Патриотическое воспитание
консультация

Зинченко Елена Алексеевна

"Воспитание у дошкольников любви к истории и культуре малой Родины"

Викторина "Наша Родина- Россия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание у дошкольников любви к истории и культуре малой Родины

Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся

воспоминания о маленьком уголке далекого детства.

Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

В. А. Сухомлинский

          В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с  подрастающим  поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,  культуре,  народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине, месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к    своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.       

Проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.  Еще академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, городе, селе, дать о них некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

         В работе  с дошкольниками  необходимо уделять большое внимание любви к истории и культуре малой Родины.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Исходя из цели, можно выделить ряд задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, городу, детскому саду, улице;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам Смоленской области;

– расширение представлений о родном городе;

– знакомство детей с символами города Рославль;

– формирование чувства уважения к людям разных национальностей, их традициям.

Данные задачи можно  решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности.

Основными  формами  патриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность. 

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети младшего возраста знали названия своей страны, города, родной улице и той, на которой находится  детский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены в нашем городе. Это промышленные предприятия, школы, детские сады, спортивные комплексы, учебные заведения, культурные центры. Рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано людьми  для  людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это наша область, район и город  в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории города – годы Великой Отечественной войны. Рославльская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза: Головлёв Леонид Иосифович, Гришин Иван Тихонович, Добрынин Михаил Семенович, Левин Борис Савельевич, Назарьев Георгий Андреевич, Петрунин Евдоким Фёдорович, Прасолов Михаил Васильевич, Прутков Степан Дмитриевич, Стёпин Виктор Александрович, Стерин Ефим Ильич, Титов Фёдор Фролович, Фомченков Константин Фёдорович, Щербаков Александр Фёдорович. Старших дошкольников знакомлю с подвигами земляков- фронтовиков.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Родину.

В детском саду создан мини-музей, где  для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Попадая в туда, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом»,  приобщиться  к культурному наследию  своего народа. Здесь можно увидеть старинную  прялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и  чугунок  для приготовления каши и щей. Эти  предметы педагогами используются  в организационной  образовательной деятельности  по ознакомлению детей с  прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Колядки», «Сороки», «Масленица» и др. Музей постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного труда  педагогов, детей и родителей.  

         Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Веночек», «Заря-заряница», «Гуси-лебеди».  

     Через игру, систему занятий, организацию выставок поделок и рисунков дается представление о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой и обычаями.

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотические  чувства, а родной город может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками и  лучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослых  показываю  общественную значимость  труда людей разных профессий, его значимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическом  воспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники старшей группы, подготовительной к школе группы посещают Рославльский историко-художественный музей, где знакомятся  с предметами культуры и быта нашего края, с историей города, а также могут и сами продемонстрировать свои знания.

Старшие дошкольники являются частыми гостями Центральной детской библиотеки, где знакомятся с разнообразием художественного мира детской литературы.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.  Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Погружаясь в мир природы, впитывая его звуки, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. Поэтому во все времена и у всех народов общение с природой, стремление понять, познать ее законы всегда рождало желание сделать свой край еще прекраснее. У ребенка появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная  среда, которая  позволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.

Как важно -  не опоздать!

 

Список литературы


1.Александров Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий : учеб. Пособие»/ Е. Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М. П. Постникова - М.: Учитель, 2007. - 213 с.

2.Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ: практическое пособие: учеб. пособие» / О.Н. Банникова - М.: АРКТИ, 2007. - 547 с.

3.Белая К.Ю. «Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника: учеб. пособие» / К. Ю. Белая - М.: Школьная пресса, 2007. - 334 с.

4.Зеленова Н.Г. «Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа: учеб. пособие» / Н.Г. Зеленова - М.: Скрипторий, 2008. - 532 с.

5.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ: учеб. пособие» / Л.А. Кондрыкинская - М.: Сфера, 2011. - 244 с.

6.Логинова Л.В. «Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию: учеб. пособие» / Л.В. Логинова - М.: Скрипторий, 2008. - 257 с.

7.Новицкая М.Ю. Наследие: «Патриотическое воспитание в детском саду»



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад  «Малыш»

Конспект викторины

«Наша Родина – Россия»

для детей подготовительной группы.

 Воспитатель: Зинченко Е.А.

г. Рославль

 2022 г.

Цель: формирование нравственно- патриотических чувств через обобщение и систематизацию знаний детей о России.

Задачи:

  • закрепить знания детей о государственных символах России;
  • расширять представления о природе России;
  • воспитывать чувство любви к своей Родине – России;
  • развивать умение отгадывать загадки; правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;
  • развивать познавательные интересы;
  • воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

Словарная работа.

Россия, герб, гимн, булава, скипетр, родная, родная сторона, Родина, малая Родина, большая Родина.

Материал.

Карта мира, государственные символы России.

Методические приемы.

Словесный – беседы (чтение стихов, загадывание загадок); наглядный – демонстрация (рассматривание); игровой – д/и, практический – выполнение заданий.

Ход мероприятия:

Дети входят по музыку в зал, команды рассаживаются на свои места.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня у нас необычное занятие,  мы с вами подведем итог вашим знаниям о России: о её государственной символике, о её культуре и обычаях. Вы согласны отправиться в путешествие в “ Страну знаний о России”. Начинаем викторину «Наша Родина- Россия». В нашей игре примут участие  2 команды. Приветствуем: команда «Россияне» и команда «Патриоты». Вы много уже знаете о нашей Родине- России и свои знания покажите, ответив на вопросы викторины. За каждый правильный ответ команда получит жетон в свою копилку. Если команда не знает ответ, вопрос переходит другой команде. Победит команда, набравшая большее количество жетонов.

Команды, поприветствуйте друг друга.

Команда «Россияне»:       Мы готовы, как всегда,

            Победить вас без труда.

Команда «Патриоты»:      Победим вас мы опять,

      Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем викторину (удар в бубен).

1 конкурс. Начнем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите (поочередно задается вопрос командам).

1.Наша страна называется… Россия.

2.Наша родина называется… Россия.

3.Граждане России называются… россияне.

4.Столица России – город… Москва.

5.Мы живем в городе…Рославле.

6.Нашей малой родиной является город…Рославль.

7.Должность главы нашего государства называется …Президент.

8.Президент в России…Владимир Путин.

9.В нашей стране президента выбирает… российский народ.

10.Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

Жюри подводят итоги 1 конкурса.

  1. конкурс. «Государственные символы».

1.Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

  2.Что такое государственный гимн? (Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Ведущая: предлагаю послушать гимн. Звучит «Гимн» А. Александров.

 3.Где можно увидеть российский флаг? (На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.).

Дидактическое упражнение: из конструктора собрать флаг России.

        4.Из каких цветов состоит флаг нашей страны? (Белого, синего, красного).

5.Что символизирует белый цвет? (Белый цвет обозначает чистоту, мир, совесть).

6.Что символизирует синий цвет? (небо, верность и правда).

7.Что символизирует красный цвет? (огонь и отвага).

8.Что изображено на Российском гербе? (Золотой двуглавый орел).

9.Очертание, какого старинного доспеха напоминает герб?  (Щита).

  10.Что вы знаете об орле? Подбери слова, наиболее точно характеризующие эту птицу. Орел – гордый, свободный…сильный, мудрый.

  1. конкурс «Природа родного края».

1.Игра с мячом

Для команды «Россияне»: назовите животных наших лесов.

Для команды «Патриоты»: назовите известных вам птиц.

2.Задание посвящено природе родного края.

Вопросы для команд:

«Россияне»

  1. Какое дерево называют русской красавицей? Береза
  2. Дерево – рекордсмен по очистке грязного воздуха. Тополь
  3. Какая птица является санитаром леса? Дятел
  4. Какие птицы спят в воздухе? Стрижи
  5. Лекарственное растение, растущее вдоль дорожек, которое лечит ранки и ссадины? Подорожник
  6. Какие грибы растут на пнях? Опята
  7. Какие реки протекают в нашем городе? (Остер, Становка, Глазомойка)
  8. Что произойдет, если исчезнут насекомые?

«Патриоты»

1.Эта белочка летает, словно птица. (Летяга).

2.Эти птички никогда не ходят, они просто прыгают. (Воробьи).

3.Это домашнее животное в древнем Египте считалось священным. (Кошка).

4.Из-за чего волки, когда собираются группой, начинают выть вместе? (Таким образом,  их стая становится одним целым).

5.Почему белочки могут быстро и достаточно ловко прыгать по веткам деревьев? (Эти животные имеют цепкие лапы).

6.Почему ежик скручивают в клубок? (Так он защищается от хищных животных).

7.Какие животные ложатся в спячку? МЕДВЕДЬ, ЕЖ

8.Почему нельзя уничтожать мухоморы?

Жюри подводит итоги 2 конкурса.

3 конкурс. «Закончи пословицу». О Родине написано не только множество стихотворений, но и пословиц и поговорок.

  1. Нет ничего на свете краше … (чем Родина наша)
  2. Где кто родится … (там и пригодится)
  3. Родина – мать … (умей за нее постоять)
  4. Для Родины своей … (ни сил, ни жизни не жалей)
  5. Одна у человека мать – … (одна и Родина!)
  6. Кто за Родину горой – … (тот истинный герой)
  7. Береги землю любимую, … (как мать родимую)
  8. Родная сторона — мать, … (а чужая — мачеха).

Ведущая: Молодцы ребятки, много вы знаете пословиц и поговорок.

Жюри подводит итоги 3 конкурса.

4 конкурс. «Главные праздники России».

В нашей стране есть главные праздники, которые отмечают все граждане России. Отгадайте загадки, чтобы узнать, как называются эти праздники.

1.Дед Мороз принес подарки, Их под елочку кладет.

Наступил веселый, яркий,  Лучший праздник… (Новый год).

2.Чтоб на всей большой Земле  Мир настал для человечества,

Отмечаем в феврале  День… (Защитника Отечества).

3.Именно на этот праздник поджигают чучело и пекут блины.(Масленица).

  4.На этот праздник поздравляют всех женщин: мам, бабушек, сестричек…? (Восьмое марта).

 5.Этот праздник очень знаменит на Руси. Люди красят яйца, пекут куличи и потом идут в церковь и светят их. Что это за праздник? (Пасха).

 6.Музыка, флаги, шары и цветы, столько весенней вокруг красоты!

Первого мая отметим всегдаРадостный праздник… (Весны и труда).

   7.Идет парад, гремит салют, звучит оркестр там и тут,

Не только прадеды и деды встречают славный… (День Победы).

   8.Что за праздник 1 сентября? (День знаний).

Ведущая:12 июня мы отмечаем день Рождения России.

Жюри подводят итоги 4 конкурса.

Сегодняшнюю викторину хочу закончить пословицей «Русский человек без Родины не живет». Родина – это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал.  Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...