"Образовательный проект по формированию экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста "Экономыч"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Дудко Валентина Васильевна

Описание  образовательного проекта  по формированию экономической грамотности  детей 5-7 лет "Экономыч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_ekonomych.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект по формированию экономической грамотности  детей старшего дошкольного возраста «Экономыч»»

(наименование проекта)

  1. Актуальность проекта по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребенка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Актуальность проекта также была обозначена в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р,. Она содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести  качества,  присущие  настоящей  личности.  В  дошкольном  возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам. В связи с этим и было принято решение разработать проект «Экономыч», реализация которого позволит формировать финансовую культуру и грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

2. Цель и задачи проекта

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
  • подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
  • заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотиваию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
  • Трудиться работать и зарабатывать;
  • Деньги, доходы;
  • Покупать, тратить, расходовать, транжирить;
  • Откладывать, копить, сберегать;
  • Одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
  • Планировать, экономить.
  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
  • подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

  • активизировать коммуникативную деятельность детей;
  • стимулировать интерес к изучению мира финансов;
  • сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
  • способствовать повышению ответственности и самоконтроля- качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка

Целевая аудитория – Дети дошкольного возраста от  5 до  7 лет МБДОУ д/с № 17

  1. Срок реализации: сентябрь 2019 - май  2021 гг. (2 года)

  1. Основные формы реализации проекта:

Место образовательного проекта относительно ООП МБДОУ д/с № 17: расширение содержания образовательной области «Познавательное развитие» за счет  встраивания в часть Программы, формируемой участниками образовательных отношений программы кружковой работы «Экономыч».   (Приложение № 1 «План кружка «Экономыч»)

Совместная деятельность педагогов с детьми в рамках кружка «Экономыч»

Совместная деятельность в режимных моментах:

Игры, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты.

Особенности организации деятельности в рамках кружка «Экономыч»

Предусматривает следующие формы и методы реализации:        

  • игровые (игры, игровые упражнения; игровые приемы, интерактивные театральные мини- постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации совместной деятельности с детьми является игра. В целях достижения оптимального результата используются разные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.

 Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка)- один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребенка, возможность обсуждения и советов.

Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.

Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.

Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т.д.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.

Занятия-исследования - один из основных путей познания. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.

Беседы, разговор, рассказывание, объяснение

Викторины и конкурсы- своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно- развлекательного содержания.

Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин» «Мы копим» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут папки на выходные дни, занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется обратная связь с семьёй.

Чтение-основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких образовательных областей, как «социо-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».

Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, который меняется раз в месяц.  Например: «Школа для родителей», «Учимся бережливости» и др.

Выставки по темам кружка с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.

Проекты по темам кружка  – эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель-родитель-ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют представления о финансовой культуре.

  1. Ожидаемые результаты проекта

Личностные результаты:

  • дети разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий;
  • четко осознают, что труд - основа жизни, любой труд- это хорошо, плохо сидеть без дела;
  • знают, что деньги зарабатывают трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  •  понимают, что бережливость и экономия- это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
  • осознают необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

  • дети освоили начальные навыки обращения с деньгами, осознают  необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;
  • научились принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно
  • освоили начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
  • у детей заложены  нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами

Перспективный план работы кружка «Экономыч» с детьми 5-6 лет.

Месяц

Тема

Формы и методы проведения

Без труда нет жизни на земле

Сентябрь

Труд-основа жизни

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде

Сентябрь

Сентябрь

 Работать и зарабатывать

Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно»

Сентябрь

Октябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус

Игры: «Что создается трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторина «Угадай профессию», загадки

Октябрь

Октябрь

Творческое занятие

Читаем, обсуждаем, разгадыванием загадки, представляем-рисуем

Октябрь

Ноябрь

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь рыбку из пруда

Интерактивный мини-спектакль

Ноябрь

Что такое деньги, откуда они берутся  и зачем они нужны

Ноябрь

Как придумали деньги

Беседа, чтение, рассказ

Ноябрь

Декабрь

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Беседа, исследование. Чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

Декабрь

Декабрь

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын»

Декабрь

Январь

Где живут деньги

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идем в банк»

Январь

Февраль

Мини-спектакль «Зайкина находка»

Интерактивный мини-спектакль

Февраль

Покупаем, продаем и обмениваем

Февраль

 Потребности и желания

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение

Февраль

Март

Мини-спектакль «Желания Волчонка-зубастика»

Интерактивный мини-спектакль

Март

Март

Где покупают и продают разные товары

Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идем за покупками»

Март

Апрель

Наша мастерская

Творческо-трудовая деятельность (изготовление товаров для ярмарки)

Апрель

Апрель

Русская ярмарка

Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения.

Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка»

Апрель

Стоимость и цена товара

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

Май

Май

Выгодно-невыгодно

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Как старик корову продавал»-что может реклама, обсуждение

Май

Перспективный план работы кружка «Экономыч» с детьми 6-7лет.

Тратим разумно, сберегаем и экономим

Сентябрь

Тратим разумно, экономим

Беседа, чтение, игра «Деньги получил-ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки «Отгадай, кто это?», игра «открываем бутербродную, закупаем товар

Сентябрь

Сентябрь

Мини-спектакль «Хочу и могу»

Интерактивный мини-спектакль

Сентябрь

Октябрь

Копим и сберегаем

Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем»

Октябрь

Ноябрь

Мини- спектакль «Мишкина копилка»

Интерактивный  мини-спектакль

Ноябрь

Декабрь

Творческое занятие «Наша мастерская»

Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесенных из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин.

Декабрь

Декабрь

Мини-спектакль «Новый год»

Интерактивный мини-спектакль

Декабрь

Учимся занимать и отдавать долги

Январь

Занимаем и одалживаем

Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

Январь

Февраль

Долги

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ т русскую поговорку

Февраль

Февраль

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Обсуждаем русские пословицы: «Умей взять- умей и отдать», «Бери да помни! Не штука занять, штука отдать», «В долг брать легко, а отдавать тяжелее»

Февраль

Март

Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Интерактивный  мини-спектакль

Март

Учимся планировать

Март

Всё по плану!

Игра «План на следующий день, папка- передвижка «Мы планируем», беседа

Март

Ставим цели

Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд

Апрель

 Сделал дело-гуляй смело

Игра «Сделал дело-гуляй смело», исследование ситуационные задачи, обсуждение

Апрель

Мини-спектакль «Всё по плану»

Интерактивный  мини-спектакль

Богатство и бедность 

Апрель

Хочу купить всё!

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?»,

Апрель

Май

Наше богатство

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные и богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи

Май

Жадность

Читаем и обсуждаем рассказ В Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки

Май

Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность

Читаем о щедрости т жадности и изображаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская

       Май

Мини- спектакль «Бережливые друзья»

Интерактивный мини-спектакль

  1. Оборудование и материал: столы, мягкая мебель, стульчики; карточки с изображением различных видов труда, картонные монеты (условные деньги),банкноты любого номинала, бумага белая и цветная, клей, ножницы, цветные карандаши; таблички с изображением кошелька, сейфа, шкатулки, копилки, сейф, банк, банковская карта, шкатулка и пр

      Книги: Г. Ладонщиков «Миша - мастер», «Домашние дела», «Скучать некогда», «Самокат»; А.Барто «Помощница»; Е Пермяк «Для чего руки нужны», «Как Миша хотел иаиу перехитрить», «Филя», «Птичьи домики», «Как Маша стала большой»; В.Сухомлинский «Не потерял , а нашел», «Пекарь и портной»,  «Пахарь и крот»; В. Осеева «Сыновья»; Н.Носов «Заплатка». «На горке», «Первая рыбка»; «Золотая монета» (армянская народная сказка); «Колосок» (сказка); Л. Стахонович  «Где живут денежки», «Про капризного Артёма»; Л.Ястребова «Хранители бюджета»; В.Сутеев «Это что за птица?»; р.н.с. «Как старик корову продавал»; И. Ревю «Бережливая птица»; С.Михалков «Строим»; В.Осеева «Долг»

 

  1. Мониронинг: 

       Для изучения результатов усвоения детьми материалов кружка, достижения планируемых навыков, формирования у них качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам, а также для контроля над ходом реализации кружковой работы необходим регулярный мониторинг, основными целями мониторинга являются оптимизация работы с группой детей и поддержка каждого ребенка.

       Мониторинг может осуществляться с помощью регулярных наблюдений за детьми, анализа поведения ребёнка в различных ситуациях.

       Эффективным методом сбора информации о поведении и результата освоения программы является анкетирование и опросы родителей.

Анкета 1

       Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности и формирования у них азов финансовой культуры; выявить отношение, запросы и ожидания родителей от реализации Программы по формированию азов финансовой культуры у детей.

.        Уважаемые родители!

       Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе, ваши ответы помогут сотрудникам детского сада выявить и учесть ваши интересы, пожелания при организации и образовательной и воспитательной работы по формированию у дошкольников азов финансовой культуры. Просим вас ответить на следующие вопросы:

Ф.И. ребёнка_________________________________

1. Считаете ли вы целесообразным начинать формировать азы финансовой культуры у ребёнка с дошкольного возраста?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

2. Почему? (кратко)_____________________________________

3. Что бы вы порекомендовали в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи в процессе приобщения детей к финансовой культуре?

___________________________________________________________________

4. Существует ли у вас необходимость получить информацию о том, как организовать обучение и воспитание ребёнка в области финансов в семье?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

5. Укажите, в получении какой информации по финансовому воспитанию ребёнка в семье вы испытываете потребность _____________________________________________________________________________

6. Как вы оцениваете уровень вашей собственной финансовой культуры?

- Высокий

- Низкий

- Средний

7. Отметьте темы Программы, которые вы хотели бы обсудить на встрече с воспитателем:

- Без труда нет жизни на земле.

- Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны.

- Покупаем, продаём и обмениваем.

- Тратим разумно, сберегаем и экономим.

- Учимся занимать и отдавать долги.

- Учимся планировать.

- Богатство и бедность.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета 2

       Цель: оценить степень готовности родителей к участию и формировании у детей азов финансовой культуры.

       Уважаемые родители!

       Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада учесть ваши интересы и оценить степень готовности к участию в формировании азов финансовой культуры ребенка. Просим вас ответить на следующие вопросы:

Ф.И. ребёнка _______________________________

1. Считаете ли вы важным, чтобы у вашего ребёнка были своевременно сформированы такие экономически значимые качества, как ответственность, целеустремлённость, трудолюбие, деловитость?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

2. Готовы ли вы вместе с ребёнком участвовать в образовательной Программе по формированию азов финансовой культуры?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

3. Можете ли вы посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

4. Способны ли вы поставить себя на место ребёнка?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

5. В состоянии ли вы устоять против слез, капризов, просьб ребёнка, если известно, что они отражают ту или иную его прихоть?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

6. Обсуждаете ли вы с ребёнком в доверительной беседе каждый прожитый им день?

- Да.

- Нет.

- Иногда.

Спасибо за сотрудничество!

Анкета 3

       Цель: оценить степень усвоения материала Программы

       Уважаемые родители!

       Приглашаем вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада оценить степень усвоения материала Программы. Просим вас ответить на следующие вопросы:

Ф.И. ребёнка___________________________________________

1. Часто ли ваш ребёнок делится с вами впечатлениями о том, что изучалось на занятиях в ДОУ?

- Никогда.

- Всегда.

- Иногда.

- Довольно часто.

2. Проявляет ли ребёнок интерес к изучению мира финансов?

- Да, он проявляет живой интерес.

- Да, но Программа сложна для его восприятия.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

3. Обогатился ли словарный запас ребёнка, использует ли он в жизни термины, с которыми познакомился в процессе обучения?

- Да, ребёнок стал осознанно употреблять финансово-экономические термины

- Нет, осознанно финансово-экономические термины ребёнок не употребляет

- Ребёнок употребляет финансово-экономические термины очень редко.

4. Появилась ли у ребёнка мотивация к бережливости, накоплению, полезным тратам?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

5. Развивается ли у ребёнка ответственность и самоконтроль?

- Да.

- Нет.

- Затрудняюсь ответить.

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

В связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо развивался в сложнейших эконо...

Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством сюжетно –дидактических игр

Путем рассуждений и через игровые моменты ввести понятие « потребности» человека, животного; воспитывать чувство любви к окружающим людям, животным, желание заботится о них....

Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"

Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители...

Статья на тему: «Формирование экономических представлений старших дошкольников»

Статья на тему :"Формирование экономических представлений старших дошкольников"...

Формирование экономической грамотности в дошкольном возрасте

Данный материал поможет педагогам планомерно, интересно организовать работу по начальному экономическому образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Конспект образовательной деятельности по экономическому воспитанию старшего дошкольного возраста.

Конспект образовательной деятельности по экономическому воспитани. старшего дошкольного возраста....