Познавательное занятие по родному краю в подготовительной группе «У реки, у озерка стоит карельская изба»
проект (подготовительная группа)

Ковлакова Жанна Николаевна

Познавательное занятие по родному краю в подготовительной группе

 «У реки, у озерка стоит карельская изба»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karelskaya_izba.docx17.05 КБ
Файл karelskaya_izba.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие по родному краю в подготовительной группе

 «У реки, у озерка стоит карельская изба»

1. Цель: формирование у детей представлений о строительстве карельской избы

2. Задачи:

Образовательное направление «Познавательное развитие»:  познакомить детей с историей строительства изб в Карелии: где и как строились избы, что использовали плотники при строительстве избы  познакомить с обрядами и обычаями, связанными со строительством избы

 Образовательное направление «Речевое развитие»:  способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе знакомства с музейными предметами  обогащать речь детей именами существительными и прилагательными

Образовательное направление «Социально-коммуникативное развитие»:  воспитывать интерес и уважение к истории своего народа и его ремеслам, любовь к устному народному творчеству  формировать навыки общения с музейной средой

 Образовательное направление «Художественно-эстетическое развитие»:  развивать творческие способности через овладение навыками материально-художественной и игровой деятельности

Ход занятия

Хозяйка: - Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. (Дети рассаживаются на скамейки).

 Хозяйка:

 - Вот нашлось для всех местечко,

А за мной теперь словечко,

Поведу я свой рассказ,

Удивлю, быть может, вас,

Расскажу я вам о том, как карелы строят дом…

Вы, ребятушки, скажите, мне рассказ свой начинать?

 Вы хотите это знать? (Ответы детей)

Загадаю вам загадку, вы мне скажете отгадку.

 Загадка: В нём живёт моя родня,

Без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый …(дом)

Хозяйка: - Ребята, а в каких домах живете вы? (ответы детей) - В наше время строят дома из разного строительного материала. Назовите, из какого материала можно построить дом? (ответы детей)

Игра «Назови, какой дом?» 

Из дерева - …деревянный

Из кирпича - …кирпичный

Из соломы - … соломенный

Из камня - … каменный

Из блоков - …блочный

Из бруса - … брусчатый

Хозяйка: - А знаете ли вы, какие дома строили карелы в старину? (ответы детей) - Люди строили себе жилища из бревен. Может, кто-нибудь из вас знает, как называли такие дома? (ответы детей) Хозяйка: - Такой дом называли изба или сруб. Их строили из бревен, при помощи топора срубали деревья, из них получались бревна. От слова «срубали» произошло слово «сруб». Ребятки, а можете ли вы назвать сказки, в которых герои жили в избе или избушке?

Игра «Избушка в сказке» («Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Три медведя» и другие)

Хозяйка: - А что бы вы еще хотели узнать о строительстве карельского дома? (высказывания детей) - Попробуем найти ответы на ваши вопросы. Рассказ Хозяйки о строительстве карельского дома с использованием презентации «У реки, у озерка стоит карельская изба»

Слайд №1- деревня

 Хозяйка: - Первым делом, конечно же, выбиралось место для строительства избы. - Как вы считаете, какое место для строительства дома предпочитали карелы? (перед детьми картинки с изображением леса, болота, скалы, реки, озера)

Слайд№2  дома у реки

 - В основном, карелы селились у воды, т.к. река или озеро было не только местом для добычи пищи, но и основным путем сообщения. Прежде чем поставить избу у реки, спрашивали разрешения у самой «хозяйки реки»: для этого брали связку бревен (или одно бревно) и пускали по реке. Где бревно прибьет течением, здесь и ставили избу. Отбирались те места, которые были пригодны для строительства избы. Карелы не строили свои избы, где проходила дорога, потому что верили, что там живет нечистая сила.

 Слайд № 3 – сосна, сосновый лес

Хозяйка: - Основным строительным материалом у карел было дерево. Строили обычно из сосны, стояли такие избы до 200 лет.

Игра «Угадай и назови дерево» – детям предлагаются картинки с разными видами деревьев, среди которых они должны найти сосну, а также назвать и другие деревья. Хозяйка: - Молодцы, правильно назвали деревья.

Слайд № 4 – валка леса

- Деревья для строительства избы рубили в феврале месяце, когда дерево спит, а вся влага ушла в землю. Примечали, как упадет первое дерево: если прямо – значит, строительство избы пойдет хорошо и быстро. - Давайте представим себя строителями дома.

Физминутка: Мы пилили, мы пилили (руки вперед, движения руками вперед – назад), Много бревен мы спилили (руки поднять вверх). Мы из бревен строим дом (руки вперед, постукиваем кулаком о кулак), Хорошо, чтоб жилось в нем.

 Слайд № 5– плотницкие инструменты

Хозяйка: - А кто знает, как называют работника, который строит деревянные избы? (ответы детей) - Правильно, его называют плотником. - Про хорошего плотника народом сложены поговорки: Без топора не плотник, без иглы не портной. Топор обувает, топор одевает. (дети проговаривают поговорки) Хозяйка: - А какие инструменты используют плотники в своей работе? (ответы детей) - Плотникам при строительстве нужны топор, молоток, скобель( для сдирания коры с бревен), тесло (род топора, напоминающий его, но, в отличие от него, имеющий лезвие, перпендикулярное топорищу (как у мотыги)

Слайд № 6 – строительство избы

Хозяйка: - Строили избы, как правило, сами хозяева и их родственники, считалось, что кто построил избу, тот передал ей свой характер. Срубы ставили прямо на землю, лишь под углы – валуны подсыпали мелкие камни. Карельские избы были большие, двухэтажные, строились из больших бревен, которые плотно прилагались друг на друга, конопатили их просушенным мхом. Под первый венец клали оберегательные предметы: клочки шерсти, монеты, кости петуха. - Как вы думаете, для чего карелы клали клочки шерсти, кости петуха, монетки? (предположения детей) Хозяйка: - Клочки шерсти – для тепла, монеты – для богатства, кости петуха – для домового. - А еще особенностью жилища карел является высота и монолитность – соединение под одной крышей отдельных построек для скота и человека. Слайд № 7 – избы с резьбой

Хозяйка: - Карельские избы – из круглого бревна рублены; резными балками украшены, росписью да «розетками» обозначены. Карелы умели искусно украшать свою избу резьбой и росписью. Хозяйка: - У меня в шкатулке есть резные да расписные узоры. Да вот незадача – не успела их закончить. Ребята, поможете мне завершить работу? Игра «Дорисуй узор»: дети парами выполняют рисунок, которым можно украсить карельскую избу.

Слайд № 8 – обряд вхождения в избу

Хозяйка: - Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь приметы, связанные с переездом в новый дом? (ответы детей) - С переходом в новую избу связано много обычаев. Переезжали в него рано утром или в темноте. С собой несли огонь, иконы, хлеб, соль, петуха, кошку. В первую очередь запускали кошку. Смотрели, если кошка первым делом побежит к печному углу, то в избе будет больше девочек. Затем запускали петуха, при этом примечали, куда петух вскочит: если на печь и запоет, то жизнь в доме будет веселой. - На новоселье гости непременно являлись с хлебом и солью. Карелы – гостеприимный народ, говорят «Жданный гость – радость, а нежданный – праздник». Рефлексия эмоционального состояния «Букет для дома» Хозяйка: - Я тоже очень люблю гостей. К их приходу мне нравится украшать дом цветами. Как он будет украшен сегодня – зависит от вас: если вам понравилось у меня в гостях, вы нашли ответы на вопросы и узнали много нового – вложите в букет светлые цветы. А если пришлось скучать – темные. Хозяйка: - Я была очень рада принимать вас у себя. Надеюсь, вы станете частыми гостями в моей избе. Дети прощаются с Хозяйкой и уходят.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Карельская изба

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по формированию представлений о родном крае в подготовительной группе.

Материал для работы по формированию представлений  о родном крае в подготовительной группе....

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....

Конспект экскурсии в мини-музей «Бабушкина кукла» по теме эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе

В данном материале представлен конспект экскурсии в мини-музей «Бабушкина кукла» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края&raqu...

Конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём природу родного края» в подготовительной группе

В данном материале представлен конспект экскурсии в мини-музей «Животный и растительный мир Республики Бурятия» в рамках эколого-патриотического проекта «Сбережём прир...

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка”

Конспект познавательного занятия по родному краю в подготовительной группе “ Карельская калитка&rdquo...

Конспект НОД по познавательному развитию по ознакомлению с природой родного края в подготовительной группе компенсирующей направленности

Цель:  Расширять и углублять представление детей о природе родного края, о неразрывной связи человека с природой.Задачи: Формировать представление о своем крае, как части России. Обобщать знания ...