спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Щукина Оксана Леонидовна

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития.

 

В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая ус­тановка в первую очередь на развитие мышления превраща­ет эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную цен­ность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстни­ки 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмуща­ются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посе­щают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдум­ки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят ди­агноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «со­творения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивле­ния и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педаго­гов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67—69% пер­воклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей час­то отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточ­но развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоци­онального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обуче­ния чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Все это мо­жет дать театрализованная деятельность.

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драма­тизация, «основанная на действии, совершаемом самим ре­бенком, наиболее близко, действенно и непосредственно свя­зывает художественное творчество с личными переживания­ми» (Л.С. Выготский).

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом пере­дачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрас­тающих поколений. Преодолевая пространство и время, соче­тая возможности нескольких видов искусств — музыки, жи­вописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, со­страдание, развивают способность поставить себя на место дру­гого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

На современном этапе развития педагогической системы воспитания и обучения дошкольников обращает на себя внимание недостаточная подготовленность к организации театрально – игровой деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В современных условиях необходимо определить основные направления работы воспитателя  дошкольного учреждения в создании условий для всестороннего развития детей посредством театра.

Как известно, успешное развитие ребенка - целенаправленный процесс, осущест­вляемый окружающими его взрослыми, поэтому правильное отношение к ребенку и помощь ему со стороны взрослых составляет единое целое и определяет результаты его всестороннего развития.

Этот факт ставит вопрос о специальной подготовке воспитателей.

 

 

Пояснительная записка

Предлагаемый спецкурс «Организация театрально – игровой деятельности в детском саду » направлен на развитие и обучение творчески ориентированных  педагогов детских до­школьных учреждений, овладение ими умением саморазвития и самообразования в профессиональной деятельности.

Основная цель спецкурса

Углубленно изучить проблему организации театрально – игровой деятельности дошкольников в детском саду, её влияние на всестороннее развитие дошкольников,

воспитать интерес педагогов к научно-исследовательской ра­боте, развивать умение сочетать  теоретические знания с практикой, развивать научное творчество в разработке новых способов организации развивающей  работы с детьми, разработке и построении коррекционно – развивающего пространства ДОУ.

Задачи спецкурса:

•        углубить и систематизировать теоретические знания  педагогов по данной проблеме .

•        формировать умения  собирать  фактический  материал,  анализировать и обобщать его;

•        делать выводы на основе анализа теории и практики обучения детей,

учить разра­батывать  методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей.

Спецкурс рассчитан на 30 часов.

Предполагает формы работы: лекции, семинары,  практическую работу  педагогов.

 

 

 

Лекции спецкурса имеют своей целью: подготовить педагогов к творческому поиску эффективных путей совершенствования работы по организации развития детей посредством самостоятельной театрально – игровой деятельности и ознакомления их с театром, как видом искусства.

Семинары проводятся через определенный промежуток времени,

 так как  необходимо  время для осмысления, усвоения и углубления              знаний.

Итоговой формой спецкурса является зачет.

Спецкурс предназначен для педагогов дошкольных учреждений.

Требования к знаниям и умениям:

 

 

                 Специалист в области дошкольной педагогики должен знать:

•         методику организации  театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

•         современные требования к деятельности педагога в процессе                организации развивающего обучения;

•         владеть определенной терминологией;

•          знать возрастные и психофизиологические особенности детей  дошкольного возраста.

         уметь:

•         правильно строить воспитательно – образовательный  процесс, с учётом индивидуально – типологических особенностей детей.

•         проводить диагностические исследования,  на основе полученных данных делать выводы;

•         интегрировать деятельности детей в соответствии с поставленными целями.

•         Составлять  библиографию по определенной теме;

•         Изготавливать  пособия с учетом конкретных  целей, задач и методики ис­пользования.

На лекциях спецкурса необходимо применять как можно больше методов активи­зации умственной деятельности, использовать различные формы проведения: про­блемная лекция, классическая лекция.

Данный спецкурс имеет учебно-тематический план, по которому планируется со­держание курса и количество часов, отведенных на ту или иную форму обучения, пре­дусмотренную спецкурсом.

Таким образом, настоящий спецкурс будет способствовать обогащению педагогов новыми знаниями , развитию навыков самостоя­тельной работы с дошкольной литературой, справочным материалом.


Учебно-тематический план

 

Содержание курса Тема

Количество часов

 

 

 

 

Лекции

Семинары

Практи-кумы

Всего

1

Философско – культурологические подходы к проблемам влияния театрального искусства на развитие детей.

2

 

 

2

 

Сущность и виды театрального искусства в его историческом развитии.

2

 

 

2

2

Театрализация – как вид деятельности старших дошкольников

Формы и методы организации теат- рально-игровой деятельности в д/с

 

 

 

 

дошкольников.

 

         2

 

2

3

Роль театрализованной деятельности в решении задач

всестороннего развития детей

 

2

 

 

 

2

4

 Своеобразие эмоционального развития  детей в процессе театрально - игровой  деятельности

2

 

 

2

5

Опыт работы детских садов России по организации театрализованной деятельности дошкольников

 

 

 

2

 

 

     2

 

 

 

Программирование процесса всестороннего развития дошкольников посредством театрализованной деятельности в д/с.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

4

 

 

6

Принципы построения предметно – развивающей среды в ДОУ, способствующей обогащению их театрально – игровой деятельности

 

 

 

2

 

 

2

 

 

            4

7

Построение модели взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе работы по развитию детей средствами театра.

 

2

2

4

8

Диагностика развития творческих способностей дошкольников

 

2

 

2

4

9

Зачет

 

 

 

2

 

Итог:

12

8

8

30


Спецкурс для педагогов ДОУ

 

 

 

 

 

 

На тему:

 

 

 

 

«Основы организации театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития»

 

 

                                                                                                                                         Разработан

 

                                                                                 Старшим воспитателем

 

                                                                                 МДОУ Комаричского д/с № 3

 

                                                                              О.Л.Щукиной.

 image

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития.

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67—69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Все это может дать театрализованная деятельность.

Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

На современном этапе развития педагогической системы воспитания и обучения дошкольников обращает на себя внимание недостаточная подготовленность к организации театрально – игровой деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В современных условиях необходимо определить основные направления работы воспитателя  дошкольного учреждения в создании условий для всестороннего развития детей посредством театра.

Как известно, успешное развитие ребенка - целенаправленный процесс, осуществляемый окружающими его взрослыми, поэтому правильное отношение к ребенку и помощь ему со стороны взрослых составляет единое целое и определяет результаты его всестороннего развития.

Этот факт ставит вопрос о специальной подготовке воспитателей.

Пояснительная записка

Предлагаемый спецкурс «Организация театрально – игровой деятельности в детском саду » направлен на развитие и обучение творчески ориентированных  педагогов детских дошкольных учреждений, овладение ими умением саморазвития и самообразования в профессиональной деятельности.

Основная цель спецкурса

Углубленно изучить проблему организации театрально – игровой деятельности дошкольников в детском саду, её влияние на всестороннее развитие дошкольников,

воспитать интерес педагогов к научно-исследовательской работе, развивать умение сочетать  теоретические знания с практикой, развивать научное творчество в разработке новых способов организации развивающей  работы с детьми, разработке и построении коррекционно – развивающего пространства ДОУ.

Задачи спецкурса:

углубить и систематизировать теоретические знания  педагогов по данной проблеме .

формировать умения  собирать  фактический  материал,  анализировать и обобщать его;

делать выводы на основе анализа теории и практики обучения детей,

учить разрабатывать  методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей.

Спецкурс рассчитан на 30 часов.

Предполагает формы работы: лекции, семинары,  практическую работу  педагогов.

Лекции спецкурса имеют своей целью: подготовить педагогов к творческому поиску эффективных путей совершенствования работы по организации развития детей посредством самостоятельной театрально – игровой деятельности и ознакомления их с театром, как видом искусства.

Семинары проводятся через определенный промежуток времени,

 так как  необходимо  время для осмысления, усвоения и углубления              знаний.

Итоговой формой спецкурса является зачет.

Спецкурс предназначен для педагогов дошкольных учреждений.

Требования к знаниям и умениям:

                 Специалист в области дошкольной педагогики должен знать:

методику организации  театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

современные требования к деятельности педагога в процессе                организации развивающего обучения;

владеть определенной терминологией;

знать возрастные и психофизиологические особенности детей  дошкольного возраста.

         уметь:

правильно строить воспитательно – образовательный  процесс, с учётом индивидуально – типологических особенностей детей.

проводить диагностические исследования,  на основе полученных данных делать выводы;

интегрировать деятельности детей в соответствии с поставленными целями.

Составлять  библиографию по определенной теме;

Изготавливать  пособия с учетом конкретных  целей, задач и методики использования.

На лекциях спецкурса необходимо применять как можно больше методов активизации умственной деятельности, использовать различные формы проведения: проблемная лекция, классическая лекция.

Данный спецкурс имеет учебно-тематический план, по которому планируется содержание курса и количество часов, отведенных на ту или иную форму обучения, предусмотренную спецкурсом.

Таким образом, настоящий спецкурс будет способствовать обогащению педагогов новыми знаниями , развитию навыков самостоятельной работы с дошкольной литературой, справочным материалом.

Учебно-тематический план

Содержание курса Тема

Количество часов



Лекции

Семинары

Практи-кумы

Всего

1

Философско – культурологические подходы к проблемам влияния театрального искусства на развитие детей.

2

2

Сущность и виды театрального искусства в его историческом развитии.

2

2

2

Театрализация – как вид деятельности старших дошкольников

Формы и методы организации теат- рально-игровой деятельности в д/с





дошкольников.

         2

2

3

Роль театрализованной деятельности в решении задач

всестороннего развития детей


2


2

4

 Своеобразие эмоционального развития  детей в процессе театрально - игровой  деятельности

2

2

5

Опыт работы детских садов России по организации театрализованной деятельности дошкольников


2


     2



Программирование процесса всестороннего развития дошкольников посредством театрализованной деятельности в д/с.




2




2


4


6

Принципы построения предметно – развивающей среды в ДОУ, способствующей обогащению их театрально – игровой деятельности



2



2



            4

7

Построение модели взаимодействия педагогов, детей и родителей в процессе работы по развитию детей средствами театра.

2

2

4

8

Диагностика развития творческих способностей дошкольников

2

2

4

9

Зачет

2

Итог:

12

8

8

30

«Основы организации театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития»

        Разработан

                                                                                 Старшим воспитателем

                                                                                 МДОУ Комаричского д/с № 3

        О.Л.Щукиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект (статья) на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития связной и выразительной речи, формирования коммуникативных навыков у детей-дошкольников».

                       «Театрализованная деятельность в детском садукак средство развитиясвязной и выразительной речи, форм...

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, пор...

"Развитие речи в детском саду, как средство для гармоничного развития и вхождение в современный социум"

       В современном обществе, на мой взгляд, актуальной становится проблема социальной адаптации подрастающего поколения. И в первую очередь на это влияет неразвитая связна...

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания

Проектно-поисковая деятельность в детском саду как средство нравственно-патриотического воспитания...

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"...

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ».

Жизнь в эпохе  научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от современного человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстр...