Консультация "Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»
консультация

Сидорова Татьяна Николаевна

  В данной публикации речь идет о роли фольклора (мордовского) в развитии речи дошкольников. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. 

  Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, народные сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. 

  Народные песенки, потешки, частушки представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует  развитию разговорной речи.

  Предлагается небольшая подборка потешек, сазок, физкультминуток на мордовском-эрзя языке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Мордовский фольклор в развитие речи у детей дошкольного возраста»

  Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.   Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.

  Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки, народные сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. 

  Народные игры, содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика.

  Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение, особенно в первые дни жизни ребёнка в детском саду. Особую значимость приобретает и народный фольклор в период привыкания к новой обстановке, когда  ребёнок ещё не может общаться с другими детьми и взрослыми. Тогда на помощь приходит выразительно рассказанная потешка, которая поможет установить контакт с ребёнком.

  Фольклорно – игровые занятия проводить не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Зная уровень развития своих детей, произведения предлагать адекватно их речевым возможностям.   На фольклорно – игровых занятиях использовать приём действенного соучастия детей, привлекать к поисковой деятельности, самостоятельности, развитию фантазии.

  Народные песенки, потешки, частушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который помогает увеличить запас слов у малышей. Используя этот материал на речевых занятиях, развивается звучность, ритмичность, напевность. Занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить; что, в свою очередь, способствует  развитию разговорной речи.

  С помощью разучивания поговорок и  пословиц  формируются умения лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивать свою речь.

      Отгадывание  и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей; обогащается словарь.

Интерес к культуре народа, доминантой которой является язык, делает актуальной проблему его сохранения. Это относится и к республике Мордовия.

Мордовская сказка

Как собака друга искала

Давно-давно в лесу жила собака. Одна-одинешенька. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.

Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
— Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
— Давай, — согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит собаке. — Вот услышит волк, придет сюда и нас съест.
«Неважный это друг, — подумала собака. — Волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».

Утром распрощалась собака с зайцем и пошла искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Что ж! — отвечает волк. — Вдвоем веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
— Ах ты такая-разэтакая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас.
«И волк боится, — подумала собака. — Уж лучше мне подружиться с медведем».

Пошла она к медведю:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит медведь. — Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Перестань! Придет человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! — думает собака. — И этот оказался трусливым».

Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
— Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, теплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это — спасибо говорит.

С тех пор собака и человек живут вместе.

Колыбельная

Удок, удок, Аня, —

Ават пек сизесь.

Ансяк удомантень,

Содак, максозь весь.

Вармаськак удомо

Кудо пряс ливтясь.

Удок…

         Натой ковось

Косояк арась.

Васька псакась корны,

Умок неи он.

Кие ней а уды?

Ансяк ськамот тон.

Удок…

          Умок эйсэть

Тодовось учи.

Налксеме, чийнеме

Ванды ули чи.

 

 http://erziana.my1.ru/_pu/7/31573156.jpg

Потешка
Тики-так! Тики-так!
Частнэ сеерить теть: "Стяк!
Ва, удосак школат, цёрка!
Лембе вельксэнть лангстот ёртык!
Курок, курок - пильге лангс!
Тики-так! Шка теть стямс!"


http://erziana.my1.ru/_pu/2/88338698.jpg


Паро валт

Вадря валось "Шумбрачи",
Молицянень "Паро ки",
Удыцянень "Паро он", -
Неть валтнэнь содасыть тон?
"Инеськеть" валось вадря,
Иля стувт ёвтамс "Сюкпря".
Тон туемстэ ульть анок
Ёвтамс "Вастомазонок"


Раужкай

Раужкай, раужо катка,
Ловсодо симеме сака.
Мештесь ашо теке лов,
Сельмтне - кавто пиже повт.
Автни якстере кургонзо
Менди раужо рунгонзо.
Уды покштянь сэнь шляпасо,
Шли чаманзо эсь лапасо.


Для физкультуминуток

Рисьминеть

Сурнэтнесэ важодтяно -
Рисьминесэ налксетяно.
Вана невтиця сурнэсь, (вейсэндямс невтиця суронть пельканть марто)
Вана те сех сэрейнесь, (сех сэрей суронть вейсэндямс пельканть марто)
Те лемтемесь, (лемтеме суронть вейсэндямс пельканть марто)
Те пелькинесь. (пельканть вейсэндямс пельканть марто)
Кеме лиссь минек рисьминесь.

***
Минь сёксень лопинетяно
Тарад лангсо аштетяно.
Вармась пуви сыргатано,
Ливтятано, ливтятано.
Моданть лангс састо валгтано.
Таго пувазевсь варминесь -
Панжовсь вальмань форточкинесь.
Классов вейсэ соватано,
Чаразь-велязь ливтятано,
Тарказонок озатано.


***
Минь вирь кужова мольтяно
Ды пангинеть кочкатано.
Килей пангт минь мутано,
Эрьванть ваксс озатано.
Ванта кстыйть тесэ касыть,
Кочкицятнень сынь учить.
Нумолнэ каршо лиснесь -
Пиже тикшине порнесь.
Вирьсэ неинек ривезь
Кекшсь эйстэнек ёжовнесь.
Сэрей сярдо, виев ракша
Лиссь каршонок апак капша.
Истя вирьга яксинек,
Ламо диват неинек.
Ней минь классов сатано,
Парта экшс озатано.

 

http://erziana.my1.ru/_pu/2/s03547076.jpg
http://www.artlib.ru/index.php?id=36&idp=0&fp=2&uid=7700&iid=161429&idg=1&user_serie=0

 

***
Касы чувтынесь верев
Васов, овсе менелев.
Ваны чипаесь чевтестэ
Эжди моданть сон манейстэ.

http://erziana.my1.ru/_pu/2/s22450610.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль фольклора в развитии речевого общения детей дошкольного возраста"

В статье раскрывается значение устного народного творчества в развитии речевого общения детей дошкольников....

Методическая разработка на тему: "Детский игровой фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста"

            Дошкольное учреждение - это первая и главная ступень в развити детей. Именно этот возраст сензитивен к речевой способности. Поэтому основой задачей ...

Влияние фольклора на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

«Мысль, что только непрерывно двигаясь вперед, можно глубже проникнуть в неведомое, стала мощным импульсом, способным привести к самым крайним результатам, когда это движение возрождается в тщеславную...

Проект "Фольклор. Использование Фольклора в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

quot;Нравственно - эстетическое воспитание дошкольников"Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества средствами музыкально - театрализованной деятельности и изоб...

Использование фольклора в развитии речи у детей младшего возраста.

Речь - ведущий процесс психического развития ребека. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому, проблема развития речи детей ср...

Мастер-класс для педагогов "Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью народного фольклора "

Некоторые направления народного фольклора для развития речи у детей дошкольного возраста....