ПАСПОРТ мини-музея "Кукольный дом"
учебно-методический материал

Виктория Каракчеева

ПАСПОРТ мини-музея "Кукольный дом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Калининграда

центр развития ребёнка детский сад № 87

                                                                               УТВЕРЖДАЮ

                                         Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                         

_________________К. Е. Некрасова

                                                     

«___» ______________20___г.

Паспорт

мини - музея

«КУКОЛЬНЫЙ ДОМ»

Воспитатель 1 квалификационной категории:

Каракчеева В. Г.

                                   Содержание

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. План работы по созданию музея

4. Характеристика мини-музея

5. Планирование работы в мини-музее

6. Перспектива развития мини-музея

7. Тематический план работы мини- музея.

8. Характеристика мини-музея.

9. Приложение.

                                                  ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини -  музея: «Кукольный дом»

Профиль мини -  музея: познавательный.

Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно кукла в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.

Задачи:

  • Привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада;
  • Расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
  • Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;
  • Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта;
  • Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей;
  • Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • Воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  • Патриотическое воспитание; художественно-эстетическое воспитание;
  • Воспитание у дошкольников основ толерантности; воспитание представлений о взаимосвязях разных культур.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип опоры на интересы ребёнка;
  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип последовательности
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды кукол –  традиционные, народные, тряпичные куклы, вязаные куклы, современные куклы, сувенирные куклы, фарфоровые куклы и др.

Характеристика помещения: спальная комната площадью 4 кв. м.

Площадь, занятая под экспозицию: 1 кв. м.        

Структура управления мини-музеем: Руководитель планирует, координирует, контролирует работу в мини-музее

Руководитель мини - музея: воспитатель 1 квалификационной категории

Каракчеева Виктория Геннадьевна.

                                 АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом!

Творчески мыслящий педагог всегда сумеет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус.

Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам по душе. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях ГДО невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие и в их создании детей и родителей. Малыши чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.  

Формы деятельности:

- фондовая;

- поисковая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

Характеристика мини-музея

Оформление мини - музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини музея располагаются на полках в спальной комнате и поэтому всегда доступны для детских игр. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями и воспитателями. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок кукол, фотоальбом с изображением кукол, «пазлы» и раскраски.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

Этап

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1.

Подготовительный этап

  • Педсовет.
  • Родительские собрания.
  • Анкетирование.
  • Проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду»;

сентябрь

1. Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

2.

Практический этап

Сбор и изготовление экспонатов.

Оформление выставки.

Индивидуальная работа с детьми.

В течение года.

Октябрь-ноябрь

 

Создание мини-музея

3.

Подведение итогов

Заседание инициативной группы.

Экскурсии в мини-музей

Декабрь

В течение года.

Воспитатель-экскурсовод проводит экскурсии в мини-музее.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МИНИ -  МУЗЕЯ

1. Экскурсии, просветительская работа.

2. НОД

3. Мастер-класс

4. Обмен опытом.

5. Работа с родителями.

6. Пополнение музея экспонатами.

7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

- пополнение альбома и каталога музея;

- мастер-классы для воспитателей и родителей;

- индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;

- проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на НОД по разным видам деятельности.

- Проведение экскурсий для других групп детского сада.

Тематический план работы мини- музея

месяц

содержание

задачи

участники

октябрь

Знакомство с народным костюмом

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить сравнивать и анализировать.

Знакомить детей с историей народного костюма и его элементами.

  Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

ноябрь

Знакомство с современными куклами и куклами наших мам и бабушек.

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов кукол, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить сравнивать и анализировать.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

декабрь

Знакомство с театральными и тряпичными куклами. Театрализованные представления «Зимняя сказка», «Заюшкина избушка».

Прививать интерес и любовь к театральной и тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

январь

Театрализованный досуг по ознакомлению детей с народной куклой игрушкой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит»

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

февраль

Знакомство с лоскутными куклами и куклами, созданные своими руками. «Глаза страшатся, а руки делают» - мастер-класс для воспитателей и родителей по изготовлению кукол своими руками.

Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Руководитель мини-музея, дети.

март

Театрализованный досуг по ознакомлению детей с фарфоровыми и сувенирными куклами «В гостях у Марьи».

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов костюмов кукол, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Руководитель мини-музея,

воспитатели, родители, дети.

апрель

Театрализованный досуг по ознакомлению детей куклой на чайник «В гости к Чайной бабе».

Знакомить детей с историей куклы на чайник, народными традициями.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководитель мини-музея,

Воспитатели, дети.

май

Анкетирование родителей.

Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы

Руководитель мини-музея, воспитатели, родители.

май

18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних и старших групп.

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Руководитель мини-музея, воспитатели, дети.

Характеристика мини – музея

                                Экспонаты мини – музея

        Название экспоната

Дата поступления

Постоянное

(временное)

хранение

Ф, И. представившего экспонат

1

Куклы «Барби»

Сентябрь 2013г.

постоянное

Каракчеева Виктория

2

Куклы «Фарфоровые»

Ноябрь

2017 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

3

Куклы – обереги

(из мешковины)

Октябрь

 2015 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

4

Куклы «Братц»

Октябрь

 2015 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

5

Куклы в национальных костюмах

Ноябрь

2019 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

6

Куклы «Тильда»

Сентябрь 2017 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

7

Куклы «Гиганты»

Май

2017 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

8

Вязаные куклы «Амигуруми»

Ноябрь 2019г.

постоянное

Филяева Аня

9.

Кукла «Кувадка»

Февраль

 2018 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

10.

Кукла «Керамическая»

Март

2015 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

11.

Куклы «Барби»-брелок

Декабрь

2017 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

12.

Кукла «Мотанка»

Ноябрь

2014 г.

Постоянное

Каракчеева Виктория

13.

Куклы «Сезонная»

Октябрь

2013 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

14.

Кукла «Монстер Хай»

Сентябрь

2017 г

постоянное

Каракчеева Виктория

15.

Куклы «Русалочки»

Апрель

2013 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

16.

Кукла «Лалалупси»

Май

2019 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

17.

Кукла «На веревках»

Сентябрь

2016 г.

постоянное

Ложкина Виктория

18.

Кукла «Казахская»

Ноябрь

2019 г.

постоянное

Борисов Тимофей

19.

Кукла из бумаги

Январь

2019 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

20.

Кукла-«Братц»- гигант

Сентябрь

2019 г.

временное

Юсупова Венера

21.

Кукла северных народов

Ноябрь

2019 г.

постоянное

Морозова Ника

22.

Куклы «Ангелочек»

Февраль

2019 г.

постоянное

Степовая Татьяна

23.

Кукла «Негритянка»

Сентябрь

2017 г.

постоянное

Юсупова Венера

24.

Кукла «Японка»

Сентябрь

2017 г.

постоянное

Чухина Марина

25.

Кукла «Дама эпохи»

Октябрь

2013 г.

постоянное

Некрасова Кристина

26.

Кукла сшитая своими руками

Октябрь

2019 г.

постоянное

Абушаев Захар

27.

Петрушка

Октябрь

2018 г.

постоянное

Донец Наталья

28.

Клоуны

Октябрь

2017 г.

постоянное

Галеева Валя

29.

Неваляшка

Сентябрь

2014 г.

постоянное

Каракчеева

Виктория

30.

Баба Яга

Октябрь

2014 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

31.

Пупсы

Октябрь

2014 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

32.

Бебби Бон

Сентябрь

2016 г.

постоянное

Каракчеева Виктория

   

ПРИЛОЖЕНИЕ:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1. Какие музеи расположены в непосредственной близости от Вашего дома? _________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

  1. В каком из музеев Вы нашли время побывать с ребёнком? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как Вы могли бы объяснить своему ребёнку, для чего существуют музеи? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Можете ли Вы рассказать историю вашей улицы? ____________________________________________________________________________________
  4. Есть ли в Вашем доме вещи, представляющие интерес с точки зрения истории, памяти? ________________________________________________________________________________________
  5. Какие формы взаимодействия семьи и детского сада Вы считаете наиболее эффективными? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Приведёт ли сотрудничество семьи и дошкольного учреждения к развитию интереса к историческому прошлому своей Родины и формированию ценностных ориентиров к экспонатам музея у детей? ____________________________________________________________________________________
  7. Есть ли в Вашем доме какая-нибудь коллекция? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...