«Музыкальный фольклор как средство воспитания у старшего дошкольного возраста чувства патриотизма»
учебно-методический материал

Романова Наталья Николаевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма – важная задача воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Одним из эффективных средств решения этой задачи является музыкальный фольклор – песни, хороводы, частушки, народные игры и инструментальная музыка.

Музыкальный фольклор помогает детям почувствовать красоту родного языка, осознать национальные традиции, укрепить эмоциональную связь с родиной. Включение народной музыки в образовательный процесс способствует развитию уважительного отношения к культуре своего народа и укреплению духовно-нравственных ценностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_patriotizm.pdf_folklor.docx77.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 140»

Методические рекомендации для педагогов:

«Музыкальный фольклор как средство воспитания у старшего дошкольного возраста

чувства патриотизма»

Составил:

Музыкальный руководитель Романова Наталья Николаевна

Оренбург, 2024г.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма – важная задача воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Одним из эффективных средств решения этой задачи является музыкальный фольклор – песни, хороводы, частушки, народные игры и инструментальная музыка.

Музыкальный фольклор помогает детям почувствовать красоту родного языка, осознать национальные традиции, укрепить эмоциональную связь с родиной. Включение народной музыки в образовательный процесс способствует развитию уважительного отношения к культуре своего народа и укреплению духовно-нравственных ценностей.

Цель: раскрыть значимость музыкального фольклора в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и предложить педагогам методические рекомендации по его использованию в образовательной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с возможностями музыкального фольклора как средства воспитания патриотизма у дошкольников.
  • Рассмотреть        способы        включения        фольклора        в        образовательную деятельность.
  • Дать рекомендации по использованию народной музыки в различных формах работы с детьми.

Музыкальный фольклор как основа патриотического воспитания: Музыкальный фольклор несёт в себе глубокий смысл, выражая историю, традиции,  быт  и  мировоззрение  народа.  Через  него  ребёнок  постигает

духовные и культурные ценности своего народа.

Музыкальный фольклор помогает:

  • Пробуждать у детей любовь к родному краю, его природе и традициям; формировать чувство гордости за свою культуру.
  • Развивать эстетическое восприятие народного искусства; развивать чувство сопричастности к истории своей страны.
  • Воспитывать уважение к народным обычаям и героям прошлого.

Формы работы с детьми по использованию музыкального

фольклора:

 Народные песни и потешки

Использование русских народных песен помогает детям познакомиться с национальными музыкальными традициями. Песни могут быть:

  • Колыбельные (развивают эмоциональную отзывчивость и создают чувство защищённости).
  • Лирические (формируют эстетическое восприятие).
  • Игровые (исполняются в процессе народных игр и способствуют социализации).

Народные хороводы и танцы

Движение под народную музыку помогает детям прочувствовать её ритм и настроение, развивает координацию движений и чувство коллективизма. Танцы и хороводы («Каравай», «Гори, гори ясно», «Как на тоненький ледок») дают возможность детям почувствовать радость совместного творчества.

Инсценировка народных сказок и былин

Постановка сказок («Колобок», «Репка», «Теремок») помогает детям не только лучше понимать фольклор, но и осознавать его нравственные уроки. Через образы героев формируется представление о добре и зле, дружбе, смекалке и трудолюбии.

Слушание народной инструментальной музыки

Знакомство с народными инструментами (балалайка, гусли, свирель, бубен, деревянные ложки) развивает интерес к традиционной культуре, учит различать тембры инструментов и погружает ребёнка в атмосферу народного праздника.

Фольклорные праздники и тематические мероприятия

Проведение календарных праздников (Масленица, Осенины, Святки) в детском саду с элементами музыкального фольклора укрепляет связь ребёнка с народными традициями.

Методические рекомендации педагогам

  • Включайте        элементы        музыкального        фольклора        в        ежедневную деятельность (утренние музыкальные разминки, игровые моменты).
  • Используйте        народную        музыку        для        сопровождения        двигательной активности (танцы, физкультминутки, народные игры).
  • Подбирайте музыкальный материал с учётом возраста детей и уровня их восприятия.
  • Создавайте        условия        для        творческого        самовыражения        детей        через инсценировки сказок, пение, игру на простых народных инструментах.
  • Поощряйте участие детей в фольклорных праздниках и тематических концертах.

Ожидаемые результаты

  • Развитие у детей устойчивого интереса к народной культуре.
  • Повышение        уровня        музыкального        восприятия        и        ритмической координации.
  • Формирование у детей уважительного отношения к традициям своего народа.
  • Укрепление коллективного духа через совместное музицирование, танцы и игры.
  • Воспитание гордости за свою страну и её культурное наследие.

Музыкальный фольклор – мощный инструмент воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Он помогает создать эмоциональную связь с родной культурой, воспитывает уважение к традициям и развивает духовно-нравственные качества.

Задача педагогов – активно включать элементы фольклора в образовательную деятельность, делая процесс обучения увлекательным и значимым для детей. Пусть народная музыка звучит в детских садах, наполняя сердца детей любовью к своей Родине!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Русский музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Детство – то время, когда возможно подлинное  погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе нар...

Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в ...

Методические рекомендации для педагогов: «Музыкальный фольклор как средство воспитания у старшего дошкольного возраста чувства патриотизма»

Цель: раскрыть значимость музыкального фольклора в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и предложить педагогам методические рекомендации по его использованию в образо...

Буклет для родителей "Фольклор - как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Буклет познакомит родителей (законных представителей) о том, какую роль играет фольклор в воспитании младшего дошкольного возраста....