Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соцкая Анастасия Владиславовна

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_shipovnikom.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой

в подготовительной группе

Тема: «Шиповник».

Задачи: познакомить детей с происхождением названия «шиповник», его характерными особенностями, полезными свойствами, значением в жизни человека и животных; закрепить знания детей о насекомых; обогатить словарь: шиповник, шип; продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать значение поговорок; воспитывать интерес к природе родного края, учить детей видеть красоту природы.

Материалы: мультфильм «Мусти простудился»; ветка шиповника; картинка с изображением цветущего шиповника; плоды шиповника (целые и разрезанные пополам); сушеные ягоды шиповника, горячая вода, термос; прозрачная емкость, марля; листы (на каждого ребенка).

Ход занятия:

  1. Орг. Момент: Ребята, прежде чем вы узнаете тему нашего занятия, я хочу предложить вам посмотреть мультфильм «Мусти простудился». Внимательно смотрите и подумайте, почему котёнок простудился?

Просмотр.

Ребята, кто может сказать, почему котёнок простудился? Скажите, а чем лечила его мама? А вот в старину не было таких лекарств, может кто-нибудь знает, чем же лечились тогда? А вы, какие лекарственные растения знаете? Молодцы! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с лекарственными растениями. А с каким, посмотрите внимательно на эту ветку. Кто знает, что это за растение? Молодцы! Сегодня мы продолжаем знакомиться с лекарственным растением «Шиповник».

  1. Основная часть:

– Шиповник – это кустарник, так как у него из земли выходит много стволов, а не как у дерева, один, два. С давних времён известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались,  чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха. Царь Иван Грозный посылал целые отряды для сбора шиповника. Запасы плодов хранили для военных походов и поили настоем раненых воинов. Да и не только во время правления царя Ивана Грозного, а и в Великую Отечественную Войну, победу которой мы празднуем каждый год 9 мая, раненых поили отваром шиповника. Издавна шиповник использовался и в качестве украшения. Женщины и девочки еще в первобытные времена носили из его плодов бусы. Во многих странах венками из его цветков украшали невест, поэтов, героев, правителей.

– Название этого растения произошло от слова «шип» – колючка. О нем говорили: «хорош бы цветочек, да коготок востёр». Почему о нем так говорили? А для чего шиповнику шипы? Не будь у шиповника колючек, так бы его человек и животные обирали, что и на развод не оставили бы. Пищевые, витаминные и лечебные его достоинства задолго до человека распознали звери и птицы. Уж на что лиса мясоедка, а и то шиповник любит. Мышь даже на камушек заберётся, на цыпочки встанет, а дотянется-таки до низко висящей ягодки. Пыльцою цветков шиповника пользуются многие насекомые. А зачем насекомым пыльца? Корни шиповника надёжно закрепляют склоны, и почва на таких склонах не осыпается. В колючих кустах шиповника гнездятся и выводят потомство некоторые виды мелких птиц.

Задание. Подобрать подходящие слова для описания шиповника.

– Посмотрите, как красиво цветёт шиповник (показ картинки). Ещё, шиповник называют дикой розой, и именно шиповник является родоначальником всех садовых роз. Как вы думаете, чем похожи шиповник и садовые розы? А аромат шиповника используют в парфюмерии при изготовлении духов, кремов, шампуни и т.д.

Физминутка:

Вот шиповника цветы          (разводит руками в стороны),

Просто чудо красоты!          (наклон туловища влево - вправо),

Яркие, пахучие...                    (вдох - выдох),

Ай-ай-ай! Колючие!               (двигает головой в разные стороны).

– Посмотрите внимательно на плоды шиповника. Каковы они снаружи многие из вас уже видели, а вот что у ягодки внутри я предлагаю вам рассмотреть сейчас.

Отгадайте загадку:

Сидят на палочке,

В красных рубашках,

Брюшко светло,

Камешками набито. (Шиповник).

Так, о каких «красных рубашках» идёт речь в загадке? Почему «брюшко светло», и какими «камешками» оно набито? Что значит сидят на палочке.

– Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витаминов и полезных веществ, и они лечат от многих болезней. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника витаминные препараты, сиропы, таблетки. На Руси плоды шиповника были очень дорогими. Если из плодов шиповника приготовить настой, и принимать по стакану каждый день – это укрепляет здоровье, помогает при простуде, придаёт бодрость и поднимает настроение. Вот какими волшебными свойствами обладает шиповник.

Самомассаж лица

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело;

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком;

Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело;

Знаем, знаем– да,да,да! Нам простуда не страшна.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами сейчас приготовим волшебный настой из шиповника. Может кто-то из вас уже пил его? Каков он на вкус. У нас есть сушеные ягоды, горячая вода. Берем термос, засыпаем туда ягоды (пригласить ребенка засыпать ягоды в термос). Заливаем горячей водой. И закрываем термос. Теперь наш настой буде стоят и завариваться, а после тихого часа, откроем термос и посмотрим, что у нас получится.

– Ребята, если вы с взрослыми будете собирать ягоды шиповника, будьте осторожны – не пораньте руки о колючие шипы. И еще запомните – нельзя собирать ягоды с тех кустов, которые растут возле дорог – они отравлены выхлопными газами машин. Такие ягоды вместо пользы могут принести вред.

Задание. В стихотворении вставить пропущенное слово.

Что за куст растет , друзья?

Подойти к нему нельзя:

Весь в иголках и шипах-

Укололись дети «Ах!»

Вот лекарственный полковник-

А зовут его – ШИПОВНИК!

И плоды его, ребята, 

Витаминами богаты,

Кто настой из них попьёт-

Очень долго проживёт!!!

3. Заключительная часть:

С каким лекарственным растением познакомились на занятии?

Почему шиповник получил такое название?

Как говорили о нем в старину?

Как используют шиповник звери? Птицы? Насекомые?

Как используют люди шиповник сейчас? В старину?

Где нельзя собирать шиповник? Почему?

– Закончу сегодняшнее занятие рассказом о шиповнике:

Раз брела старушка по тропе лесной,

Вышла на опушку, села под сосной.

Тень в траве скользила, золотился свет.

Бабушка грустила: «Силы прежней нет!

Наклонится трудно – Ломит поясницу!

В травах изумрудных не набрать водицы,

Чистой да студёной, ключевой водицы.

И спина не гнется. Видно не придётся

Нынче мне напиться!»

Слышит чей-то голос, тихий, робкий, нежный,

Тонкий, словно волос: «Не теряй надежды!

Ягоды прекрасные с куста собери,

Они ярко-красные, с отблеском зари.

Приготовь целебный, ягодный настой –

Эликсир волшебный, золотой, густой.

Добрая старушка! Его не жалей,

Каждый день по кружке, как лекарство пей!

И вернуться прежние, силы, бодрость, стать.

Станешь белоснежные кружева вязать.

Станешь внукам малым, колыбель качать,

Да шиповник алый будешь вспоминать!»

Рефлексия:

После тихого часа приготовить прозрачную емкость, через марлю процедить содержимое термоса, обратить внимание какого цвета стала жидкость, вспомнить что заливали, какого цвета. Рассмотреть цвет настойки, понюхать и разлить по чашечкам. Спросить детей вкусный напиток они приготовили.

Похвалить всех, дать положительную оценку. И вместе с детьми зарисовать процесс приготовления настоя из шиповника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"

Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"...

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"...

Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»

Программное содержание: Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;Расширять и закреплять знания свойств песка,...