Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воздуха в старшей логопедической группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Воронина Инна Ивановна

Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воздуха, формирование мыслительной активности, познавательного интереса, совершенствование монологической и диалогической речи, воспитание любознательности, умения наблюдать за окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vozdukh_i_ego_svoystva.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по природе в старшей логопедической группе.

Тема: «Знакомство с воздухом и его свойствами»

Цель: Дать детям понятие о том, что нас окружает воздух, он везде и во всем. Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, прозрачен, без запаха, плохо проводит тепло, воздух упруг, его можно сжимать, он двигается.

Формировать мыслительную активность, познавательный интерес, совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

Воспитывать любознательность, умение наблюдать за окружающим миром.

Методические приёмы: эксперименты с элементами беседы, опыты, объяснения, уточнения, поисковые действия.

Оборудование:  глобус или карта, белые халаты, веера, пакеты, кубики, трубочки, стаканы с водой, кусочки кирпича, кусочки земли, поролон, графин с водой, аквариум с водой, сухой стакан, салфетка, пластилин, резиновая перчатка, воздушные шарики по количеству детей, музыка для игры, трубка, картофель, мяч, ватные шарики, вертушки, яркий цветок.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Дети входят в зал. На стене висит карта.

- Как вы думаете, что это такое?

- Чего здесь больше: воды или суши?

- Назовите мне 4 океана? ( Атлантический, Тихий, Индийский, Северный ледовитый)

Кроме 4 – ёх океанов на Земле есть ещё один океан, самый большой из всех океанов и все мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби весь день  и ночь «купаются» в этом океане.

Догадались, что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и без воды. 4 водяных океана широко – широко разлились по Земле, а 5 – ый – воздушный.

- Над Землей?

- Как вы думаете, что нужно человеку для того, чтобы он жил?

- Всё верно вы сказали. Многое нужно человеку: пища, вода.

- Как вы думаете, может ли человек обходиться какое – то время без воды и пищи?

- Подумайте, без чего человек не может прожить даже короткое время?

- Сделайте вдох. Задержите дыхание. Что вы чувствуете?

- Правильно, вам трудно дышать. Человек должен дышать постоянно и равномерно, а для этого ему нужен … (воздух)

- Каким воздухом легче дышать: чистым или загрязнённым?  Что значит чистый воздух? Загрязненный?

II.  Основная часть.

Чтобы узнать о свойствах воздуха, мы отправимся с вами в лабораторию.

- Кто – ни будь из вас, знает, что такое лаборатория?

- Как называют людей, которые работают в лаборатории?

Мы с вами сегодня будем лаборантами. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками. Но прежде чем войти в лабораторию, давайте вспомним правила поведения в ней: без разрешения руками ничего не трогать, быть внимательными и наблюдательными, выполнять добросовестно все опыты.

- Во что одеты люди в лабораториях? (в чистые белые халаты) Почему?

Давайте оденем халаты и пройдем в лабораторию.

Влетает ветерок с загадкой.

Здравствуйте, ребята, Вы догадались, кто я?

Я летаю везде: на улице, в комнате, в лесу, в поле. Для чего вы тут собрались?

- Мы собрались в лаборатории, чтобы провести опыты.

Итак, опыт №1

Для того, чтобы он получился нужно взять веер и помахать им.

- Как вы думаете, что мы почувствуем?

- Давайте проверим?

- Что вы чувствуете? (ветерок)

Это воздух движется.

- Мы его видим? (нет)

- Значит воздух какой? (невидимый, прозрачный)

Чтобы убедиться, что воздух прозрачный мы проделаем с вами опыт №2.

Возьмите пустые пакеты и положите в них кубики.

- Что мы можем сказать о пакетах? (они полные, выпуклые)

- А теперь выложите кубики из пакетов, стряхните их и закрутите концы. Что вы видите?

- Почему пакеты опять выпуклые и полные? (в них воздух)

- Почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый)

Опыт №3.  

У меня в руках что? (резиновая перчатка)

Что произойдет если я зажму её? Давайте проверим.

Зажимаю резиновую перчатку. Пальцы наполняются воздухом.

- Как вы думаете, а в воде есть воздух?

Чтобы ответить на этот вопрос мы с вами проделаем опыт №4.

Опустите один конец трубочки в стаканчик, другой возьмите в рот и тихонько подуйте. Что вы видите?

Что это? (воздух)

- Как вы думаете, есть ли воздух в других предметах и вещах?

Чтобы убедиться в этом проделаем опыт №5.

Возьмите кусочек кирпича и бросьте его в воду.

- Что вы видите?

- Откуда взялись пузырьки? (воздух накопился в кирпиче)

Опыт №6.

Возьмите комочек земли и бросьте его в воду. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод?

Опыт №7.

Рассмотрите поролон. Что у него есть? (дырочки)

- Как вы думаете, если мы опустим поролон в воду, что мы увидим?

- Опустите поролон в воду. Что вы видите? (идут пузырьки). О чем это говорит? (из поролона выходит воздух)

Опыт №8.  

- Что налито в графин? Как вы думаете, в воде есть воздух? Давайте проверим.

Льем воду из графина в тазик. По краям тазика идут пузырьки. О чем это говорит? (в воде есть воздух)

А сейчас у нас в лаборатории перерыв. Мы с вами можем поиграть. Как вы думаете, с воздухом можно играть? (показываю детям два шарика один – пустой, второй – надутый). Как вы думаете, что в надутом шарике? С помощью чего можно надуть шары?

Сейчас мы поиграем в игру «Кто скорее доведет шарик до стола» (под музыку)

(показываю мяч)

- Как вы думаете, что находится внутри мяча? Его можно сжимать и отпускать. О чем это говорит? (что воздух можно сжимать)

Игра «Кто скорее доведёт мяч до стены» (отбивая мяч от пола)

А теперь, ребята, давайте вернёмся в лабораторию. Так как я главный лаборант, то этот опыт я сделаю сама.

Опыт №9.

- Скажите, если в воду что – нибудь опустить, каким оно становится? (мокрым)

- У меня есть стакан. Какой он? (сухой). Ко дну я прикреплю цветок, какой он? (сухой). Переворачиваю стакан и опускаю его в воду. Он идёт с трудом. Теперь стакан вытаскиваю. Как вы думаете, Какой стакан внутри? А цветок? Давайте проверим? Почему они остались сухими? Что помешало воде войти в стакан?

- А теперь давайте убедимся, что в стакане воздух. Я его опущу ещё раз и боком вытащу. Что вы видите? Откуда пузырьки?

Мы с вами убедились, что воздух окружает нас везде. Он невидимка, потому что мы его не видим.

Ветерок:  А можно опыт №10 я проведу сам?

Я летал, шалил, и загнал в эту трубочку кусочек картофеля. Как вы думаете, его можно достать?

- Каким образом?

Ветерок сильно дует, и картофель выскакивает из трубочки.

- О чем говорит этот опыт? (воздух обладает упругостью)

- Как вы думаете, почему мы легко одеты? (нас окружает тёплый воздух)

- Сейчас я открою окно, что вы почувствуете? Давайте проверим.

Открываю окно, входит холодный воздух. Холодный воздух тяжелее тёплого, он движется быстрее.

Зимой воздух какой? А летом? Почему? (воздух может нагреваться)

- Ребята, почему занавеска начала двигаться? Кто её двигает? (ветерок).

Как вы думаете, что такое ветер?

Ветерок: Я знаю, я знаю, можно я расскажу, как образовывается ветер? (рассказ)

Опыт №11. Проводит ветерок.

Что произойдёт с ватными шариками, если мы на них подуем? Давайте проверим.

Возьмите ватные шарики за верёвочки и тихонько подуйте на них. Что случилось с шариками? А теперь подуйте сильнее. Что произошло с шариками? Когда они сильнее отскакивали: когда дули слабо или сильнее?

Опыт №12. Ветряная мельница.

А теперь посмотрите на эту игрушку. Как она называется? Если на неё дуть, что с ней произойдёт? Проверяем.

Ветерок: Я могу двигать и другие предметы. Вспомните, что может двигать ветер? (качаются деревья, волны на море, пыль на дороге, бумажный змей летит, и т.д.)

Послушайте, как красиво о ветре сказал А. С. Пушкин.

«Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе…»

Итог: Вам понравилось в лаборатории? Что нового вы узнали о воздухе? Какой опыт вам больше всего понравился? О чём бы вы хотели рассказать дома?

Наш рабочий день закончился. Спасибо за работу. Можно вместе с ветерком выйти на улицу и поиграть с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития

«Транспорт»-конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы с диагнозом задержка психического развития     ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:  Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу и закрепить правило светофора....

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды во второй младшей группе

                                   Конспект непосредственно образовательной деятельности  ...

Методическая разработка: Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.

Дети внимательно рассматривают предметы: прозрачный, непрозрачный. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, четко называют слова. С помощью исследовательских действий с предметам...

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов для детей средней группы.

Цель: вызвать у детей интерес к экспериментальной деятельности.Задачи:1. Дать элементарные представления:- о качествах предметов: твердый, мягкий, тяжелый, легкий;- о свойствах пре...

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники»

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды «Мы — волшебники»Цель: ознакомление детей со свойствами воды;Задачи:• Обучающие: формировать у детей...

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды "Мы - волшебники"

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воды "Мы - волшебники"...