Социально-значимый долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)

Шилова Анастасия Владимировна

Социально-значимый

долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx52.9 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-значимый

долгосрочный образовательный проект «Ветеран живет рядом» для детей старшего дошкольного возраста

Автор Шилова Анастасия Владимировна

МБДОУ ЦРР №5 г. Усть-Лабинск

Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству…..» Д.С. Лихачев

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Е.Д. Агранович.

В России нет ни одной семьи, судьбу которой не затронула бы Великая Отечественная война. С течением времени память об этих событиях не ослабевает, она играет огромную воспитательную роль, осуществляя преемственность поколений в передаче нравственного опыта, в сохранении общечеловеческих ценностей. Уже почти не осталось живых свидетелей той смертельной схватки с жестоким и сильным врагом. Уходит поколение, которое не воевало с фашизмом, но выросло на осознании подвига отцов и дедов. Молодое поколение, вступающее в жизнь, должно знать о героизме простых людей, которые завоевали им право на жизнь и свободу. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая может проводиться в ДОУ, по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма во взаимодействии с семьей. Реализация проекта «Герои Великой Отечественной войны в моей семье!» позволяет прикоснуться к «живым» документам истории семьи, будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Проект составлен с учетом основных положений ФГОС ДО: -разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно- эстетическому;

-построение педагогического процесса на основе интеграции содержания образовательных областей;

-гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей;

-развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

-организация индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге; соблюдение права выбора ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Введение

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...».

Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая - Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В нашем детском саду, для всех возрастных групп был разработан и реализован долгосрочный образовательный проект «К 70- летию победы в Великой Отечественной войне».

Информационная карта проекта

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение Центр развития ребенка детский сад  № 5 г. Усть-Лабинск муниципального образования

Тип проекта:

  • По доминирующей в проекте деятельности: познавательный, творческо-исследовательский.
  • По числу участников проекта: групповой (26-28 человек, все желающие).
  • По времени проведения: долгосрочный (декабрь 2018 – май 2019).
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья, социум – Усть-Лабинская детская районная библиотека, краеведческий музей, Совет ветеранов города Усть-Лабинска.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность: Одной из важнейших задач воспитания является развитие у детей высоких нравственных качеств, в том числе патриотизма. С самого раннего детства необходимо прививать уважение к истории своего Отечества, а также к людям, защищавшим родной край – Кубань в тяжелые годы.

«Патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник». В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение слову «патриот»: любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Без уважения к истории своего Отечества, своей малой родины – Крымского района Кубани нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям?

Проблема: Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве.

Знакомя детей с подвигом советского народа, наших земляков - крымчан в годы Великой Отечественной войны, следует акцентировать их внимание на трудностях, которые приходилось преодолевать бойцам и труженикам тыла, на помощи, которую оказала наша армия другим народам, освободив их от фашистского ига.

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, который показал что, дети и их родители имеют небольшой запас знаний о хронологии Великой Отечественной Войны и ее героях. Дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Гипотеза: Если патриотическое воспитание ребенка начинать уже в дошкольном возрасте через цикл мероприятий и экскурсий, комплексных занятий и праздников с участием ветеранов войны и родителей, то это поможет нынешним мальчишкам и девчонкам, живущим под мирным небом, незнающим ужасов войны, по-новому посмотреть вокруг на своих прадедушек и прабабушек, тех, кто живет рядом с нами, поможет изменить отношение к этим людям.

В основу проекта легли следующие принципы:

  1. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений.
  2. Принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
  3. Принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
  4. Принцип интегративности: сотрудничество с семьей, музеем боевой славы, сочетание разных видов деятельности.
  5. Принцип наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала. Соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Цель проекта: формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне, о вкладе жителей Кубани и Усть-Лабинского района в победу нашего Отечества.

Задачи проекта:

  1. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет в хронологической последовательности.
  2. Рассказать детям об участниках Великой Отечественной войны, в честь кого были названы улицы нашего города Крымска; воспитать патриотизм, гордость за свой народ, за своих родных; воспитывать любовь к родному городу Усть-Лабинску, Краснодарскому краю, России.
  3. Познакомить детей с выдающимися личностями, которые сыграли большую роль в истории Кубани и района; в развитии просвещения на Кубани; в развитии науки в Краснодарском крае; воспитание любви к родному краю.
  4. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа и значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  5. Воспитать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину
  6. Привлечь родителей к совместным познавательно - тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании детей.

Ожидаемый результат:

  • Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
  • Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
  • Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

Организация работы над проектом.

  1. Деятельность педагогов.

-Подготовка художественной литературы, методических и дидактических материалов по основным историческим событиям ВОВ.

-Проведение тематической ООД, организация выставок.

-Отражение данной тематики при создании тематического планирования образовательной программы.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов, просмотр документальных и художественных фильмов о ВОВ.

-Встречи с ветеранами ВОВ и их потомками, индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ.

-Слушание песен военно-патриотической тематики.

-Тематическое содержание книжного уголка.

-Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Галерея памяти», «Бессмертный полк».

-Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.

-Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".

  1. Деятельность детей.

-Участие в конкурсах, праздниках, беседах.

-Самостоятельная и совместная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.

-Заучивание пословиц и поговорок о храбрости, чести, долге, солдатской службе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.

-Исполнение сюжетно-ролевых игр, постановок.

  1. Деятельность родителей.

-Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе детского сада (тематическая ООД, праздники, досуги, экскурсии (библиотека, музей, к памятнику «Вечный огонь»)

-Изготовление альбома памяти «Чтобы помнили…», рисование с детьми сюжетов на военную тему, изготовление поделок.

-Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.

Предметно-развивающая среда:

-Оформление уголка «Боевой славы».

-Дидактические игры с патриотическим содержанием.

-Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.

-Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике «День Победы», о людях героических и военных профессий, о дружбе народов.

-Подборка песен военных лет.

-Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

-Подготовка пособий и атрибутов для сюжетно – ролевых игр на военную тематику

 

План работы:

Месяц

Формы и методы работы

Взаимодействие с родителями

Подготовительный этап

 

 

Декабрь

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сбор и анализ литературы по данной теме

2.Беседа с детьми «Что я знаю о войне?»

3.Чтение рассказа: «Таежный подарок».

4.Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне,

5.Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней»

Совместные поиски информации.

Сбор документов и фотографий из семейных архивов об участниках войны.

Основной этап

 

Январь

 

  1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки».
  2. Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы»
  3. Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков подготовительных групп)
  4. Беседа с детьми «Подвиг на войне»

Консультация: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны»

Февраль

1.Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя»

2.Рисование «С чего начинается Родина».

3.Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы.

4.Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе.

5.Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 6.Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет.

 

Помощь в создание коллекции медалей и орденов

Март

  1. НОД « Города-герои»
  2. Рассматривание открыток «Города герои».
  3. Рисование
  4. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
  5. Разучивание стихотворений,
  6. Чтение произведений С.П. Алексеев «Брестская крепость».
  1. Дидактическая игра «Найди город на карте», «О каком городе говорю».

 

Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная»

 

Апрель

 

  1. Рисование: «Вечный огонь»
  2. Речевое развитие: рассказывание о памятниках, разучивание стихотворений,
  3. Чтение худож. произведений: Я.Тайц: «Цикл рассказов о войне». (Обсуждение текстов, ответы на вопросы детьми).
  4. Муз.развитие: прослушивание муз произведений

 

Ширмы, советы родителям, что и как рассказывать детям о войне

Заключительный этап

Май

 

  1. Музыкально-спортивный праздник посвященный

«Дню Победы»

  1. Конструирование: Макет ко дню победы
  2. Рисование «Мы едем на праздник с флагами и цветами», «Праздничный салют»

 

 

 

 

Содействие в организации экскурсии.

 Вывод: Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.

Хочется сказать словами Василия Александровича Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

История нашей страны – это история, вызывающая чувство гордости и восхищения подвигом русского народа, это история, объединяющая граждан страны к своей Родине, в стремлении не допустить развязывания новых войн, в готовности защищать наш общий дом – Россию. И если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен … история прервется. А это просто недопустимо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
  2. Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html
  3. Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-- 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.
  4. Гружинская М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
  5. Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
  6. День Победы! (Тематические коллекции)http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
  7. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А. П. Казаков, Т. А. Шорыгина, М, 2009г.
  8. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
  9. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.
  10. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. 2008.
  11. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М, 2004 г.
  12. Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
  13. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий]! Ребенок в детском саду, 2007, №2.

Приложение 1

Дополнительные материалы по ознакомлению дошкольников с Великой отечественной войной через художественную литературу Взятие Берлина и Знамя Победы

Выгнав полчища фашистов

Со своей родной земли,

Чтоб от них весь мир очистить,

Штурмом взяли мы Берлин.

Сердце вражеской державы,

Злого Гитлера оплот

Зря гремело и визжало,

Заступая нам проход.

В центр его прорвавшись с боем,

На поверженный Рейхстаг

Трое воинов-героев

Водрузили красный флаг.

Он – наследье наших дедов,

Шедших в битву вновь и вновь,

В цвете Знамени Победы

Ими пролитая кровь!

Танк Т-34

Этот танк – не музейный простой экспонат.

Он – герой, он – сражений железный солдат.

Под Москвой, Сталинградом,

На Курской дуге расписался он градом огня на враге.

Против вражеских «Тигров» и вражьих «Пантер»

Он сражался за Киров, за Брянск и за Днепр.

Боль от пуль и снарядов запомнил металл –

Этот танк в сорок пятом Берлин штурмовал!

Самолёт ИЛ-2

Танки по небу летали

– Бомбы во врага метали!

Выдумки? Да черта с два!

Это штурмовик Ил-2!

Он в броне стальной живучей

Над врагом кружил, как туча.

Воевал на всех фронтах

И в фашистах сеял страх –

Разрушал аэродромы,

Танков истреблял колонны,

И пехоте от него

Бомб досталось огого.

ИЛ наш, верьте иль не верьте,

Звали фрицы «Черной смертью».

А свои его ребята Звали ласково – «Горбатый».

Память о тебе жива, Самолет-герой ИЛ-2!

Боевая машина реактивной артиллерии «Катюша»

Грозно небо заалело,

Слышен скрежет, рёв и вой –

Мчатся «огненные стрелы»

Из машины боевой.

Планы оккупантов руша,

Убивая всех подряд,

Реактивный залп «Катюши»

Превращал сраженье в ад

– От ракет земля горела,

Всё гремело и рвалось,

Словно ненависть кипела,

Шли в атаку боль и злость,

Мстя врагу за наши беды,

За убитых им солдат.

«Вот оружие Победы!»

– Про «Катюшу» говорят.

Офицер Красной Армии

Всё, чем славятся мужчины

– Сила, доблесть, верность, честь

– От присяги до кончины

В каждом офицере есть!

В тысячах ребят безусых,

Что, служа родной стране

И едва окончив курсы,

Оказались на войне,

Были за солдат в ответе,

С ними шли в одном строю,

И вели полки к Победе,

Вдохновляя их в бою,

Чтоб фашистских гадов свору

Уничтожить навсегда В той войне, страшней которой

Не бывало никогда. Помни храбрых командиров, Что сражались до конца

– Помни не об их мундирах,

А о мужестве в сердцах!

Миномёт 160-миллиметровый (MT-13)

Миномет МТ-13,

Это не игрушка, братцы:

Хоть конструкции простой,

Но три метра высотой,

Да и мину мог забросить

Килограмм так в сорок восемь

– Больше и мощней его

Не было ни у кого!

Он бил фрицев в хвост и в гриву,

Был орудием прорыва

 – Превращал в руины он

Даже камень и бетон,

«Тигры» – вражеские танки –

Жег фугасом, как жестянки,

И во вражеских солдат

Разрывной метал снаряд.

Он, рожденный в сорок третьем,

Путь нам проложил к Победе!

Подводный крейсер «К» («Катюша»)

Ты историю послушай

Про подводную «Катюшу».

Этой королевой вод Северный гордился флот:

Стометровая подлодка – Настоящая красотка!

 – Бой могла вести любой

Под водой и над водой,

Запускать торпеды метко,

Плавать в дальнюю разведку,

Ставить средь морских глубин

Заграждения из мин!

Фрицев флот в Балтийском море

Зря с «Катюшей» нашей спорил:

Проиграли битву с ней

Тридцать вражьих кораблей!

Мы об этом помнить будем,

А еще о храбрых людях

 – Память не умрет в веках

О героях-моряках!

76-мм дивизионная пушка 1942 года

Эта пушка, хоть мала,

Очень многое могла:

Ехать силами расчёта,

Прикрывать огнем пехоту

И не позволять себе

В грунт зарыться при стрельбе.

Всю войну артиллеристы

Били из нее фашистов.

Фрицы за особый шум

Звали пушку ту «ратш-бум»!

За войну она металла

Уйму в них переметала,

Много танков взорвала,

Нас к Победе привела!

Автомат ППШ и ручная граната «лимонка»

Автоматы и гранаты – лучшие друзья солдата.

С автоматом ППШа жизнь на фронте хороша

– Он, пока не раскалится, бьет без устали по фрицам,

Говорит он: «Тра-та-та! Вас никто не звал сюда!»

Коль патронов маловато, получай, фашист, гранату!

Сделана не зря она из «сухого» чугуна

– Разлетается «лимонка» на четыреста осколков!

Вражеский редеет строй, а кто бросил, тот – герой!

Он – фашистов победитель! Он – солдат-освободитель!

Он за Родину свою не жалел себя в бою!

Могила неизвестного солдата

Здесь у Кремля похоронен

Павший в сраженьи солдат,

Спасший Отечество воин,

Чей-то муж, сын, или брат.

Он никогда не вернется

С страшной жестокой войны,

Чтобы светило нам солнце,

Чтоб жили счастливо мы.

В память о нем в каждом сердце

Вечное пламя горит: «Имя твое неизвестно,

Подвиг не будет забыт!»

Приложение 2

Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание»

  1. Я считаю, что патриотизм - это ……………………………………………………………………………………… …………….................................................................................................................
  2. Считаете ли Вы себя патриотом? ………………………………………………………………………………………
  3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
  4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у дошкольников? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
  5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке? ………………………………………………………………………………………
  6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье? ………………………………………………………………………………………
  7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: ………………………………………………………………………………………
  8. Что бы вы посоветовали воспитателю для того, чтобы развивать патриотизм и гражданственность воспитанников? ………………………………………………………………………………………
  9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся? ………………………………………………………………………………………
  10. 10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся? ……………………………………………………………………………………… ……………………………………………………………………

Приложение 3

Пословицы и поговорки про солдата

  1. Солдатская дружба дисциплиной скрепляется.
  2. Хорошо воюет рядовой — офицеру хвала.
  3. Не за красоту солдата любят, а за верность присяге.
  4. У солдата слава на конце штыка.
  5. Три вещи славят солдата: смелость, победа, награда.
  6. Солдат и в мирное время на войне.
  7. Солдату честь дороже жизни.
  8. Каков солдат — такова о нем и слава.
  9. Русский солдат не знает преград.
  10. Солдатское дело — воевать умело.
  11. Учись солдат — командиром будешь.
  12. Солдату отец — командир, мать — служба.
  13. У хорошего бойца и сумка подвязана и оружие смазано.
  14. Солдата к славе ведут учение и труд.
  15. У солдата постель — шинель.
  16. Хорошего солдата в бою узнают.
  17. Советский воин похвалы достоин.
  18. Каждый солдат чей-то сын или брат.
  19. Кто погиб на поле брани, тот святым навеки равен.
  20. Русский солдат в огне не горит, в воде не тонет.
  21. Солдатская шинель зимой согревает, летом остужает.
  22. Солдатская служба почетна.
  23. Солдатское дело — воевать храбро и умело.
  24. Грудь солдата — защита и крепость Отечества.
  25. Солдату отец — командир, а мать — служба.
  26. Солдата к славе ведут ученье и труд.

Пословицы и поговорки о войне

  1. О войне плохо слышать, а тяжелее видеть.
  2. На войне рать крепка воеводою.
    3. Войны хорошей, тяжбы доброй не бывает.
  1. Вчерашней славой на войне не живут.
  2. Война не лечит, а калечит.

6. Войной да огнем не шутят.

7. Война не оставит камня на камне.

8. Кому война, кому мать родна.

9. Война хуже чумы.

10. Спаси Бог от войны да чужеземной стороны.

11. Хорошей войны не бывает.

12. Война всему проверка.

13. Война пули не считает.

14. Война ничего не спишет, она только припишет: одним — славу, другим — позор.

15. Мы войны не хотим, но к войне готовы.

Пословицы о Родине

  1. Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
  2. Любовь к Родине сильнее смерти.
  3. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  4. Нет в мире краше Родины нашей.
  5. Родина – мать, умей за неё постоять.
  6. Родина краше солнца, дороже золота.

7. Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.

8. Смело иди в бой, Родина за тобой.

9. Без любви к человеку нет любви к Родине.

10. В родном краю сокол, в чужом – ворона.

11. Человек без Родины, что соловей без песни.

12. Где не жить – Родине служить.

13. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

14. Для Отчизны не жаль жизни.

17.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

16. За Родину, за честь – хоть голову снесть.

 Приложение 4

Дополнительные материалы по ознакомлению дошкольников с ВОВ «Земляки - фронтовики».

Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям.

Оборудование: альбом «Солдаты Победы», о земляках - героях войны.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, эти люди жили и живут в нашем городе, они так же, как и другие русские люди защищали нашу Россию от врагов. Давайте посмотрим, какие медали и ордена сверкают на их груди. Послушайте, что вам расскажут ребята о некоторых из этих людей, (сообщения старших детей)

Воспитатель: А я вам хочу рассказать о своем соседе, он тоже участвовал в событиях ВОВ. Каждый год 9 мая я и мои дети поздравляем его с Днем Победы.

- Может быть рядом с вами живут тоже ветераны ВОВ? (слушаем рассказы детей)

- А может быть у вас есть дедушки и бабушки, которые тоже воевали на войне? Давайте посмотрим рисунки школьников нашего города о Великой Отечественной войне, а я вам прочитаю рассказы, которые они написали о своих дедушках и бабушках.

Предлагаю старшим детям по фотографии нарисовать портреты наших земляков - фронтовиков, чтобы устроить выставку для родителей.

Беседа «История георгиевской ленточки».

Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины. Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России. Ход: Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.

Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают? Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы). Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны. Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему? Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!

Неугасима память поколения

Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим,

Пусть мир будет в мире везде и

Давайте, люди, встанем на мгновенье всегда!

И в скорби постоим и помолчим.

«Повяжи. Если помнишь!»

Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта.

Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, фотографии по теме «изготовление георгиевской ленточки», плакат «День Победы».

Ход: Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем мы достали этот плакат? Почему наша страна каждый год отмечает этот праздник? Почему на плакате нарисована георгиевская ленточка, что она обозначает? Воспитатель: Вы уже знаете, что с 2005 года в нашей стране проводится акция «Георгиевская ленточка»? Как вы думаете, зачем?

Воспитатель: Да, в акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира. «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент.

«Георгиевская ленточка» — символ, а не награда. «Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи. «Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. «Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи:  и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются. Воспитатель: А вы хотите узнать, как изготавливают георгиевские ленточки? Материалом для изготовления Георгиевской Ленточки служит окрашенный в массе полиэстер сатинового плетения. После процесса двухсторонней печати рулоны Георгиевской ленты подвергаются термической обработке для повышения стойкости краски к воздействию атмосферных явлений. Напечатанные и порезанные на штуки Георгиевские ленты, собираются в стопку, по 250 штук (другое количество - по предварительному заказу), а затем упаковываются в полиэтиленовую пленку (показываю иллюстрации).Воспитатель: Мы сегодня с вами тоже для нашего праздника попробуем изготовить такие ленточки из ткани, а потом вы сможете подарить их своим близким или ветеранам (изготовление ленточки)

Приложение 5

Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

Первый способ — говорите об этом с ребенком!

Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен. Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках. Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому. Седьмой способ — посещение памятных мест.

Памятка для родителей «Известные люди о воспитании любви к Родине»

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» (А.С.Макаренко)

«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (В.Белинский)

 «Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу» (Уильям Теккерей)

«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине» (А.И.Герцен) «Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости - это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» (В.А.Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

"Образовательный проект по формированию экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста "Экономыч"

Описание  образовательного проекта  по формированию экономической грамотности  детей 5-7 лет "Экономыч"...

Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

   Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: от...

Образовательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Мы помним! Мы гордимся"

Очень важно систематизировать знания детей о праздновании дня Победы, поведать в полной мере о страданиях людей того времени, который пережили все тяготы войны. Грамотно донести суть происходившего во...