Доклад на тему « Фольклор, как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста».
материал

Иванская Ирина Евгеньевна

Доклад для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_f.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                          общеразвивающего вида детский сад « Берёзка»

                                                   Доклад

             на тему « Фольклор, как средство воспитания детей

                           старшего дошкольного возраста».

                                                                                   Подготовила и провела воспитатель:

                                                                                   Иванская Ирина Евгеньевна.

                                               Вихоревка, 2021

Русский народный фольклор является одним из путей всестороннего развития и воспитания дошкольника, с его помощью можно воспитать любовь к Родине, народу, традициям. Педагог легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, в общении наступает раскованность, непринужденность.

Знакомство детей с народным творчеством начинается с младшего возраста. Во время игровой деятельности дети с помощью воспитателя знакомятся с потешками, припевками, песнями. Они обычно имеют напевные мелодии, интересны по содержанию, легко запоминаются, поэтому нравятся детям. Во время пения у детей не утомляются их еще слабые голосовые связки. Во многих песенках повторяются определенные фразы и слова, это вызывает желание повторять за воспитателем. Разучивая песни необходимо использовать игровые приемы, сопровождать пение движением рук, развивая мелкую моторику.

В младшей и средней группе происходит знакомство с персонажами народного фольклора :Матрешка, Петрушка, Бабушка-Загадушка, Медведь, Дед Мороз, Снегурочка, Масленица, они приходят на праздники, играют с детьми.

В работе с детьми старшего возраста я использую следующие виды фольклора :

-потешки-игры взрослого и ребенка (пальчиковые,  ФИЗ минутки)

-заклички-обращение к явлениям природы (дождю, солнцу)

-приговорки-обращение к насекомым, птицам, животным

-считалки-коротенькие стишки для справедливого распределения ролей

-скороговорки-предложения для правильной и чистой речи

-дразнилки-веселые, смешные стишки, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности или поведении ребенка.

В старшем возрасте дети знакомятся с новым жанром русской песни: частушка, которая учит понимать народный юмор, отражает жизнь человека, его радости и горести, отношение к окружающему миру и людям.

В своей работе я использую фольклор в различных видах деятельности:

в обучении правильному произношению, в беседах, в наблюдениях, в подвижных играх, в играх на развитие мелкой моторики, в театрализованной деятельности, в инсценировках.

Я хотела бы остановится на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания интересным, радостным. Дети в игре обретают опыт общения со сверстниками, используя жизненные ситуации для развития сюжета, обогащается словарь, речь становится эмоционально выразительной

Самые любимые игры для детей-это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие подпевки-это народные подвижные игры. Дети в таких играх  показывают быстроту движений, ловкость. Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где мы используем инсценировки разных видов. На материале детского фольклора составляем игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Дети инсценировали сказку «РЕПКА» по подгруппам: одна группа играет роль, другая-зрители, потом-наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре своих товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, дети стараются  доброжелательно относится друг к другу.

Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение, на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играю. Следует подчеркнуть: на фольклор распространяются общие дидактические принципы, разработанные  для дошкольной педагогики: принцип активной и посильной самостоятельности; принцип наглядности; принцип по этапности художественного исполнения произведения.

Вводя изучение фольклора, мы тем самым закладываем базу для развития личностных качеств детей. Получившие в детстве «увеличенный фольклором объем внимания» дети себя чувствуют более раскрепощенно, что в будущем дает им шанс иметь активную жизненную позицию. Эмоциональное восприятие народного искусства формирует у ребенка способность к сопереживанию, учит взаимовыручке. На примере народных традиций у детей воспитываются такие качества, как трудолюбие, доброта, умение дружить, уважение к старшим, формируется понятие о чести. Формирование нравственного отношения дошкольников к социальной действительности начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, детскому саду. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми во взаимодействии с семьей. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми проводим фольклорные праздники, организуем различные конкурсы: «Символ Нового года», «Необыкновенная снежинка», «Масленица», «Пасхальное яйцо» и другие; организуем викторины, именины с приглашением родителей, посиделки с чаепитием, «осенины» с деловым обменом «премудростями». Гости вместе с детьми играют в народные игры, поют старинные песни, частушки, вовлекая всех в веселое соревнование. Особое внимание уделяю играм – драматизациям не только по сказкам, но и учу детей обыгрывать потешки, небылицы.

Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХАКАССКОГО ФОЛЬКЛОР В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В статье рассматривается роль и значение хакасского фольклор в патриотическом воспитании детей. Уделено внимание таким формам фольклора как пословицы и поговорки, их роли в процессе патриот...

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация опыта работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Презентация опыта работы по теме "Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Народный фольклор как средство социализация детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в эту пору развитие идет более бурно и стремительно. Ребенок со временем перерастает в относительно самостоятельную и ...