Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности в детском саду, как средство развития творческих способностей детей
учебно-методический материал на тему

Халюта Елена Викторовна

Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности  в детском саду, как  средство развития творческих способностей детей.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2

г.Калининска Саратовской области»

Халюта Е.В.

    Ребенок активно познает окружающий мир во всем многообразии. В процессе познания окружающего он исследует предметы и объекты, их свойства и качества. Он делает много открытий и создает интересные, порой оригинальные продукты в виде рисунка, конструкции, стихов и т. п.
         В этом возрасте проводятся непосредственно образовательная деятельность,  предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная. Учитывая психологические особенности раннего возраста, анализируя образовательный процесс можно увидеть, что на традиционных видах деятельности  ежедневно происходит повторение, закрепление, и расширение знаний. Ведущая роль  принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие творческих способностей зависят от того, какие условия будут созданы взрослыми. 
       Использование в раннем возрасте интеграции непосредственно образовательной деятельности, где деятельность построена по принципу объединения нескольких видов деятельности,  объединенных одной темой,  позволяет детям познать целостную картину окружающего мира. Такая деятельность дает высокие результаты в развитии творческих способностей детей. С ее помощью происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок может раскрыть и показать свои возможности.
         Актуальность данной темы обусловлена  формированием у детей раннего возраста   интереса к поиску, развитием  инициативы, положительного  отношения к занятиям.
При работе над темой были выявлены следующие противоречия:
между развитием личности дошкольника и самим педагогическим процессом, между подвижной природой ребенка и процессом получения новых знаний. 
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в использовании интегрированного подхода в непосредственно образовательной деятельности для развития детского творчества.
Интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким. Интеграция обозначает  восстановление, восполнение - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. То есть объединение в одно «целое», различных элементов или частей. У того «целого», всегда больше преимуществ и возможностей, нежели у разрозненных элементов. Такая интегрированная деятельность делает педагогический процесс более интересным и содержательным; реализуются
 следующие задачи:
              1.Создание эмоционально-положительного контакта.
              2. Побуждение детей  к деятельности через организацию проблемных ситуаций, сюрпризных и игровых моментов, поисковых вопросов.
              3.Моделирование реального объекта на сенсорных тренажерах +     
 развитие речи.
              4. Обучение технике изобразительной деятельности.
Наиболее эффективными являются следующие методы: сюрпризный момент, игровой момент, поисковые вопросы, рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами.
Все методы  направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развития творческих способностей, закрепление умений и навыков.
Организация образовательного процесса осуществляется в следующей последовательности:
- было определено содержание работы по развитию творческих способностей детей с использованием интегрированного подхода; 
- разработана интегрированная образовательная деятельность по тематике, определяющий содержание вопроса, поиска и его решения; 
- подготовлен наглядно-дидактический материал, соответствующий тематике интегрированной деятельности.
 Интеграция организованно-образовательной деятельности имеет отличительные особенности: 
- Предельная четкость, информированность учебного материала.
-Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.
- Свободное размещение наглядного материала.
- Смена динамических поз. Каждая образовательная деятельность имеет структуру.
1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
2.Основная часть: детям дают знания необходимых для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучение связной речи.
3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

При  организации  организованной образовательной деятельности решаются  целые системы задач.  Преимущество этой деятельности  в том, что ребенок не  успевает утомиться от количества приобретенных новых знаний, а может перейти в необходимый момент на новый вид «впитываемой» информации. В основе реализации интегрированного подхода к организованной образовательной деятельности используется  принцип эмоционального восприятия. Ощущение  и   восприятие в раннем возрасте  - первая ступень в познании мира, развивающаяся речь, опирается на базу сенсорных представлений. Так же важным является вопрос о необходимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности.   Именно этот принцип позволяет педагогический процесс в работе с детьми сделать интересным и игровым.
           Интегрированный подход раскрывает  творческий потенциал у детей. В игровой форме происходит  соединение познавательного и эмоционального опытов, т. к. основывается на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движений и др., то  есть, все сводится к полноценному творческому развитию детей. Педагогическая и методическая технология  интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из  важных условий при ее проведении для развития детских способностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"

Театрализованные игры в детском саду-это развитие творческих способностей детей средствами театрализованного искусства"...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников".

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...

Интеграция игры и изобразительной деятельности, как основное условие развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для ребенка дошкольного возраста...

Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

laquo;Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»(опыт работы) Подготовила  воспитатель 1КККуприянова Ю.М.  с.Нижнедевицк...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников"

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...