Формирование экономической грамотности в дошкольном возрасте
статья

Попова Галина Викторовна

Данный материал поможет педагогам планомерно, интересно организовать работу по начальному экономическому образованию и воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekonomicheskoy_gramotnosti.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экономической грамотности в дошкольном возрасте

В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе возникла объективная потребность в организации начального экономического обучения и воспитания уже в дошкольном возрасте. Под начальным экономическим образованием понимается начальный этап становления и развития личности детей 5 – 7 лет посредством овладения ими основами экономических знаний, умений учебной и экономической деятельности.                                                 Экономическое воспитание дошкольников – относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнаёт, что такое «моё», « твоё», « наше»,  «цена» и пр. Задача педагогов и родителей – помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.                                В дошкольном детстве есть определенный период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические, демонстрируют уровень нравственного развития ребенка – это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют сказать о том, что, старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп. К пяти-шести годам произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода, действия ребенка становятся осознанными. Понимая своё поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации и действовать осознано и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребенка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. К тому же у детей данного возраста ярко выражено неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного.                                                С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идёт и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.                                                                 В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребёнка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.                                                                        Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, даёт знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.                                                                                 Работа по экономическому образованию и воспитанию базируется на основе программы А. Д. Шатовой «Тропинка в экономику». Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счёту, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.                        Цель программы: формирование у дошкольников умения:        

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • осознавать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина, значимость которых следует возрождать: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость;
  • правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Как организовать занятия по программе.

Одно из преимуществ программы – игровая составляющая. Основной принцип – тематический подход в организации игровой деятельности.                «Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить её содержание в воспитательно-образовательный   процесс.                                 Взаимосвязано проходят сюжетно-ролевые игры: «Рекламное агентство», «Оптовичок», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д.  На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать быстро, как «мастер своего дела».                                                                 С интересом дети участвуют в рекламных играх. На занятиях рекламируют лучшие товары, подчёркивая тем самым их привлекательный внешний вид, преимущества их функциональность. Даже если в качестве «объекта» предлагают игрушки, ребята придумывают оригинальную рекламу: какие они добрые, красивые и как с ними можно играть.                                        Занятия-путешествия («Музей денег», «Путешествие в прошлое предметов», «Путешествие в страну сказок»), занятия-викторины («Что? Где? Почём?», «Кто на свете всех умнее, в экономике сильнее»), занятия-развлечения («Город мастеров», «Ярмарка», «Как кот решил стать спонсором»), занятия-экскурсии (в школу, в пожарную часть, к местам торговли, с целью рассмотреть наружную рекламу ближайших улиц) делают процесс усвоения программного материала интересным и увлекательным.                Особое место в курсе «Тропинка в экономику» занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок», дети знакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем-теремок» - труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» - награда, расплата, убытки и т.д. В сказках экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.                                                 Курс основ экономических знаний для дошкольников предполагает осуществление межпредметных связей с математикой, развитием речи, окружающим миром, изобразительным искусством. Занятия строятся так, чтобы дети не получали «готовых» знаний, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу.                                                                         В образовательном процессе педагог находится в   позиции как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды. В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:

1) совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;

2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Виды совместной деятельности взрослого и детей:

  • Организованная образовательная деятельность. Традиционные занятия, игровые и сюжетные занятия, занятия-путешествия, экономические викторины. 
  • Совместная деятельность педагога с детьми. Ребусы, головоломки, загадки на тему экономики; чтение художественной литературы, театрализованные игры. 
  • Образовательная деятельность в режимных моментах. Формирование у детей полезных навыков и привычек; воспитание культуры поведения в быту, умения беречь вещи и предметы, пользоваться ими по назначению.

Свободная самостоятельная деятельность детей наполняется образовательным содержанием за счёт создания воспитателем разнообразной предметной среды, которая для самих детей обеспечивает широкий выбор деятельности, соответствующей их интересам, позволяет включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.                 Примером самостоятельной деятельности детей служит творческий конкурс рисунков («Моя будущая профессия», «Я помогаю близким», Мои добрые дела»), а также конкурс творческих работ, поделок («Мой товар на ярмарку», «Игрушка своими руками»).                                                        Для лучшего освоения дошкольниками финансовых понятий в группе созданы:

  • игровая экономическая зона: дидактические игры, модель «Семейный бюджет», варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, альбомы «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами»;
  •  мини-мастерская «Мастерская добрых дел», где дети совместно со взрослыми занимаются доступными видами ручного труда (изготовление изделий из бумаги, из соленого теста и др.);
  • центр сюжетно-ролевых игр;
  • библиотека (книга Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены», книги энциклопедического характера о происхождении денег; рассказы, стихи, песни, пословицы и поговорки о труде).

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.                                                                                У педагогов очень благородная миссия: они должны находить нужные тропинки к сердцу ребёнка, чтобы воспитать достойного человека, хозяина своей семьи и своей страны.

Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.

Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты

занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

8.         Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста через игру"

Знакомство детей с элементарными экономическими представлениями, которые необходимы в повседневной жизни. Знакомство с монетами. Воспитание бережного отношения к деньгам, которые зарабатывают родители...

Формирование экологической грамотности детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание      это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на   ...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Презентация "Детско-родительский проект как средство формирования математической грамотности детей дошкольного возраста"

Детско-родительский проект представлен в виде папки передвижки: "Путешествие в страну Математики". Цель проекта: Развитие элементов логического мышления и формирование элементарных математич...

Пед. совет "Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста"

Педагогический совет финансовая грамотность детей...

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет. «Юные экономисты»

Проект по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста 5-7 лет.«Юные экономисты»...

Формирование экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формирован...