Главные вкладки

    Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Семенова Евгения Вячеславовна

         Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушки, бабушки; с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
         В своей работе мы хотели показать, как важно начинать патриотическое воспитание с самого раннего детства.

    Цель нашей работы: Привить нашим детям чувство патриотизма  и любви к Родине; воспитать в детях такие качества, как храбрость, сила духа, вера в свои силы, гордость за свой народ и его историю.

    Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

    - вызывать у детей гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;

    - знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, памятниками, мемориалами воинской славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

    - развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;

    - формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;

    - воспитывать в детях любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну;

     - вовлечь в работу по патриотическому воспитанию родителей воспитанников;

    -  расширить знания детей о героической обороне Ленинграда.

         В данной методической разработке представлена поэтапная работа по патриотическому воспитанию дошкольников.

         Работа проводилась с детьми подготовительной группы  (дети от шести до семи лет).  Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:
    1. Работа с детьми
    2. Работа с родителями
    3. Методическое сопровождение.


     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_vospitanie_chuvstva_patriotizma.docx32.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательный проект

     «Воспитание чувства патриотизма у детей  старшего дошкольного  возраста»

                             

                                                 Автор:

                                                         

                                                        Воспитатель

                                                                                           Семенова Евгения Вячеславовна

                                                                                           

    Санкт-Петербург

    2015


    Оглавление.

    1. Аннотация
    2. Содержательная часть:
    • Поэтапная работа над проектом
    • Выводы
    • Список используемой  литературы
    1. Дополнительные материалы и приложение

    Приложение 1                «День снятия блокады Ленинграда».Конспект досуга по            патриотическому воспитанию в подготовительной группе.

    Приложение 2                 Сценарий спортивного праздника, посвященный Дню Защитника     Отечества  «Я и папа – это сила».

    Приложение 3                  Утренняя гимнастика, посвященная 23 февраля

    Приложение 4                  Сюжетно-ролевая игра «Военный госпиталь»

    Приложение 5                  Выставки детских работ

    Приложение 6                  Дидактическая игра «Колесо истории» 

    Приложение 7                                                                                                                                                                                                                           Центр патриотического воспитания

    Приложение 8                   Мини-музей «Я помню, я горжусь» 

    Приложение 9                  Карта с  маршрутами  выходного дня по памятным местам города               Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    Приложение 10              Совместные поделки «Создание открытки, посвященной Дню   Защитника Отечества»

    Приложение 11                     Создание альбомов «Война в истории моей семьи»

    Приложение 12                   Анкета для родителей

    Аннотация

         Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке; с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
        В своей работе мы хотели показать, как важно начинать патриотическое воспитание уже в дошкольном возрасте детей. Так как это сложная тема, мы решили реализовать ее через образовательный проект, который позволяет ненавязчиво заинтересовать каждого ребенка и вовлечь  родителей и совместно способствовать формированию у детей патриотических качеств.

    Цель проекта: привить нашим детям чувство патриотизма  и любви к Родине.

    Задачи:

    - вызывать у детей гордость за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому;

    - знакомить детей с картой России, крупными городами нашей Родины, памятниками, мемориалами воинской славы Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

    - развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного края;

    - формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;

    - воспитывать в детях любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну;

     - вовлечь в работу по патриотическому воспитанию родителей воспитанников;

    -  расширить знания детей о героической обороне Ленинграда.

         В данной методической разработке представлена поэтапная работа по патриотическому воспитанию дошкольников.

    Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, специалисты.

    Срок реализации проекта:  с января по май 2015.

    Формы работы:

    • беседы, занятия с детьми;
    • выставки детского творчества;
    • маршруты «Путешествия выходного дня» для родителей;
    • викторины, конкурсы, игры;
    • фольклорные праздники, досуги, развлечения.
    • Совместный ручной труд.

    Ожидаемый результат:

    • Способность детей выражать собственное мнение, анализировать полученную информацию, реагировать на происходящее.
    • Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
    • Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
    • Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
    • Сплоченность детского коллектива и родительско-детских взаимоотношений.


    Содержательная часть.

           Содержание образовательного проекта по  патриотическому воспитанию состоит из трех этапов ( подготовительный, деятельностный, завершающий). Вся работа спланирована по трем блокам:


    - Работа  с детьми                                                                                                                                          - Работа  педагогов                                                                                                                                  
    - Взаимодействие с семьей

      Работа с детьми:

    I. Подготовительный  этап (введение детей в тему проекта):

    - Просмотр и обсуждение презентации «Мы помним, мы гордимся»

    - Рассматривание иллюстраций военных действий и обсуждение

    - Встреча с гостем в группе (Дети блокадного Ленинграда)

    - Участие в составлении плана мероприятий

    II. Деятельностный этап:

    -  Досуг, посвященный Дню снятия блокады Ленинграда (см. приложение 1)

    - Спортивный праздник к 23 февраля «Я и папа – это сила» (см. приложение 2)

    - Утренняя гимнастика, посвященная 23 февраля (см. приложение 3)

    - Прослушивание музыкальных композиций

    - Заучивание  стихотворений ко Дню Победы

    - Театрализованные постановки

    - Сюжетно-ролевые игры «Российская Армия», «Моряки», «Почта», «Военный госпиталь», «Разведчики», «Военные учения»  (см. приложение 4)

    - Дидактическая  игра «Колесо истории»

    - Раскраски, разрезные картинки, настольно-печатные игры

    -  Проведение экскурсия по мини-музею военной техники для детей из других групп

    - Беседы с детьми «Город-Герой Ленинград», «Моя семья», «Мой город, «Моя страна», «Улицы нашего города», «Русские богатыри».

    - Рисование к Дню Победы  «Как прекрасен этот мир»

     - Изготовление моделей военной техники из бросового материала.

    III. Завершающий этап:

    - Участие в празднике, посвященному Дню победы.

    - Просмотр презентации «Как это было…» (Интересные моменты проекта), воспоминания, обсуждения.

    Работа педагогов:

    I. Подготовительный  этап:

    - оформление объявления для родителей

    - составление анкет для  родителей

    - Создание папок-передвижек «День снятия Блокады», «День Защитника Отечества», «День Победы».

    - Организация прихода гостя в группу (участников, детей блокады)

    - Составление плана работы по реализации проекта

    II. Деятельностный этап:

    - Организация выставки книг, рисунков, поделок (см. приложение 5)

    - Создание для детей игры «Колесо истории» (см. приложение 6)

    - Создания центра патриотического воспитания (см. приложение 7)

    - Создание мини-музея «Я помню, я горжусь» (см. приложение 8)

    -Организация конкурса рисунков, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Как прекрасен этот мир»

    -Организация конкурса чтецов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Как прекрасен этот мир»

    - Создание карты с  маршрутами  выходного дня по памятным местам города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. (см. приложение 9)

    - изготовление атрибут к сюжетно-ролевым играм

    III. Завершающий этап:

    -Создание мини-музея военной техники ( подбор коллекции моделей военной техники, игрушек , поделок, изготовленных совместно детей и родителей)

    - Составление сценария праздника, посвященного Дню Победы

    - Представление презентации  проекта на Педагогическом совете в мае

    - Обсуждение, промежуточных итоговых событий, результатов проекта

    Работа с родителями:

    I. Подготовительный  этап:

    - знакомство с планом проекта

    - индивидуальные беседы с родителями о ветеранах войны (традиции семьи о передачи памятных событий)

    - анкетирование (см. приложение 12)

    II. Деятельностный этап:

    - Совместные поделки «Создание открытки, посвященной Дню Защитника Отечества» (см. приложение 10).

    - Создание альбомов «Война в истории моей семьи» (см. приложение 11).

    - Обсуждение  карты с  маршрутами  выходного дня по памятным местам города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

    III. Завершающий этап:

    - Помощь в создании мини-музея военной техники (подбор моделей военной техники, совместное изготовление с детьми моделей из бросового материала).

    -  Совместное написание книги «Я за мир на всей планете»

    - Обсуждение итогов проекта.

    Выводы: На протяжении реализации проекта наблюдается заинтересованность детей в его участии.  Дети с большим интересом

    В начале проекта мы столкнулись с трудностями в организации работы с родителями: тяжело было вовлечь родителей в работу по созданию альбомов «Война в истории моей семьи»; с трудом удалось организовать  путешествия выходного дня родителей с детьми.

    Для решения этой проблемы предлагаем:

    - подгрупповую организацию путешествий.

    - показ презентации «Мы – будущее поколение. Нам необходимо знать историю нашей страны»

    - индивидуальные беседы

                                                         

    Список используемой  литературы

    • Александрова Е.Ю. « Система патриотического воспитания в ДОУ»/ планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/  Волгоград.  Изд.« Учитель», 2007.
    • Алешина Н.В. « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва. ЦГЛ. 2005г.
    • Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» Москва. ЦГЛ, 2005г.
    • Алешина Н.В. « Знакомство дошкольников с родным городом и страной»      /патриотическое воспитание/. Москва. УЦ «Перспектива»,2011.
    • Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова « Как научить детей любить Родину»/ Руководство для воспитателей и учителей/  Москва.: АРКТИ, 2003г.
    • Горькова Л.Г., Обухова Л.А. « Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».-Москва, изд. «ВАКО»,2005г.
    • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.  «Мы живём в России» /Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников», Москва, изд. « Скрипторий», 2008 г.
    • Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. « Мир, в котором я живу»./ Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром/Москва.ТЦ « Сфера», 2005г.
    • Кондрыкинская Л. А. « Дошкольникам о защитниках отечества»  /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.  Москва ,ТЦ  « Сфера», 2006.
    • Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Москва, ТЦ «Сфера», 2013 г.
    • Натарова В.И. и др. « Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств  в  ДОУ »/ Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ /  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
    • Новицкая М. Ю.  «Наследие» /патриотическое воспитание в детском саду/  Москва , изд. «Линка-Пресс», 2003 г.
    • Скоролупова О.А.  «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях», Москва,  издательство «Скрипторий», 2006г.
    • Шорыгина Т.А.  «О детях – героях Великой Отечественной войны», ТЦ «Сфера», 2011год.
    • Шорыгина Т.А.  «Беседы о хлебе», ТЦ «Сфера», 2013 год.
    • «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»  /практическое пособие для воспитателей и методистов/.  Воронеж, изд. « Учитель», 2005г.
    • «С любовью к России» / методические рекомендации/. – Москва, 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

    Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

    «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

    Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

    Родительское собрание МБДОУ №3 в старшей группе Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».

    «С чего начинается Родина?» Слова из известной песни трогают  душу каждого человека, любящего свою Родину. Для каждого малыша она (Родина) начинается с любимых глаз и нежных рук матери, с крепког...

    Образовательный проект "Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

       Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям – о...

    Методическая разработка Образовательный проект «Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста»

       Ребенок с момента рождения должен иметь представления о культуре своей страны, своего народа. Любовь маленького ребенка-дошкольника начинается с отношения к самым близким людям: от...

    Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского патриотического отряда «Орлята»

    laquo;Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счас...