Главные вкладки

    Круглый стол "Малые литературные жанры фольклора как средство воспитания высоких нравственных качеств у детей дошкольного возраста"
    консультация на тему

    Остапенко Людмила Александровна

    Сегодня мы обратим свой взгляд в историю, вспомним как воспитывали своих детей наши предки, какими средствами прививали им добрые и положительные качества, как учили  своих чад быть вежливыми и заботливыми, скромными и смелыми, трудолюбивыми и бескорыстными… 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruglyy_stol_malye_folklornye_zhanry.docx26.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ детский сад № 2683

    Круглый стол

    Малые литературные жанры фольклора как средство воспитания высоких нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Подготовила:

    воспитатель 1 категории

    Остапенко

    Людмила Александровна

    Дата: 19.11.2014г.

    Москва, 2014 - 2015

    Круглый стол: «Малые литературные жанры фольклора как средство воспитания высоких нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

    Цель: формирование и уточнение знаний о малых литературных жанрах фольклора как о средстве нравственного воспитания.

    Задачи:

    - уточнить представления коллег о видах фольклора;

    - расширить знания об областях применения полученных знаний.

    Ведущий: Добрый день! Рады видеть всех присутствующих в добром здравии и в хорошем настроении! Надеемся на двустороннее и благотворное сотрудничество, ведь разговор сегодня пойдет о самом дорогом, что есть у каждого из нас, о наших детях, о воспитании нравственных качеств наших детей. Сегодня мы обратим свой взгляд в историю, вспомним как воспитывали своих детей наши предки, какими средствами прививали им добрые и положительные качества, как учили  своих чад быть вежливыми и заботливыми, скромными и смелыми, трудолюбивыми и бескорыстными… Без сомнения, одним из средств воспитания детей в старину были попевки и потешки, колыбельные песенки и докучные сказки, прибаутки и пестушки. С первых дней жизни малые детки слышали из уст матерей сказания о добром и прекрасном. Тихий и спокойный голос матушки рассказывал о мире, окружающем ребенка, тем самым не только являлся предпосылкой для развития речи ребенка, но и формировал положительные нравственные качества ребенка.

    Уважаемые присутствующие, кто из вас может напеть что-либо из малых фольклорных форм?

    Большинство из вас, конечно же, вспомнили колыбельные песни. К сожалению, это лишь то малое, что помнят современные родители. И многие, безусловно, не хотят принимать во внимание пережитки прошлого. Такой взгляд на современное воспитание ребенка имеет место быть, но все же… призываю вас внимательно прислушаться к голосу предков.

    Поэзия пестования включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, которые закреплены в народном сознании, народных традициях и в поэзии народа. Педагогика как наука существует несколько столетий. Однако уже десятки тысячелетий назад человечество вынуждено было передавать и передавало накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям.

    Пословицы, песни, обряды, сказки наряду с эстетическим наслаждением несли и определенный объем жизненно необходимой информации. Народные взгляды на воспитание нашли свое выражение в сотнях пословиц и поговорок – «Учи ребенка пока поперек лавки лежит, а коли вдоль ляжет – поздно», «Яблоко от яблони далеко не падает» и др. В сказках показана роль смеха в жизни людей, сила добра, классовость морали.

    Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению.

    В жанре поэзии пестования выделяют по совокупности признаков следующие жанровые разновидности – колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.  

    Колыбельные песни

    Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные – идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народе колыбельные песни зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова – «шептать, заговаривать».

    В народе дорожили колыбельным мастерством и передавали его из поколения в поколение. В крестьянской семье девочки с 6 – 7 летнего возраста уже сами становились няньками младших братье и сестер.

    Колыбельная песня возникла и вызвана к жизни острой необходимостью безболезненного перевода ребенка из состояния бодрствования в сон. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребенка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса, слов, к пониманию языка.

    Для прочного запоминания любой информации ребенку требуется многократное повторение – этим требованием предопределен объем как колыбельной песни в целом, так и предельная краткость ее сюжетных мотивов. Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого невозможно познание окружающего мира, развития мышления.

    Таким образом, колыбельная песня была гибким инструментом направленного педагогического воздействия пестуньи на ребенка, а для малыша – первичной формой освоения действительности, познания простейших форм взаимосвязи предметов окружающего мира.

    Ой, баюшки, баюшки,

    В огороде заюшки

    Травочку щиплют,

    Кирюшу забавляют.

    И Кирюша умная

    Да очень разумная.

    Спи – усни, спи – усни.

    Крепкий сон тебя возьми.

    Пестушки

    В центре пестушек наблюдается уже образ самого подрастающего ребенка. Пестушки получили название от слова пестовать – «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Эти короткие стихотворные приговоры сопровождают младенца в первые месяцы жизни. Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ребенка. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение

    Потягунушки, порастунушки!

    Поперек толстунушки,

             А в ножки ходунушки,

    А в ручки хватунушки,

    А в роток говорок,

    А в головку разкмок.

    Приговоры не отличаются ни оригинальностью, ни разнообразием, но ребенок всегда стремится на руки к матери, делает отчаянные движения ручонками и постепенно вырабатывает умение управлять движениями. Слово матери вызывает определенное представление о материнской ласке. Таким образом, примитивная поэтическая схема закрепила в народном сознании очень важный прием для физического и духовного развития.

    Потешки

    Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела взрослого и ребенка. Главное назначение забавы – приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания.

    Идет коза рогатая,

    За малыми ребятами.

    Кто молоко не пьёт,

    Того и забодет, забодет!

    Наряду с познанием ведется обучение малыша языку, на чистых, доступных пониманию ребенка образцах поэтической речи, обучение в процессе игры не утомляет ребенка, а доставляет ему удовольствие, наслаждение.

    Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

    Прибаутки

    Потешки сменяются прибаутками. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Движение – основа образной системы прибауток, дается резкая смена одной картины другой из строки в строку.

    Прибаутка призвана маленький, замкнутый мир ребенка превратить в «разомкнутый» и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, отношений между людьми и  философских категорий, что для него жизненно необходимо.

    Кошка в лукошке

    Рубашечку шьет,

    А кот на печи

    Сухари толкет.

    У нашей кошки

    Три сдобные лепешки,

    А у нашего кота

    Три погреба молока.

    Докучные сказки

    Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки – балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки. По форме повествования, по этике она близка  к сказке, присказке, а по содержанию и назначению – к поддевке.  Подрастая, дети сами пользуются докучными сказками, чтобы позабавиться и подшутить над младшими.

    Жили – были баран да овца,

    Поставили они стожок сенца.

    Не начать ли сказку с конца?

    Жили – были баран да овца…

    Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

    ДЕТСКИЙ  БЫТОВОЙ  ФОЛЬКЛОР

    Бытовыми в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки имеют четко выраженную воспитательную функцию; считалки, жеребьевые скороговорки, игры и т.д. – игровую.

    Детские народные песни чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. В одних через детское восприятие отразилось многообразие жизненных явлений, другие нанизывают повторяющиеся элементы с единственной целью позабавиться.

    Детские песни поддерживают в ребятах интерес, к поэтическому слову, не дают гаснуть чувству юмора, служат делу воспитания звонкоголосого, веселого, жизнерадостного человека.

    До – ре – ми – фа – соль – ля – си,

    Кошка села на такси,

    Заплатила пять рублей

    И поехала в музей,

    А котята прицепились

    И бесплатно прокатились!

    Заклички и приговорки – стихотворные обращения детей к различным явлениям природы, приговорками – обращения к животным. Песенные Заклички и словесные приговорки преисполнены веры во всемогущее – то губительные, то благотворительные силы земли, неба и вода. Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на урожай, достаток и богатство. Дети в старину рано приучались разделять печали и радости, труд и заботы взрослых.

    Мочи, мочи, дождь,

    На нашу рожь,

    На бабушкину пшеницу,

    На дедушкин ячмень

    Поливай весь день.

    Стрекоза – колечко,

    Сядь на крылечко!

    Детская обрядовая поэзия складывалась постепенно из участия детей в обрядовой жизни взрослых. Религиозные обряды, праздничные календарные песни являются основой детской поэзии, ведь в них сохранились различные поверья в счастливые и несчастливые дни, числа, платья, в кошку, перебежавшую дорогу и т.д.

    Пришла Митрева суббота,

    Вам, кутейникам, забота:

    На могилах бабы воят,

    Кутейники блины ловят;

    Через семьдесят могил

    Разорвали один блин.

    Прозвища и дразнилки зародились еще тогда, когда Русь не признавала отвлеченных фамилий. В каждом из прозвищ – заряд исключительной эмоциональной силы. Их сатирическая направленность очевидна.

     Традиция давать прозвища унаследована детьми от взрослых. Но они пошли дальше: создали рифмованные прозвища, которые в свою очередь дали начало дразнилкам. Умение найти «шевелящее, задирающее за живое» обнаруживается уже в детском словесном творчестве даже не в более едкой форме, чем у взрослых.

    Леня, Леня – требуха

    Съел корову и быка,

    Семьсот поросят,

    Бочку борщу

    И кричит: «Я есть хочу!»

    ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР

    К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников. Словесная игра отличается от спортивной и драматической игры тем, что почти не имеет никакого действия, движения. Весь интерес в слове и выражен словом. Но это и не поэтическое произведение, а игра, состязание. И как в любой игре имеют решающее значение степень занимательности, индивидуальные способности участников игры, определенные навыки и умения. Побеждает всегда искуснейший!

    Словесные игры издавна известны на Руси. Игра начинается стишком – зачином и протекает в виде постоянно мигрирующей, но меняющейся диалогической формулы. На протяжении более чем ста лет она остается почти неизменной. Это – игра на внимание.

    Словесные игры являются интересными произведениями детского искусства. Об их безусловной ценности свидетельствует тот факт, что почти все известные игры 19 века сохраняются и в наши дни – «Барыня», «Испорченный телефон», «Краски», «Садовник» и другие.

    Молчанки. Суть игры заключается в том, чтобы после приговора не проронить ни единого слова, не рассмеяться. Кто не обладает достаточной выдержкой – проигрывает. Наибольшей популярностью пользовались тексты комического содержания. Как и в сатирической лирике, дети прямолинейно, подчас оголено грубо рисуют яркие образные картинки, представив которые почти невозможно удержаться, чтобы не прыснуть от смеха.

    Кошка сдохла, хвост облез

    Кто промолвит, тот и съест,

    А кто засмеется,

    Тот ее крови напьется.

    Поддевки – веселые шутки-балагурки, средство забавы «за счет товарища», основанное на игре словом и вспомогательным действом. Поддевки близки к словесным играм. Словесные игры являются школой речевого общения и требуют создания определенной игровой ситуации, чем и выключаются из свободного речевого потока.

    - Тебе поклон послала.

    - Кто?

    - Маша.

    - Какая Маша?

    - Свинья наша!

    Сечки – указывают на исполнение произведений, которые подкрепляются определенными действиями. В текстах сечки обязательно зашифрован счет. Сечка составляет саму суть игры, определяет ее ход и результаты. В наши дни сечки не имеют широкого распространения. В городах они стали преимущественно школьной забавой.

    Я пишу, пишу, пишу,

    Шестнадцать палок напишу.

    Если вы не верите,

     Возьмите и проверьте.

    Скороговорки  зародились на Руси в глубокой древности. В скороговорках мы найдем указания на средства передвижения, некоторые из них касаются вопросов торговли, высмеивают простофиль, также о животных, о распространенной пище, о религии и т. д. Употребление скороговорок детьми развило у них чувство языка, содействовало преодолению косноязычия. Взрослые всячески способствовали распространению скороговорок в детской среде.

    Мышонку шепчет мышь:

    - Ты все шуршишь, не спишь!

    Мышонок отвечает мыши:

    - Шуршать я буду тише.

    Небылицы – перевертыши. Все действия – сплошная логическая ошибка. Необходимые функции и свойства одного предмета приписываются другому. Следует помнить, что небывальщина необходима ребенку тогда, когда он хорошо убедился в бывальщине. Желание играть в перевертыши присуща каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни. Задача перевертышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребенка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей.

    Жив, здоров,

    Лежу в больнице,

    Сыт по горло –

    Есть хочу,

    Хоть корову проглочу.

    Загадки – служат средством проверки мудрости, имеет познавательную ценность: с помощью загадок народные познания, народная мудрость в старину передавалась подрастающим поколениям. Педагогическая ценность загадок состоит в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает силу воображения.

    Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других».

    Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе.

    Ведущий: в заключении хочу подчеркнуть - Детский фольклор должен стать ценным средством воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

    Благодарю за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

    Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание – очень ак...

    Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

    Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

    Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

    Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

    Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

    Период раннего детства (от 1 года до 3 лет) характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшае...

    Народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста

              В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей, а также равнодушных. Да и всем нам поня...

    Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

    Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...