Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством организации детского патриотического отряда «Орлята»
статья

Ноздрина Надежда Юрьевна

 

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»

А.Н. Толстой

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_no2_romashka_bayanova_i.a._nozdrina_n.yu_._1.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Баянова И.А.,

воспитатель,

Ноздрина Н.Ю.,

воспитатель,

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

№2 «Ромашка» города Губкина Белгородской области

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТРЯДА «ОРЛЯТА»

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»

А.Н. Толстой

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В государственной программе, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 отмечается необходимость разработки научно-теоретических основ и методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота России.  С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

В стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, одним из приоритетов развития дошкольного образования является - духовно-нравственное воспитание дошкольников: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.

Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. [1]

Одной из составляющих духовно-нравственного развития гражданина является формирование  патриотизма.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, выражающих любовь к Родине, готовность служить её интересам, гордость за свой народ. Это неразрывно связано с воспитанием чувств чести, долга, ответственности человека в обществе.

Непреходящий характер патриотизма, его значение в жизни разных народов и каждого человека, его влияние на развитие общества позволяет отнести патриотизм к разряду социально-нравственных ценностей. 

В патриотическом воспитании заложены самые высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей Отечества, с памятью ушедших поколений и их славных дел. "Патриотизм - это стержень духовно - нравственного воспитания, важнейший ресурс роста социальной энергии, направленной на возрождение страны".

Цель патриотического воспитания – сформировать у детей интерес к истории своей страны, её настоящему и будущему, привить любовь к своим корням и истокам. А она, как известно, начинается с любви к малой родине, родной природе, своей семье.[2]

Педагоги МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка» города Губкина с целью формирования патриотических чувств детей дошкольного возраста создали детский патриотический отряд «Орлята».

Деятельность патриотического отряда решает ряд воспитательных задач:

- воспитать уважение, почитание народных традиций; 

- воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

- формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;

- привить любовь к родному краю (к родному дому, семье, детскому саду, городу);

- воспитать уважение к государственным символам;

- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям.

Исходя из этих задач, нами был составлен план деятельности патриотического отряда, в ходе реализации которого были проведены следующие мероприятия:

- проведена социальная акция по пропаганде детского патриотического движения. В ходе акции дошкольники посетили памятник «Безымянного солдата», возложили к нему цветы, и вручали прохожим буклеты «Мы помним, мы гордимся»

В детском саду проведена тематическая неделя «Отчизны верные сыны». Данное мероприятие было приурочено к празднованию «Дня защитника Отечества»

- патриотический отряд дошкольников «Орлята» принял участие в торжественном шествии, посвященном празднику Победы «Бессмертный полк». После чего дошкольники вручили ветеранам Великой Отечественной войны, сделанные своими руками открытки.

Согласно ФГОС ДО, необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. В группе оформлен «Центр патриотического воспитания», имеющий всё необходимое для социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников. Там были размещены альбомы « Города воинской славы», книги памяти, где находятся фотографии военных времен, репродукции картин, альбомы  костюмы нашей Родины. Создан музей воинской славы, где поместили фотоальбомы  семейных героев совместные работы детей и родителей в ходе реализации: собираются фотоальбомы «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», к которому ребята потом постоянно обращаются, делятся своими впечатлениями. Основной целью является воспитание любви к своим родным и семье, малой родине, страны;

Так как родители воспитанников являются участниками образовательного процесса, мы активно включали их в работу патриотического отряда.

В родительском уголке был размещен информационный стенд, где поместили  план работы патриотического отряда  на год, на месяц. Родители вносили свои предложения об организации мероприятий, принимали активное участие  в экскурсиях, социальных акциях.

Особенно запомнился  семейный праздник посвященный Дню народного единства  «Ты не один, нас много». По итогам мероприятия воспитанники отметили важность символики и традиций русского народа. Совместная деятельность родителей и педагогов позволила сформировать правильное восприятие патриотизма у детей, способствует усвоению приобретенных навыков, знаний и умений, вырабатывает рост авторитета взрослых. Со временем, благодаря систематической, целенаправленной работе воспитанники  приобщались к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к своей стране, её истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своей страны, любящими свою семью, свою малую Родину и готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.

Положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, не застаиваясь на месте, а работая в режиме развития. В сентябре 2017 года патриотический отряд детского сада №2 «Ромашка» - «Орлята» влился в муниципальное патриотическое движение дошкольников «Юный патриот».

Список литературы:

  1. Антонова, Г. П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \Г. П. Антонова. М.: Мысль. 1991
  2. Рыбалова, И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – стр.45-50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством организации культурных практик...

Целостное описание актуального педагогического опыта воспитателя Фесенко С.И. - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕУсловия возникновения и становления опыта.  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № «88 Центр развития ребенка «Улыбка&ra...

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр народо

В Поволжье проживают люди 104 национальностей.                                            ...