Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по музыке

Куприянова Юлия Михайловна

«Использование детского фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

(опыт работы)

 

Подготовила  воспитатель 1КК

Куприянова Ю.М.

 

 

с.Нижнедевицк.

 

По единодушному мнению выдающихся педагогов, музыкальный фольклор является совершенным средством музыкального воспитания детей. Использование его способствует формированию у ребенка таких качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края.

Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь сокружающим миром. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен.

Совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности-важные особенности фольклора. Это естественно: произведение народного искусства отшлифовывались веками, отбрасывая не нужное и устаревшее, создавая более новое, более совершенное.

Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры-значит приобщать его к общечеловеческой культуре, т.к. общечеловеческая культура — это собрание национальных достижений. В любой системе воспитания можно брать только рациональные черты и приводить в жизнь на своей национальной основе более близкой и понятной ребенку.

Современный репертуар в области музыкального воспитания в детском саду включает в себя высокие образцы народного творчества. По мнению многих исследователей-фольклористов и этнографов, детский фольклор — это не что иное, как песни, потерявшие значение для взрослых и перешедшие к детям. Термин «детский фольклор» вошел в научный обиход в педагогике.

Детский фольклор не обособляется от фольклора взрослых, но есть некоторые особенности, которые отмечают их. Фольклор взрослых четко классифицируется по жанрам. Детский фольклор, как отмечалось, часто меняет свое значение. Среди песенных и игровых жанров детского фольклора есть такие песни, которые трудно систематизировать из-за их конкретного назначения. Они используются лишь для удовлетворения своих эстетических запросов. Касаясь детских игр, можно сказать, что они так не пришли к детям от взрослых. Часть игр связана с культурой и обрядами взрослых, часть сбытом и обиходом детей.

Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяет выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят в детском саду обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Фольклор калоритен, богат палитрой эмоциональных переживаний, которые пока еще не возникают в собственной жизни ребенка. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Что же меня, как музыкального руководителя, заставило более углубленно работать над этой проблемой? С детства мне нравился народный музыкальный фольклор. Я решила расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить дидактические игры, то есть спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту как можно чаще звучала русская народная песня. Я сама люблю петь, подбирать мелодии для потешек и считалочек.

На занятиях я стараюсь уловить настроение детей, когда мне нужно спеть ту или иную песню, где развеселить, а где наоборот успокоить детей. Музыка непосредственно воздействует на ребенка: с его помощью можно создать определенный эмоциональный настрой.

В связи с этим я поставила перед собой задачи:

1. Научить детей слушать русскую народную музыку.

2. Петь русские народные песни. Получать удовольствие от встречи с ними.

3. Познакомить детей с русскими народными инструментами (традиционными и нетрадиционными). Научит исполнять на них простейшие мелодии.

4. Пополнять знания детей о русских народных праздниках и обычаях.

5. Познакомить детей с движениями народных хороводов и плясок.

Свою работу разделила на два вида деятельности:

1. Игры с песнями. Они имеют очень важное значение для эстетического развития ребенка, расширяют кругозор его музыкальной деятельности. Русские народные песни-игры таят в себе огромные возможности, они предоставляют детям простор для вариаций движений.

2. Драматизация и обыгрывание песен (колыбельных, частушек, прибауток, небылиц).

Для того, чтобы осуществить свою задачу, я в первую очередь стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями, а в отдельных случаях с родителями, наиболее одаренных и развитых детей. Во-вторых, занимаюсь подбором фольклорного материала, соответствующих иллюстраций, народных игр, дисков.

В-третьих: знакомлю детей с русскими национальными костюмами, имеющихся в нашем саду, другими наглядными материалами.

Иногда для проведения занятий мне приходилось одеваться в костюм бабушки Арины-сказательницы. Дети вместе с «гостьей» начинали «варить» суп для кукол, которые приходили в гости, а я припевала «хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу-ОХ». Дети подпевали мне и настолько увлеклись этой игрой что даже не заметили, что бабушка Арина-это я. И когда я после занятия, переодевшись в обычную одежду, приходила в группу, дети наперебой рассказывали мне о гостье.

Работу по типовой программе я веду параллельно со своим материалом по фольклору согласно перспективному планированию на каждую возрастную группу. Обучение музыкально-ритмическим движениям провожу строго в форме игры. Придумываю сюжет, рассказ. Например, топающий шаг-прогулка по первому снегу, шаг польки-карнавал, хороводный шаг-гуляние по лесу, по осеннему парку. Учу детей правильно, ритмично и красиво выполнять тот или иной элемент танца или танцевальный шаг, реагировать движением на смену частей или характера музыки. В этот раздел ввела разучивание танцевальных шагов (движений)народных хороводов, плясок: «гармошка», «топотушки», «ковырялочка». Дети старших групп танцуют такие хороводы: «Ходила Машенька по борочку», «Береза», «Балалаечка» и АР-

В разделе «слушание» знакомлю детей со звучанием русских народных инструментов: рожка, гуслей, балалайки, гармошки, ложек, трещетки. Часто ставлю детям диски с записью выступлений оркестров народных инструментов. Слежу за новинками с помощью интернета. Во время слушания предлагаю детям пофантазировать. Предлагаю ребенку свои ассоциации, образы. С возрастом у ребенка появляются свои видения и чувства музыкального произведения.

Наиболее сложный раздел программы «Пение». Русская народная песня очень сложна для исполнения, широкие распевы одного слога, смена ритма и темпа. Часто песню начинают в миноре, а заканчивают в параллельном мажоре и наоборот. Русские песни отличаются широким диапазоном. Работая с детьми над русской народной песней, я стараюсь учитывать ее характерные особенности. Если есть широкие скачкидо придумываю прием чистого интонирования. Четко разграничиваю дыхание по фразам. Определенное внимание уделяю дикции, объясняю, как правильно пропевать окончание слов, особенно на слог «СЯ» (таких слов очень много в русских народных песнях- «уродился», «умывался»). Главной задачей ставлю для себя чистое выразительное интонирование, развитие вокально-хоровых навыков, расширение диапазона. Одним из методов, который я использую при разучивании русской народной песни, является собственный показ. Дети не всегда могут чисто спеть звук с инструмента^ с голоса берут гораздо быстрее и чище. Поэтому я все время говорю: «Пойте как я», и дети действительно, после моего показа могут в точности воспроизвести звук нужной высоты. Такой «зеркальный» прием способствует не только выработке чистой интонации, но и правильному звукообразованию. При работе над интонированием ищу сравнение для звука. «Дотянемся голосом до солнца, до листочка, до птички»-голосок взлетает вверх, как огоньки на елке, голос широкий и протяжный, как «русское поле» и т.д. Новую песню начинаю разучивать обязательно по фразам с сиюминутным фиксированием ошибки и только после этого поем сначала до конца. Чтобы дети быстрее выучивали и запоминали песни, я часто инсценирую их. Это развивает у детей воображение дворческие и актерские способности. В роли деда, старушки, молодца с балалайкой, комара и т.д. они чувствуют себя уверенно и часто поем без сопровождения.

Особенно нравится моим детям играть на инструментах. Мне бы хотелось видеть в нашем детском саду больше народных инструменте в, но приобрести их нет возможности. Отдельные инструменты мы изготовляем сами: рубель, шумишки. На имеющихся инструментах-трещетках, бубнах, ложках, дудочке, дети играют с удовольствием. В репертуаре нашего шумового оркестра песни «Ах вы сени», «Светит месяц», «Калинка», А я по лугу» и др.

Любят дети и народные игры. Через них дошкольники познают мир. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием. Есть у моих ребят любимые игры такие, как «Заря-Зарница», «Ворон», «Пчелы» и др. Использую потешки и в старших группах. К примеру, наиболее ярко проявляется музыкальная сущность в потешке для подготовительных групп:

Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела.

Игры со словами развивают музыкальную способность детей. Появляются навыки, позволяющие детям улавливать ритмы в потешках. Итогом работы с русским народным материалом являются наши праздники. Использую для праздников эпизоды из русских народных сказок в качестве сюрпризов. Например, «Емеля приезжает на печке». Взрослые роли на таких утренниках используют воспитатели. Они принимают активное участие на занятиях, на праздниках и в самостоятельной деятельности, направляя детей на творчество.

Провожу индивидуальную работу и с родителями о музыкальном развитии ребенка, рекомендую больше приобщать детей к музыке, приобретать детскую фольклорную фонотеку, учу родителей играть на том или ином инструменте. Даю устные консультации. Конечно, у меня есть желание больше привлекать родителей для занятия со своими детьми, увлечь родителей для создания театральной деятельности дома вместе с детьми. Это дает определенные результаты для творческого начинания ребенка.

Работая в этом направлении, сделала вывод, что народный фольклор воспитывает у детей любовь к национальной культуре, что необходимо для всестороннего воспитания и развития ребенка. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический опыт, успехи и достижения воспитанников).

Дети не владеют опытом о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников ,не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур. Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения поверхностны, отрывочны и разрознены. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости. Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа. У большинства детей был отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости. Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Результаты мониторинга на окончание учебного года:

-дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми;

-имеют представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам;

-дети называют праздничные обряды и традиции родного народа;

-у большинства детей был отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам;

-знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором;

-могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания;

-у детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа. Они интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение были ими пережиты; -дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

Результаты работы с родителями:

-познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей;

-с традициями народных праздников и организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов;

-расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада;

-в детском саду воспитателями были пошиты несколько русских костюмов;

-создана картотека подвижных народных игр и фольклора; -составлены сценарии фольклорных праздников.


 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...

Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Если вы любите заниматься творчеством со своими детьми, и ищите что-то новенькое и необычное, вам непременно нужно опробовать синельную проволоку— пушистая разноцветная проволочка, кот...

Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Мастер - класс " Использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста ".

Мастер класс ;использование синельной проволоки для развития творческих способностей детей дошкольного возраста....