Конспект в подготовительной группе. «Сравнение свойств, глины и песка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Овчинникова Наталья Васильевна

Занятия по экспериментированию с свойствами песка и глины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_sravnenie_svoystv_gliny_i_peska.docx151.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Шаралдайский детский сад «Березка»

Конспект НОД по экспериментированию

 в подготовительной группе.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02dd/000d705c-51ca4fda/640/img9.jpg               https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02dd/000d705c-51ca4fda/640/img9.jpg

Воспитатель: Овчинникова Н.В.

2018г

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе. «Сравнение свойств, глины и песка»

Тема:  «Сравнение свойств, глины и песка» 

Цель: дать представление о свойствах песка и глины

Задачи:

Образовательные:

- выявить опытным путем свойства песка и глины такие как:   сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.    

Развивающие:  

- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.

Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.

Материал: песок и глина, контейнеры с глиной,  лупы, баночки, стакан  с водой, МП-3 запись «Шум ветра»

Ход занятия:

         Здравствуйте, ребята!

     У нас в группе есть мальчик и он очень любознательный. Каждый день утром он подходит ко мне и спрашивает, что нового произошло  и рассказывает,  что он нового слышал и видел. Сегодня утром мальчик и его мама отправились  в детский сад, на улице вся земля после дождя была мокрой. Мальчик поскользнулся, упал и испачкался,  на одежде осталась мокрая липкая грязь. Мама сказала, что это  земля. Мальчик спросил, почему такая скользкая земля? Но мама ему ответила. Вот придем в детский сад,  там и задай свой вопрос.  Я тороплюсь на работу.

 -Ребята, а вы хотите узнать? Чем испачкал мальчик брюки?

 -Но сначала вы попробуйте отгадать загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу – 

Она понадобится сразу. 

Ответ: Глина

Воспитатель: Правильно это глина.

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть.

Ответ:  Песок

Воспитатель:

Правильно это песок.

  -Сегодня ребята предлагаю познакомиться с свойствами песка и глины и провести маленький опыт.

-Ребята давайте подойдем к столу.

-Посмотрите что у нас здесь стоит? Стакан с водой, контейнеры, лупа, соломинки для сока.

Давайте откроем один контейнер и посмотрим что в нем?

Дети: Песок

Воспитатель:

-Возьмите песок в руки и аккуратно насыпайте его в пустой контейнер.

Как сыпется песок?

Что можно сказать про песок?

Какой он? (он сыпучий).

Ребята,  а вы знаете из чего состоит песок?

Если рассмотреть песок через лупу, то можно увидеть, что он состоит из очень мелких частичек металла,камушек разного цвета, разной формы, разного размера. Ребята давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло.

  Песчинки бывают разной величины: одни покрупнее, другие помельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Это крохотные камешки.Песок сыпуч.

-Чаще всего встречается песок жёлтый. Его можно увидеть на берегу рекии его называют речным песком,

 - также мы можем  увидеть песок на берегу моря - это морской песок,

- очень много песка мы можем увидеть в пустыне.

- Похожи ли песчинки одна на другую? (ответы)

-Да ребята песок бывает разного  цвета: белого, розового, серого и даже черного. (Показ иллюстрации- виды песка)

J:\семейские\Новая папка\IMG_5930.JPG

Воспитатель: Подойдемте к столу.

-А сейчас давайте рассмотрим глину. Рассмотрите, какая она, какого цвета глина?

Сравнение свойств глины и песка

J:\семейские\Новая папка\IMG_5945.JPG

Воспитатель:

Так давайте и мы с вами ребята сделаем разминку.

 (Дети располагаются в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Сравнение свойств глины и песка, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть! Что ж пора на место встать.

Воспитатель:  

Что легче делать?    Насыпать песок или глину?

Правильно  песок сыпучий и его движение напоминает движение воды.

А глина сыпучая?

Подумайте, а как глина сыпется? (комочками).  Молодцы правильно.

Воспитатель:

Дети посмотрите у меня в руках банка с песком и глиной. Возьмите по трубочке и подуйте в банку с песком и глиной, посмотрите, что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются). А что происходит с комочками глины?

-Кусочки глины, могут двигаться так же быстро, легко, как песчинки? (Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются).

Вывод: песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.

Ну, что, ребятки, устали? Давайте мы с вами немного поиграем в игру.

Включаю аудио запись «Шум ветра».

1 Дети вы будете песчинками? (каждый из вас стоит отдельно, не прикасаясь  друг с другом). Подул ветер – что случится с песчинками? (дети бегают).

2 Дети вы будете изображать частички глины (вы будете стоять группами, взявшись за руки). Налетел ветер – что происходит с кусочками глины? Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются (дети медленно передвигаются группами, но при этом руки не разжимают) .

3 Дети поделитесь на  команды: одна команда - песчинки, другая - комочки глины. Дует ветер, дети передвигаются по группе по-разному.

А теперь пройдемте к столу и продолжим наше  исследование.

Воспитатель:

Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
Нальем немного  воды на песок.

( смачивает песок.)

Воспитатель:

Какого цвета сухой песок? 
Дети.
Светлого цвета. 
-Какого цвета сырой песок? 
Дети. 
Темного цвета. 

А куда исчезла вода? - Верно,

(Она  «забралась»  в песок и «уютно  устроилась»  между  песчинками. Песок рыхлый, поэтому его  песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде  легко пройти в песок.)

Воспитатель:

Нальем воды  на глину.

-  Что вы видите, какого цвета  стала глина?

Когда в глину  налили  воды,  цвет у нее стал  темнее. Потому что в ее состав входят полевой шпат.

 (Полевой  шпат (Минерал) - это силикаты, камень который,  распадаясь, превращается в глину или другие осадочные вещества). Полевой  шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разного цвета.

Воспитатель:

Как впитывается вода в глину  – быстро или медленно?

(медленно, медленней, чем в песок)  песок хорошо пропускает воду, а глина пропускает медленно, потому что она вязкая,твёрдая и  плотнаясостоит из слипшихся комочкови воде трудно просачиваться сквозь неё.И зная это свойство глины - люди делают из глины посуду, но если после сушки или обжига ее уронить, глиняная посуда расколется на кусочки. –

Значит  глиняные изделия хрупкие.

Воспитатель:

Ребята давайте возьмите в руки по кусочку глины,  какая она?

-Глина   мягкая  как пластилин, мокрая, вязкая  и липкая, можно лепить и она пачкает руки.

-Дети, а из  песка можно слепить?

-Правильно, из песка слепить нельзя, потому что он рассыпается.

-Ребята, подумайте и скажите, чем испачкал мальчик свои брюки по дороге в детский сад?

(Ответы детей)

Молодцы дети.

Мальчик по дороге в детский сад испачкал брюки глиной, потому что она вязкая, мягкая, липкая и пачкает.

J:\семейские\Новая папка\IMG_5959.JPG

Воспитатель: Ребята, что можно слепить из глины?

(Ответы детей)

-Молодцы ребята, верно

-Из глины люди научились делать  много нужных и красивых предметов: кирпичи, разную посуду, игрушки .Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя.

Воспитатель:

Ребята давайте слепим  кружочки  и высушим их,  проверим на прочность   и качество глины, так мы узнаем, что можно будет делать из неё.

Итог:

-Дети что вы сегодня узнали нового?

-Ребята, а как вы думаете, наш любознательный мальчик узнал, чем он испачкал брюки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Знакомство со свойствами глины и песка"

конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием экспериментальной деятельности....

"Знакомство со свойствами глины и песка"

конспект занятия с использованием экспериментальной деятельности...

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Занятие, которое поможет  познакомить  дошкольников со свойствами бумаги и ткани....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»

Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....

КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «СРАВНЕНИЕ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ БУМАГИ И ТКАНИ» (ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

Задачи:закреплять представления о свойствах бумаги и ткани,формировать знания о соотношении между материалом, из которого изготовлен предмет и способом его использования; совершенствовать способы...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Сравнение свойств песка и глины, их сходство различие»Цель: обогатить знания детей о компонентах неживой пр...