Патриотическое воспитание детей через любовь к малой Родине
статья (подготовительная группа)

Рязанова Марина Борисовна

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края. На современном этапе дошкольное образование – первый, самый важный уровень образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Патриотическое воспитание детей19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанова М.Б. (воспитатель высшей квалификационной категории)

МАДОУ д/с №482 города Челябинска

Патриотическое воспитание детей через любовь к малой Родине.

   Аннотация. Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края. На современном этапе дошкольное образование – первый, самый важный уровень образования.

   Ключевые слова: патриотизм; патриотическое воспитание; ценностное окружение к окружающему; любовь к малой Родине.

   Патриотизм – это чувство, когда человек испытывает гордость за свою страну и готов отстаивать ее честь где бы то ни было. В более спокойные времена оно притупляется, но в тяжелые дни народ тут же объединяется в едином порыве защитить свой общий дом. А ведь патриотизм – это не только встать на защиту своих границ, когда враг стоит у ворот, это стремление дать, в том числе, словесный и иной отпор тем, кто плохо высказывается о твоей Родине и ее людях или пытается навредить каким-либо способом, унизить целую нацию.                                                                                                              

   Сейчас патриотическое воспитание не такое сильное, как было в советскую эпоху, все же в душе мы в подавляющем большинстве являемся патриотами и защитниками своего Отечества. Причем на всех фронтах. Сейчас наша страна испытывает нелегкие времена и проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. В этом возрасте интенсивно происходит его психическое развитие, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.                                                                                      

   

   Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитостью чувств детей, что приводит к бездуховности.                                      

   Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа и его культурой. На современном этапе дошкольное образование – первый, самый важный уровень образования.                                                                                                

   Патриотическое воспитание детей – сложный процесс. В его основе лежит развитие чувств, эмоциональной сферы, обусловленных духовным климатом общества, историческими корнями. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой Родине. В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте своя природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество. Окружающая среда региона дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры личности ребенка. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.                                                                    

   Древние мыслители (Платон и Аристотель) считали, только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности. Ученые, писатели и художники в автобиографических очерках высказывали мысль о том, что впечатления детства остаются в сердце навсегда: красота родной земли, красота человеческого поступка. Великий воспитатель В.А.Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти навсегда сохранились образы, в которых воплощается Родина. Без исторических сведений невозможно побудить любовь к Родине. Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю.          

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.        Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».    Д.С.Лихачев               

   

   История и культура округа, города, края должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности. В дошкольном возрасте базовым этапом формирования патриотических чувств следует считать накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране. На примерах взрослых дети видят, как люди берегут и благоустраивают родную землю, что побуждает их по-новому взглянуть на привычное для них окружение.                                                                                                                        

   Одно из направлений ценностного отношения к окружающему, труду – ознакомление с традициями народа. Русские люди всегда славились сплоченностью, трудолюбием, мастерством, гостеприимством, добротой, благодарностью, широтой души. Доброта сердца была отличительной чертой русских людей: родители учили проявлять доброту не только к близким, но и к немощным, убогим. Красоту народ ценил в деятельности, всегда было важно поведение человека. Любовь к земле, труду в старые времена прививалась с малых лет, детей последовательно вовлекали в трудовую жизнь семьи: если отец нес мешок с мукой, трехлетний ребенок нес мешочек; учили старанию. Дети ценили труд взрослых и гордились своими умениями, все делали своими руками.                                                                                  

   Семейные традиции – духовная жизнь родного дома – соблюдать обязательно (уважать старших, не запятнать доброе имя отцов, трудом упрочить авторитет рода). Взаимоотношение детей и родителей строились на любви и ласке. Образ матери играл большую роль с первых дней жизни: колыбельные, спетые ею, рассказанные сказки, выпеченный ее руками хлеб, вышитая скатерть, ее поведение имели огромный смысл и нравственную ценность. В них отражалось стремление дать ребенку жизненные ориентиры задолго до того, как он будет осваивать мир сам. Для русского человека родная природа, окружающий мир и домашний очаг выражались дорогим словом «Отечество».                                                                                          

   Таковы были традиции наших предков. Что мы теперь знаем о них? Какие традиции соблюдаем, как заботимся о сохранении нравственных ценностей? Недооценка опыта русского народа привела к жестокости, равнодушию. Дефицитом стали такие качества, как великодушие, честь, порядочность, добро. Приобщение детей к традициям народа предполагает их активное участие в жизни взрослых, построенное на народных играх, старинных праздниках и ремеслах, правилах бытия и укладе жизни народа. Это приобщение к красоте и народной мудрости, к жизни народа и страны тесно связано с формированием базисной культуры личности, воспитанием лучших качеств, присущих народу: трудолюбия, доброты, сочувствия, взаимопомощи. Патриотическое воспитание ориентирует на новые формы работы: вернуться к вековым традициям народа, вызвать у дошкольников интерес к истории и его культуре – задачи первостепенной важности.                       Не менее значимым средством патриотического воспитания служит искусство региона, с помощью которого можно наглядно познакомить с родным городом (селом) и окрестностями. Большое место в приобщении к малой Родине по ознакомлению с природой, трудом, нравами и бытом русских людей занимают праздники народного календаря. Этот опыт предыдущих поколений воспитывает любовь к родной земле, уважение к труду.                                                                                                                        

   Любовь к малой Родине воспитывается и при ознакомлении с символами города: гербом, флагом, гимном. Воспитание гражданственности, правовой культуры неотделимо от воспитания гуманных чувств, доброты, нравственности.                                                                                                    

   Особое место в патриотическом воспитании занимает воспитание любви к семье на основе семейных традиций и ценностей. Семья – первая эмоционально значимая среда, которая вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг». Родина начинается с семьи. Приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, что создает общность интересов и сближает их духовно. Любое общение – влияние с целью обогащения детей: первые рассказы о событиях прошлого, о земляках, прославивших край, о сегодняшней трудовой жизни должны происходить из уст родителей. Приобщение детей к родному краю по силам любой семье: совместные прогулки по памятным местам, посещение культурных центров и многое другое.                                                                      

   На данном этапе семейное воспитание не всегда систематично, досугом детей родители занимаются мало. А ведь добрые традиции сплачивают семью. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными. Именно родители – первые воспитатели детей, потому что семья – старшее поколение, связывающее свой род и родную землю, передавая накопленный опыт жизни. Слова академика Д.С.Лихачева убедительно свидетельствуют об этом: «Воспитание любви к родному краю, родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости -это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».                                                                          

   Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родным городу и краю, Родине.                 Задачи педагогов и родителей – знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного города и края, воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества, обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности.

   Современный подход к патриотическому воспитанию предполагает ориентацию на эмоциональное познание прошлого и настоящего края, создание условий для организации содержательной деятельности и общения детей со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие и сотрудничество с детьми формируют уверенность в себе в процессе познания ближайшего культурно-исторического окружения.

   Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Список литературы:

1.Корчажинская С. Воспитываем патриотов                                          Дошкольное воспитание. 2006. №6

 2.Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой Родиной                      Издательство «ТЦ СФЕРА» 2015