Фольклор, как средство воспитания национального характера, нравственности и патриотизма.
методическая разработка (подготовительная группа)

Резниченко Татьяна Владимировна

В методической разработе представлена значимость фольклора в жизни детей. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Пытаясь сохранить  самобытную народную  культуру и приобщить детей к русскому народному творчеству  побуждает педагогов к целенаправленной  работе по воспитанию детей на материале русского народного творчества.  во всех видах деятельнсти Также представлен примерный календарно-теиатический план 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклор, как средство воспитания национального характера, нравственности и патриотизма

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе-художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.                           Эти две составляющие развития успешно решаются на музыкальных занятиях.        Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали, ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.                                           Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности. Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу- диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.                                                                                       В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы «про себя», без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.                                           В музыкально-образовательной деятельности детей одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Педагог формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом.                                                                                                           Естественной формой исполнения народной песни является   выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.                                                   Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях. Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявит свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.                                                        Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.                       Ни один праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма, музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.

Примерный календарно – тематический план:

Ноябрь

Месяц/

неделя

тема

Форма

проведения

содержание

1 неделя

«Веселушки у Петрушки»

Развлечение -игра

Сюрпризная сценка «Петрушка в гостях у ребят».                     Инсценировка потешки «Из –за леса, из – за гор».                                  Чтение потешек: «На улице две курицы», «музыканты», «Рыжий и красный и др.                                        Игры: «Барашеньки – крутороженьки», «Ай дили-дили»              «Барыня» свободная пляска

2 неделя

«В хороводе были мы – лучше русской нет игры»

занятие

«В хороводе были мы» хоровод.                        Рус нар считалки.                                        Русские нар игры «Ворон», «Шла утица», «Огуречик

3 неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

занятие

Беседа о народном юморе (дразнилки, докучные сказки,небылицы, потешки,частушки)                              Частушки – хохотушки.                                   Русская нар игра «Ремешок"

4 неделя

Потешные посиделки»

Семейный праздник

Песня «Как унаших у ворот»       Пословицы и поговорки о семье.           Частушки – хохотушки.                            Игры: «Пошла коза по лесу», «Шла утица», «Лавочка –суковаточка», «Фанты», «Ремешок»

Декабрь

Месяц/

неделя

тема

Форма

проведения

содержание

1 неделя

«Здравствуй, зимушка-зима!»

занятие

Беседа о характерных особенностях декабря.                                                 Пословицы и поговорки о зиме.       Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»        Закличка «Морозушко – мороз». Попевка «Снег – снег»                                  Песня «Как на тоненький ледок»        Игра «Зимушка – зима!

2 неделя

«Здравствуй, зимушка-зима!»

(2 е занятие)

занятие

Повторение пословиц, поговорок, закличек.                                                    Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»            Попевка «Снег – снег»                                                          Песня – игра «Как у дедушки мороза» (рус нар м. «Ах вы, сени»                          Инсценирование песни «Как на тоненький ледок»

3 неделя

«Пришла коляда – отворяй ворота»

занятие

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании.          Разучивание колядок.                                       Игра «Козлик»                                          

4 неделя

«Пришла коляда – отворяй ворота»

(2-е занятие)

занятие

Беседа о рождественских праздника. Разучивание песни «Рождество Христово» муз. Куликовой.                        Игра «Зимушка – зима»

Январь

Месяц/

неделя

тема

Форма

проведения

содержание

2 неделя

«Хороши зимние праздники»

Развлечение

«Лучше русской нет игры!»

Русские народные игры и забавы. «Зимушка – зима»                                                      «Гори – ясно»                                                     «Шла утица» и другие по желанию детей.

3 неделя

«Русская матрёшка»

занятие

Из истории русской матрешки.                                Стихи про матрешку.                        Музыкальная игра с матрёшками.       Д/игра с матрёшками «Тихо – громко»

4 неделя

«Русская матрёшка»

2е занятие

занятие

Музыкальная игра с матрёшками.                        «Мы – весёлые матрешки» творческая пляска.

Февраль

Месяц/

неделя

тема

Форма

проведения

содержание

1 неделя

«Весёлые музыканты»

Занятие -игра

Загадки о музыкальных инструментах (ложки, дудочка, погремушки, барабан, треугольник).                                                        Из прошлого ложки.                                               Д/Игры «Ритмичное эхо», «Угадай на чём играю».                                                           Музыкальная игра «Колокольцы – бубенцы»

2 неделя

«Весёлые музыканты»

(2 е занятие)

занятие

Распевка – игра: «Угадай –ка»                                                                Д/ игры: «Ритмичное эхо», «Угадай на чём играю».                                                               Оркестр шумовых инструментов «Светит месяц» рус нар мелодия.

3 неделя

«Стоит в поле теремок»

занятие

Распевка: «Чики – чикалочки».      Театральная разминка.                                   Обсуждение образов героев и обыгрывание.                                                          Разучивание народных плясовых движений (мальчики «присядка – мячик», «хлопушка», девочки – «весёлые ножки», «каблучки»  

4 неделя

«Шутку шутить – людей насмешить»

занятие

Беседа о народном юморе (дразнилки, докучные сказки,небылицы, потешки)               Русская нар игра «Козлик»

Март

Месяц/

неделя

тема

Форма

проведения

содержание

1 неделя

«Докучные сказки»

Занятие

Хоровод «В хороводе были мы» русская народная мелодия Посею лебеду на берегу»             Петрушка с рассказом о докучных сказках и рассказывание сказок: «Жила – была бабка», «Жил – был царь», «сказка про белого бычка»…                                             Русская народная игра по желанию детей.

2 неделя

«Госпожа, честная Масленица»

занятие

Беседа Петрушки о Масленице.                             Заучивание музыкальной заклички «Солнышко»                                                                             Разучивание русской народной песни «Блины»                                                                               Русская народная игра «Гори-гори ясно».

3 неделя

«Масленица»

Праздник – развлечение на улице (с участием родителей)

Хоровод «Блины»                                                         Р.н. игра «Звонарь», игра с Зимой.                 Чтение закличек и потешек.                                               Русские народные игры – соревнования.       Свободная русская народная пляска.   Чаепитие с самоваром и блинами.

4 неделя

«К худой голове своего ума не приставишь»

занятие

Хоровод «Вот уж зимушка проходит»                        Беседа об уме и глупости.                                    Сценка кукольного театра «Филя да Уля»        Обыгрывание детьми образов Фили и Ули.        Русская народная игра «Кулик»

Апрель

Месяц/     неделя

тема

Форма  проведения

содержание

1 неделя

«Вербное воскресенье»

Занятие

Беседа о празднике.                             Разучивание песни «Солнышко»                           Кукольная сценка «Петрушка и солдат»                                                     Хоровод «Верба – вербочка»

2 неделя

«Пасха»

занятие

Рассказ Петрушки о празднике.                                                    Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко –вёдрышко»…

3 неделя

«Пасха»

Фольклорный праздник

По сценарию. Петрушка с загадками про пасхальные яйца, рассказ о традиции красить и обмениваться пасхальными яйцами                                                                          Русские игры с яйцами.                               Рассказ Петрушки про Красную горку

4 неделя

«Сошью Дуне сарафан»

Занятие

Рассматривание русской народной одежды, беседа.                                                                Русская народная игра «Колечко – колечко»                                                       Загадки о русской народной одежде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...

Фольклор, как средство воспитания, формирующее духовные и нравственные ценности

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собою одно из средств народной педагогики.М...

Русская народная сказка и фольклор как средство воспитания любви к Родине

Сказка является  отражением человеческой культуры....

«Фольклор как средство воспитания детей».

    Детский фольклор – начало начал для ребёнка. Он развивает сообразительность, умение внимательно слушать и даже чётко выговаривать слова. ...

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Презентация методической разработки "ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Круглый стол "Малые литературные жанры фольклора как средство воспитания высоких нравственных качеств у детей дошкольного возраста"

Сегодня мы обратим свой взгляд в историю, вспомним как воспитывали своих детей наши предки, какими средствами прививали им добрые и положительные качества, как учили  своих чад быть вежливыми и з...