Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Соцкая Анастасия Владиславовна

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_znakomstvo_s_shipovnikom.docx24.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с природой

    в подготовительной группе

    Тема: «Шиповник».

    Задачи: познакомить детей с происхождением названия «шиповник», его характерными особенностями, полезными свойствами, значением в жизни человека и животных; закрепить знания детей о насекомых; обогатить словарь: шиповник, шип; продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать значение поговорок; воспитывать интерес к природе родного края, учить детей видеть красоту природы.

    Материалы: мультфильм «Мусти простудился»; ветка шиповника; картинка с изображением цветущего шиповника; плоды шиповника (целые и разрезанные пополам); сушеные ягоды шиповника, горячая вода, термос; прозрачная емкость, марля; листы (на каждого ребенка).

    Ход занятия:

    1. Орг. Момент: Ребята, прежде чем вы узнаете тему нашего занятия, я хочу предложить вам посмотреть мультфильм «Мусти простудился». Внимательно смотрите и подумайте, почему котёнок простудился?

    Просмотр.

    Ребята, кто может сказать, почему котёнок простудился? Скажите, а чем лечила его мама? А вот в старину не было таких лекарств, может кто-нибудь знает, чем же лечились тогда? А вы, какие лекарственные растения знаете? Молодцы! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с лекарственными растениями. А с каким, посмотрите внимательно на эту ветку. Кто знает, что это за растение? Молодцы! Сегодня мы продолжаем знакомиться с лекарственным растением «Шиповник».

    1. Основная часть:

    – Шиповник – это кустарник, так как у него из земли выходит много стволов, а не как у дерева, один, два. С давних времён известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались,  чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха. Царь Иван Грозный посылал целые отряды для сбора шиповника. Запасы плодов хранили для военных походов и поили настоем раненых воинов. Да и не только во время правления царя Ивана Грозного, а и в Великую Отечественную Войну, победу которой мы празднуем каждый год 9 мая, раненых поили отваром шиповника. Издавна шиповник использовался и в качестве украшения. Женщины и девочки еще в первобытные времена носили из его плодов бусы. Во многих странах венками из его цветков украшали невест, поэтов, героев, правителей.

    – Название этого растения произошло от слова «шип» – колючка. О нем говорили: «хорош бы цветочек, да коготок востёр». Почему о нем так говорили? А для чего шиповнику шипы? Не будь у шиповника колючек, так бы его человек и животные обирали, что и на развод не оставили бы. Пищевые, витаминные и лечебные его достоинства задолго до человека распознали звери и птицы. Уж на что лиса мясоедка, а и то шиповник любит. Мышь даже на камушек заберётся, на цыпочки встанет, а дотянется-таки до низко висящей ягодки. Пыльцою цветков шиповника пользуются многие насекомые. А зачем насекомым пыльца? Корни шиповника надёжно закрепляют склоны, и почва на таких склонах не осыпается. В колючих кустах шиповника гнездятся и выводят потомство некоторые виды мелких птиц.

    Задание. Подобрать подходящие слова для описания шиповника.

    – Посмотрите, как красиво цветёт шиповник (показ картинки). Ещё, шиповник называют дикой розой, и именно шиповник является родоначальником всех садовых роз. Как вы думаете, чем похожи шиповник и садовые розы? А аромат шиповника используют в парфюмерии при изготовлении духов, кремов, шампуни и т.д.

    Физминутка:

    Вот шиповника цветы          (разводит руками в стороны),

    Просто чудо красоты!          (наклон туловища влево - вправо),

    Яркие, пахучие...                    (вдох - выдох),

    Ай-ай-ай! Колючие!               (двигает головой в разные стороны).

    – Посмотрите внимательно на плоды шиповника. Каковы они снаружи многие из вас уже видели, а вот что у ягодки внутри я предлагаю вам рассмотреть сейчас.

    Отгадайте загадку:

    Сидят на палочке,

    В красных рубашках,

    Брюшко светло,

    Камешками набито. (Шиповник).

    Так, о каких «красных рубашках» идёт речь в загадке? Почему «брюшко светло», и какими «камешками» оно набито? Что значит сидят на палочке.

    – Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витаминов и полезных веществ, и они лечат от многих болезней. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника витаминные препараты, сиропы, таблетки. На Руси плоды шиповника были очень дорогими. Если из плодов шиповника приготовить настой, и принимать по стакану каждый день – это укрепляет здоровье, помогает при простуде, придаёт бодрость и поднимает настроение. Вот какими волшебными свойствами обладает шиповник.

    Самомассаж лица

    Чтобы горло не болело, мы его погладим смело;

    Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать

    Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком;

    Вилку пальчиками сделай, массируй ушки ты умело;

    Знаем, знаем– да,да,да! Нам простуда не страшна.

    Воспитатель: Ребята, а мы с вами сейчас приготовим волшебный настой из шиповника. Может кто-то из вас уже пил его? Каков он на вкус. У нас есть сушеные ягоды, горячая вода. Берем термос, засыпаем туда ягоды (пригласить ребенка засыпать ягоды в термос). Заливаем горячей водой. И закрываем термос. Теперь наш настой буде стоят и завариваться, а после тихого часа, откроем термос и посмотрим, что у нас получится.

    – Ребята, если вы с взрослыми будете собирать ягоды шиповника, будьте осторожны – не пораньте руки о колючие шипы. И еще запомните – нельзя собирать ягоды с тех кустов, которые растут возле дорог – они отравлены выхлопными газами машин. Такие ягоды вместо пользы могут принести вред.

    Задание. В стихотворении вставить пропущенное слово.

    Что за куст растет , друзья?

    Подойти к нему нельзя:

    Весь в иголках и шипах-

    Укололись дети «Ах!»

    Вот лекарственный полковник-

    А зовут его – ШИПОВНИК!

    И плоды его, ребята, 

    Витаминами богаты,

    Кто настой из них попьёт-

    Очень долго проживёт!!!

    3. Заключительная часть:

    С каким лекарственным растением познакомились на занятии?

    Почему шиповник получил такое название?

    Как говорили о нем в старину?

    Как используют шиповник звери? Птицы? Насекомые?

    Как используют люди шиповник сейчас? В старину?

    Где нельзя собирать шиповник? Почему?

    – Закончу сегодняшнее занятие рассказом о шиповнике:

    Раз брела старушка по тропе лесной,

    Вышла на опушку, села под сосной.

    Тень в траве скользила, золотился свет.

    Бабушка грустила: «Силы прежней нет!

    Наклонится трудно – Ломит поясницу!

    В травах изумрудных не набрать водицы,

    Чистой да студёной, ключевой водицы.

    И спина не гнется. Видно не придётся

    Нынче мне напиться!»

    Слышит чей-то голос, тихий, робкий, нежный,

    Тонкий, словно волос: «Не теряй надежды!

    Ягоды прекрасные с куста собери,

    Они ярко-красные, с отблеском зари.

    Приготовь целебный, ягодный настой –

    Эликсир волшебный, золотой, густой.

    Добрая старушка! Его не жалей,

    Каждый день по кружке, как лекарство пей!

    И вернуться прежние, силы, бодрость, стать.

    Станешь белоснежные кружева вязать.

    Станешь внукам малым, колыбель качать,

    Да шиповник алый будешь вспоминать!»

    Рефлексия:

    После тихого часа приготовить прозрачную емкость, через марлю процедить содержимое термоса, обратить внимание какого цвета стала жидкость, вспомнить что заливали, какого цвета. Рассмотреть цвет настойки, понюхать и разлить по чашечкам. Спросить детей вкусный напиток они приготовили.

    Похвалить всех, дать положительную оценку. И вместе с детьми зарисовать процесс приготовления настоя из шиповника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе  по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»    Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

    Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

    Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"

    Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"...

    Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

    Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"...

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"

    Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"...

    Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»

    Программное содержание: Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;Расширять и закреплять знания свойств песка,...