Патриотическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данный теретический материал может быть полезен педагогам ОДО - даны теоретические обоснования актуальности процесса патритического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pashchuk_5.12.19g._1.docx79.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рег. №_____, дата__________

Министерство просвещения ПМР

ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»

Кафедра дошкольного и начального образования

ПРОЕКТ

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С  ТРЕБОВАНИЯМИ ГОС ДОО»

Выполнил(а):

Воспитатель-методист по ПНД

МОУ «Бендерский детский сад № 26»

Пащук  Алена Александровна

слушатель ДПОП ПК

«Воспитатель-методист по приоритетному  направлению деятельности»

с 02.12  по 13.12.2019 года

Руководитель-рецензент

Доцент, кандидат

педагогических наук

Нестеренко Ольга Петровна

Допущен к защите: «___»_______20__г.

_______________________________

подпись руководителя-рецензента

Тирасполь, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Теоретический аспект  патриотического в воспитания дошкольников….5

1.1.Изученность проблемы патриотического воспитания в теории  дошкольного воспитания………………………………………………..………5

1.2.Особенности построения работы по патриотическому воспитанию в соответствии с требованиями ГОС ДО……………………………….………..8

2.Практика использования  патриотического воспитания в организации дошкольного образования…………………………………………….….…….10

2.1. Практическая значимость системы патриотического воспитания в ОДО………………………………………………………………………………10

2.2.. Анализ условий патриотического воспитания дошкольников   в организации дошкольного образования……………………………….….…..11

2.3. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников   в организации дошкольного образования……………………………………….14

Заключение……………………………………………………………….………16

Список литературы………………………………………………………………17

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

      В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья граждан.

      Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

      Однако дети, начиная с дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране.

      Патриотическое воспитание – это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм это любовь к Отчизне, то патриотическое воспитание должно быть направленно на формирование у подрастающего поколения этого высокого, великого чувства.[10,5]

     Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан страны. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание граждан будут в огромной степени определять будущее страны.

Целью проекта

Изучение  особенностей патриотического воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с  ГОС ДОО

Задачи :

  1. Изучить в теории и практике особенности патриотического воспитания  детей в соответствии с требованиями ГОС ДО
  2. Проанализировать  состояние  работы по патриотическому воспитанию  дошкольников
  3. Проанализировать созданные  условия  для патриотического воспитания дошкольников
  4. Разработать систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Объект  проекта – процесс  патриотического воспитания дошкольников

Предмет проекта – система работы по патриотическому воспитанию  детей дошкольного возраста.

Результат проекта –  разработанная система работы  по патриотическому воспитанию дошкольников.


  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  1. Изученность проблемы патриотического воспитания в теории  дошкольного воспитания.

      Патриотическое воспитание рассматривали известные философы, педагоги, психологи (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Н.К. Крупская,С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский,Р.И. Жуковская). Проблемой патриотического воспитания детей занималисьТ.Н. Бабаева, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, В.И. Логинова, С.Н. Николаева, Т.А. Ротанова, Изучая проблему патриотического воспитания, ученые делают акцент на необходимости приобщения детей к культурному достоянию народа.

       Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в именно дошкольном возрасте, так как в этот период происходит развитие культурно-исторических ориентаций нравственной и духовной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов приспособления в обществе, начинается процесс национально-культурного самоопределения, осознание себя в окружающем мире. Кроме того, период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам благоприятен для патриотического воспитания еще и потому, что дошкольник отвечает доверием взрослому, для ребенка характерна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания и впечатления, которые ребенок переживает в детстве, остаются на всю его жизнь. В этом возрасте восприятие действительности и культурного пространства очень ярки и сильны и они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для патриотического воспитания. В то же время следует отметить, что единая научная система формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У воспитателей в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: содержание патриотического воспитания, его средства.[16,18]

      Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы понять и вырастить в детской душе любовь к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких ему людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом юном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства уважения к истории страны и любви к Родному краю. Методику патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения исследовали Л.И. Беляева, Р.С. Буре, А.М. Виноградова, М.В Воробьева, Н.Ф. Виноградова, Е.Ю. Демурова, С.А. Козлова, Н.А. Стародубцева, А.Р. Суровцева, Э.К. Суслова, К.Д. Ушинский, Р.И. Жуковская.[16, 42]

      В настоящее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

      Малая Родина…. У каждого человека она своя, но для всех  она   является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё! С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей», социальной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона.[10,12]

         

   В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются:

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.

2. Задачи физического воспитания.

3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности.

4. Формирование бережного отношения к природе.

      Среди множества задач патриотического воспитания выделим основные:

  • воспитание настоящего гражданина, любящего свою Родину;
  • формирование устойчивой привычки поступать в соответствии с общепринятыми в обществе нормами и правилами;
  • воспитание гордости за свою Родину, за ее народных героев, знание и уважительное отношение к прошлому страны;
  • воспитание гражданина, знающего свои права, уважительно относящегося к правам другого человека;
  • воспитание толерантности, веротерпимости, противодействие проявлению экстремизма среди молодежи;
  • формирование чувства сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа;
  • формирование чувства верности своему Отечеству и воспитания готовности у подрастающего поколения в любой момент защитить свою Родину.

      Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ГОС ДОО, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.

  1. Особенности построения работы по патриотическому воспитанию в соответствии с требованиями ГОС ДО.

      Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника детского сада»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. …» [15,102]

    Целевые ориентиры социально-нравственного развития отражены в образовательной области «социум», которая представлена следующими образовательными направлениями:
-социально-коммуникативное развитие
-гражданско-патриотическое воспитание
-безопасность жизнедеятельности
-развитие личности(самосознание)
-игра, как ведущий вид деятельности
-развитие трудовой деятельности.

     

В ОО «Гражданско-патриотическое воспитание» включены следующие разделы:

  • Имеет представления о своей семье и родственниках
  • Знает и называет известные блюда национальной кухни, людей , проживающих в Приднестровской Молдавской Республике
  • Знает и называет основные народные промыслы, традиции родного края
  • Умеет поддержать доброжелательные, дружеские , доверительные отношения в семейном кругу
  • Знаком с понятием «Родина» (местом, где родился человек, где живут его родные), знает достопримечательности своего города, своей родины.
  • Проявляет интерес к истории родного населенного пункта, знает его название, называет и может кратко описать достопримечательности родного края и имена некоторых знаменитых людей.
  • Знает, что в ПМР проживают представители разных национальностей, может назвать их. Знаком с одним из национальных языков народа

      Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что процесс патриотического воспитания дошкольников немаловажный предмет образовательный усилий педагогов и других взрослых людей, окружающих ребенка-дошкольника. Планирование и организация форм взаимодействия с воспитанниками  обусловлены показателями усвоения содержания вышеперечисленных образовательных областей.

  1. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОДО
  1. Практика использования системы патриотического воспитания в ОДО.

      Разработка системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения; использование инновационных педагогических технологий (проектной, исследовательской, личностно-ориентированной, информационно-коммуникационной)  открывает новые возможности в воспитании у дошкольников патриотических качеств;  комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально-значимых проектов, которые привносят изменения как в систему взаимодействия педагога, родителей, детей и социальных партнёров, так и в содержание образовательного процесса.

      Систематическое  планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном городе, крае, помогает  им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, происходящими в нем. Все темы должны быть  связаны между собой логически и вместе представлять собой целостную картину сведений о родном городе. Большая роль в реализации опыта отводится совместной деятельности воспитателя с детьми. Это ежедневное, постоянное общение воспитателя с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу, стране.

  1. Анализ условий патриотического воспитания дошкольников   в организации дошкольного образования.

В педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается  процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. 

В роли содержательных источников патриотического воспитания в образовательном процессе выступает взаимосвязанная целостность чувств, эмоций и отношений.

Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а  с другой  - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

Принцип интеграции различных видов детской деятельности.

Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду). [15, 34]

 Условия патриотического воспитания:

- создание, благоприятного психологического климата в коллективе. 

Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, 

улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания 

чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

- интеграция содержания образования (проектирование такого 

содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком 

культурных и других традиций народов, населяющих Приднестровье);

- интеграция условий реализации содержания образования:

а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;

- результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки учебной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей; сознания, построенного на приоритете национально-государственных ценностей;

         -        единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции. Предметно-развивающая среда  структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребёнка в образовательный процесс и переводу игры в НОД с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации;

- использование системы педагогической оценки: сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, ), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных. (Приложение 1.)

 Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания. (Приложение 2).

  1.  Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников   в организации дошкольного образования.

    Социально нравственное и патриотическое в том числе, направления  работы являются приоритетными в образовательной деятельности МОУ « Бендерский детский сад №   26 »

Содержание образовательной деятельности по данной ОО строится на основании использования такого программно-методического  обеспечения,  как

  • Основная образовательная программа ОДО.
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы  ; Т. С. Комаровой ;М. А. Васильевой  , «Мозаика -синтез»2017 г. которая соответствует ГОС
  • Парциальных программ :
  1. «Я- ТЫ- МЫ » О.Л.Князева. Москва – «Мозаика синтез»  2005г.
  2. «Экономическое воспитание дошкольников »   Е.А.Курак Москва «Сфера» 2002г.
  3. «Основы безопасности жизнедеятельности » Н. Н. Авдеева, О. Л .Князева,  Р.Б.Стеркин   «Детство – пресс »2002

Данная образовательная область включает следующие образовательные направления:

  • социально - коммуникативное развитие,
  • гражданственно – патриотическое воспитание,
  • безопасность жизнедеятельности,
  • развитие личности (самосознание),
  • развитие игровой деятельности,
  • развитие трудовой деятельности. (Приложение 3).

НОД , начиная со старшей группы в чередовании (через неделю) воспитателем проводится 1 НОД по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и 1 НОД по гражданственно-патриотическому воспитанию.

Режимные моменты – социально-коммуникативное развитие, развитие личности (самосознание), развитие трудовой деятельности проводятся воспитателем, начиная с1 младшей  группы .

Самостоятельная деятельность детей - социально-коммуникативное развитие, развитие личности (самосознание), развитие трудовой деятельности. Для организации данных видов деятельности воспитателем и психологом создаются условия, начиная с 1 младшей  группы.

Взаимодействие с родителями – осуществляется в соответствии с мероприятиями ,запланированными в Годовом плане работы МОУ « Бендерский детский сад № 26   » по   ОО «Социально-нравственное развитие».

Все образовательные направления реализуются в форме игры.

С целью реализации задач приоритетного направления деятельности  с дошкольниками проводится дополнительные НОД – воспитателем методистом по социально нравственному направлению :

- Во второй младшей группе  и средней группе проводится 1 НОД  в две недели во взаимодействий с образовательным направлением «Познание окружающего мира»

- В старшей, подготовительной к школе и старшей разновозрастной молдавской группах проводится дополнительные  НОД  воспитателем методистом по социально нравственному направлению – 1 раз в неделю.

     Для реализаций задач по приоритетному направлению  проводится дополнительные мероприятия с родителями в родительском клубе « Я хочу знать !» который заседает 3 раза в год ( 1 раз в квартал ) под руководством  воспитателя методиста по социально нравственному направлению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Дошкольный  возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей родины.    Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе – на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.

      Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Как красиво, а главное точно, сказал один из немецких политиков, патриотизм – это горячо любить свой народ, а не ненавидеть другие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н. Н. Авдеева. ОБЖ. Программа
  2.  Н. В. Алешина. Патриотическое воспитание дошкольников. подготовительная группа 
  3. Е. А. Алябьева. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.,2004
  4. К. Ю. Белая . Как обеспечить безопасность дошкольников?М.,2006
  5. О. Н. Димидова. Будьте вежливы всегда! Воронеж, 2009
  6. Т. П. Гарнышева. ОБЖ для дошкольников. М., 2010
  7. О. Л. Князева. Я-Ты-Мы. М., 2003
  8. Комратова Н. Г. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет. М.,2005
  9. Люби и знай родной свой край. Под ред. Н. Я. Боевой, Тир., 2004
  10. И. Ф. Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. М.,2004
  11. И. Ф. Мулько. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М.,2004
  12. Н. В. Микляева. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. М., 2009
  13. С. О. Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., 2001
  14. С. О. Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. М., 2001
  15. «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы  ; Т. С. Комаровой ;М. А. Васильевой  , «Мозаика -синтез»2017 г.
  16. В. И. Петрова. Нравственное воспитание в детском саду, М., 2006
  17. В. И. Петрова. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М., 2007
  18. В. К. Полынова. ОБЖ детей дошкольного возраста. М., 2009
  19. Родной край. Под ред. И. Г. Бахшиевой.
  20. Социально-нравственное развитие детей 3-7 лет. Блочно-тематическое планирование. Под ред. Н. Г. Фролова., М., 2010
  21. Л. М. Шипицына. Азбука общения.
  22. Т. А. Шорыгина. Беседы о правах ребенка. М.,2007
  23. Т. А. Шорыгина. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М., 2008
  24. Т. А. Фалькович. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию. М., 2006

Приложение 1.

Условия для реализации приоритетного направления деятельности в ОДО.

Приложение 2.

Формы работы по патриотическому направлению деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция и программа экспериментальной работы «Технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках введения ФГОС»

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально – экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошел резкий спад в воспитании подрастающего...

Воспитание грамотного читателя. Модернизация системы литературного воспитания дошкольников в условиях введения ФГОС ДО.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства произв...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС (г. Иркутск)

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных ...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В данной статье раскрыто понятие патриотического воспитание детей ДОУ. Патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает, прежде всего, организацию внутренней методологической работы в...

"ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС"

Актуальность данной проблемы заключается в том, что Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни....