интегрированное занятие по познавательному развитию "История жителей нашего города Сим"
план-конспект занятия (старшая группа)

Светлана Петровна Мурыгина

интегрированное занятие по познавательному развитию "История жителей нашего города Сим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murygina_poznavatelnoe_zanyatie.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «История жителей  нашего города»

ТЕМА: «История жителей нашего города»

ЦЕЛЬ:

      1.Воспитывать у детей любовь к родному городу, интерес к его истории, истории его жителей. .

      2. Вызвать у детей чувство гордости за свой народ и уважения к другим народам. 

ЗАДАЧИ:

1.Расширить и углубить знания о истории жителей города.

2.Познакомить детей с особенностями жилища, быта русских крестьян, казаков и башкир, их обычаями.

3. Развивать у детей любознательность, память, внимание, коммуникативную функцию   речи. Обогатить словарный запас за счёт знакомства с новыми словами – определениями.

      4. Воспитывать у детей интерес к истории  народов родного  города и края.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

     1. Знакомство с краткой историей города Сим и его первых жителях.

     2. Рассматривание иллюстраций с изображением юрт, изб, кукол в национальных костюмах .

     3. Оформление выставки аппликаций с элементами национальных узоров.

     4.Создание макетов национальных жилищ русских и башкир.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

(Дети встают в круг)

Воспитатель: Ребята, кто знает,  как появился наш город Сим и почему он так называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Когда-то очень давно, на  этой земле, где находится наш город Сим, жили башкиры. А по- башкирски «сюм» обозначает глубокое место или омут. Так называлась наша река Сим. Потом  эти земли отобрали у башкир и построили на реке Сим железоделательный завод. Рядом с  заводом возникло поселение крестьян.Этих крестьян сгоняли из разных мест: Москвы, Тулы, Рязани, Калуги, Симбирска и других городов. Так они стали не по своей воле первыми жителями поселка, ставшего впоследствии городом Сим. Все эти люди были разных национальностей: русские, казаки, татары, башкиры и другие . У каждого народа есть свой язык, свои обычаи, своя национальная одежда. Вот ,например, башкиры, которые издавна жили на Урале раньше были кочевым народом. Кто знает , что значит кочевать?

Ответы детей.

Воспитатель: Кочевать- значит переходить с одного места на другое. А кочевали они потому, что табуны коней и стада овец выедали всю траву и их перегоняли на новое, богатое травой пастбище. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах (шалашах, юртах). Ребята, посмотрите на эти рисунки (показывает рисунки разных жилищ), кто знает, где нарисована юрта?

Ответы детей.

Воспитатель :Какая форма у юрты? (Круглая) Юрта легко собиралась из тонких жердей и покрывалась толстым шерстяным полотном- войлоком. Так же она и легко разбиралась , складывалась и перевозилась на новое место. Она была очень удобной для жизни людей, хорошо защищала от непогоды. В середине купол имеет отверстие для выхода дыма от костра , который разжигают в юрте для света , тепла и приготовления пищи . Юрта делится  занавеской (шаршау) на 2 половины : мужскую и женскую. В мужской половине встречают гостей и усаживают их на полу на коврах, а в женской половине располагаются посуда, пищевые припасы и одежда. Ребята, а теперь найдите на картинках русскую избу(показывает изображения разных жилищ). Из чего строили русские крестьяне свои дома?

Ответы детей.

Воспитатель: У русских крестьян были деревянные избы, которые тоже делились на 2 половины. В одной была входная дверь и печь, а в другой  «красный угол» (почетный, большой). Там  стоял стол и лавки вокруг него, где и принимали гостей. В более просторной избе отдельно выделяли «белую горницу», где была спальня хозяев дома. Русские крестьяне вели оседлый образ жизни, то есть постоянно жили на одном месте , не кочевали. А как вы думаете, чем еще отличаются народы друг от друга?

Ответы детей.

Воспитатель: У каждого народа есть свои песни, сказки, игры .  Сегодня мы с вами  поиграем в башкирскую национальную игру «Спрячу платочек» .    Дети встают в круг и выбирают водящего . В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:                                                     Спрячу, спрячу я платочек,                                                                                        Под  ракитовый кусточек.                                                                                        Кто платочек  найдет,                                                                                            Тот  со мной пойдет.                                                                                                       И не заметно  кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, то быстро поднимает платок и бежит за  водящим, чтобы поймать его. Водящий старается убежать и встать на место того игрока. Таким образом,  дети  меняются. Если игрок не заметил платка, водящий остается.

Воспитатель: А еще , ребята , у каждого народа свои национальные костюмы.  Давайте рассмотрим на этих картинках у какого народа  какой костюм. (Рассматривают   с детьми русские национальные костюмы, башкирские, татарские , характерные орнаменты, цвета )   Давайте мы с вами нарисуем  башкирский национальный орнамент на тюбетейках. Воспитатель раздает детям шаблоны тюбетеек  и напоминает , какие цвета используются в башкирской росписи. В конце занятия организовывает выставку детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «История нашего города

Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «История нашего города»ТЕМА: «История нашего города»ЦЕЛЬ:      1.Воспитывать у детей любовь к родному горо...

Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)

Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (Подготовительная группа)Тамара Павловна Исаева Занятие по познавательному развитию «Деревья нашего города» (По...

интегрированное занятие по познавательному развитию "История нашего города"

интегрированное занятие по познавательному развитию "История нашего города"...

Интегрированное занятия по познавательно-исследовательской деятельности “Наши друзья

Интернированное заняти по познавательно- исследовательской деятельности "Наши друзья - Витамины!"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Улицы нашего города"

конспект был разработан с целью обогатить и расширить знания детей о городе Коломна посредством ознакомления с названиями улиц....

Конспект занятия по познавательному развитию «Достопримечательности нашего города»

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города. Для этого необходимо дать ребенку возможн...

Интегрированное занятие по познавательному развитию "Россия — наша Родина"

Обобщить и систематизировать знание детей о России.Формировать уважительное отношение к государственным символам.Закрепить знания о флаге, гербе, гимне.Закрепить названия видов транспорта,...