Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников
учебно-методический материал

Ковалева Наталья Петровна

Материал для проведения семинара на тему " Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников

Цель: систематизация знаний педагогов о краеведение как средстве воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников.

Утверждение повестки семинара

«Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников»

Секретарь

Справка о выполнении решения семинара  «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Старший воспитатель

Н.П. Ковалева

Коммуникативная игра «Шарики»

Старший воспитатель

Н.П. Ковалева

Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников

Установочный доклад

Старший воспитатель

Н.П. Ковалева

Тест на лидерство  (по русским народным сказкам)

Старший воспитатель

Н.П. Ковалева

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края через реализацию проекта «Елочка – зеленая  иголочка»

Воспитатели

Маршрутная игра как форма организации работы с детьми по  осуществлению краеведческого образования

Воспитатели

Вовлечение семьи в краеведческое образование детей: создание макетов по достопримечательностям р.п. Коченево

Воспитатели

Создание мини-музеев народных умельцев и художников Коченевского района

Воспитатели

Народные мастера Новосибирской области 

Воспитатели

Игра «Угадай пословицу по картинкам»

Старший воспитатель

Н.П. Ковалева

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА «ШАРИКИ»

Игрокам нужно разделиться на три команды, взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).

Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать шарики и плечом и  даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.

Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика – это намного сложнее и интереснее!

 

Выступление на семинаре для педагогов групп дошкольного образования МКОУ Коченёвской СОШ №2

Тема: «Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности  дошкольников»

Старший воспитатель Н.П. Ковалева

Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

        Значит,  одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которая является для ребенка его родной.

        Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие всех педагогов ДОО: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда, других педагогов, родителей, а так же зависит от их уровня профессионального мастерства и творчества.

        Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же:

          доброжелательно относился к инициативе ребёнка;

          одобрял его инициативу;

           предоставлял возможность к самостоятельным действиям;

           создавал условия для этих действий.    

        Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

        Средства патриотического воспитания:

        1. Окружающая среда;

        2. Художественная литература и искусство;

        3. Фольклор;

        4. Практическая деятельность.

        Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

        Можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ».

«Тест на лидерство»

ТЕСТ НА ЛИДЕРСТВО  (по русским народным сказкам)

1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше:

а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность!

б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли.

в) Правая голова - она всегда права! По определению.

2. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы:

а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано!

б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберёмся.

в) Может, стоит сменить работу?

3. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:

а) Продам подороже!

б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе.

в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам.

4. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы:

а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину!

б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…

в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения.

5. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы:

а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы.

б) Сдам их в царскую казну и получу премию!

в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..

6. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:

а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро!

б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет…

в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом.

7. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов:

Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы:

а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант.

б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!

в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских.

8. После долгих раздумий на распутье, Вы:

а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся.

б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись!

в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.

9. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:

а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах!

б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь!

в) Поцелую её в клювик.

10. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:

а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится - головой поплатится.

б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню…

в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.

Результаты теста

Если у Вас преобладают ответы:

(а), то -

- Вы склонны к предпринимательской деятельности. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец… Быть расчётливым - не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже вещь ценная!

(б), то -

- Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял!

(в), то -

- Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо -

- не быть первым, а то задние побьют,

- не быть последним, чтоб не остаться в дураках,

- не быть середнячком, чтобы не затеряться,

- а просто быть самим собой!

        Выступления из опыта работы воспитателей:

        Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края через реализацию проекта «Елочка – зеленая  иголочка»

        Маршрутная игра как форма организации работы с детьми по  осуществлению краеведческого образования

        Вовлечение семьи в краеведческое образование детей: создание макетов по достопримечательностям р.п. Коченево

         Создание мини-музеев народных умельцев и художников Коченевского района

        Народные мастера Новосибирской области 

        «В добрый час молвить - в худой промолчать».

 Игра «Отгадай пословицы и поговорки» (презентация)

        И, может быть, пока наши дети гадают на ромашке, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небо», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

        Спасибо всем за приятно проведенный семинар. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своим детям, они  будут гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль народной культуры  и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.

        В старину говорили: «Не пойдемте попьем чай, а сварите мне чай». Если вы поговорите с людьми пожилого возраста, то узнаете много секретов русского чая. Его пили из настоев трав.

        Например:

        - чай из зверобоя укреплял сердце;

        - чай из мяты придавал бодрости;

        - мать-и-мачеха лечила кашель.

        А чай из липового цвета убирал жар.

        В чай добавляли мед, молоко, сметану. И это приносило людям здоровье.

        Чай пить – долго жить.

        «С чая лихо не бывает!» -

        Так в народе говорят.

        Чай – здоровье, всякий знает,

        Пей хоть пять часов подряд.

        Есть у нас такой обычай,
        С детских лет он нам привычен
        Хлебом да солью всех гостей встречать
        Низко в пояс поклониться,

        Чем богаты — поделиться
        За столом по-русски
        Щедро угощать…
        Хлеб Вам, да соль,

        Счастье, да любовь,
        Так в народе говорится испокон веков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников Старший воспитатель МКОУ Коченёвской СОШ №2 Наталья Петровна Ковалева

Слайд 2

Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству? Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность русским традициям и обычаям? Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях гордость за свою Родину? Как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях патриотизм?

Слайд 3

Доброжелательно относился к инициативе ребёнка Предоставлял возможность к самостоятельным действиям Одобрял инициативу ребенка Создавал условия для этих действий

Слайд 4

Средства патриотического воспитания

Слайд 5

«Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка… ». Заповедь бога Перуна

Слайд 6

ТЕСТ НА ЛИДЕРСТВО (по русским народным сказкам) 1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше: а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность! б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли. в) Правая голова - она всегда права! По определению. 2. Вас послали туда, - не знаю куда. И велели принести то, - не знаю что. Вы: а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано! б) Начальству виднее. Раз послало - надо идти. По дороге разберёмся. в) Может, стоит сменить работу?

Слайд 7

3. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы: а) Продам подороже! б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе. в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам. 4. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы: а) Смело скомандую: - Встать смирно! Равнение на середину! б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше … в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения. 5 . Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы: а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы. б) Сдам их в царскую казну и получу премию! в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..

Слайд 8

6 . Имея богатый выбор транспортных средств, Вы: а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро! б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет … в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом. 7. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы: а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул … Три в одном. Беспроигрышный вариант. б) Один богат, другой красавец … Хоть разорвись! в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских. 8. После долгих раздумий на распутье, Вы: а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся. б) Где-то в кармане копейка завалялась … Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба - улыбнись! в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.

Слайд 9

9. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы: а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма - наш размах! б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь! в) Поцелую её в клювик. 10. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы: а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится - головой поплатится. б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню … в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.

Слайд 10

Результаты теста Если у Вас преобладают ответы: (а), то - - Вы склонны к предпринимательской деятельности. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец … Быть расчётливым - не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже вещь ценная! ( б), то - - Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда превыше - в чем бы она не проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял! (в), то - - Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо - - не быть первым, а то задние побьют, - не быть последним, чтоб не остаться в дураках, - не быть середнячком, чтобы не затеряться, - а просто быть самим собой!

Слайд 11

"В добрый час молвить - в худой промолчать". Игра «Отгадай пословицы и поговорки»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краеведение как средство воспитания патриотизма, культуры, нравственности дошкольников Старший воспитатель МКОУ Коченёвской СОШ №2 Наталья Петровна Ковалева

Слайд 3

?

Слайд 4

?

Слайд 5

?

Слайд 6

?

Слайд 7

?

Слайд 8

?

Слайд 10

?

Слайд 11

. ?

Слайд 12

?

Слайд 13

?

Слайд 14

?



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2

Справка о результатах выполнения решений  семинара-практикума № 1 от  30.10.2019 г. на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

        Цель: проверить уровень реализации решений семинара-практикума №1 от  30.10.2019 г. на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

        По реализации  решений работы семинара-практикума №1 от  30.10.2019г на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» велась планомерная целенаправленная работа.

        В результате анализа работы по данному направлению можно сделать следующие выводы:

Все педагоги уделяют внимание театрализованной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Через театрализованную деятельность осуществляется развитие речи детей дошкольного возраста, так как речь – одна из важнейших линий развития ребенка, выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

 Используются разные формы организации  и принципы проведения театрализованной деятельности, и основные направления работы с детьми: театрализованная игра, ритмопластика, культура и техника речи, работа над спектаклем.

Театрализованная игра используется и  в работе с детьми имеющие речевые нарушения. Для развития речевого дыхания, мимики, жестов и движения используются маски-шапочки, для развития фонематических процессов – варежковые куклы, по формированию темповой организации высказывания – настольный театр. В процессе систематического использования различных форм театрализованной деятельности происходит обогащение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи,  грамматических форм, совершенствование связных высказываний.  

Педагоги используют игрушки, изготовленные руками детей, педагогов и родителей для игры в сказку.

Театральные игрушки  одновременно решают задачи разных образовательных областей (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие). 

Театральные игрушки  предоставляют возможность каждому ребенку раскрыть себя и получить практический, креативный опыт обучения и развития в процессе игровой, познавательной, исследовательско-экспериментальной и творческой активности. Многие игрушки для театра созданы руками воспитателей, детьми и их родителями.

Старшим воспитателем Н.П.Ковалевой и воспитателем Л.В. Ивановой проведен мастер-класс по изготовлению игрушек из бумажного теста. Результатом мастер-класса стало обогащение РППС. Игрушки из бумажного теста отправлены на конкурс «Зимняя сказка» за что коллектив педагогов получил благодарность.

В группах дошкольного образования оформлены выставки поделок из бумажного теста: «Мини-музей Купинской игрушки» и выставка макетов «Коченево – капелька России».

Все педагоги проводят игры, направленные на развитие речи детей через театрализованную деятельность с воспитанниками и их родителями.

Воспитатели: Н.И. Зайцева, Л.В. Иванова, О.С. Козырькова, О.И. Губанова,музыкальный руководитель Н.Е. Русскина, инструктор по физической культуре О.Н. Андронова, педагог-психолог М.И. Луценко  создали  театр на коленях для детей старшего дошкольного возраста; воспитатели Т.А. Шадрина, М.В. Грицан, Л.В. Беляева, Е.Н. Артамонова, О.Н. Тарабанова, Е.В. Тарасова создали варешковый театр  для младшего дошкольного возраста.

        Таким образом, можно сделать вывод, что все решения семинара-практикума № 1 от  30.10.2019 г. на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» выполнены в полном объеме.

        Необходимо:

         постоянно продолжать работу по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;

        обогащать РППС, включая различные виды театра и игры по развитию речи;

        педагогам  продолжать распространять свой  опыт работы с родителями и детьми по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность среди педагогов района, в сети интернет;

        выявлять интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической грамотности и оказывать действенную помощь.

Старший воспитатель                   Н.П. Ковалева  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у старших дошкольников через приобщение к народной культуре Тульского края"

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в по...

Фольклор, как средство воспитания национального характера, нравственности и патриотизма.

В методической разработе представлена значимость фольклора в жизни детей. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Пытаясь сохранить  самобытную народную  культуру и...

" Художественное слово как средство воспитания патриотизма у дошкольников"

Консультация срекомендованной литературой для воспитателей....

Экскурсия как средство воспитания экологической культуры у дошкольников.

В статье показана роль экскурсий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста....

ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается система работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста....