«Музыкальный фольклор как средство воспитания у старшего дошкольного возраста чувства патриотизма»
учебно-методический материал
Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма – важная задача воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Одним из эффективных средств решения этой задачи является музыкальный фольклор – песни, хороводы, частушки, народные игры и инструментальная музыка.
Музыкальный фольклор помогает детям почувствовать красоту родного языка, осознать национальные традиции, укрепить эмоциональную связь с родиной. Включение народной музыки в образовательный процесс способствует развитию уважительного отношения к культуре своего народа и укреплению духовно-нравственных ценностей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 140»
Методические рекомендации для педагогов:
«Музыкальный фольклор как средство воспитания у старшего дошкольного возраста
чувства патриотизма»
Составил:
Музыкальный руководитель Романова Наталья Николаевна
Оренбург, 2024г.
Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма – важная задача воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Одним из эффективных средств решения этой задачи является музыкальный фольклор – песни, хороводы, частушки, народные игры и инструментальная музыка.
Музыкальный фольклор помогает детям почувствовать красоту родного языка, осознать национальные традиции, укрепить эмоциональную связь с родиной. Включение народной музыки в образовательный процесс способствует развитию уважительного отношения к культуре своего народа и укреплению духовно-нравственных ценностей.
Цель: раскрыть значимость музыкального фольклора в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и предложить педагогам методические рекомендации по его использованию в образовательной деятельности.
Задачи:
- Познакомить педагогов с возможностями музыкального фольклора как средства воспитания патриотизма у дошкольников.
- Рассмотреть способы включения фольклора в образовательную деятельность.
- Дать рекомендации по использованию народной музыки в различных формах работы с детьми.
Музыкальный фольклор как основа патриотического воспитания: Музыкальный фольклор несёт в себе глубокий смысл, выражая историю, традиции, быт и мировоззрение народа. Через него ребёнок постигает
духовные и культурные ценности своего народа.
Музыкальный фольклор помогает:
- Пробуждать у детей любовь к родному краю, его природе и традициям; формировать чувство гордости за свою культуру.
- Развивать эстетическое восприятие народного искусства; развивать чувство сопричастности к истории своей страны.
- Воспитывать уважение к народным обычаям и героям прошлого.
Формы работы с детьми по использованию музыкального
фольклора:
Народные песни и потешки
Использование русских народных песен помогает детям познакомиться с национальными музыкальными традициями. Песни могут быть:
- Колыбельные (развивают эмоциональную отзывчивость и создают чувство защищённости).
- Лирические (формируют эстетическое восприятие).
- Игровые (исполняются в процессе народных игр и способствуют социализации).
Народные хороводы и танцы
Движение под народную музыку помогает детям прочувствовать её ритм и настроение, развивает координацию движений и чувство коллективизма. Танцы и хороводы («Каравай», «Гори, гори ясно», «Как на тоненький ледок») дают возможность детям почувствовать радость совместного творчества.
Инсценировка народных сказок и былин
Постановка сказок («Колобок», «Репка», «Теремок») помогает детям не только лучше понимать фольклор, но и осознавать его нравственные уроки. Через образы героев формируется представление о добре и зле, дружбе, смекалке и трудолюбии.
Слушание народной инструментальной музыки
Знакомство с народными инструментами (балалайка, гусли, свирель, бубен, деревянные ложки) развивает интерес к традиционной культуре, учит различать тембры инструментов и погружает ребёнка в атмосферу народного праздника.
Фольклорные праздники и тематические мероприятия
Проведение календарных праздников (Масленица, Осенины, Святки) в детском саду с элементами музыкального фольклора укрепляет связь ребёнка с народными традициями.
Методические рекомендации педагогам
- Включайте элементы музыкального фольклора в ежедневную деятельность (утренние музыкальные разминки, игровые моменты).
- Используйте народную музыку для сопровождения двигательной активности (танцы, физкультминутки, народные игры).
- Подбирайте музыкальный материал с учётом возраста детей и уровня их восприятия.
- Создавайте условия для творческого самовыражения детей через инсценировки сказок, пение, игру на простых народных инструментах.
- Поощряйте участие детей в фольклорных праздниках и тематических концертах.
Ожидаемые результаты
- Развитие у детей устойчивого интереса к народной культуре.
- Повышение уровня музыкального восприятия и ритмической координации.
- Формирование у детей уважительного отношения к традициям своего народа.
- Укрепление коллективного духа через совместное музицирование, танцы и игры.
- Воспитание гордости за свою страну и её культурное наследие.
Музыкальный фольклор – мощный инструмент воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Он помогает создать эмоциональную связь с родной культурой, воспитывает уважение к традициям и развивает духовно-нравственные качества.
Задача педагогов – активно включать элементы фольклора в образовательную деятельность, делая процесс обучения увлекательным и значимым для детей. Пусть народная музыка звучит в детских садах, наполняя сердца детей любовью к своей Родине!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Русский музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Детство – то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры. Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе нар...

Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в ...

Доклад на тему « Фольклор, как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Доклад для педагогов....

Статья "Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Фольклор для детей дошкольного возраста. ...

Методические рекомендации для педагогов: «Музыкальный фольклор как средство воспитания у старшего дошкольного возраста чувства патриотизма»
Цель: раскрыть значимость музыкального фольклора в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста и предложить педагогам методические рекомендации по его использованию в образо...

Буклет для родителей "Фольклор - как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Буклет познакомит родителей (законных представителей) о том, какую роль играет фольклор в воспитании младшего дошкольного возраста....

