано с усвоением норм и ценностей, принятых в обществе, развитием общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становлением самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитием эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду, формированием первичных представлений о малой Родине  и Отечестве, о традициях и праздниках своей страны.

Дошкольный возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. В семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Атмосфера каждой семьи уникальна и формируется внутри своей культуры. Очень важно детям знать о своей семье, где они родились, историю её возникновения и становления, какие национальные и семейные праздники отмечаются в семье.

Я веду кружок «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста». Мною составлена программа кружка, перспективное планирование кружковой работы.

Родителей на собрании познакомила с целями и задачами кружковой работы. Провела родительское собрание «В каждой семье свои традиции».

 Подготовила консультации для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Приобщение дошкольников к народной культуре Южного Урала».

Дети совместно с родителями создали альбом «Мой дом, моя улица», Когда проходили тему «Мой город Озерск».

Альбом «Моя родословная», когда проходили тему «Семья - это семь Я».

Совместно с детьми создали альбом «Дома и терема» по рисункам детей. Ещё мы создали книгу со сказками о Бабе-Яге, сказки сочиняли всей семьей и рисовали иллюстрации.

В процессе своей деятельности я использую разные формы работы с детьми:

  • интегрированную непосредственно - образовательную деятельность, которая объединяет различные виды деятельности (познавательную, художественно – изобразительную, музыкальную, игровую и другие);
  • познавательные беседы: «Русская народная игрушка», «Родной дом», «Русская народная игра», «История человека на Южном Урале», «Моя малая Родина», «Наша Родина – Россия», «Башкирский народ» и другие темы;
  • досуги «Волшебный сундучок», «В гостях у Бабушки – Загадушки» и другие;
  • целевые прогулки: к памятнику И.В. Курчатову; по улице Ленина; к драматическому театру «Наш дом»; к кукольному театру «Золотой петушок»; посещение СП «Лесовичок», экскурсия в мини - музей «Русская горница»; посещение СП «Лесная сказка», где прошли спортивные состязания и другие;
  • развлечения «Русская народная песня», «Жаворонки»;
  •  театрализованные представления: «Теремок», «Жили-были дед да баба» и другие.

В работе применяются разнообразные средства:

  • общение с представителями разных национальностей – башкир, татар;
  •  устное народное творчество – пословицы: русская пословица о труде «Труд человека кормит, а лень портит». Башкирская пословица о труде «Без труда не появится еда». Татарская пословица о труде «Без труда и зайца не поймаешь».

Заучивание закличек, приговорок, прибауток, чтение небылиц, пение колыбельных песен, заучивание потешек, пестушек.

  • художественная литература, книги со сказками П.П. Бажова «Серебряное копытце»,  «Огневушка – Поскакушка», «Медной горы Хозяйка», «Голубая змейка», «Иванко – Крылатко», «Синюшкин колодец».
  • игры «Картотека хороводных игр», «Игры народов Южного Урала», «Народные игры Урала».
  • национальная кукла. Куклы в русском национальном костюме, в башкирском национальном костюме.
  • народная игрушка – матрешки, дымковские игрушки, свистульки.
  • декоративно-прикладное искусство. Картотека предметных картин «Народные промыслы», «Краса – ненаглядная» Е. Осетров, рассказы о русских народных художественных промыслах. Л. Лебедева «Красное -  прекрасное» альбом с образцами вышивок. «Цветы на платке» про павлово-посадские платки, «Дымка» В. Крупин дымковских игрушках. «Хохлома» Н. Бедник - рассказы о хохломской росписи. «Как на нашей улочке» Э.Котляр о полхов - майданской росписи.
  • музыка. Аудиозаписи с детскими песнями о Родине, о родном крае, о семье, о маме.
  • мини-музей «Изба».

В своей работе постоянно пользуюсь пособиями «Моя страна Россия», «Наша Родина – Россия», ширма «Наша страна Россия». «Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор».

«Славянская семья: родство и занятия», «Москва - Красная площадь» репродукции картин художников.

Использую картотеки картинок «Одежда русского народа», «Народные промыслы Урала», «Орудия труда. Посуда», «Жилище народов Урала», «Занятия восточных славян», «Народы Южного Урала», «Башкиры», «Костюмы народов мира», «Народы, населяющие Урал».

В мае у нас в группе прошла тематическая неделя «Поклонимся великим тем годам», провели познавательные беседы «Великая Отечественная война», «День Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Города – герои», «Труженики тыла». Чтение произведения о Великой Отечественной войне Л. Кассиль «Самое главное войско»,  «Твои защитники» Л. Кассиль, «Наше оружие» А. Митяев, «Шел по улице солдат» С. Баруздин, «Служу Советскому Союзу» стихи С.Михалкова.

Участвовали в «Эстафете Победы» совместно с родителями.

Принимала участие в педчасе совместно с воспитателем Букреевой Е.А. «Центр краеведения в предметно-пространственной среде группы», педагогам были розданы памятки по созданию центров краеведения по возрастам.

 Совместно с педагогом-психологом Зиянгировой Л.Р. провела семинар «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста как средство воспитания у них основ толерантности». Для педагогов подготовила консультацию «Игры народов Южного Урала». Подготовила и раздала консультацию педагогом «Музейная педагогика в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста».

Совместно с СП «Лесовичок» приняла участие в Панораме педагогических достижений по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством краеведения и музейной педагогики», где познакомила коллег с работой кружка, с мини - музеем «Изба», были представлены слайды с изображением предметов, находящихся в мини - музее.

Считаю, что дошкольников необходимо как можно раньше приобщать к истории родного края. Как бы не менялась общество, есть качество, которое необходимо всегда. Это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине, а любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь. Чем больше дошкольники будут знать о своём городе, о своей стране, тем больше будут их любить. Задача воспитателя - вызвать у детей желание узнать историю своего города, края, страны, изучать культуру своего народа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ"

Данная презентация работы с детьми дошкольного возраста подскажет воспитателям,желающим особое внимание в своей деятельности уделить духовно-нравственному воспитанию воспитанников,какие виды деятельно...

Конспект викторины для старшего дошкольного возраста «С Днем Рождения, Петербург!» (Проводится в конце учебного года)

Приглашаются две команды: команда «Сфинксы» и команда «Грифоны».Представляются члены жюри.Ведущий объясняет командам, что вопросы задаются ведущим по очереди каждой команде, жю...

«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития детей дошкольного возраста(3г.-7л.) на конец (май) 2021-2022 учебного года

Цель: определение уровня развития детей в разных сферах детской инициативы (в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности), проектировани...