Главные вкладки

    Изучаем край, играя!
    методическая разработка (старшая группа)

    Елисеева Елена Анатольевна

    Мы живём в Красноярском крае. Это большой по площади, густонаселённый и многонациональный по количеству жителей и богатый по наличию природных и человеческих ресурсов регион России. Очень важно знать о родном крае и стараться постоянно расширять эти знания. Сделать это помогут интересные игры, с которыми вы познакомитесь в данной разработке..

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskaya_razrabotka_izuchaem_kray_igraya.docx925.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации для воспитателей

    «ИЗУЧАЕМ КРАЙ ИГРАЯ»

    C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\карта края.JPG (Игры по краеведению)

    Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Что же как не игра близка и понятна ребёнку-дошкольнику.

    Предлагаю Вашему вниманию игры народов Красноярского края, которые собрали из различных источников: из книг, методических пособий, от коллег, а некоторые из них придумали сами.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

    Цель: Ознакомление с традициями и обычаями народов, населяющих Красноярский край.

    C:\Users\Сад\Desktop\краеведение\фото\20150518_093413.jpgЭвенкийские национальные игры:

    •  «Белый шаман» (с бубном)

    Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В его центре располагается водящий - «белый шаман» (добрый волшебник). Он встаёт на колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт бубен. Получивший его должен повторить ритм, который отбил «белый шаман».   Если игрок смог повторить ритм, он становится «белым шаманом», отбивает свой ритм и игра продолжается. Если игрок неправильно повторит ритм, он возвращает бубен водящему.

    • «Льдинки, ветер и мороз».  

    Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая: холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь, дзинь.

    Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем.

    Хлопают в ладоши и говорят «дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал “ветер”.

    Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку.

    На сигнал “мороз” все выстраиваются в круг и берутся за руки.

    Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков.

     

    Русские народные игры:

    • «Золотые ворота»

    Ведущий выбирает «Ворота» с помощью кегли: на кого она покажет, тот и строит ворота (2 ребёнка, стоят взявшись за руки). Дети, взявшись за руки проходят сквозь «ворота», на ком скороговорка закончится, становятся «Золотыми воротами». Игра повторяется дважды, используется скороговорка по желанию детей.

    • «Не попадись» - ловишка назначается по желанию детей.

    Надо прыгать в круг из круга, 
    не подталкивать друг друга, 
    а ловишке – не зевать.
    И кого-нибудь поймать!

    Ненецкие национальные игры:

    • «Ручейки и озёра» - вспоминают названия озёр Красноярского края  

    Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал “ручейки побежали”, все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал “озера” игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озера, называют свое озеро.

    • «Рыбаки и рыбки» - вспоминаем названия рыб, обитающих в водоёмах Красноярского края.

    На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей-рыбаков, остальные игроки - рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг, дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу.

    Долганская национальная игра:

    • «Важенка и оленята» - расширяем знания о животных живущих на севере Красноярского края (олень).  

    На площадке нарисовано несколько кругов, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).

    На слова ведущего: бродит в тундре важенка с нею - оленята, объясняет каждому все, что непонятно… топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставления мамины.

    Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова “волк идет” оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    Цель: Расширение кругозора, запоминание образов и названий достопримечательностей края и родного города.

    1. «Найди отличия» своего города

    Чтобы изготовить эту игру необходимо подобрать фотографии (открытки) «старого города» и современного. Те же улицы и здания, но век спустя. На верхнюю часть цветного картона наклеиваем фото из прошлого, а на нижнюю часть фото того же места, но из настоящего.

    Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растет, благоустраивается и лучшие его новостройки, удачно дополняют и развивают исторический облик древнего города.

    2. «Собери кубики» (наборы из шести и из двенадцати кубиков)

    C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\ходилки по СТОЛБАМ.jpgЧтобы изготовить эту игру пригодились старые кубики, открытки и фотографии (два экземпляра). Первый экземпляр открыток и фотографий разрезали на необходимое количество частей и наклеили на кубики. Старым кубикам дали новую жизнь. Второй экземпляр дети используют, как образец.

    Получилась увлекательная игра, которая развивает внимание, мышление, усидчивость, и др.

    3. «Разрезные картинки» с любимыми уголками родного города, края

    C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\меморина Растения края.JPG4. «Игры - ходилки» по карте города, края (в стиле путеводителя по городу, путешествия по карте края – используются фишки, кубик и согласованные правила игры)

    5. Меморины:  

    • «Животные (растения) красной книги Красноярского края»
    • «Животные (растения) Красноярского края»
    • «Достопримечательности родного края (города)»

     6. «Заколдованные картинки»

    • Герб города (игра).

    C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\Разрезные картинки Гербы края.JPGЦель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

    Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” герба города в разобранном варианте.

    Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

    • Исторические места и здания города (игра).

    Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

    Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий.

    Ход игры: аналогичен игре “Герб города”.

    • C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\игра Заколдованный город.JPGЗаколдованный город (игра).

    Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

    Цель: “расколдовать” город.

    Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

    Ход игры: Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини – беседу: о названии города, улиц, памятниках и т. д. Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. По ходу игровых действий “восстановления заколдованного города” воспитатель проводит заочную мини – экскурсию по этим местам.

    7. «Наш город»  

    Цель: дать информацию детям о родном городе: кто в нём живёт, трудится, какой транспорт в нём ходит.

    Материал: картинки с изображением города, людей, транспорта.

    Ход игры: воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одной изображены жители города; на другой – труд людей; транспорт; здания города.

    Картинки раскладываются в разных местах групповой комнаты. Дети делятся на четыре группы. Каждой группе даётся задание: одной – посмотреть, кто живёт в городе и собрать картинки с изображением людей; другой – на чём люди ездят, собрать картинки с изображением транспорта; третьей – картинки, на которых воспроизведён труд людей; четвёртой – отобрать картинки с рисунками, на которых изображены здания города и их декоративные украшения. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки. Возвратившись на свои места, путешественники рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено.

    8. «Квест-игра по городу (краю)» - учить ориентироваться по карте-схеме, «читать» её.

    СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

    C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\экскурсии в музей.JPGЦель: Создание условий для проявления инициативы и самостоятельности, приобщение детей к традициям музейной культуры, обогащение социального опыта ребенка.

    1. C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\атрибуты для игр (2).JPG«Экскурсия в музей» - у детей всегда есть возможность посетить музей детсада, сходить посмотреть коллекции в другой группе и т.д.
    2. «Туристическое агентство «Енисей» - получив путёвку и паспорт жителя Красноярского края дети, используя различные источники: книги, фотографии, видеофильмы, презентации, мультфильмы, могут посетить любое место родного края.
    3. Мы много ходим на экскурсии по городу, в библиотеки, в спорткомплекс «Надежда», ездим в Красноярск, Железногорск, Подгорный, и поэтому игра «Репортажи на телевидении» помогает вспомнить эти события, рассказать о них своим младшим друзьям, родителям.

    РЕЖИСЕРСКИЕ ИГРЫ

    C:\Users\Сад\Desktop\Елисеева Е.А\игры по краеведению\фото\реж игра.JPGЦель: Обогащение художественного опыта ребенка, запоминание образов и названий достопримечательностей края и родного города, закрепление правил поведения в общественном месте (используются макеты Красноярского края, г. Сосновоборска, заповедника «Столбы», детской площадки и т.п.).

    В результате, используется потенциал различных видов игровой деятельности для приобщения детей к общечеловеческим ценностям на основе краеведческого материала. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному.

    Материал подготовили воспитатели

     группы компенсирующей направленности

    Борская Е.Н. и Елисеева Е.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мастер-класс «Изучаем права, играя».

    Предлагаю материал для проведения мастер-класса с педагогами и родителями о знакомстве детей дошкольного возраста с правами....

    Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"

    Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...

    Мастер-класс «Изучаем права, играя».

    Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения....

    «Изучаем цвета, играя с детьми»

    Консультация для родителей...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы: Тема: «Птицы родного края» Игра «Что? Где? Когда?».

    Образовательные задачи: Формировать  у воспитанников умение работать в команде,  взаимодействовать друг с другом.  Расширять знания   о птицах родного края. Мотивировать детей...

    Изучаем край, играя

    laquo;Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России. Чувство Род...