Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Сатка - моя малая родина"
учебно-методический материал

Тренина Татьяна Викторовна

Программа разработана для работы с детьми дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО. Позволяет организовать работу по краеведению в ДОУ с учетом регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2019_g.docx63.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №33» города Сатка

Утверждаю

Заведующий МКДОУ «Д/С № 33»

___________ (А.В. Жилина)

Приказ № 23/1 от «28» мая 2019 г.

ПРОГРАММА

по патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста

«Сатка – моя малая Родина»

Принято на заседании

педагогического совета

«23»  мая 2019 г.

протокол № 3

Разработчики:

Тренина Татьяна Викторовна – старший воспитатель МКДОУ «Д/С №33»

Гирфанова Анна Вячеславовна – воспитатель МКДОУ «Д/С №33»

Короткова Екатерина Мехаметовна – воспитатель МКДОУ «Д/С №33»

Кунакужина Гульназ Робертовна – воспитатель МКДОУ «Д/С №33»

Гараева Людмила Сергеевна – воспитатель МКДОУ «Д/С №33»

Обвинцева Лариса Васильевна – музыкальный руководитель МКДОУ «Д/С №33»


Пояснительная записка:    

У каждого человека есть свой родной город, свое село. Именно от того, каким предстанет он перед дошкольником, какие эмоции, чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма. И какие бы перемены не происходили в обществе, нравственно- патриотическое воспитание имеет все большее значение и в настоящее время становится приоритетной.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. И как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Это совокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. «Край» — понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть и город, и район, и улица, т. е. то, что нас окружает. Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город. Это природа, люди, дома, окружающие их, которые они видят повседневно.

В соответствии с ФГОС ДО содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

В содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении краеведения. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего села, своей страны; будет уметь использовать систему краеведческой работы с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Цели программы:  

Приобщение детей к национальной культуре, истории Южного Урала – к архитектуре,

к живописи, к сказкам, писателям Южного Урала.Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан страны, патриотов своего Отечества.

Задачи программы:    

  1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
  2. Формирование познавательной активности у детей через знакомство с историей и культурой родного края, с природным, социальным и рукотворным миром.
  3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
  7. Воспитание у дошкольников Развитие чувства гордости за свой родной край, его достижения и культуру
  8. Воспитание здорового образа жизни.
  9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

Педагогические принципы программы

  1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
  4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: ранний возраст (с 1,5 до 3 лет), младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

 

Ожидаемый результат реализации программы

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

3–4 года.

  • Знать имя, отчество родителей.
  • Знать где работают их родители.
  • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
  • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
  • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
  • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.

4–5 лет.

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном городе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.

  • Знать свой домашний адрес, название города, округа.
  • Иметь представление о символике города, округа.
  • Знать название близлежащих улиц.
  • Иметь представление о жизни и быте народа населяющих город Сатка.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

  • Краткие сведения об истории города, округа.
  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  • Знать герб, флаг своего города.
  • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
  • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
  • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
  • Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Саткинского района.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Программно-методическое обеспечение программы:

Автор составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

Е.С. Бабунова,

В.И. Турченко

Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики.

Челябинск: Взгляд

2007 г.

Калашников, Г.В.

Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Альбом демонстрационных картин.

Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС

2007 г.

Барадулин, В.А.

Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом.

Л.: Художник РСФСР

1988 г.

Крохалева  Т.Н.

Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста

Челябинск: Взгляд

2007 г.

Пешкова И.Н.

Искусство каслинских мастеров.

Челябинск: Взгляд

2007 г.

Ежова Л.С., Капустин А.Г.

Саткинский район: энциклопедия.

Челябинск: Образование

2010 г.

Горячев Ю.Н., Чернецов В.П.

Сатка в прошлом и настоящем.

Екатеринбург

1994 г.

Ежова Л.С.,

Калач Н.В.

Фотография на память. История развития фотолюбительства горнозаводского края Южного Урала.

Челябинск: Взгляд

1996 г.

Чернецов В.П.

Саткинские легенды, сказания, были.

Челябинск: Книга

2001 г.

Семернин В.

Лето Южного Урала: Стихи, песни, лирика.

Сатка - Челябинск

2001 г.

Администрация Саткинского района

Сатка: в самом сердце Урала (фотоальбом).

Екатеринбург,

2000 г.

 сост. Л.С. Ежова.

Нескучное путешествие с дедом Саткознаем.

Челябинск: Книга

2008 г.

НП «Зюраткуль»

Национальный парк Зюраткуль (фотобуклет).

Челябинск: Книга

2000 г.

Тематическое планирование

Ранний возраст

(с 1,5 до 3 лет)

Месяц

Неделя

Содержание работы

Цели

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа «Моя  семья» (фотографии)

Беседа «Мама  - самое прекрасное слово на земле».

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Беседа « Мама, папа, я - семья».

Учить детей называть членов своей семьи. Знать,

что в семье все заботятся и любят друг друга.

Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызвать у

детей радость и гордость за то, что у него есть семья

Развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме. Вызвать чувство гордости и радости

за дела и поступки родного человека, чувство

благодарности за заботу.

Воспитывать у детей доброе отношение к

маме, папе, себе;  

Учить детей отвечать на вопросы взрослого; уточнять состав семьи. Учить с уважением

относиться к ним.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сюжетно - ролевая  игра «Бабушка приехала»

Рассматривание  иллюстраций

«Мамы всякие нужны, мамы  всякие важны!».

Чтение художественной

литературы: Сказка «Гуси - лебеди».

Театрализованная деятельность:

инсценировка русской народной сказки «Репка».

Учить детей  проявлять заботу  о своей бабушке,

относиться к ней с нежностью и  любовью.

Воспитывать  культуру поведения.

Дать детям представление, что у всех есть мамы.

Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям.

Вызвать у детей интерес к сказкам, желание слушать

запоминать содержание сказок.

Развивать разговорную речь детей,  действовать

согласно взятым на себя ролям.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Экскурсия по детскому саду:

Знакомство с сотрудниками

детского сада, с помещениями.

Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».

Беседа « Моя любимая

игрушка».

Целевая прогулка (растения участка, природа родного края).

Закреплять навыки знакомства с людьми. Учить  детей обращаться к людям на «Ты», и на «Вы». Помочь детям адаптироваться в помещении детского сада, чувствовать себя уверенно.

Воспитывать у детей самостоятельность,

решительность в общении со взрослыми людьми.

Развивать чувства коллективизма, учить играть, дружно не ссорясь.

Познакомить с обобщенным словом «игрушки». Учить бережно, относиться к игрушкам, рассказывать о способах игры с игрушками.

Воспитывать в детях чувство прекрасного.

Познакомить с природой края, деревьями, учить быть любознательными и наблюдательными.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа «Хорошо у нас

в саду»

Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

Беседа «Что мы

делаем в детском саду»

Рисование «Украсим улицу

к новому году».

Формировать дружеские взаимоотношения, развивать навыки общения у детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать любовь к детскому саду,

Познакомить детей с трудом младшего

воспитателя. Воспитывать уважение к труду

взрослых.

Продолжать воспитывать уважение к труду

взрослых, вызывать желание быть активным

помощником.

Вызвать у детей радостное чувство,

связанное новогодними праздниками.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края).

Рассказ о празднике

день Защитника Отечества.

Беседа «Как стать

сильным».

Рисование «Приглашаем

снегирей съесть рябинку поскорей»

Закрепить знания детей о времени года - зима. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечать  характерные признаки каждого, уточнить, что время

года закономерно наступает один после другого. Развивать чувственность, наблюдательность.

Развивать разговорную речь детей знакомить с главными праздниками страны.

Вызвать у детей желание подражать взрослым в семье, совершенствовать свои физические способности.

Воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности, воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать желание нарисовать ветку рябины, чтобы покормить снегирей, которые прилетели и ждут.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа « Я и моя мама».

Изготовление подарков для мамы.  

Рассматривание предметов

народно-прикладного искусства: глиняных игрушек, матрешек.

Беседа « Домашние

животные у нас дома».

Развивать у детей доброе отношение и

любовь к своей маме. Вызвать чувство

гордости и радости за дела и поступки

родного человека, чувство благодарности за

заботу.

Воспитывать у детей доброе отношение к маме.  воспитывать желание делать приятное близкому человеку.

Дать представление о том, как народные

мастера делают игрушки; вызвать интерес к образам, учить видеть красоту.

Продолжать знакомить детей с классификацией животных (дикие домашние). Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие.

Познакомить с ролью взрослого по уходу

Младшая группа

(с 3 до 4 лет)

Месяц

Неделя

Содержание работы

Цели

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа на тему: «Что такое детский сад?»    

Беседа на тему: «Улица моего города».

Прослушивание песен о родном крае.

Конструирование «Улица моего города».

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить.

Дать понятие о том, что каждая улица города имеет своё название, дать понятие «адрес».

Воспитывать любовь к родному краю, месту, где ты родился.

Побуждать интерес к конструированию, знакомить с названием своей улицы.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Рассматривание иллюстраций на тему: «Осень золотая».

Беседа на тему: «Мой любимый город».

Заучивание потешек «Водичка-водичка», «Расти, коса, до пояса».

Игра «Кто, где работает?».

Развивать у детей интерес к родной природе, её красоте.

Учить называть город, в котором живут дети.

Знакомить с народным фольклором.

Рассказать о профессиях людей в родном городе, месте их работы.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Осень на участке детского сада (прогулка).

Рисование на тему: «Моя улица».

Рассматривание народной игрушки «Матрёшка».

Беседа с детьми на тему: «Мой адрес».

Сформировать у детей представление об осени как времени года, сделать акцент на красоте и разнообразии родной природы

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, улице.

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства.

Учить детей запоминать свой домашний адрес.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Заучивание потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока-Ворона».

Знакомство с народными музыкальными инструментами.

Чтение русской народной сказки «Колобок».

Рассматривание фотографий с изображением знаменитых мест нашего села.

Приучать детей к слушанию народных потешек.

Познакомить детей с русскими народными инструментами, вызывать желание играть на инструментах.

Знакомить детей с русскими народными сказками, формировать интерес к книгам.

Знакомить детей с достопримечательностями нашего села.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Беседа на тему: «Кто живёт в   лесу?».

Зимующие птицы нашей области.

Зима на участке детского сада (прогулка).

Дать детям представление о животных, населяющих леса родного края.

Познакомить детей с зимующими птицами Урала.

Познакомить детей с первыми признаками зимы в России.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Зима в родном городе.

Совместное рисование родителей и детей на тему: «Дом, в котором я живу».

Знакомство с русской народной игрой «Жмурки».

Мы рисуем сказку.

Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой.

Закреплять знание домашнего адреса, воспитывать любовь к своему дому, улице, селу.

Знакомить детей с народными играми, помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

Развивать интерес к русским народным сказкам и рисованию.

Средняя группа

(с 4 до 5 лет)

Месяц

Неделя

Содержание работы

Цели

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Я хочу быть похожим на..

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.        

Юные защитники природы        

Мой город         

Формирование и развитие представлений о трудовой деятельности людей.

Формирование осознания своей половой принадлежности и освоения норм поведения в обществе.

Формирование позиции юного защитника природы

Формирование знаний о городе и родном крае.

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Мой детский сад

Экскурсия в городской парк        

В горнице моей.        

Я житель Сатки        

Формирование представлений о своей улице, об улице, где находится детский сад.

Формирование представлений о месте отдыха горожан

Приобщение к национальной культуре.

Обобщение знаний детей о нашем городе, его людях.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа «Семья»

«Семейная фотография»

Труд взрослых.

Проект (рисование) «Построим большой дом».

Дать понятие семья, о родственных отношениях.

Расширение знаний о своей семье.

Дать понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

Закрепить знания воспитанников.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Игра «Мы следопыты»

Проект «Письмо в сказочную страну»

Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой».

Сундучок деда мороза        

Дать знания о жизни диких животных в Саткинских лесах.

Знакомство с профессией почтальона.

Познакомить детей с зимующими птицами Урала.

Знакомство с праздником Новый год.

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

В гостях у сказки

Экскурсия по праздничным улицам города.

Беседа «Помощники»

Ознакомление детей с русскими народными играми зимой.

Развивать наблюдательность.

Дать знания об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Беседа «На земле, в небесах и на море»

Игра «Папы, дедушки – солдаты»

Защитники земли русской         

Веселые ложки        

Дать знания об армии, о родах войск.

Расширение знаний о государственном празднике «Защитники Отечества».

Развитие у детей представлений о защитниках Родины

Ознакомление детей с деревянными ложками.

Старшая группа

(с 5 до 6 лет)

Месяц

Тема

Цели и задачи

Игры

Сентябрь

«Моя семья»

1.Родственные связи.

2.Забота о доме.

3.Что такое семья.

Воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

1.Конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик – сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка – дочь, сестра, мама, тетя, бабушка).

2.Обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища.

3.Подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам.

4.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи.

5.Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

Дидактические игры («Кому что нужно», «Домашние обязанности», «Кто чем занят»), словесная игра «Кто кем кому приходится», сюжетно-ролевая игра «Семья», «Все расставим по местам», «Моя квартира», «Как поступить» , «Кому что нужно», «Чей предмет?», «Подбери картинку», «Родословное дерево старости», «Мои родственники», «Кому что подарить?», «Оденем семью»), подвижные игры («Пирог», «Горелки», «Карусели»), режиссерские игры («У тебя в гостях подруга», «У постели больного»), сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь

«Детский сад – мой второй дом».

1.История детского сада.

2.Чем занимаются в детском саду.

3.Правила поведения.

Становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада.

1.Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории детского сада.

2.Вызвать желание рассказать о жизни в своем детском саду.

3.Уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений в детском саду.

4.Способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения в детском саду.

5.Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

1.Дидактические игры («Собери картинку», «Подарки», «Кому что нужно для труда», «Приготовим обед», «Узнай по фотографии место в детском саду»), сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «У врача», «Повар»), коммуникативные игры («Я начну, а ты закончи», «Цветик - семицветик»).

Ноябрь

«Родной город»

1.Достопримечательности моего города Сатки.

2.Достопримечательности Саткинского р-на.

Воспитание чувства любви к родному городу.

1.Систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей.

2.Вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

3.Обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности.

Дидактические игры («Найди объект», «Кто быстрее», «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»), подвижные игры  («Совушка»,«Золотые ворота», «Со вьюном хожу»), Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк», «Музей»

Декабрь

«Родная страна».

1.Государственные символы.

2.Слава великих городов России.

3.Россияне.

Становление уважительного отношения к государственным символам .

1.Обогащать первоначальные представления о великих городах России.

2.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России.

3.Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности..

4.Обогащать первоначальные представления о символике России.

5.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике.

6.Обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии.

Настольно-печатная игра «Создай свой герб», мозаика «Собери герб» дидактическая игра «Историческое лото», «Одень куклу в национальный костюм», «Собери пейзаж», «Четвертый лишний»), подвижные игры разных народов (башкирские народные игры - «Юрта», «Липкие пеньки», татарские народные игры - «Скок-перескок», «Лиса и курочки», русские народные игры - «Гори, гори ясно», «Плетень», «Лапоть», «Дрема»).

Январь

«Русская традиционная культура».

1.Жилища русских людей.

2.Одежда русских людей.

3.Традиции русской семьи.

Становление основ уважительного отношения к культурным ценностям.

1.Обобщать первоначальные представления о жилище русского человека, его разновидностях и устройстве.

2.Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.

3.Формировать навыки практического применения информации в игровой, конструктивной деятельности.

4.Обогащать обобщенные представления об устройстве жилища русского человека.

5.Способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили.

Строительные игры «Терем для красавицы», «Дворец для царевны», дидактическая игра «Изба, терем и дворец», настольно-печатные игры («Найди отличия», лото «Кто построил дворец», народные игры («Узелок», «Клубок», «Челнок», «Прялица»), дидактические игры («Наряди матрёшку», «Русский костюм», настольно-печатная игра «Подбери материал к русскому народному костюму», «Собери узор», «Подарки всей семье»), народные игры («Бабушка Пыхтеиха», «Как у бабушки Маланьи…» и др.), сюжетно-ролевая игра «Семейные праздники».

Февраль

Защитники отечества

1.«Богатыри земли русской».

2.«Защитники Родины».

Расширить знания детей о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину.

 1.Воспитывать чувство гордости за свою Армию, воспитывать чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости.

2.Прививать желание заботиться о своих близких родных.

3.Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

Дидактические игры («Кому что нужно»),
сюжетно-ролевые игры («Пограничники», «Танкисты», «Летчики»,), подвижные игры («Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики»).

Март

Народное творчество

1.Народные промыслы.

2.Устное народное творчество.
3.Русская матрёшка.
4.Хороводные игры на Руси.

1.Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах.

2.Ссредствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

3. Познакомить с историей русской матрешки.

Русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, дидактические игры «Народные промыслы», «Подбери узор», лото «Русская матрешка».

Апрель-Май

«Культура других народов»

1.Разные дома.

2.Культура разных национальностей.

3.Общее и различное в культуре

разных народов.

Становление толерантного отношения к культуре других народов.

1.Конкретизировать первоначальные представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного климата, природы, разной погоды.

2.Способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

3.Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

4.Формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

5.Обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов.

Дидактические  игры «Собери дом», сюжетно-ролевая игра «Строим дом», «Узнай по описанию»), подвижные игры разных народов («Салки» - русская народная, «Хромая уточка» - украинская)«настольно-печатные  игры «Особенности быта разных народов»,  «Какой сказке что подходит».

Подготовительная группа

(с 6 до 7 лет)

Месяц

Тема

Цели и задачи

Игры

Сентябрь

«Моя семья».

1.Родственные связи.

2.Забота о доме.

3.Что такое семья.

4.Родословная.

Воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

1.Конкретизировать первоначальные представления о различных социальных функциях людей разного пола в семье (мальчик – сын, брат, папа, дядя, дедушка; девочка – дочь, сестра, мама, тетя, бабушка).

2.Обогащать первоначальные представления о значимости и красоте семейных обычаев, традиций, жилища.

3.Подвести детей к осознанию проявления любви, заботы и уважения к членам семьи, родственникам.

4.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи.

5.Конкретизировать первоначальные представления детей о родословной, расширение понятия «род», «родня», «родословная», «родовое дерево».

6.Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

Дидактические игры («Родословная», «Кому что нужно», «Домашние обязанности», «Кто чем занят»), словесная игра «Кто кем кому приходится», сюжетно-ролевая игра «Семья», «Все расставим по местам», «Моя квартира», «Как поступить», «Лица и ситуации», «Кому что нужно», «Чей предмет?», «Подбери картинку», «Родословное дерево», «От рождения до старости», «Родословная», «Мои родственники», «Кому что подарить?», «Оденем семью»), подвижные игры («Пирог», «Горелки», «Карусели»), режиссерские игры («У тебя в гостях подруга», «У постели больного»), сюжетно-ролевая игра «Семья».

Октябрь

«Детский сад – мой второй дом».

1.История детского сада.

2.Чем занимаются в детском саду.

3.Взаимосвязь труда взрослых в детском саду.

4.Правила поведения.

Становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада.

1.Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории детского сада.

2.Вызвать желание рассказать о жизни в своем детском саду.

3.Обобщать первоначальные представления о взаимосвязи труда взрослых в детском саду.

4.Уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений в детском саду.

5.Способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения в детском саду.

6.Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

1.Дидактические игры («Собери картинку», «Подарки», «Кому что нужно для труда», «Хорошо-плохо», «Правильно-неправильно»,  «Приготовим обед», «Узнай по фотографии место в детском саду»), сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «У врача», «Повар»), коммуникативные игры («Я начну, а ты закончи», «Цветик - семицветик», «Хорошо-плохо»).

Ноябрь

«Родной город»

1.Достопримечательности города Сатки.

2.Достопримечательности Саткинского р-на.

3.Природа Челябинской обл..

Воспитание чувства любви к родному городу.

1.Систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном селе, о природе родного края.

2.Вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

3.Обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности.

Дидактические игры («Найди объект», «Кто быстрее», «Знаешь ли ты Гайву?», «Саткинское лото», «пазлы город Сатка», «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»),подвижные игры  («Совушка»,«Золотые ворота», «Со вьюном хожу»), Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк», «Музей»

Декабрь

«Родная страна».

1.Государственные символы.

2.Слава великих городов России.

3.Россияне.

4.Славные люди России

Становление уважительного отношения к государственным символам .

1.Обогащать первоначальные представления о великих городах России.

2.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России.

3.Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

4.Обогащать первоначальные представления о важнейших исторических событиях в России: объединение Руси, защитниках Отечества; об исторических деятелях: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Васильевич, Петр Великий.

5.Обогащать первоначальные представления о символике России.

6.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике.

7.Обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии.

Настольно-печатная игра «Создай свой герб», домино «Гербы городов России», мозаика «Собери герб» (знакомые детям гербы собрать по образцу из фрагментов разных форм и размеров), дидактическая игра «Историческое лото», «Одень куклу в национальный костюм», «Собери пейзаж», «Четвертый лишний»), подвижные игры разных народов (башкирские народные игры - «Юрта», «Липкие пеньки», татарские народные игры - «Скок-перескок», «Лиса и курочки», русские народные игры - «Гори, гори ясно», «Плетень», «Лапоть», «Дрема»).

Январь

«Русская традиционная культура».

1.Жилища русских людей.

2.Одежда русских людей.

3.Предметы быта и утварь.

4.Традиции русской семьи.

Становление основ уважительного отношения к культурным ценностям.

1.Обобщать первоначальные представления о жилище русского человека, его разновидностях и устройстве.

2.Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.

3.Формировать навыки практического применения информации в игровой, конструктивной деятельности.

4.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях.

5.Обогащать обобщенные представления об устройстве жилища русского человека.

6.Конкретизировать первоначальные представления о специфике русского традиционного костюма.

7.Способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили.

7.Обогащать первоначальные представления о специфике взаимоотношений, родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье.

Строительные игры «Терем для красавицы», «Дворец для царевны», дидактическая игра «Изба, терем и дворец», настольно-печатные игры («Найди отличия», лото «Кто построил дворец», народные игры («Узелок», «Клубок», «Челнок», «Прялица»), дидактические игры («Наряди матрёшку», «Русский костюм», «Мужская и женская русская одежда»), настольно-печатная игра «Подбери материал к русскому народному костюму», «Собери предметы быта», «Собери узор», «Родословная», «Подарки всей семье»), народные игры («Бабушка Пыхтеиха», «Как у бабушки Маланьи…» и др.), сюжетно-ролевая игра «Семейные праздники».

Февраль

Защитники отечества

1.«Богатыри земли русской».

2.«Защитники Родины».

3. «Военные».

Расширить знания детей о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину.

 1.Воспитывать чувство гордости за свою Армию, воспитывать чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости.

2.Прививать желание заботиться о своих близких родных.

3.Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

4.Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

Дидактические игры («Кому что нужно», «Назови войска»),
сюжетно-ролевые игры («Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки»), подвижные игры («Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Золотые ворота», «Бояре»).

Март

Народное творчество

1.Народные промыслы.

2.Устное народное творчество.
3.Русская матрёшка.
4.Хороводные игры на Руси.

1.Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах.

2.Ссредствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

3. Познакомить с историей русской матрешки.

Русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, дидактические игры «Народные промыслы», «Подбери узор», лото «Русская матрешка».

Апрель

«Культура других народов»

1.Разные дома.

2.Разнообразие рас.

3.Культура разных национальностей.

4.Общее и различное в культуре

разных народов.

Становление толерантного отношения к культуре других народов.

1.Конкретизировать первоначальные представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного климата, природы, разной погоды.

2.Стимулировать проявление познавательного интереса детей к жилищам разных народов и стран.

3.Способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

4.Обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми.

5.Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

6.Формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

7.Обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов.

Дидактические  игры «Собери дом», сюжетно-ролевая игра «Строим дом», «Кто где живет», «Узнай по описанию», «Кто в Африке живет»), подвижные игры разных народов («Салки» - русская народная, «Салки по кругу» - африканская, «Хромая уточка» - украинская, «Последняя пара, вперед!» - шведская, «Поймай дракона за хвост» - китайская).

настольно-печатные  игры «Особенности быта разных народов»,  «Какой сказке что подходит».

Октябрь

«Детский сад – мой второй дом».

1.История детского сада.

2.Чем занимаются в детском саду.

3.Взаимосвязь труда взрослых в детском саду.

4.Правила поведения.

Становление основ уважительного отношения к сотрудникам детского сада.

1.Способствовать проявлению потребности в получении информации об истории детского сада.

2.Вызвать желание рассказать о жизни в своем детском саду.

3.Обобщать первоначальные представления о взаимосвязи труда взрослых в детском саду.

4.Уточнять первоначальные представления о нормах и правилах взаимоотношений в детском саду.

5.Способствовать проявлению потребности в выполнении норм и правил поведения в детском саду.

6.Способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой, речевой деятельности.

1.Дидактические игры («Собери картинку», «Подарки», «Кому что нужно для труда», «Хорошо-плохо», «Правильно-неправильно»,  «Приготовим обед», «Узнай по фотографии место в детском саду»), сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «У врача», «Повар»), коммуникативные игры («Я начну, а ты закончи», «Цветик - семицветик», «Хорошо-плохо»).

Ноябрь

«Родной город»

1.Достопримечательности города Сатки.

2.Достопримечательности Саткинского р-на.

3.Природа Челябинской обл..

Воспитание чувства любви к родному городу.

1.Систематизировать знания детей о достопримечательностях, об улицах своего города, о людях разных национальностей, живущих в родном селе, о природе родного края.

2.Вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

3.Обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности.

Дидактические игры («Найди объект», «Кто быстрее», «Знаешь ли ты Гайву?», «Саткинское лото», «пазлы город Сатка», «Дом, улица, город», «Заборчик», «Дом»),подвижные игры  («Совушка»,«Золотые ворота», «Со вьюном хожу»), Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк», «Музей»

Декабрь

«Родная страна».

1.Государственные символы.

2.Слава великих городов России.

3.Россияне.

4.Славные люди России

Становление уважительного отношения к государственным символам .

1.Обогащать первоначальные представления о великих городах России.

2.Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры городов России.

3.Формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

4.Обогащать первоначальные представления о важнейших исторических событиях в России: объединение Руси, защитниках Отечества; об исторических деятелях: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Васильевич, Петр Великий.

5.Обогащать первоначальные представления о символике России.

6.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о символике.

7.Обогащать первоначальные представления о людях разных национальностей, населяющих Россию, их равноправии.

Настольно-печатная игра «Создай свой герб», домино «Гербы городов России», мозаика «Собери герб» (знакомые детям гербы собрать по образцу из фрагментов разных форм и размеров), дидактическая игра «Историческое лото», «Одень куклу в национальный костюм», «Собери пейзаж», «Четвертый лишний»), подвижные игры разных народов (башкирские народные игры - «Юрта», «Липкие пеньки», татарские народные игры - «Скок-перескок», «Лиса и курочки», русские народные игры - «Гори, гори ясно», «Плетень», «Лапоть», «Дрема»).

Январь

«Русская традиционная культура».

1.Жилища русских людей.

2.Одежда русских людей.

3.Предметы быта и утварь.

4.Традиции русской семьи.

Становление основ уважительного отношения к культурным ценностям.

1.Обобщать первоначальные представления о жилище русского человека, его разновидностях и устройстве.

2.Воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.

3.Формировать навыки практического применения информации в игровой, конструктивной деятельности.

4.Формировать навыки поведения, адекватного знаниям о культурных ценностях.

5.Обогащать обобщенные представления об устройстве жилища русского человека.

6.Конкретизировать первоначальные представления о специфике русского традиционного костюма.

7.Способствовать установлению зависимости отличительных особенностей одежды русских людей от места их проживания (город, деревня), рода деятельности, материального достатка, эпохи, в которую они жили.

7.Обогащать первоначальные представления о родственных связях, нормах, обычаях и традициях в русской семье.

Строительные игры «Терем для красавицы», «Дворец для царевны», дидактическая игра «Изба, терем и дворец», настольно-печатные игры («Найди отличия», лото «Кто построил дворец», народные игры («Узелок», «Клубок», «Челнок», «Прялица»), дидактические игры («Наряди матрёшку», «Русский костюм», «Мужская и женская русская одежда»), настольно-печатная игра «Подбери материал к русскому народному костюму», «Собери предметы быта», «Собери узор», «Родословная», «Подарки всей семье»), народные игры («Бабушка Пыхтеиха», «Как у бабушки Маланьи…» и др.), сюжетно-ролевая игра «Семейные праздники».

Февраль

Защитники отечества

1.«Богатыри земли русской».

2.«Защитники Родины».

3. «Военные».

Расширить знания детей о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину.

 1.Воспитывать чувство гордости за свою Армию, воспитывать чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости.

2.Прививать желание заботиться о своих близких родных.

3.Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.

4.Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.

Дидактические игры («Кому что нужно», «Назови войска»),
сюжетно-ролевые игры («Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Мы моряки»), подвижные игры («Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Самый меткий», «Самый смелый», «Разведчики», «Золотые ворота», «Бояре»).

Март

Народное творчество

1.Народные промыслы.

2.Устное народное творчество.
3.Русская матрёшка.
4.Хороводные игры на Руси.

1.Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах.

2.Ссредствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

3. Познакомить с историей русской матрешки.

Русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, дидактические игры «Народные промыслы», «Подбери узор», лото «Русская матрешка».

Апрель

«Культура других народов»

1.Разные дома.

2.Разнообразие рас.

3.Культура разных национальностей.

4.Общее и различное в культуре

разных народов.

Становление толерантного отношения к культуре других народов.

1.Конкретизировать первоначальные представления детей о зависимости внешнего вида жилья людей, населяющих планету Земля, от разного климата, природы, разной погоды.

2.Стимулировать проявление познавательного интереса детей к жилищам разных народов и стран.

3.Способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

4.Обогащать первоначальные представления о расовых различиях между людьми.

5.Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

6.Формировать навыки практического применения информации в игровой, изобразительной деятельности.

7.Обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов.

Дидактические  игры «Собери дом», сюжетно-ролевая игра «Строим дом», «Кто где живет», «Узнай по описанию», «Кто в Африке живет»), подвижные игры разных народов («Салки» - русская народная, «Салки по кругу» - африканская, «Хромая уточка» - украинская, «Последняя пара, вперед!» - шведская, «Поймай дракона за хвост» - китайская).

настольно-печатные  игры «Особенности быта разных народов»,  «Какой сказке что подходит».


Используемая литература

  1. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
  2. Г.И. Чугаева, Н.М. Колышкина, Реализуем «Программу социального развития детей дошкольного возраста» Л.В. Коломийченко. Конспекты занятий. Часть 1. Под общей редакцией Л.В. Коломийченко
  3. Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
  4. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  5. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание, 2007. - №6, с.118-121.
  7. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание,2006. -  №2, с.3-8.
  8. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2006. -  №5, с.3-10.
  9. Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ, 2008. -  №12, с.31-36.
  10. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание, 2005. -  №10, с.10-19.
  11. Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ, 2008. -  №8, с.27-29.
  12. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание, 2005.- №10, с.52-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Моя малая Родина»

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в люб...

Обобщенный педагогический опыт воспитателя "МОУ Веневский центр образования №1" структурное подразделение "Детский сад №5"«Патриотическое воспитание детей через знакомство с Малой Родиной»

Обобщённый педагогический опыт воспитателя МОУ  «Веневский центр  образования №1 имени И.И. Мусатова»  структурного  подразделения  «Детский  сад №5&raq...

Парциальная программа по патриотическому воспитанию старших дошкольников "Кунашак - моя малая Родина"

Целью программы является формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине, культуре, традициях и обычаях предков; воспитанние любви и уважительного отношения к истории своего родног...

Патриотическое воспитание детей через любовь к малой Родине

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...

Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль «Моя Родина –Россия»

laquo;Только тот, кто любит, ценит и   уважает накопленное и      сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — НИЖНИЙ ТАГИЛ»

Дошкольный возраст – один из важнейших периодов становления личности, именно в нем закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре....