Конспект занятия по ознакомлению с природой "Свойства глины и песка"
план-конспект занятия по окружающему миру

Ростокина Евгения Сергеевна

Для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_svoystva_peska_i_gliny.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  ООД  по ознакомлению с природой

для детей старшей группы

«Знакомство со свойствами песка и глины»

Программное содержание: 

  • Познакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду), сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок, а глина из слипшихся частичек.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • Воспитывать желание помочь персонажу, интерес к окружающему.

Словарная работа:

сыпучий, рыхлый,  вязкая, липкая, пластичная.

Оборудование: 

посылка с мешочками с глиной и песком, стаканы с песком и глиной, листы бумаги, лупы, лопаточки или пластиковые маленькие ложечки, поднос на каждого ребенка, столы с песком и водой, картинка замка из кирпича, красный кирпич, бумажные полотенца для рук.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я  получила посылку от сказочного принца.

С ним случилась беда, злой волшебник украл его принцессу.

Принц сможет освободить ее, если  построит крепкий, надежный и красивый замок. Для строительства можно использовать только один из двух видов материала. Принц просит нас помочь выбрать  материал. /достает из посылки мешочки с глиной и песком/.

-  Что это? /песок и глина/.

- Сложное задание задал волшебник. Замок должен быть крепким, не рассыпаться,  не пропускать воду, во время дождя. А материал для строительства должен хорошо лепиться. Как вы думаете, какой материал лучше подойдет?

 Давайте посмотрим картинку замка.  

Из чего он построен? /кирпича/. Как вы думаете, из чего можно сделать кирпичи: из песка или из глины? Как можно проверить? /предположения детей/.  

Дети проходят за столы с песком.

Опыт 1.  Что лучше лепиться? 

Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?  Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

- Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

- Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

- Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/.  Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.  

                Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

- Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

- Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

-  Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

   Вывод: сухой песок не лепится, а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

                                                     

Дети моют руки.

 - Как вы думаете, какой кирпичик прочнее: песочный или глиняный? Как можно узнать? /предположения детей/. Проверим.

Опыт 2. Что легче ломается?

Дети пробуют пальчиком разломать кирпичи. Что случилось с песочными кирпичами? Рассыпались. А глиняные рассыпаются?

Вывод: из песка кирпичи получаются непрочные, легко распадаются, а глиняные прочные, их трудно разломать.

  - А  для прочности глиняные фигурки обжигают в специальных печах, после этого они становятся прочными, твердыми. Посмотрите, какой кирпич получается после обжига. /показ красного кирпича/. 

Дети моют руки.

- Ребята, как вы думаете, почему песочные кирпичи так легко рассыпаются, а глиняные нет? Давайте  рассмотрим песок и глину.

                                     

Дети садятся за круглые столы.

Опыт 3. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

- Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

- Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

   В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина  состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

- Ребята,  как вы думаете, проходит ли вода через песок и глину? Как можно проверить?

 Опыт 4. Проходит ли вода через песок и глину?

 В стаканы помещаются  песок и глина. Наливают на них воду и смотрят, что из них хорошо пропускает воду. Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?

Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки  не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду.

   - Так, какие же кирпичи лучше защитят от дождя: песочные или глиняные? Почему?  Верно, песочные кирпичи будут пропускать воду, а глиняные – нет. Молодцы!                   

 - Как вы теперь думаете, что лучше подойдет для строительства замка? Почему? Какая должна быть глина для лепки кирпичей: сухая или сырая? Что случится с замком во время дождя, если кирпичи будут песочные?  Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня. Я думаю, принц будет рад нашей помощи. Давайте отправим ему нужный материал.  /кладут мешок с глиной в посылку/

Итог занятия:

-Что понравилось и что не понравилось?

-Дети, что нового вы узнали для себя?

-Будете вы дома с родителями проводить эти опыты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по ознакомлению детей со свойствами и качествами песка в младшей группе «Испечем куличики для куклы Ани»

Цель данного занятия: научить детей правильно обращаться с песком, а так же формировать грамматический строй речи. ....

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Занятие по ознакомлению с природой "Свойства металла"

Материал будет интересен воспитателям детских садов....

Конспект занятия по ознакомлению с природой подготовительная группа «Вода и его свойства »

 Основные задачи поставленные  перед занятиемпоказать важное свойство воды — давать жизнь живому.показать свойство окрашенной воды окрашивать поставленные в них белые цветы в со...

Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей подготовительной группы «Природа вокруг нас»Тема: занятие «Природа вокруг нас»Цель: формировать экологическую культур...