Проект "Моя Югра - мой край родной"
проект

Брагару Лидия Афанасьевна

Проект о любви к родному краю, к своей малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-moya_yugra_-_moy_kray_rodnoy.docx369.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

№1 «СКАЗКА»

Проект по нравственно –патриотическому воспитанию

"Моя Югра – мой край родной»

 

Воспитатель:

 Брагару Л.А.

г. Мегион

2016г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский 

Вид проекта: творческо-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта дети старшей группы;

Образовательные области:

  • Социально – коммуникативное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Познание развитие.
  • Художественно - эстетическое развитие.

Задачи образовательных областей:

Социально –коммуникативное  развитие

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование семейной принадлежности, гражданских, патриотических чувств.

- формировать представления о труде взрослых в нашем городе;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду.

Речевое развитие:

- развивать свободное общение с взрослыми и детьми;

- развивать все компоненты устной речи детей в различных видах деятельности.

Познавательное развитие:

- создать условия для реализации проектной деятельности;

- продолжать обогащать знания детей о родном крае.

Художественно –эстетическое развитие:

- развивать продуктивную деятельность детей

- приобщать к изобразительному искусству

Задачи проекта:

  • дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе;
  • познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • познакомить детей с рекой Мега, её расположением на карте;
  • воспитывать любовь к родному городу, округу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  • воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу;
  • закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
  • знакомство детей с географическим расположением города, природными ресурсами;
  • знакомство детей с традициями, трудом и бытом горожан;
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город;
  • организация общественно полезной деятельности ребёнка на благо своей семьи, своего города;
  • развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).

Цель проекта:

  • воспитание гражданина и патриота своей страны;
  • формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства;
  • воспитание любви к родному округу, городу, формирование представлений о достопримечательностях города;
  • воспитание чувства гордости за город, в котором живём;
  • расширение детского кругозора.

Актуальность темы:

«Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека» - говорил Наполеон. Без знания своих корней, традиций своего края нельзя стать полноценным человеком, любящим своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Чтобы стать патриотом своего края, надо знать его историю.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства.

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую  изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

какой её ты в детстве увидал”.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать - порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Предполагаемый результат:

Проживая в городе Мегионе, мы мало знаем о  нём. В ходе реализации проекта дети получат знания о родном городе. Не следует ждать от детей и взрослых,  форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город,  начнут проявлять интерес к событиям городской жизни отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

План реализации проекта:

Первый этап – подготовительный

  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана
  • Создание развивающей среды
  • Подбор игр и оборудования
  • Создать условия для изобразительной и продуктивной деятельности

Второй этап – реализация проекта

Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем

Третий этап – презентация проекта

  • Оформление альбома о городе.
  • Путешествие по фотографиям.
  • Рассказ воспитателя (местоположение, особенности застройки).
  • Знакомство с достопримечательностями города.
  • Рисование на тему «Дом, в котором я живу», «Мой город».
  • Выставка детских работ.
  • Конструирование с крупным строительным материалом «Улица нашего города».
  • Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе.
  • Знакомство с историей города на основе материалов краеведческого музея.

Реализация проекта:

Воспитатель подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о Мегионе (книги, репродукции, дидактические игры, пособия,  продукты детского творчества и др.).

Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Воспитатель согласует тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создает условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители)  начинают поисково-собирательную работу.

Занятия:

  • Познавательное занятие «Наш город».
  •  Познавательное занятие «Известные люди моего города».
  • Встречи с интересными людьми.
  • Встреча с ветераном ВОВ.
  • Рассказ родителя И. М. Сайфуллина  о своей профессии.

Викторина:

«Я знаю город, в котором живу».

Праздники:

День города.

День нефтяника.

Чтение художественной литературы: 

Чтение народной сказки в обработке Г. Слинкиной «Охотник, достойный рукодельницы».

 Произведения Е. Айпина «Ханты, или Звезда утренней зари».

Заучивание стихотворения В.Козлова «Наша родина – Югра»; Страна Мегиония».

 Сказки О.В. Лебедевой «Буровичок Егорка».

 Сказка о земле  югорской «Жадная ворона», «Смелый мальчик».

 Чтение стихотворений Л. Такташевой «Милей мне родина моя», «Зимнее утро  в деревне».

Оформление альбомов:

«Достопримечательности родного города».

«Дом, в котором я живу».

Самостоятельная художественная деятельность детей:

Рисование «Наша улица».

Составление коллажа «Милый сердцу уголок»;

 Рисование «Укрась колчан и игольницу» (украшение силуэтов предметов орнаментов коренных народов)

Аппликация «Укрась малицу»

Рисование «Где работают родители»

Конкурсы, выставки:

Экскурсия в художественную школу «Знакомство с творчеством художницы г. Мегиона А. Мухаметшиной.

Конкурс «Народные умельцы» (поделки).

Выставка «Моя семья» (художественная деятельность).

Выставка детских работ «Юные художники о нашем городе».

 "…Мегион - это слово похоже
На названье далекой звезды.
Этот край смотрит кротко и нежно
Зеркалами озерной воды… "
А. Юсубова

Мегион - город в Нижневартовском районе Ханты-​Мансийского автономномного округа Тюменской области.
Расположен на берегу великой реки Обь, на славной земле югорской.

 Югрой с древности назывались земли раскинувшиеся за Уральскими горами и служившие местом поселения северных племен. Название "Мегион" связано с расположением города и в переводе с диалекта ваховских ханты означает "изгиб, излучина реки".

Первое упоминание о Магайонских юртах встречается в 1868 году. В путевых дневниках известного русского исследователя Севера Дунина-Гаркавича, датированных 1889 годом, говорится о пяти хантыйских семьях, проживавших в этих местах.
В начале 20 века начали появляться первые приезжие переселенцы. Поселение тогда состояло из нескольких дворов, земской трактовой станции, торговой лавки и питейного заведения.

Революция и гражданская война нарушили спокойное течение жизни местных жителей, но первая попытка установления Советской власти в 1918 году не удалась. Только в начале 20-х годов Советская власть окончательно установилась во всех поселениях северного Зауралья. Русские люди стали обживать новые территории, но это было сделать непросто. Первыми русскими, которым ханты позволили построить дома в Мегионе, были братья Георгий и Григорий Зыряновы. Это произошло потому, что один из них взял в жены местную девушку-хантыйку. Позже приехали семьи Седых, Арестовых, Новосельцевых, Анисимовых. Так открывалась новая страница в истории Мегиона.
           Перед началом Великой Отечественной войны было образовано несколько колхозов. Жители Мегиона сеяли хлеб, держали скот, ловили рыбу. Война принесла много испытаний. Здесь, в тылу, люди все силы отдавали работе. Вручную тоннами заготавливали рыбу. Колхоз "Ударник" поселка Мега за годы войны отправил на фронт более 40 тысяч центнеров рыбы, за что получил всесоюзную премию.
           В мирное время мегионцы выращивали всё, что росло на скудных торфянистых почвах: рожь, ячмень, овощи. Ни тракторов, ни машин не было - пахали, сеяли и убирали урожай вручную, да на лошадях. Была построена звероферма, где разводили серебристых лисиц.

Размеренно и степенно текла сельская жизнь до тех пор, пока во второй половине 50-х годов не появились в окрестностях Мегиона геологи. Местным жителям предстояло оказаться в центре знаменательных событий, имевших огромное значение не только для края, но и для государства в целом - открытия и освоения нефтяных месторождений. 

В марте 1961 года на Баграсе, из-под земли вырвался первый фонтан нефти и газа. Весть об открытом месторождении облетела мир. Со всех концов огромной страны приезжали работать и обживать новые места русские, башкиры, украинцы, татары, азербайджанцы и представители многих других национальностей, проживавших на территории бывшего СССР. Началось освоение нефтяных и нефтегазовых месторождений, в том числе и знаменитого Самотлора. 

С 1966 по 1970 год были построены три микрорайона, школа, пекарня, библиотека, кафе, пять детских садов, музыкальная школа - которые и составили основу поселка Мегион. 
Через десять лет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1980 года было утверждено "...преобразовать рабочий поселок Мегион Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области в город окружного подчинения, сохранив за городом прежнее название". Так началась новая жизнь некогда маленького поселения и целого поколения людей.

Мегион сегодня - это город с более чем 50-тысячным населением. Территория города составляет 4476 гектаров. В нём ещё соседствуют деревянные двухэтажки и современные 10-ти этажные дома из кирпича и бетона. За последние годы город преобразился. 
Крупнейшее промышленное предприятие города - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" входит в число 20 ведущих нефтедобывающих компаний мира. Коллектив его насчитывает свыше 16 тысяч человек, - это большая часть населения трудоспособного возраста города.

По инициативе руководства градообразующего предприятия, каковым является ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", в Мегионе построены: современный спортивный комплекс "Жемчужина", трехзвездочный отель международного уровня "Адрия".
В городе работают 8 общеобразовательных школ, художественная школа и три школы искусств. Известное высказывание о скудности культурной жизни провинциальных городов, к Мегиону отношение не имеет. Напротив, в ряде городов России и за рубежом он стал известен не только как город нефтяников, но и как культурный центр. 
Выступления местных и приезжих творческих коллективов проходят в современном и удобном Дворце Искусств.

Много поклонников собирает на своих концертах Муниципальный художественный коллектив "Вдохновение", творчество которого заслужило самую высокую оценку профессиональных музыкантов. В городе работает Детская художественная школа, которой руководит член Союза художников России А.Б. Мухаметова, две студии бального танца. 
Еще одной достопримечательностью города является Региональный историко - культурологический и экологический центр. В его составе - краеведческий музей, в фондах которого хранятся уникальные экспонаты, рассказывающие о быте, истории, культуре коренных народов Севера. А также музейно-туристический комплекс "Югра", включающий в себя турбазу " Югра" и экомузей под открытым небом. Возглавляет Экоцентр В.И. Сподина, член Российского комитета международного совета музеев. 
Кроме того, в Мегионе проводятся крупные спортивные соревнования. В их числе чемпионат России по мотокроссу и чемпионат Вооруженных сил РФ по боксу. 

Функционируют православный храм Рождества Пресвятой Богородицы и мечеть. В Мегионе выходит пять газет, работают три студии телевидения и телерадиокомпания. Подводя итог, стоит сказать, что самое главное достояние Мегиона - не нефть, не газ и не другие природные богатства, а люди, благодаря которым город строится, развивается и хорошеет, приобретая свой неповторимый облик

Любовь к родному краю, родной культуре, 
родной речи начинается с малого- любви 
к своей семье, к своему жилищу, к своему 
детскому саду. Постепенно расширяясь, 
эта любовь переходит в любовь к родной 
стране, к её истории, прошлому и 
настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев

Вместо предисловия

В 1990 году в 5 км от Мегиона, на берегу Оби, при проведении земляных работ было обнаружено древнее захоронение. Располагалось оно на одной из высоких грив, густо поросших осинником, рядом с глубоким рыбным истоком. Мегионцы это место называли "Лисьи норы". Нередко после дождей на поверхности земли оголялись человеческие останки: кости, черепа. Случались и находки мелких металлических предметов. Видимо, перед нами одно из трех известных хантыйских кладбищ, причем самое древнее.

В городской музей попала лишь незначительная часть предметов: бронзовый клепаный котелок и две подвески: птицевидная и шумящая.

Бронзовый клепаный котелок и две подвески: птицевидная и шумящая

Датировать находки довольно сложно, поскольку обнаружены они вне комплексов, как случайные. И, тем не менее, следует отметить, что в VI-VIII веках такие полые объемы зооморфные изображения, выполненные в реалистическом стиле, были широко распространены по всей территории Западной Сибири. Эти изделия служили в первую очередь украшениями. Среди находок обращает на себя внимание образ птицы (орла или глухаря). Пустотелая фигурка птицы изображена как бы в пригнувшейся позе. В изображении видны схематизм и стилизация.

Данные находки ставят целый ряд вопросов: кем были первые поселенцы края, какое население в этническом отношении жило на территории нашего региона, каковы были их быт, традиционная культура и т.п.

Стоит напомнить, что западносибирская равнина стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века, около 15-20 тысяч лет назад. Отголосками этой эпохи явились рассеянные по всей территории Тюменской области кости мамонта, шерстистого носорога и других обитателей предледниковых степей. В фондах Мегионского музея хранятся бивни и зубы мамонта, переданные жителями города. А вот череп шерстистого носорога, найденный при осыпи берега в районе Дома культуры "Прометей", составляет гордость палеонтологического отдела краеведческого музея города Нижневартовска.

Проблема заселения края очень сложна и до сих пор вызывает споры среди ученых. Известный археолог и ученый В.Н.Чернецов еще в 1940 году предложил гипотезу, согласно которой в основе обско-угорского населения лежала неолитическая культура (V-III тыс. до н.э.) аборигенного населения Западной Сибири. Это население занималось охотой и рыбной ловлей, основной пищей было мясо убитых животных и рыба. Одежду делали из звериных шкур и рыбьей кожи. Жили в землянках, всю утварь мастерили из коры, кости, меха. Женщины лепили посуду и украшали ее геометрическим орнаментом.

Расселение угорских племен (II-I тыс. до н.э.)

B II-I тыс. до н.э., а возможно и раньше, на территорию Западной Сибири с юга, с Алтайских и Саянских гор, из степей Казахстана пришли новые племена "с традициями скифо-сарматской культуры", которые, по мнению В.Н. Чернецова, связаны с одной из ветвей угорских племен (сабиров, сыпыров). Появлению в Приобье этого нового этнического элемента и последующее слияние его с аборигенным населением привело к возникновению современных вогул и остяков (ханты и манси).

От  угров, ушедших по Иртышу на север и смешавшихся с аборигенным населением, произошли, по мнению ученого, ханты. Другая волна угорских племен, ушедших на Южный Урал и за Урал, слилась здесь с другой группой аборигенных племен, составив вместе предков манси и венгров. Распад же угорской общности на ханты и манси произошел во 2-ой пол. I тыс. н.э.

Югры (угры), остяки, ханты - три названия одного о того же народа. Самым точным является последнее, в котором заложено древнее самоназвание кантах, хантэ, что означает и "народ", и "человек". В настоящее время оно стало официальным названием этноса. Хантов еще называют обскими утрами. Слово угры происходит от "Югра", "Югория". Так, в XI в. коми-зыряне, а вслед за ними и русские нарекли племена, жившие к востоку от их земли.

Общая численность хантов по переписи 1989 г. - 22283 человек. Их исконные поселения и угодья располагались в последние века по бассейну Иртыша и Оби с притоками.

Исторически сложилось так, что хантыйское население не было однородным ни по языку, ни по культуре. Ученые в основном разделяют хантыйский язык на две крупные группы - западную и восточную. Восточное наречие имеет два диалекта: сургутский и вах-васюганский.

Навес для мордушек и сетей

«Мегион»... На диалекте ваховских хантов мехи - "изгиб, крутой поворот реки". Такие места люди издревле выбирали для поселений. Здесь даже в жару прохладно и заметно меньше гнуса. Но главное, река служит хорошим транспортным средством, кормит таежного жителя.

Для хантыйских племен, живших на Оби, основным средством существования являлось рыболовство. Еще в конце XVIII века ученый-путешественник Паллас писал: "Остяков можно сравнить с рыбаками, как номанский народ за пастухов почитают, потому что рыболовство у них все лето, да и зимою первейшее упражнение и пропитание".

Различные хозяйственные потребности обусловили в прошлом появление и усовершенствование множества способов добывания рыбы. Только способов лова с применением запорных сооружений у ханты и манси отмечено более 200.

Запор - заграждение из кольев и прутьев - является наиболее древним способом ловли рыбы, особенно у обско-угорских народов. Для сооружения запора необходимо выбрать такое место, чтобы огороженное русло служило не только местом скопления, но и нагульно - кормовой средой для рыб. В некоторых местах запора - оставлялись проходы, куда вставлялись ловушки - морды (пон). Их делали из ровных сосновых планок до 2 м длиной. Они вставлялись в отверстия квадратной формы и стягивались на другом конце - в хвосте морды. Этот остов переплетался в нескольких местах расщепленным и выпрямленным кедровым (сосновым) корнем.

Устраивая запоры, ханты исходили не из задачи максимального вылова рыбы, а из стремления поддержать гибкое равновесие между экологией и экономикой.

Для рыбной ловли также использовали сети и невода. Их изготавливали из крапивного волокна.

Лов рыбы неводом. Деталь шторки (панно) XIX в.

Для этого осенью заготавливали стебли крапивы от 1,5 до 2 м длиной и сушили в течение зимы. Весной и в начале лета деревянными ножами-палочками стебли расщепляли наполовину, затем из половинок руками выламывали кострику. Далее волокна крапивы подвергались обработке на мялке в течение 1-2 часов или деревянным трепалом на бревне. Волокна расчесывали гребнем, в результате чего получалась куделя, из которой затем свивалась нить.

О широком использовании сетей, неводов свидетельствуют многочисленные находки глиняных грузил. В Мегионском городском музее можно увидеть несколько их типов.

Для коренного населения Сибири рыбные ресурсы имели исключительное значение. Для успеха в промысле ханты изготавливали из дерева и бересты фигурки рыб, которые брали с собою на рыбалку. У остяков прежде существовал обычай бросать в реку во время ледохода деревянные фигурки рыб. Это должно было обеспечить, по их мнению, успех и удачу охотничье-рыболовных промыслов.

Охота с перевесом и луком

Мир, с точки зрения ханты, представлялся населенным различными сверхъестественными существами. Не составляли исключения реки и озера. Широко было распространено поверье о водяном духе, который зазывает к себе старых рыб и, объяснив им, что они прожили достаточно долго, съедает их. На реке Вах даже был известен специальный дух - "рыб создатель". Верили ханты и в существование духа Сарт-лунга в виде огромной щуки, обитающей в глубоких омутах и озерах. В гневе он мог, якобы, перевернуть и даже перекусить лодку.

Повседневной пищей была вареная рыба. Проварить стремились лишь карася и щуку, причем у последней должны были стать мягкими и выпасть зубы. Зимой обычной пищей была мороженая рыба.

С помощью костра и солнца рыбу жарили, сушили, коптили, вялили. Из мелкой сушеной рыбы готовили рыбную муку - порсу. Для этого у рыбы удаляли крупные кости, сушили кусочками в течение 1-2 дней и мельчили. Такая мука очень удобна для хранения и при перекочевке заменяла хлеб.

Лакомством и угощением считались брюшко и потроха, их вырезали и съедали сырыми. В таком же качестве выступали вареные кишки язя и щуки, облитые рыбьим жиром, а также печень налима, которую ханты умели выдавливать через рот живой рыбы (мясо налима не употребляли в пищу, так как считалось, что он ест покойников).

Особо следует сказать о рыбьем жире или варке. Для его приготовления пустые кишки, пузыри, печень и икру вытапливали свежими на медленном огне, пока смесь не потемнеет и не станет гуще жира. Ели варку с вареной рыбой, свежими ягодами, хлебом. Рыбий жир добавляли в тесто, на нем жарили лепешки. Наконец, жир ели ложками, запивая чаем. Запас жира на сезон являлся показателем благосостояния семьи. Кстати, старожилы вспоминают, как ваховские ханты, макая варку хлебом, ропча на власть, забиравшую уловы в ледники на засол, оглядываясь говаривали: "Сам-то Сталин варка, наверное, ложкой хлебат (хлебает). Калера!"

Важно отметить, что и другие части рыбы - голова, кости, кишки также шли "в дело". Их выдерживали несколько часов на медленном огне, смягчали шкуру при обработке, пропитывали кожаную обувь и использовали как защитное средство от комаров.

Охотник стреляет в белку из лука. Охота с луком и рогатиной

Из чешуи, плавательных пузырей, костей варили клей, необычайно прочный и стойкий. Им проклеивали лыжи, склеивали элементы лука, а в древности и детали одежды.

Звериные промыслы играли в хозяйстве приобских ханты менее важную роль. Охота служила главным образом для уплаты ясака.

Зимний дом Казамкина А.А.

Охота и рыбная ловля далеко не обеспечивали массу хантыйского населения Приобъя достаточными средствами пропитания, ставя их благосостояние в зависимость от неизбежных случайностей. Голодовки среди них были обычным явлением.

Бывали случаи и людоедства. Так, Васюганский ясачный хант Пыткайко "пошел промышлять ясак на месяц и с промыслу не бывал, и вести про него не было", а его жена "не истерпя голоду, двоих детей своих съела".

Как и многие народности Севера, ханты вели полуоседлый образ жизни. Их жилищами были конический чум, крытый летом берестой, а зимой шкурами, простые срубные постройки, различного типа землянки и полуземлянки.

Каркас чума (по материалам З.П. Соколовой)

Примитивные орудия труда и в целом низкий уровень развития производительных сил ставили ханты в полную зависимость от природы. Это оказывало на них двоякое влияние. С одной стороны, развивало наблюдательность, вырабатывало необходимое умение и навыки, чувство пространственной ориентации, воспитывали многие качества, необходимые в борьбе с суровыми условиями тайги. С другой стороны, эта зависимость, недостаток знаний воспитывали, наверное, извращенное представление о причинно-следственных связях в природе, во взаимоотношениях человека и природы. Это, в конечном счете, вело к формированию религиозного мировоззрения.

Весь мир, с точки зрения ханты, был населен духами. Благополучие, жизнь, здоровье, успех промысла и т.п. - все зависит якобы от них. По анимистическим представлениям народа имеется целая категория духов, живущих в лесу и определяющих успех охотничьего промысла. Другая категория духов обитает в воде и "отпускает" рыболовам ту или иную часть рыбы. Для того  чтобы завоевать их расположение, перед началом охоты или рыбалки духам вывешивались в определенных местах жертвы в виде шкурок зверей, кусков ткани, монет и т.п. Такие места в народе издревле считались священными. Одно из таких мест, куда съезжались для жертвоприношения ханты со всей средней Оби, были Молельные острова близ Мегиона. Старожилы помнят наконечники стрел, торчащие из стволов сосен-великанов, монеты и сундучки, поставленные под деревьями. Здесь же задабривали и духов болезней, которые подчинены главному злому духу, живущему под землей, в царстве мертвых - кынь-лунгу.

Характер жертв целиком определялся природой духов: человекообразные духи получают все, что соответствует потребностям человека - пищу, одежду, украшения, оружие, орудия труда, деньги. Самыми приятными были кровавые жертвы. Среди них в древности первое место занимали человеческие. Духи считаются любителями человеческого мяса и крови. Ценными жертвами считались лошадь и олень.

Для совершения обряда шаман входил в капище и вопрошал идола о жертвах. "Затем, вместе с присутствующими, громко кричал идолу просьбу, начинал биться, стучать в бубен, кружиться на одной ноге и в исступлении кататься по земле. В это время одни жертвователи держали оленей за рога, другие стояли с натянутыми луками, третьи с заостренными кольями. Как только шаман ударял оленя палкой в голову, остяки пускали стрелы в сердца оленей, а другие кольями спешили добить животных. Хозяева павших жертв тотчас вырезали из оленей сердца, выжимали в блюдо кровь и потчевали ею идола, намазывая ему лицо, потом сами пили выпущенную из тела кровь... Оленьи кожи вместе с головами и ногами развешивали и оставляли на деревьях, окружающих капище.

Шаманы были особыми людьми. Только они могли видеть духов и тем самым вступать с ними в определенные отношения. В связи с этим шаманы являлись как бы посредниками между людьми и миром духов.

Мухаметова А.Ф. ШАМАН, х.,м., 100х90, 1990 г.

Одним из таких своеобразных людей в нашей округе был Михаил Проломкин, - человек умный, хорошо разбирающийся в психологии людей, легко возбудимый, способный привести себя в состояние экстаза. Он устраивал камлания - сцены общения с духами, представлявшие собой как бы путешествие в мир духов, борьбу с ними.

Шаман низшей категории занимался только похоронными обрядами, провожая душу умершего. Шаман второго разряда мог вылечить человека, кроме того, он мог отыскать потерявшегося оленя или растолковать страшный сон.

При общении с духами шаманы одевали специальные костюмы. Свое представление сопровождали плясками, гипнозом, различными фокусами и обязательно ударами в бубен. Обладать шаманским бубном мог только специалист высшего разряда. В городском музее хранятся несколько бубнов с обшитыми мехом колотушками. Одна из них, являясь предметом культа, попала к нам вместе с другими вещами шамана с притока реки Вах. С внешней стороны она оклеена шкурой медведя, считавшегося священным животным. Внутри неё, в прямоугольном углублении - россыпи белого бисера, создающего шумящий эффект при камлании. Кроме того, с внутренней стороны колотушки прочерчено изображение ящерицы. Среди сопровождающих шаманский головной убор предметов, привлекает внимание и кованое изображение ящерицы с четырьмя поперечными полосками на спине. Может быть, этим хотели подчеркнуть половую принадлежность животного? Ведь по поверьям ханты женщина имеет 4 души, а мужчина - 5.

Другой предмет - ящерица длиной до 30 см., сшитая в виде чулка с ножками, расположенными по обе стороны туловища. Внутри имеется отверстие, куда была положена засушенная шкура ящерицы. Она раскрашена в три цвета. Зигзагообразная линия посредине спины выделена самым темным цветом. Орнамент окантован белым подшейным волосом оленя. Глаза изображены двумя парами разноцветного бисера.

Такое обилие ящериц среди предметов шаманского культа даёт нам основание предполагать, что перед нами вещи шамана, лунгом (духом-охранителем) которого была "змея с ножками", известная по преданиям ваховских хантов.

Сам же головной убор состоит из двух предметов: шапочки и прямоугольной формы продольной накладки со свисающими по обе стороны бисерными нитями. Их около 45 разной длины с кольцами и бубенцами на концах. Семь коротких белых бисерных нитей, заканчивающихся кольцами, свисают со лба. Глаза шаманящего при этом закрывались литыми подвесками ромбовидной формы, также свисающими с головного убора.

Таким образом, благодаря собранным этнографическим коллекциям, предметам шаманского культа, археологическим находкам мы имеем возможность воссоздать картину исторического прошлого того региона, где возник г. Мегион.

Обеспечение проектной деятельности:

Методическое:

  1. Козлов В. Н.  Буквой «М»: стихи для детей/ Екатеренбург: Банк культурной информации. 2011.
  2. Такташева Л. П.  Земные радости. Стихи и рассказы для маленьких и больших./ Екатеринбург, издательский дом «Сократ» 2011.

Информационные источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Югра – мой край родной»

Программа родительского клуба по расширению знаний о северном крае....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Проект « Югра – мой край родной»

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...

"Югра- мой край родной"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы  по теме "Югра-мой край родной""...

Аннотация к проекту "Югра наш край родной"

Проект направлен на формирование у детей представлений о родном крае, культуре и быте народов Севера....

Сценарий праздника «Югра- мой край родной!»

В ходе мероприятия дети смогут расширить знания  о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы....