Изучаем край, играя!
методическая разработка (старшая группа)

Елисеева Елена Анатольевна

Мы живём в Красноярском крае. Это большой по площади, густонаселённый и многонациональный по количеству жителей и богатый по наличию природных и человеческих ресурсов регион России. Очень важно знать о родном крае и стараться постоянно расширять эти знания. Сделать это помогут интересные игры, с которыми вы познакомитесь в данной разработке..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_izuchaem_kray_igraya.docx925.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей

«ИЗУЧАЕМ КРАЙ ИГРАЯ»

C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\карта края.JPG (Игры по краеведению)

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Что же как не игра близка и понятна ребёнку-дошкольнику.

Предлагаю Вашему вниманию игры народов Красноярского края, которые собрали из различных источников: из книг, методических пособий, от коллег, а некоторые из них придумали сами.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Цель: Ознакомление с традициями и обычаями народов, населяющих Красноярский край.

C:\Users\Сад\Desktop\краеведение\фото\20150518_093413.jpgЭвенкийские национальные игры:

  •  «Белый шаман» (с бубном)

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается водящий - «белый шаман» (добрый волшебник). Он встаёт на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил «белый шаман».   Если игрок смог повторить ритм, он становится «белым шаманом», отбивает свой ритм и игра продолжается. Если игрок неправильно повторит ритм, он возвращает бубен водящему.

  • «Льдинки, ветер и мороз».  

Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая: холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь.

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем.

Хлопают в ладоши и говорят «дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал “ветер”.

Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку.

На сигнал “мороз” все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков.

 

Русские народные игры:

  • «Золотые ворота»

Ведущий выбирает «Ворота» с помощью кегли: на кого она покажет, тот и строит ворота (2 ребёнка, стоят взявшись за руки). Дети, взявшись за руки проходят сквозь «ворота», на ком скороговорка закончится, становятся «Золотыми воротами». Игра повторяется дважды, используется скороговорка по желанию детей.

  • «Не попадись» - ловишка назначается по желанию детей.

Надо прыгать в круг из круга, 
не подталкивать друг друга, 
а ловишке – не зевать.
И кого-нибудь поймать!

Ненецкие национальные игры:

  • «Ручейки и озёра» - вспоминают названия озёр Красноярского края  

Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал “ручейки побежали”, все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал “озера” игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озера, называют свое озеро.

  • «Рыбаки и рыбки» - вспоминаем названия рыб, обитающих в водоёмах Красноярского края.

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей-рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг, дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу.

Долганская национальная игра:

  • «Важенка и оленята» - расширяем знания о животных живущих на севере Красноярского края (олень).  

На площадке нарисовано несколько кругов, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

На слова ведущего: бродит в тундре важенка с нею - оленята, объясняет каждому все, что непонятно… топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова “волк идет” оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель: Расширение кругозора, запоминание образов и названий достопримечательностей края и родного города.

1. «Найди отличия» своего города

Чтобы изготовить эту игру необходимо подобрать фотографии (открытки) «старого города» и современного. Те же улицы и здания, но век спустя. На верхнюю часть цветного картона наклеиваем фото из прошлого, а на нижнюю часть фото того же места, но из настоящего.

Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растет, благоустраивается и лучшие его новостройки, удачно дополняют и развивают исторический облик древнего города.

2. «Собери кубики» (наборы из шести и из двенадцати кубиков)

C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\ходилки по СТОЛБАМ.jpgЧтобы изготовить эту игру пригодились старые кубики, открытки и фотографии (два экземпляра). Первый экземпляр открыток и фотографий разрезали на необходимое количество частей и наклеили на кубики. Старым кубикам дали новую жизнь. Второй экземпляр дети используют, как образец.

Получилась увлекательная игра, которая развивает внимание, мышление, усидчивость, и др.

3. «Разрезные картинки» с любимыми уголками родного города, края

C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\меморина Растения края.JPG4. «Игры - ходилки» по карте города, края (в стиле путеводителя по городу, путешествия по карте края – используются фишки, кубик и согласованные правила игры)

5. Меморины:  

  • «Животные (растения) красной книги Красноярского края»
  • «Животные (растения) Красноярского края»
  • «Достопримечательности родного края (города)»

 6. «Заколдованные картинки»

  • Герб города (игра).

C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\Разрезные картинки Гербы края.JPGЦель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

  • Исторические места и здания города (игра).

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий.

Ход игры: аналогичен игре “Герб города”.

  • C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\игра Заколдованный город.JPGЗаколдованный город (игра).

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Цель: “расколдовать” город.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

7. «Наш город»  

Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.

Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.

Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой – труд людей; транспорт; здания города.

Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками, на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места, путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.

8. «Квест-игра по городу (краю)» - учить ориентироваться по карте-схеме, «читать» её.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\экскурсии в музей.JPGЦель: Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, приобщение детей к традициям музейной культуры, обогащение социального опыта ребенка.

  1. C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\атрибуты для игр (2).JPG«Экскурсия в музей» - у детей всегда есть возможность посетить музей детсада, сходить посмотреть коллекции в другой группе и т.д.
  2. «Туристическое агентство «Енисей» - получив путёвку и паспорт жителя Красноярского края дети, используя различные источники: книги, фотографии, видеофильмы, презентации, мультфильмы, могут посетить любое место родного края.
  3. Мы много ходим на экскурсии по городу, в библиотеки, в спорткомплекс «Надежда», ездим в Красноярск, Железногорск, Подгорный, и поэтому игра «Репортажи на телевидении» помогает вспомнить эти события, рассказать о них своим младшим друзьям, родителям.

РЕЖИСЕРСКИЕ ИГРЫ

C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\реж игра.JPGЦель: Обогащение художественного опыта ребенка, запоминание образов и названий достопримечательностей края и родного города, закрепление правил поведения в общественном месте (используются макеты Красноярского края, г. Сосновоборска, заповедника «Столбы», детской площадки и т.п.).

В результате, используется потенциал различных видов игровой деятельности для приобщения детей к общечеловеческим ценностям на основе краеведческого материала. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

Материал подготовили воспитатели

 группы компенсирующей направленности

Борская Е.Н. и Елисеева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Изучаем права, играя».

Предлагаю материал для проведения мастер-класса с педагогами и родителями о знакомстве детей дошкольного возраста с правами....

Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"

Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...

Мастер-класс «Изучаем права, играя».

Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения....

«Изучаем цвета, играя с детьми»

Консультация для родителей...

Изучаем край, играя

laquo;Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России. Чувство Род...

Введение в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ системы авторской программы «Иркутский край – играя изучай"

Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основ...

Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный п...