Проект "Сагаалган"
проект (средняя группа)

Гонгорова Светлана Ринчиновна

Цель : знакомство с бурятским праздником "Сагаалган"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sagaalgan.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Праздник Белого месяца Сагаалган»

Воспитатель: Гонгорова С.Р.

Вид проекта:  творческий.

Участники проекта:  дети средней группы «Смородинка», родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: с 19 – 28 февраля.

Проблема: Сагаалган, что это за праздник?

 

Актуальность проекта: 

  При всем разнообразии культурных традиций в мире не так много праздников, которые отмечаются повсеместно. В Бурятии одним из таких праздников является Сагаалган. Сагаалган – это празднование нового года по лунному календарю. Наши дети не имеют представления  культуре и традициях бурятского народа.

Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов:

Что знаем?

Что хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

Сагаалган- это праздник.

Ставят на стол на белую пищу.

Кушаем буузы.

Традиции проведения праздника «Сагаалган».

Что такое «Хадак», ёхор, бурятские национальные игры, национальный костюм, орнамент.

Через просмотр сказок, чтение сказок, презентаций.

Через проведение дружеских бесед, ситуативных разговоров по данной теме.

Посредствам  художественного творчества (лепка, рисование, аппликация).

Через художественное слово: сказки, потешки.

Цель проекта: Знакомить детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа.

Задачи проекта:

  1. Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом праздники в жизни жителей Бурятии;
  2. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор (чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, поговорок, пословиц и т.д.);
  3. Развитие двигательной активности  посредствам знакомства с  национальными играми;
  4. Развитие  воображения, любознательности, крупной и мелкой моторики через художественное творчество;
  5. Воспитываем любовь к родной республике.

Предполагаемый результат:

- Составление плана работы.
- Разработка этапов совместной деятельности детей, родителей  и педагога.

- Умение уважительно относиться, проявлять интерес к народным традициям. 

- Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

- Знакомство детей с традициями, обычаями, играми связанными с празднованием «Сагаалган».

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный

Подбор и изучение методической литературы, пособий, сказок.

Сбор материалов, мультимедийная презентация.

II этап - Основной – проектная деятельность по решению проблемы.

Организация предметно-пространственной развивающей среды:

- Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. 

Работа по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Дидактические игры:

«Собери восточный календарь»,

«Назови цвета по- бурятски»,

«Собери 5 драгоценностей».

Образовательные события:

- ФЭМП: «Посчитай до десяти»,

- Знакомство с хадаками. Значение хадака и их цветов.

- Знакомтво с животными восточного календаря.

- Знакомство с блюдами бурятской народной кухни

Беседы:

«Новый год по лунному календарю»;

«Традиции и обычаи во время празднования праздника Сагаалган»;

«Что такое хадак?».

«Жилище бурят», «Значение национальных элементов  в одежде», «Знакомство с игрой Шагаай наадан».

Изобразительная деятельность:

«Мастер-класс по лепке бууз»;

Рисование:

«Раскрашивание элементов национальной одежды»;

«Бурятские узоры»;

«Юрта»;

«Бурятская шапка».

Аппликация: «Ковер с бурятским орнаментом».

Подвижные народные игры:

«Волк и ягнята»,

«Табун»,   «Иголка, нитка, узелок»,

 «Шагаай наадан»

Сюжетно-ролевые игры:

Конные скачки (Мори урилдаалга).

Рассматривание предметов

Бурятской национальной одежды и орнаментов.

Чтение художественной литературы:

Знакомство с бурятскими сказками.

Конструктивно-модельная деятельность: (строительный материал, лего):

«Юрта с пастбищем».

Спортивные развлечения:

Физкульт-минутка «Юрта»,

эстафета «Наездники», игра «Юрта»,

флешмоб «12 животных» по восточному календарю

Игры – драматизации:

«Встреча гостей во время празднования Сагаалган».

Чтение бурятских народных сказок:

 «Легенда о 12 животных восточного календаря»,

«Алтан-хайша»,

«Как пастух Тархас проучил хана-бездельника»,

«Хитрый Будамшу»

Ручной труд (природный, подручный  материал):

Оригами – «Бурятская шапочка».

Чтение стихотворений, благопожеланий о

Сагаалган.

Музыкальная деятельность:

Разучивание бурятской песни про Сагаалган.

Рассматривание иллюстраций:   народных и авторских  сказок

Хороводные игры:

«Бэлэ»

«Танец-приветствие с хадаками»

« Ёхоор».

Составление творческих рассказов:

«Как я встретил праздник Белый месяц»

Отгадывание загадок:

На бурятскую тематику

Составление рассказа по сюжетным картинкам: 

из разных бурятских сказок.

Взаимодействие с родителями:

- Изготовление папок-раскладушек на тему «Сагаалган»

- Участие в городском конкурсе «Композиции из жизни бурятского народа»

- Изготовление пиал и юрт из папье-маше .

III этап - Заключительный

- Организация работы над проектом – поэтапно, активизация инициативы.

- Умение детей рассказывать о празднике «Сагаалган».

- Вовлечение в проектную деятельность родителей.

- Доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.

- Экскурсия в мини-музей «Юрта», проведение праздника Сагаалгана, мастер-класс по лепке бууз, проведение игр по Шагаай надаан.

- Итоговый: Оформление выставок продуктивной деятельности детей, участие детей в конкурсах по теме «Сагаалган»

                                                 Заключение.

Таким образом, реализация данного проекта  была посвящена знакомству детей  с бурятским народным праздником Сагаалган, его обычаями; дети познакомились с правилами проведения бурятских народных игр. Приобрели  новые знания, узнали новые игры, повысился  интерес к творчеству, народным играм. Пополнили методическую « копилку» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности детей средней, старшей групп дошкольного возраста, и методическими материалами.