Символика Марий Эл
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Конспект занятия  "Символика Марий Эл" Цель: Цель: знакомить детей с историей марийского края, с государственной символикой республики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvolika_mariy_el.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятий: (Символика Марий Эл)

                                                                                           Старшая группа

Цель: Цель: знакомить детей с историей марийского края, с государственной символикой республики

             Задачи:

Образовательные:

-        сформировать у детей представление о столице , государственной символике РМЭ (герб, гимн, флаг), учить правильно называть новые слова :руде ола, ошо, йошкарге, канде.

Развивающие:

- развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, находчивость.

Речевые:

- развивать связную речь детей , умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные:

-        прививать детям любовь к родному краю;

- воспитывать интерес к участию в общих играх и творческой деятельности, создать положительный настрой к совместной деятельности;

Демонстрационный материал:

фото пейзажи республики Марий Эл, фото главы государства (республики), герб и флаг республики Марий Эл, карта России, карта РМЭ.

Раздаточный материал:

герб и флаг РМЭ (картинки) на каждого ребенка, игра «Узнай на ощупь» (мешочки),

игра «Составь герб» (детали из картона), картинки с изображением гербов трех республик (например, РМЭ, Татарстан, Чувашия ) на каждого ребенка, листы для рисования, модели флага.

Оборудование: гимн РМЭ (аудиозапись).

Планируемые результаты: различать гос. символику.

Методические приёмы: рассказ, беседа с использованием фотопейзажей республики Марий Эл, художественное слово, физкультминутка «Кайык», продуктивная деятельность детей, прослушивание гимна республики, анализ, подведение итогов.

                                                         

                                                      Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

I. Оргмомент.

-Ребята! Много лет назад была образована Марийская Республика

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в занимательное путешествие по нашей малой Родине – Республике Марий Эл

2,5 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие… Республика наша большая! На чем же мы с вами можем отправиться в такое долгое путешествие? Как вы считаете?

- на машине

- на автобусе

- на велосипеде

- на поезде

- на лодке

- на вертолете

5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

-Очень хорошо! Чтобы нам было проще выбрать, давайте вместе подумаем, на каком транспорте мы можем

отправиться в путешествие вместе, всей группой?

 (на автобусе, на поезде)…

- Быстрый автобус мчит нас по  нашей республики, и мы с вами оглядываем её красоты.

Игра «Узнай на ощупь» (мешочки)

В мешочках элементы герба Марий Эл, из твердых материалов (картон), дети ощупывают предмет в мешочке и называют, что это, по их мнению. (меч, щит, медведь.)

- Ребята, посмотрите какие необъятные марийские просторы! Как много полей, лесов, рек, и маленьких деревушек. Внимание! Наш автобус останавливается в столице Республики Марий Эл - в городе.

- Кто знает, как переводится на русский язык слово «Йошкар-Ола»? Что обозначает слово Красный город? Слово столица на марийском языке-рудо ола.

Спешит рассвет по сёлам и лугам
И поезд мой рассветный тоже мчится,
Везёт меня к заветным берегам,
В мою родную дивную столицу.

Привет тебе, привет, Йошкар-Ола!
Издалека твою красу я вижу
Ты новый светлый облик обрела
И стала мне ещё милей и ближе. (Рыжов)

Йошкао-Ола мотор ола,

Марий енлан-чон кудо.

Кугу Какшан энер сереш

Шарлен кушкеш вет тудо.

подвести к варианту «автобус»

Дети играют в игру

дети называют столицу Марий Эл

Идет словарная работа, правильное произношение новых слов инд., и хором.

дети отвечают

прослушивание стихотворения об Йошкар-Оле

Ответы детей

Дети выполняют задание

Ответы детей при выполнении задания

Дети выполняют движения по тексту

Ответы детей

Снег, ромашки, стволы деревьев 

Звучит отрывок гимна.  

Читает стихотворение Лера

151

 мин

В.: А кто из вас знает, кто является президентом нашей республики? Как его зовут? (варианты ответов)

В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у нашей республики. К таким символам относятся: герб, гимн и флаг. Эти слова на марийском языке звучат также, как и на русском языке.

Давайте внимательно рассмотрим Герб республики Марий Эл. Что вы можете сказать о нём? Что на нем изображено?

Расскажите, пожалуйста, где можно встретить изображение Герба? Где вы его видели? (На зданиях, машинах, самолётах, монетах и т.п.)

Да, всё верно. На нашем гербе изображен медведь. А как вы думаете, что может означать изображение медведя? Какой он?

Медведь олицетворяет собой хозяина и защитника леса. В левой лапе медведь держит щит (лазуревого цвета с изображением золотого национального знака марийцев - древнего символа плодородия). В правой лапе – меч в ножнах и золотой молот. А что, на ваш взгляд, может означать меч? Почему медведь его держит в своей лапе?

Меч как символ власти, твердости, готовности к защите отечества. Молот-символ ремесла и промышленности, трудолюбия и созидания.

Дети повторяют слова инд., и хором.

Дети медведя называют на марийском языке

Ответ детей

(Геральдический) Щит украшен золотой короной, олицетворяет государственную власть, представляющую собой венец с тремя зубцами (3 крупных города республики: Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск) и стилизованной под национальный орнамент буквы М (Марий Эл).

3. Игра «Составь герб из деталей»

Детям раздаются образцы герба и они составляют свой;

4. Игра «Найди герб РМЭ среди гербов других республик» (объясни его местоположение)

Например: в левом нижнем углу, в правом верхнем...

5. Физкультминутка «Кайык».

Кидым кушке нолтена, (поднять руки вверх)
Вара тыге шарена (развести руки в стороны)
Кайыкла чонештена, (имитируют движение крыльев)
Шыпак верыш шинчына. (тихо садятся).

 Занятье продолжаем.

В: У нашей республики, как я уже и говорила, есть свой флаг. Давайте с вами пофантазируем и обсудим, а потом и нарисуем, как вы представляете себе его? (обсуждение)

- Рисование флага республики Марий Эл. (обсуждение)

Что вы можете сказать о флаге нашей республики? (демонстрация флага)

Какого он цвета? Что означают эти цвета? (Это цвета природы, добра и красоты. Белый - мир и чистота, красный - огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета по краю во всю ширину флага, выполненной традиционным национальным узором.

Дети выполняют задания

Дети называют цвета на марийском языке.

Словарная работа с марийскими словами

6. Игра «Найди, чего не хватает на нашем флаге».

Детям раздаются модели флага, нужно подумать и ответить, чего не хватает.

А знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но еще и главную музыку страны? А как она называется? Правильно - Гимн. Давайте послушаем гимн Марий Эл. (Звучит отрывок гимна)

4.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

-   Наше путешествие по республике подошло к концу.

-Сейчас мы с вами все сядем на автобус и отправимся

обратно в детский сад. Вот  и прибыли в наш детский сад.

-Вам понравилось путешествовать вместе?

- Чем мы сегодня с вами занимались?

- Что вам понравилось?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Мне очень понравилось путешествовать вместе с вами.

-Я с вами прощаюсь, спасибо за внимание. Вы молодцы!

Возвращение на автобусе в д/с.

Ответы детей.

Прощается с детьми

3 мин

КАРТА АНАЛИЗА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата проведения НОД_______04.112019___________ вид НОД_______________________

Возрастная группа__________старшая ___________________________________________

Количество детей _____________18_____________________________________________

ФИО воспитателя ___Иванова Ольга Васильевна___________________________________

Начало НОД ___09:30_________________, окончание НОД _______09:55______________

Программное содержание НОД _____Цель: знакомить детей с историей марийского края, с государственной символикой республики

 Задачи:Образовательные: сформировать у детей представление о столице , государственной символике РМЭ (герб, гимн, флаг), учить правильно называть                                 новые слова :руде ола, ошо, йошкарге, канде.    

Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, находчивость.

Речевые: развивать связную речь детей , умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные: прививать детям любовь к родному краю; приобщать детей к поэтической культуре марийского народа;

- воспитывать интерес к участию в общих играх и творческой деятельности, активизировать творческое развитие ребёнка

Критерии оценки

Уровни оценки

высокий

средний

низкий

1.

Умение составлять конспект НОД в соответствии с поставленными целями, определять ее содержание и структуру, подобрать дидактические игры

+

2.

Умение творчески использовать готовые конспекты НОД (вносить необходимые изменения в ход НОД, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей)

+

3.

Подготовка к НОД

  • Подбор демонстрационного материала

+

  • Рациональное  размещение  материала

+

  • Предварительная работа с  с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы)

+

4.

Санитарно -гигиенические требования

  • Удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физминуток)

+

  • Смена видов деятельности детей  во время проведения НОД

+

  • Соответствие длительности НОД санитарно-гигиеническим нормам

+

5.

Использование разнообразных форм организации детей в процессе НОД (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей)

+

6.

Использование разнообразных приемов работы с детьми

  • игровых

+

  • привлечения и сосредоточения внимания детей

+

  • обеспечение эмоциональности, интереса детей

+

  • активизации самостоятельного мышления детей

+

  • подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания

+

7.

Умение регулировать поведение детей в процессе НОД, сохранять интерес детей в течение всего занятия

+

8.

Индивидуальная работа с детьми

+

9.

Деятельность детей

  • проявление инициативы

+

  • сохранение интереса на протяжении НОД

+

  • активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении задания

+

10

Усвоение детьми программного содержания

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Знакомство с государственной символикой"

 Цель данного материала дать представления  детям подготовительной группы о флаге, гербе, как о государственных символах, об истории их происхождения, о значении флага, герба, в современной жизни; вос...

"Советы Марьи-Искусницы в помощь родителям".

Этот материал будет особенно полезен родителям, чьи дети по каким-то причинам не посещают детский сад и тем, кто хочет развить в ребенке художественные способности. Прилагаются фотографии. Смотрите фо...

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства»

Тема недели Мой край Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составления описательных рассказов о символике Российского государства» «Символика Российского государства» Программное...

Конспект НОД беседа о символики России. Тема "Символика города Саратова"

Знакомство детей с символами родного  города Саратова-гербом,флагом.гимном....

Конспект НОД по ознакомлению с гражданской символикой (возрастная группа 6-7 лет) на тему «Символика России»

Конспект НОД по ознакомлению с гражданской символикой на тему «Символика России»...

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе.

Занятие по патриотическому воспитанию «Россия – наша Родина. Символика государства. Символика нашей группы» с использованием технологии проблемного обучения в подготовитель...