ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ОЛОНХО В ДЕТСКОМ САДУ
статья

Владимирова Евдокия Николаевна

Статья на международный форум "Технологии в дошкольном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_pedagogiki_olonho.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирова Е.Н.

музыкальный руководитель

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

"Центр развития ребенка – детский сад "Чэчир""

с.Михайловка Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)

E-mail. com-dou@mail.ru

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ОЛОНХО В ДЕТСКОМ САДУ

               Модернизация современного образования немыслима без опоры на традиции своего народа. Через традиции каждая нация оценивает  действительность, в традициях отражается история народа, его национальное самосознание.И все это отражается в концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия), автором которого является Е.П.Жирков. Функционирование родного языка в качестве языка дошкольного воспитания и школьного обучения является решающим фактором возрождения национальных языков, развития национальных культур, самосохранения коренных народов нашей республики. Наиболее важной, интересной и обширной частью народных традиций является фольклор. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.Первоначальное представление о фольклоре формируется в дошкольном возрасте, где дети знакомятся с различными видами фольклора - олонхо, тойук, оһуохай, чабырҕах.

В программе дошкольного образования указывается, что главное место в жизни ребенка и основной формой работы с детьми является игра, поэтому воспитание и обучение должно осуществляться в естественном и привлекательном для детей виде деятельности – игре.  Через разнообразную  игру ребенок познает мир. Есть игры физические, эстетические,умственные. Многие из них способствуют нравственному воспитанию:сюжетно – ролевые, игры- драматизации.Эффективными образовательными формами являются театрализованные постановки  и  кукольный театр по сюжетам олонхо.Только играя в театр ребенок может  понимать и воспринимать олонхо, интересоваться своей национальной культурой. Театральные костюмы, кукольные персонажи, декорации имеют важное значение в вхождении детей в мир героев. Это обогащает их духовно и развивает творческий талант.

               Modernization of modern education is unthinkable without reliance on the traditions of its people. Through traditions, each nation evaluates reality, traditions reflect the history of the people, their national identity, and all this is reflected in the concept of renewal and development of national schools in the Republic of Sakha (Yakutia), authored by E.P. Zhirkov. The functioning of the native language as the language of preschool education and schooling is a decisive factor in the revival of national languages, the development of national cultures, and the self-preservation of the indigenous peoples of our republic. The most important, interesting and extensive part of folk traditions is folklore. Folklore forms a national worldview, teaches a child to see the world through the eyes of his people. The initial idea of ​​folklore is formed at a preschool age, where children get acquainted with different types of folklore - olonkho, toyuk, ouuhai, chabyrҕakh.

In the program of preschool education, it is indicated that the main place in the life of the child and the main form of work with children is the game, therefore upbringing and training should be carried out in a natural and attractive form of activity for children - the game. Through a varied game, the child learns the world. There are physical, aesthetic, and mental games. Many of them contribute to moral education: subject-role-playing, dramatization games. Theatrical performances and puppet theater based on olonkho stories are effective educational forms. Only when playing in a theater can a child understand and perceive olonkho, be interested in their national culture. Theatrical costumes, puppet characters, and scenery are important in the entry of children into the world of heroes. This enriches them spiritually and develops creative talent.

          В русской педагогике одним из первых, кто показал воспитательное воздействие на ребенка средств культуры, произведений словесности, детского фольклора, был выдающийся педагог К.Д.Ушинский.  Он  считал, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием взрослых людей, очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаю,языку. Е.Н.Водовозова развила идеи К.Д.Ушинского о народности воспитания как условия приобщения ребенка к национальной культуре, рекомендуя использовать в воспитании ребенка народные игры, песенки, малые фольклорные формы [4].  

Эти основные идеи великого педагога К.Д.Ушинского отразились в основном в концепции обновления и развития национальных школ в Республике Саха(Якутия), которая  утверждена постановлением Совета Министров Якутской Саха ССРот 23 мая 1991 года. Автором Концепции национальной школы является Егор Петрович Жирков-министр образования Республики Саха(Якутия)в 1992-93гг..Потребности возрождения языка, развития национальной культуры, сохранения самобытности народов требовали перестройки всей системы обучения и воспитания в национальной школе. Обновленная национальная школа призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовные обнищания молодежи, противостоять примитивной массовой культуре. Концепция является реализацией демократического и конституционного права обучения и воспитания учащихся на их родном языке. Родной язык – основа реализации интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности. Это наилучшее средство познания истории народа, его духа, воспитания любви и уважения к родному народу, чувства гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру[1].

          Якутский народ создал богатое фольклорное наследие, в котором героический эпос олонхо занимает особое место.Героические сказания якутов представляют собой в основном стихотворные произведения от 6 до 20 тысяч,в отдельных случах до 30-50 тысяч стихотворных строк. Отличаясь обилием сюжетов и мотивов, монументальностью образов, совершенством поэтических форм и богатством языка, олонхо является национальным достоянием якутов и занимает важное место в ряду таких известных героических эпосов, как киргизский “Манас”, казахский “Кобланды Батыр”, башкирский “Урал-батыр”, алтайский “Маадай-Кара”, узбекский  “Устанхой”, калмыский “Джангар”, бурятский “Гэсэр” и др. Якутский эпос был открыт для науки академиком А.Ф.Миддендорфом во время его экспедиции по Северо-Востоку Сибири в 1842-1845гг. Он собрал богатейший материал о народах этого региона, описал их быт и нравы, верования и фольклор, сделал попытки записи олонхо.[6]

25 ноября 2005 года якутский героический эпос олонхо получил международный статус шедевра ЮНЕСКО, а в 2008г вошел в Репрезентативный список мировых шедевров, тем самым увековечил память народа саха, создавшего этот шедевр и приумножившего мировую культурную сокровищницу. Провозглашение якутского Олонхо было воспринято общественностью республики как событие большого исторического и культурного значения, как интеллектуальный и творческий прорыв в мировое культурное пространство. Якутский героический эпос Олонхо – выдающийся памятник эпического наследия тюрко-монгольского мира, являясь одной из ее древних форм, дошел до XXI  века в живом бытовании. Олонхо создавалось усилиями многих поколений олонхосутов. Олонхосуты были талантливыми и яркими личностями, выходцами из бедных слоев населения и пользовались всеобщей любовью народа. По письменным и архивным источникам в настоящее время выявлено более 1000 олонхосутов и это – не предел. В периоды наивысшего расцвета устной сказительской традиции ( XVIII – XIXвв.) по известным причинам репертуар знаменитых олонхосутов не был фиксирован, как не была сделана полная запись крупных по объему Олонхо. Поэтому сегодня трудно назвать объем наиболее крупного Олонхо из репертуара знаменитых олонхосутов, родившихся в XIXв., но творчество которых расцвело в первой половине XX в., таких как, И.Н. Винокуров – Табахыров, И.И. Бурнашев – Тон Суорун, Т.В. Захаров – Чээбий, Н.А. Абрамов – Кынат и многие другие. В сказительской традиции была выработана особая манера исполнения олонхо, когда олонхосут, как мастер словесного и певческого искусства, обладал даром свободной поэтической импровизации и владел уникальным горловым пением кылыһах. Олонхосут долгими зимними вечерами не спеша шлифовал язык народной поэзии, поэтому так разнообразен арсенал изобразительных средств олонхо. Сам народ любил упражняться в красноречии и ораторском искусстве, создавая высочайшие образцы устной народной поэзии, начиная от скороговорок – чабыргах и кончая высокой эпической поэмой – олонхо, в которой в концентрированном виде проявлялось поэтическое словесное, музыкальное и песенное искусство в прошлом бесписьменного народа. Именно исполнительское мастерство олонхосута представляет собой шедевр специфического творчества человека, когда его мастерство как певца-импровизатора проявлялось в реализации эпического знания в момент исполнения. Великие олонхосуты прошлого, по словам П.А. Ойунского, “эти аристократы духа народного”  имели обширный репертуар, который они пополняли, путешествуя по бескрайним просторам Якутии, где проживали известные и знаменитые олонхосуты. Они были одновременно не только носителями и создателями, но и неутомимыми популяризаторами своего живого искусства. [2]

В настоящее время у нас в республике идет ознакомление детей с олонхо с самого раннего возраста, т.е. с дошкольного возраста.Этот период жизни детей имеет решающее решение для его будущей самостоятельной жизни. Сензетивность дошкольного возраста широко раскрывается многими зарубежными и отечественными детскими психологами и педагогами, которые указывают на особую восприимчивость ребенка- дошкольника к сенсорному развитию, совершенствованию форм восприятия, внимания, памяти, воображения. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому воспитание и обучение должно осуществляться в естественном и привлекательном для детей виде деятельности – игре. Игровая деятельность имеет в себе огромный развивающий и дидактический потенциал. В  программе дошкольного образования указывается, что главное место в жизни ребенка и основной формой работы с детьми является игра. Особое внимание уделяется формированию у детей первичных представлений о себе, о семейных традициях, об обществе и его культурных ценностях. Такие качества ребенку можно привить только с помощью приобщения к культуре, языку традициям своего народа.По мнению этнопсихолога Оконешниковой А.П. только игра является наиболее эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа.

Первоначальные представления об олонхо формируются в дошкольном возрасте. Эффективными образовательными формами в этом возрасте являются детские театрализованные постановки, кукольный театр по сюжетам олонхо и разнообразные игры - дидактические, настольные, подвижные  игры по мотивам героического эпоса.

В нашем детском саду мы стали знакомить  детей с фольклором нашего народа сразу после внедрения национальной концепции : олонхо, тойук, оһуохай, чабырҕах. Наши дети не только исполняют олонхо, ставят театрализованные представления по его мотивам, играют в кукольном театре,  и еще прекрасно рисуют по сюжетам олонхо, делают поделки, играют в различные народные игры. Но сегодня я хочу рассказать вам о театрализованной  постановке олонхо в нашем дошкольном учреждении. Работа ведется по этапам:

  • Выбор репертуара, составление сценария.

Олонхо - это очень богатое и сложное поэтическое, и на первый взгляд совсем не детское произведение. В начале 90-х годов практически не было соответствующей литературы, методических пособий для ознакомления детей с олонхо. Поэтому я сама начала составлять сценарии, упрощала текст олонхо,   учитывая возраст детей  для того, чтобы играть их на сцене как театрализованную постановку.

  • Беседа об олонхо

Вначале  детям обьясняем, что такое олонхо.В нем рассказывается о божествах Верхнего мира, о людях,населяющих Срединный мир и о злых абаасы, богатырях Нижнего мира. Основная тема олонхо – судьба союза племен айыы аймага, налаживание мирной, счастливой и благополучной жизни в Среднем мире. В олонхо повествуется о жизни урангхай саха, взаимоотношениях членов семьи, рода и племени, об их борьбе со злом.

  • Знакомство детей с сценарием.

Для ознакомления детей  с сценарием олонхо вначале нужно рассказать простыми, понятными для детей  словами, можно как сказку. Можно заинтересовать их эмоциональностью, артистичностью, исполнениемтойук или песни персонажа олонхо.

  • Обьяснение непонятных слов.

Как мы знаем,олонхо является  древним эпическим наследием, поэтому необходимо обьяснять детям незнакомые, непонятные  слова,развивать словарный запас. Слова, как известно, способны дать воображению мир оттенков и нюансов, есть сравнения, фантазии и гиперболизации,волшебство, вещи, природа описываются как одушевленные предметы.

  • Распределение ролей.

Для театрализованной постановки необходимо распределить роли. И это может быть по согласии детей, родителей, педагогов. Обьясняем, какие роли, персонажи, как их нужно играть, как передать тот или иной образ олонхо.

  • Разучивание текста.

В начале мы даем отрывки текста олонхо по ролям на разучивание наизусть,дети с удовольствием учат свои отрывки, и в этом нам очень помогают наши родители, воспитатели. Это развивает у детей память, речь, словарный запас.

  • Разучивание песенного репертуара - тойук или песня персонажа.

После разучивания текста мы приступаем к разучиванию тойук или песни персонажа олонхо. Среди дошкольников очень редко встречаются дети, которые осознанно занимаются народным пением. В начале проводится подготовительная работа по приобретению кылысах у детей. Такой подход к организации работы с маленькими детьми позволяет бережно относиться к формирующемуся голосовому аппарату детей, учим правильному дыханию.

  • Закрепление.

Во время репетиций учимся передавать образ персонажа олонхо мимикой, говорить речитативом, передавать различные интонации речи, петь тойук в разных манерах - дьиэрэтии ырыа можно назвать стилем персонажей айыы эпических среднего и верхнего миров, стилевые же истоки песен богатырей абааһы,мужских персонажей нижнего мира мы видим в имитации кутурар- пения черных шаманов.Отличаются друг от друга музыкальные характеристики комических персонажей: девки- абааһы, раба- табунщика Сорук Боллура, рабыни-скотницы Симэхсин эмээхсин. Они творятся сказителями в стиле дэгэрэҥ ырыа.

  • Постановка.

Театрализованное представление олонхо на сцене помогает детям глубже понять идею олонхо, искренне выражать свои мысли, эмоции.  Здесь ребенок узнает, что такое театр, артисты. Перед выступлением готовится  сцена, готовятся декорации на заднем плане, костюмы, атрибуты для каждого песонажа. Разучиваются танцы, битвы богатырей.Музыка.

            Таким образом у нас накоплен немалый опыт театрализованных постановок олонхо и на ваше усмотрение представляю наш репертуар,  который составила сама:

  • ”Үөлэн Хардааччы” С.Васильева-Борогонского- 1992г.
  • ”Туйаарыма Куо” П.А.Ойунского-1993г; 2002г
  • ”Орто дойду олохтооҕо Ордьоот оҕонньор” Р.Кулаковского-2007г;2008г;2012г.
  • ”Тимир куйахтаах Дьурантай бухатыыр” А.С.Федоров.2017г.

Я сама являюсь автором сценариев этих олонхо и разработала 2 сборника сценариев:

  1. “Оскуолаҕа киириэн иннинээҕи саастаах оҕолорго олоҥхо сценарийдара”
  2. “Чөмчүүк саастаах оҕолорго олоҥхо, олоҥхо ырыалара - тойуктара”.

Этисборники прошли экспертный совет управления образования Амгинского улуса Республики Саха, но не публиковались.Распространяются попросьбе отдельных руководителей. Эти театрализованные постановки участвовали в улусных и республиканских конкурсах олонхо, где занимали первые места, Гран-при.

           Приобщение детей дошкольного возраста к героическому эпосу олонхо – культурному наследию народа саха развивает детское творчество в песенной, танцевальной, игровой деятельности, основанной на якутских национальных традициях, формирует у дошкольников интерес к олонхо, прививает у ребенка устойчивый интерес к родному языку и национальной культуре, художественной литературе и театру.Театральные костюмы, кукольные персонажи, декорации имеют важное значение в вхождении детей в мир героев. Это обогащает их духовно и развивает творческий талант, эстетическое восприятие.Олонхо учит детей любить родной край, быть честными, трудолюбивыми, смелыми, соблюдать нормы поведения в семье и обществе.Герои олонхо олицетворяют доброе и злое начало, что дети наблюдают и в реальной жизни. Через восприятие народного эпоса закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через якутский фольклор, а значит и через олонхо сохраняется преемственность поколений в рамках культуры. На протяжении веков олонхо передавались из поколения в поколение, сохранив мысли исключительной глубины, который отражает жизненный опыт народа.

Использованная литература:

  1. “Е.П.Жирков: Сайдыы суолун солоон” У.Винокурова Дьокуускай.2004.
  2. “Якутский героический эпос олонхо: библиографический указатель(1848-2013)” В.Н.Павлова Якутск Бичик 2015.
  3. “Фольклор и современная культура” сборник научных трудов. Якутск Якутский научный центр СО РАН 1991.
  4. Научно-методический журнал для работников дошкольного образования и родителей “Чөмчүүк саас” Якутск 2011.
  5. “Олонхо в игровой деятельности детей” Андросова Ю.В.,Александрова Н.П. Якутск Бичик 2013
  6. Текстология олонхо “Могучий Эр Соготох” Т.В.Илларионова Новосибирск “Наука” 2008.
  7. “Обучение традиционному якутскому пению тойук” Г.Г.Федорова Якутск 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Организация театрализованной деятельности в коррекционном детском саду

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУ...

Театрализованная деятельность детей в детском саду.

Развитие детей  через театрализованные игры....

Картотека театрализованных этюдов с воспитанниками детского сада

Подборка театрализоанных этюдов с дошкольниками....

постановка мюзикла в детском саду

Постановка мюзикла с дошкольниками - дело увлекательное, но не самое простое. Как сделать процесс постановки и сам спектакль ярким и незабываемым событием?...