Долгосрочный социально-значимый проект "Дорогою добра"
методическая разработка

Коваль Альфия Вахитовна

Система работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dorogoyu_dobra.docx52.33 КБ

Предварительный просмотр:

Коваль А.В.

 Воспитатель высшей кв. категории

Совместный долгосрочный проект социальной направленности

«Дорогою Добра»

Структура проекта

Название проекта

«Дорогою добра».

Девиз проекта: «Чтобы ты ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться»

По доминирующей деятельности – творческий, практико-ориентированный.

По продолжительности: долгосрочный По количеству участников: совместный, детско-родительский.

По характеру контактов:  региональный.

Участники проекта

Дети группы №3 МКДОУ № 20 «Солнышко» с младшего по подготовительный возраст.

Родители воспитанников.

Преподаватель оригами.

Преподаватель изодеятельности.

Преподаватель хореографии.

Музыкальный руководитель.

Воспитатели детского сада.

Эколог.

Психолог.

Старший воспитатель.

Введение, пояснительная записка (актуальность, обоснование необходимости проекта).

В дошкольном возрасте, (примерно до 5-ти лет) закладываются важнейшие качества ребенка, формируется его характер. У дошкольника формируется основа характера, и очень четко прорисовывается, что это будет за человек, что будет лежать в основе его взаимоотношений с окружающими людьми.

К сожалению, в последнее время педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Базовые качества личности закладываются в дошкольном возрасте. Значит, именно от нас – педагогов-дошкольников во многом зависит наше будущее.

«Спроси у жизни строгой: какой идти дорогой, куда по свету белому отправиться с утра?»

Мы зависть,

Подхалимство,

Ложь

Еще не вымели за двери.

Они живучие,

И всё ж –

Людей

Хороших больше!

Верю.

Ты,

Глядя на людей иначе,

Твердишь упрямо:

- Пополам!...-

Что ж,

От тебя зависит, значит,

В какую сторону-

Весам.

          Ю.Воронов

«Иди, мой друг, всегда иди ДОРОГОЮ ДОБРА!»

 И мы задались вопросом: «А как  же вывести наших воспитанников на Дорогу Добра?!» Тогда мы с педагогами и родителями внимательно посмотрели вокруг…

Постановка проблемы.

Разбудить, раскрыть свои сердца: помочь тем, кто нуждается в нашей помощи, заботе, внимании.

Цель.

Формирование активной, жизненной, гражданской позиции у детей через разнообразную социально-значимую, доступную, интегративную деятельность.  

Задачи.

  1. Сделать родителей своими единомышленниками, партнерами.
  2. Создать условия для проявления детско-родительской инициативы в русле выбранного направления деятельности, социализации воспитанников.
  3. Развивать такие нравственные качества у детей, как: неравнодушие, сопереживание, сострадание, милосердие, внимание к  близким и желание проявлять данные качества.
  4. Создать условия для формирования экологической культуры дошкольников: развитие навыков и выработка потребностей активной деятельности по охране окружающей среды; развитие художественно-творческих способностей детей посредством общения с миром природы.
  5. Учить действовать коллективно: распределять между собой различные участки работы, получать удовлетворение, удовольствие, радость от совместной деятельности.
  6. Совершенствовать, укреплять детско-родительские, внутрисемейные отношения.
  7. Формирование умения оценивать свои поступки и поступки окружающих в соответствии со сформированными нравственными качествами.
  8. Развивать творческие способности детей.
  9. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ожидаемые результаты

  1. Достижение цели и выполнение задач проекта.
  2. Сформирован сплоченный, работоспособный, отзывчивый, инициативный, творческий родительский коллектив.
  3. Сформирован детский коллектив.
  4. Создана комплексная система взаимодействия ДОУ с семьей, направленная на развитие нравственных качеств дошкольников.
  5. Презентация материалов проекта перед педагогическим сообществом.

Краткое описание проекта (этапы проекта).

Семьи воспитанников.

МКДОУ № 20 «Солнышко».

Зоопарк.

Благотвори-тельные акции.

Детский эколого-биологический центр.

КГБУ СО «Железногорский дом – интернат престарелых».

1 Этап - подготовительный (создание проблемной ситуации)

  • Постановка проблемы перед детьми: какие добрые дела  мы можем сделать для других людей.
  • Цикл   встреч – тренингов  педагогов, психолога с  родителями («Наши дети – наше будущее», «Любить ребенка – как?», «Знаю ли я своего ребенка», «Знакомство с результатами диагностики сформированности  морально-нравственных качеств у детей».)
  • Оформление в папке-передвижке  рубрики «Загляни в свое сердце».
  • Цикл этических бесед-занятий  с детьми «Попробуй волшебником стать».
  • Обсуждение с педагогами, специалистами, родителями возможных форм работы, посильной помощи.
  •  Встреча с представителями социума: руководством КГБУ СО (Железногорский дом - интернат), активистами благотворительных организаций «Этот мир для тебя» и «Пища Жизни», преподавателями Детского  эколого-биологического центра, администрацией городского зоопарка.
  • Выстраивание схемы взаимодействия с социумом.

Схема 1. Взаимодействие с социумом.

2 Этап – реализация проекта  «Дорогою добра»

  • Газета-презентация «Здравствуй, садик, я пришел»;
  • Посиделки-чаепитие «Бабушка и я – лучшие друзья»;
  • Вечер творчества «У талантливых детей – талантливые родители»;
  • «Праздник пап и дедушек»;
  • «Презентация семьи»;
  • Концерт «Молодые душой» (для бабушек и дедушек);
  • Традиционный вечер «Вот и стали мы на год взрослей»;
  • «Письмо бабушке», «Секрет для мамы», «Письмо папе»;
  • Посиделки в честь Дня матери – «Мамина сказка»;
  • Вечер притч;
  • «Сказка ложь  да в ней намек…» Инсценирование татарской сказки «Три дочери», ненецкой сказки «Кукушка»;
  • Фотогазеты «Я с мамочкой своею…», «Мой папа – самый мой!»;
  • Проект «Мамины вкусняшки»;
  • «Бал искусств»;
  • Проект «Из дальних странствий  возвратясь»;
  • Спортивный поход «Зимние забавы»;

  • Акция «Мы говорим спасибо!» ко Дню дошкольного  работника, 8 Марта, окончанию учебного года.
  • Концерт для ветеранов-сотрудников детского сада, встречи с ветеранами, сувениры своими руками;
  • Стенгазета «Хотим пожелать»;
  • «Подарок детскому саду»;
  • «Сказки малышам»;
  • Шефство над малышами (детьми младшей группы) «Мы уже большие»;
  • Уборка спортплощадки детского сада в зимнее время;
  • Птичья столовая (подкормка птиц).

  • Участие в акции «Помоги зоопарку»;
  • Участие в экологическом празднике «Всемирный день защиты животных»;
  • «Гостинцы для животных»;

  • Показ благотворительной сказки «Первая скрипка» и перечисление средств на счет организации «Этот мир для тебя» (для детей с ограниченными возможностями);
  • Перечисление средств  для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию «Помоги ребенку»
  • Помощь приюту для животных «Четвероногие друзья»;

  • Ежемесячные акции «Угощение для братьев меньших»;
  • Участие в краевом конкурсе кормушек для птиц
  • Участие во Всероссийской акции «Покорми птиц»
  • Участие в акции «Чистый город»;

  • Выступление с концертами «Спасибо ветеранам», «Новый год шагает по планете», «Осенины», «Перезвоны Новолетья»;
  • Выступление со сказкой «Непослушный котенок»;
  • Тематические выставки  детского творчества «Осень – очей очарованье», «Зимняя сказка»;
  • Акции «Подарок ветерану», «Сувениры своими руками»,  «Сладкий сюрприз» к «Осенинам», 8 марта, 23 февраля, Новому году

3 этап. Заключительный.

  1. Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников.
  2. Презентация материалов проекта для педагогического сообщества.

Рефлексия

Сейчас наши дети – выпускники детского сада. Позади 4 года дошкольного детства. Чему наши дети научились, какими они стали?

Результаты мониторинга формирования интегративных качеств показывают, что:

  • ребята адекватно реагируют на эмоциональные состояния других людей, сопереживают и стремятся содействовать, пытаются понять причины эмоциональных состояний, стремятся радовать других, быть полезными;
  • адекватно воспринимают мир природы, чутко реагируют на его объекты и явления; проявляют гуманное отношение к природе;
  • заботливо относятся к взрослым и сверстникам, малышам и пожилым людям, самостоятельно предлагают и оказывают помощь, в деятельности и общении учитывают эмоции других людей, инициируют их поддержку, помощь;
  • самостоятельно разрешают конфликтные ситуации, прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях;
  • умеют договариваться, изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации; определяют влияние своих поступков на состояние других людей; поддерживают уважительные отношения со взрослыми и доброжелательные отношения со сверстниками;
  • проявляют потребность в сотрудничестве с другими детьми; умеют договариваться, ставить и достигать общие цели, понимают и учитывают интересы и особенности других детей;
  • знают и выполняют правила культуры общения; вежливы, обходительны, выражают согласие-несогласие, одобрение-неодобрение; предлагают помощь и обращаются за помощью; дают советы и сами их слушают;
  • ставят цели самостоятельно, инициативны в разных видах деятельности.

По ходу проекта мы с детьми обсуждали и анализировали наши дела. Высказывания детей мы оформили в «Дневник Добрых Дел».

Говорят дети (высказывания в оригинале):

  Выступления в Доме престарелых:

  • А давайте бабушкам и дедушкам покажем нашу сказку «Непослушный котенок»?! (Денис С., 6 лет)
  • Мне было очень радостно выступать, когда радовались бабушки и дедушки. (Даша Х., 6 лет)
  •  Мне понравилось, я сделал хорошее дело – станцевал. (Егор М., 6 лет)
  • Я видела, как они радовались. Значит, им было приятно, как мы выступали. (Саша Е., 5 лет)
  • Я видел, как одна бабушка плакала и вытирала глаза платочком. (Рома Х., 6 лет)
  • Мне одна бабушка сказала: «Спасибо, внученька!». Мне было приятно и хотелось плакать. (Вика С., 5 лет)
  • Нам сказали «Приходите еще!» и мы придем! (Никита Е., 6 лет)

Участие в благотворительных акциях:

  • Мы делали так, чтобы всё было хорошо. (Полина Ш., 6 лет)
  • Когда мы подарили детям игрушки, им, наверное, стало хорошо. Они после операции не плачут, а играют. (Маша К., 6 лет)
  • Мы это делали, чтобы порадовать больных детей. Я думаю, что это правильно и мы поступали хорошо. Потому что это – добрые дела. (Паша Ф., 7 лет)
  • Когда мы делали что-то доброе: помогали детям, бабушкам, им становилось легче. (Карина Ш., 6 лет)
  • Когда дети выздоровеют они, наверное, тоже захотят помочь другим людям. Главное – добро! Мы просто сделали доброе дело. И если в трудную минуту мы кому-то помогли, пришли на помощь и если мы заболеем, нам тоже кто-то поможет. (Соня С., 6 лет)
  • Хоть мы и маленькие, но мы чем-нибудь смогли помочь другим людям. (Алина Е., 7 лет)
  • Когда мы были маленькие, нам помогали родители. Теперь мы подросли, и стали сами помогать маленьким детям. (Никита С., 7 лет)

       Достижением  дошкольного  возраста  справедливо  считается   открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное  овладение  своими эмоциями и чувствами. А задача взрослого - сделать эмоциональный мир ребёнка ярким и насыщенным, вывести на Дорогу Добра.

«Мы это делали, чтобы учиться добру».  

                                                           (Аня С., 6 лет)

Список литературы:

  1. Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой: диагностический журнал. Подготовительная группа/авт.-сост. Ю.А.Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 119с.
  2. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий социально-значимого мероприятия: «В добрый путь корабль Знаний».

Создание радостного и праздничного настроения у детей....

Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка»

Отчет о реализации долгосрочного социально значимого проекта «Волшебница Вода» в группе компенсирующей направленности «Ромашка» воспитателя МБДОУ д/с-о/в №19 Плешаковой М....

Социально-значимый долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста

Социально-значимыйдолгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста...

Примерное планирование социально-значимых проектов "Бюро добрых дел" для детей старшего дошкольного возраста

Примерное планирование социально значимых проектов детей старшего дошкольного возраста...

Взаимодействие детского сада с учреждениями социальной направленности Новоуральского городского округа на примере реализации социально-значимого проекта «Доброе сердце»

Для реализации данной задачи командой дошкольного учреждение был разработан социально-значимый проект «Доброе сердце», представляющий собой организацию и проведение театрализованных предст...

Календарь добрых дел. Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим.

Календарь добрых дел.Цели: Научить делать добрые дела и вовлечь окружающих в социально-значимые дела по оказанию помощи окружающим....