Буклет для родителей "Фольклор - как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Щербина Наталья Юрьевна

Буклет познакомит родителей (законных представителей) о том, какую роль играет фольклор в воспитании младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад № 53 «Топтыжка»

города Рубцовска Алтайского края

658204, г. Рубцовск, ул. Алтайская, 33

телефон: 7-59-65, 7-59-66, e-mail:

detsad-53-2011@mail.ru

http://92frspb.caduk.ru/images/50ae6051284f.jpg

Буклет для родителей

(законных представителей)

«Фольклор - как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста»

         

                             Составила:

                            Щербина Наталья Юрьевна,

                             воспитатель

г. Рубцовск, 2023 год

Фольклор – это совокупность, созданных в народной среде поэтических произведений, бытующих в устной форме. К жанрам фольклора относятся: пословицы, песни, считалки, былины, потешки, поговорки, скороговорки, сказки,  загадки.

Какое значение имеет фольклор на  воспитание  детей младшего дошкольного возраста?

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют малые фольклорные формы, в частности я хотела бы обратить ваше внимание на потешки и сказки. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации. Чаще этот вид жанра использую в режимных моментах: при умывании, расчесывании, кормлении, укладывании на сон, после сна, при одевании на прогулку.

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю.

Приобщение детей к чтению русских народных сказок позволяет  воспитать у

малышей дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Уже с малых лет мы

с помощью сказок объясняем детям «Что такое хорошо, а что такое плохо».

C:\Users\кристина\Desktop\WhatsApp Image 2021-10-24 at 17.50.19.jpeg

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

 Регулярное их использование в работе позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Потешки для чтения детям

Многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя его содержания. Например:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Димочка хороший!

Ванечка пригожий! »

Во время режимных моментов потешки прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

«Ай лады, лады, лады

Не боимся мы воды… »

«Кран, откройся

Нос умойся… »

«Чистая водичка моет Саше личико,

Анечке – ладошки,

А пальчики – Алешке»

Помогает потешка и в процессе кормления:

«Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку… »

Не всегда дети любят причесываться, заплетать косички, веселее эта процедура проходит с потешкой: «Расти коса до пояса… »

Эта же потешка призывает детей к послушанию. Существует огромное количество  песен при укладывании детей спать: «Вот и звери спят…

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

«Топ – топ по земле –

Ведь земля – то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша. »

В потешке «Пальчик – мальчик, где ты был… » дети воспринимают мальчика – пальчика как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братьях.

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга, ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть…».

 Среди богатства жанров особую фольклорную форму являют собой сказки. Выразительно, с притягательной силой, в доступной для ребенка форме сказки раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности. Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для  речевого общения и познавательной деятельности.

 Ребенок приобретает через народные произведения действенный опыт социального поведения, чисто человеческое видение и отношение к тем или иным сторонам общественной жизни. Так народный фольклор оказывает воспитывающее влияние на малыша.

Литература для чтения детям

Теремок. Репка. Зимовье зверей. Гуси-лебеди. Заюшкина избушка. Волк и семеро козлят. Маша и медведь. Упрямые козы. Колобок.  и т.д.

Бианки В. Как муравей домой спешил. Первая охота

Жидков Б. «Дым», « Как мы ездили в зоосад», «На льдине», « Пожар».

Перро Ш. «Красная шапочка»

Квитко Р. «Лыжники»,  «На катке».

Даль В. «Снегурушка и лиса».

Терпения Вам и удачи,

дорогие родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет"Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста"

В буклете описанны методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в семье...

Народные игры как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста.

В век современных технологий и прогресса, начинают забываться народные традиции. Дети, к сожалению, отдают свое предпочтение компьютерным играм, планшету, телевизору. Родители, тем временем, восхищают...

Педагогический проект во второй младшей группе «Ягодки» «Мультфильм как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. В современном обществе всё реже встречаются проявления любви и добра, сочувствия и сост...

Дидактическая игра как средство воспитание детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры имеют большое значение для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное вы...

Игра – как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности детей является игра. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни...

«Театр – как универсальное средство воспитания детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Театр – как универсальное средство воспитания детей младшего дошкольного возраста»....