«Народный фольклор как средство социализация детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа)

Харьков Иван Николаевич

Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в эту пору развитие идет более бурно и стремительно. Ребенок со временем перерастает в относительно самостоятельную и активную личность, так как развиваются все стороны психики ребенка; и во многом именно этот период определяет дальнейшее развитие человека.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся подвергать анализу услышанное, сочувствовать героям, пытаются выразить свое личное мнение. 

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базисных в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Важная ценность фольклора в том, что он с первых месяцев жизни и последующие годы оказывает на детей большое значение, когда происходит закладка звуковой информации. Это выражается в колыбельных песнях и потешках. Ребенок с первых дней жизни, находится во власти слов и музыки. Маленькому ребенку нравятся короткие, хорошо ритмизированные стихи, песенки с четкой рифмой. Чувство ритма, звучания, мелодии создает у детей стремление повторять услышанное. Ритмизированные тексты удовлетворяют потребности ребенка в игре, развивают воображение и фантазию. Можно выбрать потешки и проговаривать ребёнку во время одевания и кормления. Очень полезны детям потешки, звукоподражательные слова, легкие для произношения, их можно применять, как артикуляционное упражнение. В связи с этим была выбрана следующая тема:

«Народный фольклор как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_harkov_i_n.docx60.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Архангельской области "Центр народного творчества народный

"Ансамбль песни и пляски "Сиверко" учащихся профессионального образования"

«Народный фольклор как средство социализация детей старшего дошкольного возраста»

Педагог дополнительного образования:

Харьков Иван Николаевич

Архангельск 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………...………………………………3

#1057;ущность понятия «социализация»…………………………………………....5

2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………..7

3. Характеристика народного фольклора и его жанров………………………...9

4. Описание народного фольклора как средства социализации старших дошкольников………………………………………………………………………12

Список используемых источников……………………….…………………….17


ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – один из самых важных периодов в жизни человека. Именно в эту пору развитие идет более бурно и стремительно. Ребенок со временем перерастает в относительно самостоятельную и активную личность, так как развиваются все стороны психики ребенка; и во многом именно этот период определяет дальнейшее развитие человека.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся подвергать анализу услышанное, сочувствовать героям, пытаются выразить свое личное мнение.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базисных в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды [20].

Важная ценность фольклора в том, что он с первых месяцев жизни и последующие годы оказывает на детей большое значение, когда происходит закладка звуковой информации. Это выражается в колыбельных песнях и потешках. Ребенок с первых дней жизни, находится во власти слов и музыки. Маленькому ребенку нравятся короткие, хорошо ритмизированные стихи, песенки с четкой рифмой. Чувство ритма, звучания, мелодии создает у детей стремление повторять услышанное. Ритмизированные тексты удовлетворяют потребности ребенка в игре, развивают воображение и фантазию. Можно выбрать потешки и проговаривать ребёнку во время одевания и кормления. Очень полезны детям потешки, звукоподражательные слова, легкие для произношения, их можно применять, как артикуляционное упражнение [2]. В связи с этим была выбрана следующая тема:

«Народный фольклор как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».

Цель - на теоретическом уровне изучить народный фольклор как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие «социализация» и определить теоретические основы проблемы;
  2. Познакомиться с психолого-педагогической характеристикой старшего дошкольного возраста;
  3. Рассмотреть жанры народного фольклора в контексте социализации старших дошкольников.


  1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля [6].

Социализация, как говорил А. В. Мудрик: –«Это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает». Осуществление социализации, главным образом, идет через общение, а поскольку первой персоной, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в ней потребность – это мать (или персона её заменяющая), то семья выступает первым и главным «институтом социализации» [1].

Более или менее изученные условия или факторы социализации, которые условно объединили в четыре группы, их выделяет А. Мудрик:

  1. мегафакторы - сюда включаются такие факторы как космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
  2. макрофакторы - к ним относятся - страна, этнос, общество, государство, они влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
  3. мезофакторы - сюда входят условия социализации больших групп людей. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу микрофакторов.
  4. микрофакторы - к ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Педагогика рассматривает социализацию как процесс сознательного усвоения ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптации к социуму, а также выработки собственного социального опыта [11].

Сравнение понятий «социализация» и «воспитание» в узком значении выявляет их различия: внимание уделяется на целенаправленность воздействий на ребенка с целью передачи, привития определенных представлений, понятий, норм и т. д. Понятие «социализация» связано с понятием «психологической адаптации». Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирование у него знаний об этих общественных отношений [20]. Яковлева Н. Г. указывает, что адаптацию можно рассматривать в качестве ведущих механизмов социализации [14].

Отечественные ученые, такие как: А. С. Белкин, В. В. Давыдов, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин считают, что каждый ребенок-дошкольник проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства [4].

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.


  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В возрасте 5–6 лет взрослые требуют от детей усидчивости, правильного выполнения задания или правильного соблюдения игры. Ребенок, если у него что-то не получается со второго или третьего раза, сильно расстраивается и признает свою некомпетентность в какой-либо деятельности. Взрослые должны не забывать всегда хвалить ребенка за проделанную работу и поддерживать его. Тогда ребенок постарается выполнить ту же работу намного лучше. Самооценка ребенка в этом возрасте становится реальной. Старается совершенствовать свои навыки в какой-либо творческой деятельности и отказывается от деятельности, связанной с негативной оценкой своих результатов [18].

Безруких М.М. и Филиппова Т.А. в своей образовательной программе дошкольного образования говорят, что «в возрасте 5-6 лет основной деятельностью является также игра, но с развитием фантазии появляется наиболее сложный вариант игры — сложная ролевая игра». Игра является формой социализации ребенка, обеспечивающей вхождение и развитие в мир человеческих отношений, как социальных, так и межличностных [3]. Дети заранее начинают распределять роли в игре, и их поведение соответствует их роли в игре. Во время игры дети подражают взрослым не только в поведении, но и в интонации произносимой речи. Роли в игре часто распределяются не по желанию. Как правило, самые привлекательные роли отбираются раньше остальных, поэтому есть роли, которые не очень желательны для детей. В результате в группе возникают конфликты. Но это связано не только с ролями, но и может привести к «недобросовестной» раздаче игрушек и предметов для игры [9].

В 6-7 лет отношения взрослого и ребенка усложняются. Дошкольнику интересна конкретная персона, например, его воспитатель. Ему интересно, сколько у нее детей, есть ли у нее собака или кошка и так далее. Его интересует личная жизнь взрослых, которых он знает или видит в своем окружении. Эти вопросы помогают создать в голове ребенка определенный образ о конкретном человеке. В этом возрасте ребенок нуждается не только в похвале, но и в сочувствии и понимании со стороны взрослых. Ребенку необходимо знать, и как это правильно делать, исправлять свою работу, менять свое мнение, чтобы его взгляды совпадали со взглядами и мнением взрослого. Эти изменения в отношениях со взрослыми позволяют ребенку узнать о нем как об учителе и получить представление о себе как об ученике [7].

Этот возраст заканчивается кризисом 6–7 лет. Его признаки: выходки, манера поведения, непосредственность. В этот период он начинает скрывать свои настоящие эмоции и чувства. Дети стремятся стать взрослыми, а не маленькими. Появляются непослушание, невыполнение родительских просьб, оспаривание родительских заявлений, стремление к общественно значимому положению учащегося, к самостоятельности [3].

У старших дошкольников уже достаточно хорошо развиты коммуникативные навыки. Они искренне стараются заботиться о своих друзьях, сопереживать им, учитывать интересы сверстников во время коллективной деятельности. Дети могут долго рассказывать друг другу о своих впечатлениях, мыслях, желаниях. Если ребенок не получает должного внимания и уважения со стороны сверстников, то впоследствии это приводит к обострению ситуации и нежеланию ребенка участвовать в совместной деятельности [17].


3. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И ЕГО ЖАНРОВ

Народный фольклор (англ. Folklore - народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период [2].

Народный фольклор обладает всеми предпосылками для успешной и эффективной социализации дошкольников. Под понятием фольклора мы понимаем художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [13, с. 33].

Приобщая детей к народному фольклору, мы показываем им красоту русского языка, расширяем их словарный запас. Без потешек, считалок, скороговорок, ребёнок не овладеет своим родным языком в совершенстве, не сможет выразить свои мысли и чувства. Мало один раз прочитать или услышать эти стишки, нужно научить ребёнка играть в «стишки», а для этого их надо знать наизусть. Ведь весёлые, смешные или дразнящие стихотворения – это и есть своеобразная игра. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Ведь скороговорки, дразнилки, считалки — это игра в быстрое произношение трудной фразы, в расчёт, в подтрунивании над детскими ошибками. Ритмичность и доступность содержания позволяет читать эти потешки многократно [13].

Знакомя детей с пословицами, поговорками и сказками - мы приобщаем их к нравственным ценностям. Русские народные тексты прививают детям отношению к труду, уважение к человеку, развивают память, речь, внимание и любовь к природе и тренируют остроту ума. Очень важно не допустить у ребенка потерю интереса к фольклорным произведениям. Для этого нужно расширять репертуар [6].

Среди народных стишков часто есть такие, которые содержат заведомую чепуху, нелепость. По мнению детского писателя К. Чуковского «ребёнок воспринимает нелепые стишки правильно, как чепуху, нелепицы, даже не сомневаясь, что так не бывает. Эти стишки прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, где реализуется потребность ребёнка в смехе, веселье» [2].

Играя, ребёнок усваивает понятие о чести, смелости, развивает силу, стремление к победе, ловкость, волю. Часто игры сопровождаются любимыми считалками, потешками. Народная игра в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство с физическим совершенством. Очень хорошо рассказать ребёнку о жизни людей в Древней Руси, их жилище, быте, народном костюме. Будет легче это сделать, если есть возможность ему показать картинки, использовать мультимедиа аппаратуру или сводить в Этнографический музей. Посмотрев домашнюю утварь и другие предметы старины, ребенок быстрее сможет понять смысл многих пословиц и потешек и иметь представление о них [10].

Если провести всю эту работу с детьми, то у них, несомненно, появится интерес к наследию прошлого. Это поможет им стать более эмоциональными, раскрепощёнными. У детей улучшится память, внимание, речь станет более грамотной.

В ходе познания фольклора ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств, получает информацию о нормах общения [2].

Богатая культура Архангельской области имеет большие возможности для воспитания и образования подрастающего поколения. Знакомя детей с красотой поморской земли культурой и традициями народов, с работами талантливых художников, писателей и поэтов, педагоги дают возможность детям почувствовать себя частичкой великого народа, пробуждают гордость и любовь к своей Родине. Но, начиная работу по ознакомлению детей с культурой и искусством, педагогу необходимо самому знать природные, культурные, социальные экономические особенности своего региона.

Фольклор, как «кладезь народной мудрости» в силу своей эмоциональной насыщенности может оказать комплексное воздействие на картину мира ребенка, определяя толерантность в его отношениях с окружающими, стиль поведения [13].

Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.


  1. ОПИСАНИЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Как правило, основные средства народного фольклора связаны с их бытовой функцией. Колыбельные песни призваны успокоить, усыпить малыша. Пестушки и примыкающие к ним потешки сопровождают первые движения ребенка, его первые игры. Прибаутки предназначаются детям, которые уже способны воспринять их содержание. Заклички, приговорки и присловья, связанные с детским календарным бытом, а также многочисленные считалки и приговоры, сопровождающие игры. Здесь же находят свое место дразнилки, поддевки, скороговорки [4].

Пестушки (от слова «пестовать» — воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с конкретными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны [6].

Потешки — более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность. Иногда потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок [4].

В отличие от потешек, прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. В прибаутке основу образной системы составляет именно движение. Часто прибаутки строятся в форме вопросов и ответов — в виде диалога. Так малышу легче воспринимать переключение действия с одной сценки на другую, следить за быстрыми изменениями в отношениях персонажей. На возможность быстрого и осмысленного восприятия направлены и другие художественные приемы в прибаутках — композиция, образность, повторы, богатые аллитерации и звукоподражания [12].

Благодаря перевертышам у детей развивается чувство комического именно как эстетической категории. Небылицы-перевертыши, нелепицы — это разновидности прибауточного жанра. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая ценность ее состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире.

Чуковский К. И. посвятил этому виду фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Нелепицы-перевертыши привлекают комизмом сценок, смешным изображением жизненных несообразностей. Народной педагогике этот развлекательный жанр оказался нужным, и она его широко использовала [19].

Еще один малый жанр детского фольклора. Считалки — это веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. В произведениях этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший [6]

Скороговорки относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа. Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций. Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками [2].

Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички. - все эти произведения малых жанров, органичны для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок [13].

Большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе и к родной земле играют русские народные песни. В детской среде песня бытует с незапамятных времен. В детский фольклор вошли и песни из взрослого народного творчества — обычно дети приноравливали их к своим играм. Есть песни обрядовые («А мы просо сеяли, сеяли...»), исторические (например, о Степане Разине и Пугачеве), лирические. В наше время ребята чаше распевают песни не столько фольклорные, сколько авторские. Есть в современном репертуаре и песни, давно свое авторство потерявшие и естественно втянутые в стихию устного народного творчества [2].

Следующий жанр это - былины. Героический эпос народа. Он имеет огромное значение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал — добра и зла — и о закономерной победе добра. Самые известные былинные герои — Илья Муромец. Добрыня Никитич и Алеша Попович — являются собирательными образами, в которых запечатлены черты реальных людей, чья жизнь и подвиги стали основой героических повествований — былин (от слова «быль») или старин. Былины — грандиозное создание народного искусства. Присущая им художественная условность нередко выражается в фантастическом вымысле. Реалии древности переплетаются в них с мифологическими образами и мотивами [5].

Сказывание сказок было распространенным увлечением на Руси, их любили и дети, и взрослые. Они возникли в незапамятные времена.

В сказке непременно торжествуют истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она ни повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. В сказке для детей кроется особое очарование, открываются какие-то тайники древнего миропонимания. Они находят в сказочном повествовании самостоятельно, без объяснений, нечто очень ценное для себя, необходимое для роста их сознания. Воображаемый, фантастический мир оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу и возможность сравнивать ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано [6]. Ребенок должен верить в чудо – фантазировать, воображать. Сказка один из любимых в народе жанров, который возник на основе мифов, легенд, наблюдений за реальной жизнью. Сказки изображают самые разные стороны жизни, рассказывают о самых различных людях, рассказывают о животных, и именно сказка как нельзя лучше отвечает запросам детей, соответствует детской психологии [20].

Вера в чудеса, тяга к добру, вера в волшебство, которое преображает мир. Сказка показывает человеку правильный путь, показывает счастье и несчастье, что может случиться из-за совершенной ошибки. Но тем не менее после ошибки главный герой получает второй шанс, право на удачу. Основная черта сказки – вера в справедливость. Ребенок сравнивает реальный мир и вымыленный, вычленяет ту мысль, идею, которую несет сказка [17].

По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические) [7].

Таким образом, использование жанров детского игрового фольклора является необходимым условием и эффективным средством социализации ребенка в этом мире и приобщения к народным традициям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аллахвердов В.М., Богданова С.И. и др. Психология: учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 752 с.
  2. Андреев, Н.П. Русский фольклор. – М.: Просвещение, 1983. – 207 с.
  3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка: методический материал / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С.35-39.
  5. Зак А.С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – М.: Аркти, 2001. – 144 с.
  6. Калунина Е. Воспитание сказкой. /Е. Калунина// Ребенок в детском саду. – 2002. - № 5. – С.73.
  7. Костяк, Г. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. М.: Академия, 2008. - 176 с.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
  9. Мухина, В Возрастная психология. / В.Мухина. //Феноменология развития. -10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
  10. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов ВУЗов. М.: Институт практической психологии, 1998. - 488 с.
  11. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. - 360 с.
  12. Пазухина, И.А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И.А. Пазухитина // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 3. - С. 36-39.
  13. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. – М.: Просвещение, 1976. – 103 с.
  14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Книжное издательство. 720с.
  15. Смиронова, Е.О. Психология ребенка. – М., 1997. – 287 с.
  16. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения. /Л.П. Стрелкова// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 2003.
  17. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Известия АПН РСФСР. – 1947. – вып. II, С. 7—26.
  18. Тощенко, Ж.Т. Социология. М., 1994. - 228 с.
  19. Урунтаева, Г.А Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Г.А.Урунтаева. // - № 5, -2001. - 336 с.
  20. Чурекова Т.М. Особенности социализации детей дошкольного возраста в современном социуме / Т.М. Чурекова, В.Н. Пуранен // Психология. Социальные науки. – 2011. – Т. 8. – № 7. – С. 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»....

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...

Кружковая работа " Использование русского народного фольклора как средство развития детей среднего дошкольного возраста"

Фольклор - Это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы  народа. Детство - это то время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культ...