Мини-музей "Предметы народного быта"
проект (средняя группа)

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например горшок, шкатулка, керосиновая лампа, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Звёздный»

Проект «Мини-музей «Предметы народного быта»


Воспитатели: Сидоренкова Ю. И.

Ефимова Н. А

Смоленск, 2017

Вид проекта: групповой, творческий, долгосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители воспитанников.

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нрав

ственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Исследование реальных предметов быта (например горшок, шкатулка, керосиновая лампа, прялка, коромысло и т. д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Исходя из педагогической значимости работы в данном направлении, возникла идея организации музея народного быта, которая переросла в долгосрочный педагогический проект.

Первый этап: Целеполагание.

Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.                                              

                                                                                            (В. А. Сухомлинский)

Обращение к народным истокам - декоративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа в воспитании и развитии детей традиционно для практики дошкольного образования. В последние годы произведения народного творчества стали предметом особенно пристального внимания педагогов. Однако, все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно и не востребуются детьми в самостоятельной деятельности.

У взрослых часто возникает вопрос: нужно ли ребенку возвращаться назад в «преданья старины глубокой». Культура и опыт передаются из уст, но действуют из поколения в поколение. Из опроса родителей видно, что они не достаточно знакомы с этой областью культуры и не всегда могут помочь ребенку узнать и полюбить ее.

Хотя произведения народного искусства, народных ремесел всегда были близки природе ребенка и являются значительной частью культурного опыта человечества, имеют большое влияние на воспитание лучших духовных качеств личности. Чтобы народное искусство не вытеснялось из жизни ребенка и стало для него интересным и привлекательным, мы решили создать в группе мини-музей «Предметы народного быта»

Цель: ознакомление дошкольников с историей и культурой своего народа.

Задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.

2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.

5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Сформировать у детей представление о музее, как центре культуры своего народа.

2. Расширение кругозора детей о том, какие вещи были в быту у наших предков.

3. Развитие творческого и логического мышления, воображения.

Второй этап: Разработка проекта.

1. Довести до сознания родителей и детей важность данной проблемы.

2. Подбор старинных народных предметов

3. Составление плана работы по реализации данного проекта.

Третий этап: Работа над реализацией проекта.

Работа с детьми в музее народного быта:

Экскурсии-путешествия - Беседа «Как необходимо вести себя при посещении музея».

- Дид. игра «Расскажем нашим друзьям, как вести себя в музее».

«Путешествие в мир старинных вещей» - в музее группы

воспитатель

Мероприятия НОД 1. «Каша масленая, ложка деревянная» - познание

2.«Из бабушкиного сундука» - познание

3. Лепка:

«Чудесный горшочек».

4. Рисование на тему:

«Самый интересный предмет мини- музея». воспитатель

Развиваем речь детей, составление творческих рассказов о самоваре и многих других предметах русского народного быта 

Составление загадок о деревянной ложке, о часах с кукушкой и мн. др. воспитатель

Праздники, развлечения - «Масленица»

В игре ребёнок развивается, познаёт мир.

Подвижные игры«Горелки»«Чехарда»«Гуси-лебеди».

Сюжетно-ролевые«Пьем чай из русского самовара»«Обед в русской избе». Дидактические игры:

«Народные промыслы»«Народный костюм»«Построй избу»«Найди такой же предмет».

воспитатель и дети

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Анкетирование - «Какое значение для вас и вашего ребёнка имеет мини-музей» .

Консультация:

«Как помочь родителям закрепить знания ребёнка о предметах народного быта» воспитатель

Четвёртый этап: Заключительный

1. Создание мини – музея «Предметы народного быта».

Итоги работы.

Организация мини-музея народного быта позволила добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей, расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволило свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Ресурсы:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

3. Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

4. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В музее народного быта"

img035.jpg img036.jpg img037.jpg img038.jpg...

Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "

Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора....

Предметы народного быта в коррекционной работе с дошкольниками

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с использованием деревянных ложек (авторские игры)...

Консультация для педагогов "Приобщение к русской национальной культуре через знакомство с русским народным бытом".

Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общест...

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»

Занятие-экскурсия в мини музей народного быта «У бабушки Забавушки»Цель:1. Формировать у детей «образ музея».2. Дать представления о предметах быта и их назначении.3. Дать понятия о характерные призна...