Музыкальный фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Парсегян Валентина Ивановна

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок, которые веками создавались народом в процессе труда на природе. Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. В быту – это пение колыбельных, игр с пестованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_folklor_kak_sredstvo.docx19.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            Музыкальный фольклор как средство

                    развития речи детей дошкольного возраста.

Цель: повышение уровня развития речи детей дошкольного возраста

           средствами музыкального фольклора.

Задачи:

  1. Познавательные: знакомить детей с детским музыкальным фольклором (потешки, пестушки, заклички, частушки, прибаутки, песенки);
  2. Развивающие: расширять запас понимаемых слов и обогащать словарный запас;

развивать грамматический строй речи;

развивать основы звуковой речи;

формировать элементы связной речи.

  1. Воспитательные:

побуждать ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;

воспитывать бережное отношение к животным, природе, окружающему миру.

Речевое развитие детей дошкольного возраста является основой, на которой базируются цели программы дошкольного образования «От рождения до школы». От того, насколько грамотно ребёнок овладеет речью, зависит его общение со взрослыми и сверстниками, его способность к словотворчеству. Учитывая принцип интеграции образовательных областей, можно развивать речевые навыки детей практически в каждой области в процессе самостоятельной или совместной деятельности и при проведении режимных моментов.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста –

задача общественной значимости. Существует много средств устранения

недостатков речи (художественные произведения, игры, упражнения, и многие другие). Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как музыкальный фольклор.  Именно музыкально-фольклорные произведения (песни, хороводы, народные игры с напевами) являются для ребёнка дошкольного возраста той точкой опоры, от которой берёт своё начало огромный мир идей и образов, эмоционально окрашенных и оттого доступных его восприятию. Кроме того, почти все виды музыкально-фольклорных произведений содержат элементы игры, а значит, легко воспринимаются детьми и поддерживают в них интерес к поэтическому слову, красоте родного языка, побуждают к общению и выражению своих мыслей и чувств.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком (детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок, которые веками создавались народом в процессе труда на природе. Они направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. В быту – это пение колыбельных, игр с пестованием.

Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. Колыбельная песня, звучащая из маминых уст, – первая для детей музыкальная и поэтическая информация. А так как дети слышат песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики, развитии речи, обогащении словарного запаса. В народных колыбельных песнях к ребёнку часто обращаются по имени, и это очень важно для общения с ним. Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. В колыбельных песнях матери рассказывают своему ребенку об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька", «петушок», «солнышко», «тучка», «дождик». Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".Образ дождя – «дождик», «дождичек», «дождинка». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Колыбельным песням следует уделять особое внимание, ведь они таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх.

А вот для того, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки, значит, нянчить, растить, носить на руках. Пестушки поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту.

Знакомство с потешками, прибаутками, закличками, песенками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дети знакомятся со значением незнакомых слов, которые встречаются в той или иной потешке, закличке и т.д., тем самым расширяя кругозор и словарный запас.

Музыкальный фольклор несложен по образности («Зайка», «Петушок», «Дождик», «Солнышко»), прост по мелодическому и ритмическому строю, поэтому легко усваивается детьми.

Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений -

пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые музыкальные формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу

художественной фонетики.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи.

Можно с уверенностью сказать, что влияние музыкального фольклорного творчества на речевое развитие детей неоспоримо. С помощью народных песен и игр, хороводов, потешек, закличек, прибауток, считалок можно решить практически все задачи по развитию речи детей, а также восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности и приобщить детей к истокам родной культуры.

Русские народные колыбельные песни тут: https://baby-sleep.ru/articles/29-russkie-narodnye-kolybelnye 

Русские народные прибаутки для детей тут: https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkiy-folklor/russkie-narodnye-pribautki-dlya-detey/ 

Русские народные заклички для детей тут: https://sibmama.ru/zaklichki.htm 

Пестушки и потешки для детей тут: https://kladraz.ru/dlja-samyh-malenkih/poteshki-i-pestushki-dlja-malyshei.html 

Русские народные считалки для детей тут:  https://skazka-dubki.ru/zhizn-slavyan/russkiy-folklor/russkie-narodnye-schitalki-dlya-detey/ 

Музыкальные народные игры для дошкольников тут: https://dreamsong.ru/russian-music-games 

Список литературы:

1.        Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издание 3-е, исправленное и дополненное. М.: Мозаика-синтез, 2014.

2.        Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2014.

3.        Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб.: Детство-Пресс, 1999.

4.        Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2007.

                                                                        Музыкальный руководитель

                                                                        Парсегян В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....

Опыт работы: "Фольклор - источник развития речи детей дошкольного возраста."

Цель моей работы - это создание благоприятных условий развития личности старших дошкольников через речевое воспитание. Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и разви...

Презентация: "Фольклор - источник развития речи детей дошкольного возраста"

Данная работа позволяет создавать благоприятные условия развития личности старших дошкольников через речевое воспитание. Помогает решать задачи с развитием культуры и грамматического строя речи. А так...

"Использование элементов русского фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста" (отчет по самообразованию)

Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в си...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

Степень влияния малых форм фольклора на развитие речи детей в дошкольном возрасте...

Консультация для родителей "Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста".

Главная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста  -  помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются...

Конспект НОД по музыке на тему: «Музыкальный фольклор, как средство воспитания детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыке на тему:«Музыкальный фольклор, как средство воспитания детейдошкольного возраста»  Музыкальный руководитель: Новикова Е.А. Цель: Развитие эмоцион...