Региональный компонент "Шежере"
план-конспект занятия (старшая группа)

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель: познакомить детей с понятием "шежере" (родословное)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shezhere.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по региональному компоненту на тему

«Шежере - наша родословная».

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «шежере» - родословная башкирского народа.
  2. Развивать речь, внимание, учить анализировать, делать выводы.
  3. Воспитывать уважение и бережное отношение к истории своего народа.
  4. Прививать любовь к родному краю.

Материалы и оборудование:  «Живые родники», доска, схемы, карточки с родословной племён башкир.

Ход занятия.

- Здравствуйте, дети!

-Как зовут ваших родителей?

-Как зовут вашу прабабушку и вашего прадедушку?

-Откуда они родом? Не знаешь? Очень жаль.

-На занятии сегодня мы познакомимся с понятием «родословная».

-Объясните, что оно означает?

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?

В древние времена башкиры жили племенами. Одно племя

состояло из нескольких родов. Каждое племя и род имели своё название. Наиболее древними были племена Бурзян, Юрматы, Катай, Табын.

У башкир издревне существует обычай составлять родословную народа, племени. Она и называлась «шежере» - в переводе с арабского «родословное дерево».

Чтение шежере башкир племени Айм.

Составление шежере данного племени.

- Посмотрите на схему и скажите, что необычного вы в ней заметили?

Высказывание мнений.

(Дети замечают, что в схеме только мужские имена.)

Внимательно послушайте выступление и ответьте на вопрос: - Как башкиры относились к своей родословной?

     В шежере включались только члены рода по мужской линии. По родословной можно было узнать о своих предках: отце, деде и прадеде. Наиболее точно и подробно простые башкиры должны были знать имена своих предков до седьмого колена.

     В настоящее время нередко встречаются старики, которые знают свою родословную до 10-12 поколения.

В древние времена у юноши, который приходил свататься к девушке, в первую очередь спрашивали его родословную. Если он не знал свою родословную до седьмого колена, его считали безродным и поэтому отказывали ему.

     Высказывание мнений.

 - Послушайте следующее выступление и проверьте свои предположения.

     Потеря шежере считалась большим позором и истолковывалась как забвение памяти отцов. Шежере очень строго охранялась, редко кому показывалась и за пределами рода о нёй никому не было известно.

В 15 – 16 веках шежере стали громоздкими, и чтобы их не искажать, их стали записывать.

-Представьте себе, что у вас появилась возможность написать шежере своей семьи. Как бы вы это сделали?

Высказывание мнений.

      В одних шежере просто перечислялись имена, в других случаях оно дополнялось сведениями о каком-либо человеке или же состояло из подробного описания истории каждого поколения.

- Как вы думаете, какую информацию, читая шежере, мы можем для себя почерпнуть?

Физкультминутка

– Но и сегодня люди не забывают о своей родословной. В одной из газет была напечатана статья о том, как один человек решил составить свою родословную. Послушайте.

Чтение статьи из газеты.

- На доске записана пословица. Послушайте, что она означает?

«Человек как дерево, которое не может цвести и плодоносить без корней».

 Высказывание мнений.

     Судьбы у всех разные. Иногда человек рано остаётся без родителей, у кого-то отец покинул семью или уехал в другой город. Но если вы остались один на свете, всё равно вы часть Чудесного Дерева. И, может быть, вы станете родоначальником мощной и славной ветви, и ваши внуки будут хвастаться таким предком.

Рефлексия.

-О чём мы говорили на занятии?

-Что нового вы для себя узнали?

-Что такое шежере?

-Назовите значение шежере?

-Почему надо знать своё шежере?

Домашнее задание.

  1. Повторить изученный материал.
  2. Составить шежере своей семьи.
  3. Подобрать пословицы по теме «Семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"

В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.  РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА...

Региональная "опорная площадка" по реализации регионально проекта "Повышение финансовой грамотности обучающихся".

Региональный проект"Повышение финансовой грамотности обучающихся"выступление на РМО...

Дипломпобедителя первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов.

Диплом первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Участие команды "Веретёнце" в Большом региональном этнокультурном проекте "Курагод казачьих традиций" Региональный сетевой марафон "Масленица"

Презентация участия команды "Веретёнце" в Большом региональном этнокультурном проекте "Курагод казачьих традиций" Региональный сетевой марафон "Масленица"...