Педсовет на тему "Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств "
методическая разработка на тему
Сценарий педсовета, проводимого в музеи "Русской избы", с использованием русского народного фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Позитивность роли музея народного быта в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств
Задачи:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
- Повышать методический уровень работы
- Способствовать творческому поиску
Предварительная работа:
* знакомство со специальной литературой и материалами по теме педсовета
* «Домашнее задание» проведение мероприятий с детьми в рамках педсовета
* оформление мини-избы и стенда «История Саратова», проведение открытого мероприятия с родителями «Посиделки».
* Посещение краеведческого музея, картинной галереи (дети старшего дошкольного возраста)
* анкетирование воспитателей
Проведение педсовета:
- Устный журнал « Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - старший воспитатель
- встреча в «Русской горнице» с Хозяйкой (старший воспитатель)
выступление «гостей» Ярцевой О.А., Фисенко Н.П.; Евстратова Г.В., Федорова О.В. - Обсуждение проекта решения педагогического совета
- Чаепитие
Литература для педагогического совета:
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.
- Соловьева Е., Церенко Л. «Наследие» приложение к журналу «Обруч» 2011г.
- Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»
- А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»
- И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»
- В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»
- Князева.М .А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном. Наша родина Россия»
- Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
- « Программа Воспитания и обучения в детском саду» ( под редакцией Васильевой)
Ход педагогического совета:
Зал украшен и обставлен в виде русской избы. На переднем плане печка, скамейка и прялка. Справа стоит стол, накрыт скатертью, самовар посередине ложки разные разложены, за столом выступающий; слева этажерка на ней расположены матрешки альбомы о народном творчестве, поделки детей рядом сидит выступающий . Звучит тихо русская народная музыка
1. «Устный журнал» - старший воспитатель регламент 5-7 минут (приложение)
2. Входит Хозяюшка
Здравствуйте, дорогие гости!
Милости просим на широкий двор.
Праздник придет – гостей приведет. Гость на гость – хозяину радость.
Дай Бог тому, кто к нашему дому –
Дорогим гостям, милым детушкам
Наделил бы вас Господь и житьем и бытием, и здоровицем!
Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю
Быть внимательными и смышлеными вам сегодня предлагаю я.
Проходит к печке садится на лавочку.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны.
Были хаты, были избы, а потом уж терема.
В наше время все в квартирах, да коттеджах вот дела.
Раньше в светлицы сидели сказки слушали, да пели.
А теперь самой аж страшно….
Ах, как времечко быстро несется.
И сегодня в добрый час поведу для вас я сказ.
Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы
Сказывали птицы
Песни да сказки,
Были да небылицы
Одну я переняла
Да вам привезла
Хотите, верьте. Хотите нет
С тех пор прошло, улетело много лет.
В году невесть когда, не весть в каком
Проще сказать не в старь, а нынче.
В славном государстве
Стоит терем расписной
В нем светлиц-то чай 12.
В каждой светлице сидит по две девицы.
Скрип-скрип сапожками
Трень-брень сережками
И по 25 ребят все по лавочкам сидят
Наши детушки в саду
Что оладушек в меду
Что оладушек в меду
Сладко яблочко в саду!
Дверь в светлицу ты открой.
Да посмотри, что там прячется внутри!
Подходит к этажерке с матрешками и представляет выступающего.
Девочка-клубничка
Румяное личико
Щечки что яблочки,
Носик-курносик
Пуговкой.
Дуйте в дудки бейте в ложки-
В гости к нам пришли Матрешки..
3. Выступление Ярцевой О.А. проектная деятельность, в старшей группы по теме «Матрешки» (реферат прилагается) – регламент 7 минут, с творческими заданиям танец «Мы матрешки») 10 минут
Хозяйка с лавочки берет платочки и раздает педагогам.
Кому платочки-
В узорах и цветочках?
Красный, желтый, голубой!
Теперь ножками стучите
Да платочками машите!
Ой пляши, пляши, пляши
Больно ножки хороши! (танец)
Хозяюшка собирает платочки.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
А теперь пойдем мы дальше, нужно много нам успеть
Надо, чтоб увидел каждый чудеса, каких не счесть.
Снова в светлицу заходим, что ж нас ждет на этот раз
Подходит к прялке и садится на лавочку, имитируя прядения.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют жилища родные,
Красивые русские песни поют.
4. Выступление Фисенко Н.П. проектная деятельность, в подготовительной группы по теме «Лейся песня русская» (реферат прилагается) – регламент 5-7 минут
Хозяюшка, подходя к столу говорит:
Дальше в светлицу идем,
Тут накрыт дубовый стол.
Ремесел очень много на земле, на русской есть
И всех ремесел нам сейчас не перечесть!
Но наши ложки знает целый мир,
Наши ложки -лучший сувенир.
И о ложках здесь сейчас, поведет нам дивный сказ
Девица Галина, свет Валентиновна.
5. Выступление Евстратова Г.В. проектная деятельность, в старшей группы по теме «Ложки» (реферат прилагается) – регламент 10 минут с творческими заданиями маленький оркестр) 15-18 мину
Эй, девицы, не робейте и ладошки не жалейте
Постучите нам на ложках
Поиграйте от души.
Чтобы ноги в пляс пошли!
Красна птица перьем, а человек уменьем.
А мы дальше пойдем.
В тереме есть светлица голубая,
Как шкатулка расписная
Праздник там у нас народный
Игровой и хороводный
Проходите, наряжайтесь,
Веселитесь не стесняйтесь!
Любят здесь все поиграть,
себя тешать, и друзей веселить.
6. Выступление Федорова О.В. «Народные игры и забавы в патриотическом воспитании дошкольников», регламент – 5-7 минут.
Недаром говорится, что дела мастера боится.
А еще народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье». Пока будут жить народные промыслы, излучая истинную русскую красу, не угаснет вера в наш умелый, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину. Россию с ее чудесными задушевными песнями, танцами и задорными частушками.
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец. А вы, девицы, думайте, гадайте, что здесь – правда, что неправда, что сказано впрямь, что стороною, что шутки ради, что в наставленьем.
Тары-бары, растобары
Выпьем чай из самовара
С сухарями, с кренделями
С бубликами вкусными
Сушками, ватрушками.
Танец «самовара» и Хозяюшки.
Посидеть у самовара
Рады все наверняка
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый золотой
Озарят наши лица
Он своего добротой
ПРИЛОЖЕНИЕ
Устный журнал
« Концепция решение задач по нравственно-патриотическому воспитание
дошкольников на базе ДОУ»
Академик Д.С.Лихачёв сказал что, «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Что такое патриотическое воспитание?
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?
Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В связи с этим в нашем ДОУ был оформлен уголок «История Саратова», где можно наглядно используя материал ознакомить детей с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Помните: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…» ( Д.С.Лихачёв)
Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Целью создания музея в нашем ДОУ является приобщение детей к русской национальной культуре: русскому фольклору, который делает речь богаче, разнообразнее; с прикладным искусством России. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Наблюдения показали, что в детских садах почти не используются потешки, поговорки, пословицы которыми так богат русский язык.
Многие педагоги опрометчиво считаю, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений не доступны детям и потому упускают их при чтении сказок или пересказывают сказки на современном языке. Зачастую недооцениваем присказки, заклички, народные игры, плохо знаем их наизусть и поэтому не всегда можем воспользоваться ими к месту
К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. И для работы с детьми обязательно нужно иметь книги, альбомы с потешками, пословицами небольшую библиотеку с русскими народными играми.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
- «Наследие» М.Ю.Новицкой
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
- система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
- «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
- «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
С этими и другими книгами вы можете ознакомить на выстовке методческой литературы. Используя материал представленный в них поможет более интересно провести занятия по ознакомлению с родным краем, бытом русского народа, в увлекательной форме рассказать о народных праздниках и обрядах.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.
Хорошо, когда работа с родителями включает в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.
ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....
Воспитание у детей нравственно - патриотических чувств посредством музыкальной деятельности.
Нравственное воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Оно пронизывает многие стороны жизни ребёнка и тесно связано с эстетическим, умственным и физическим ...
Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа
Доклад на тему: "Роль русских народных игр в воспитании у детей интереса к истории и культуре русского народа"...
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу
Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через любовь к родному краю
Как стремительно летит время: проходят годы, века, десятилетия, изменяется наше общество. Неизменными лишь остаются нравственные, духовные ценности- критерии, которые позволяют во...
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом
Познакомить с историей создания Санкт -ПетербургаДать представление о людях внесших вклад в развитие нашего городаЗнакомить с культурным наследием нашего городаЗакрепить у детей знания о культуре пове...
Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств
Роль устного народного творчества в воспитании нравственно-патриотических чувств...