проект " Мы построим книжкин дом" (по ознакомлению детей старшей группы с писателями и поэтами Ивановского края)
проект (старшая группа)

Твердова Надежда Вениаминовна

Для достижения положительных результатов  в развитии ребёнка невозможно ограничиться  только работой, проведённой в стенах детского сада. Поэтому важным в работе считаю сотрудничество с другими социальными институтами.  Проект "Мы построим книжкин дом" был разработан и реализован в тесном сотрудничестве с Публичной библиотекой города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_s_bibliotekoy.docx56.17 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь  2018 – май 2019г.)

Участники: дети, родители, воспитатели старшей  группы «Почемучки», работники Публичной библиотеки г. Родники

Обоснование проекта: Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, имеющего представление о писателях родного края.

Объектом исследования  является процесс расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае.

Предмет исследования -  художественные произведения ивановских  авторов.

Проблема: писатели Ивановского края и их произведения. Что дети знают о них и их творчестве для детей.

  • поверхностные знания детей о произведениях Ивановских авторов;
  • недостаточное внимание уделяется чтению художественной литературы родителями детям;
  • поверхностный интерес родителей к ознакомлению детей с художественной литературой, в том числе с произведениями писателей родного края.
  • замена книги на мультфильмы и компьютер.

Цель данного исследования - определить эффективность влияния произведений  ивановских авторов на расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае.

Для конкретизации поставленной цели были определены следующие

Задачи:

1. изучить особенности процесса расширения знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста;

2. определить роль литературного краеведения в расширении знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.

3. диагностировать исходный уровень сформированности знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

Актуальность

Актуальность исследования определена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в котором отмечается, что образовательный процесс в дошкольном учреждении должен отражать специфику региональных условий. Краеведческий компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «малой Родине». Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к Родине.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Описание проекта:

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

Таким милым сердцу уголком для педагогов, родителей и детей нашего детского сада является город с чудесным названием Родники, а именно его неотъемлемая часть -  село Пригородное. Наш любимый город - это жемчужина ситцевого края,  тихая глубинка на просторах нашей необъятной  России.

Формируя у ребенка чувства любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально - положительное отношение к тем местам, где он живет. Чтобы сформировать гражданский долг, воспитать человека, способного обращаться с природой бережно, надо дать ему экологические знания, начиная с дошкольного возраста. Под эгидой Года экологии в России, в нашей группе «Почемучки»  был реализован проект «Мы – за чистое село!» В ходе проекта дети группы  боролись с несанкционированным выпасом скота в  местном парке, со стихийными свалками,а также совместно с администрацией сельского поселения разработали целый ряд совместных мер по поддержанию чистоты и порядка в селе Пригородное.

2018 год  стал продолжением краеведческой работы, начатой в прошлом году. Работа шла под эгидой 100 - летия города Родники и Ивановской области.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают педагогу  лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение воспитателя и детей, благодаря которому формируются  моральные качества и духовный мир дошкольников. Занимаясь краеведением, дети  развивают индивидуальные склонности и способности.

В течение учебного года согласно плану прошли проекты по ознакомлению ребят группы с народными промыслами Ивановского края , проект «Пуговица из села Парское», «Любимому городу – 100 лет»,  а также проект по ознакомлению дошкольников с ближайшими сёлами Родниковского района. Мы стали «дружить» сёлами  с Парским, с.Филисовым, Сосновским сельским поселением. Совместно с родителями на заседаниях семейного клуба «Счастливый ребёнок», который функционирует у нас в группе с 2014 года, мы с удовольствием создавали интерактивные игры  с учётом регионального компонента, такие как «Промыслы Ивановского края», «Деревья в названиях сёл Родниковского района» и др. Семьи воспитанников приняли участие в многочисленных выставках и конкурсах краеведческого характера, а также в интересном открытом мероприятии, прошедшем в группе  к 100 – летию Ивановской губернии - «Ивановская ярмарка – широкая да яркая!»  с  заливистой  шуйской  гармонью и чаепитием из настоящего самовара. Большой интерес как у детей, так и у родителей вызвали экскурсии в краеведческие музеи города Родники, сёл Родниковского района и выступление наших воспитанников на настоящей  ярмарке Парского калача(с.Парское) с танцем « Родные просторы».

Ещё одним открытым мероприятием стало занятие для родителей и педагогов «Мы- экскурсоводы!», где мои  воспитанники  провели замечательные экскурсии по  мини-музею «Вещи из прошлого», оформленному  в группе.

Продолжением данной работы стала идея литературного краеведения Ивановского края. Огромная роль в этом процессе отводится художественному слову авторов родного края.

Порой приходится сталкиваться с односторонним толкованием понятия «русская провинция». С ним соотносят представление об ограниченности, отсталости провинциальной жизни, о вторичности (по сравнению со столичной деятельностью) ее культурного существования. Но общероссийская культура всегда так или иначе связана с культурой провинции и в известной степени зависит от нее. Именно провинция представляла и представляет в России ту почву, писательскую среду, без которой было бы невозможно возникновение вершинных явлений отечественной культуры.

 В дошкольных образовательных учреждениях использование  творчества  писателей родного края носит эпизодический характер, ему не придается должной значимости. Отсюда возникает противоречие между необходимостью использования произведений  ивановских авторов с целью расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае и ее недооценкой и эпизодическим характером в дошкольном образовательном учреждении.

Д.С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».

Литературное краеведение - специфическая область знания о литературе, «та же история литературы, но отличающаяся особым подбором материала, особым аспектом его рассмотрения». Литературное краеведение вычленяет из общего объема краеведческих сведений те, которые имеют отношение к литературному наследию края.

Ивановский край имеет богатую литературную историю, связанную с именами выдающихся русских писателей, включая активных участников современного литературного процесса. Об использовании местного материала в процессе обучения и воспитания писали Я. А. Коменский, А. Дистервег, И. Г. Песталоции, Ж. Ж. Руссо. В России эту идею развивали Н. Х. Вессель, Е. А. Звягинцев, Н. И. Новиков, Д. Д. Семёнов, К. Д. Ушинский.

В произведениях ивановских  авторов признательность и любовь к родному краю, с любви к которому и начинается любовь к своей Родине. Поэтому дошкольники чувствуют ощущение близости поэзии своим переживаниям, чувствам и впечатлениям. Познавать мир родного края все-таки легче с помощью простых и доступных понятий, заложенных в произведениях ивановских  поэтов.

Мы взяли за основу изучение в курсе литературного краеведения литературу местную. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе города Родники, Родниковского района, Ивановского края  и  привить детям  чувство гордости за свою малую родину. Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе.

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой — воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Здесь мы не могли обойтись без помощи наших друзей – методистов  из Родниковской публичной библиотеки. В нашей совместной работе мы наметили следующие задачи:

-  прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

-  дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;

-научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Важными в своей работе мы считаем раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями.

Совместно с Публичной библиотекой был разработан проект «Ситцевого края голоса».

Первая встреча методистов Публичной библиотеки с родителями прошла в рамках заседания семейного клуба «Счастливый ребёнок». Методисты рассказали родителям о важности приобщения детей к чтению, познакомили с планом проведения совместного проекта «Ситцевого края голоса», обсудили  внесённые замечания и предложения родителей по его проведению.

Далее работа шла по утверждённому методистами, педагогами и родителями плану работы.

Предполагаемые результаты в ходе реализации проекта:

Семья:

  1. Родители владеют практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.
  2. Семьи воспитанников активно включаются в жизнь детского сада:  принимают участие в конкурсах, выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.

Дети:

  1. Владеют культурно гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т.п.)
  2. Проявляют устойчивый интерес к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.
  3. Описывают состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, используя средства интонационной выразительности.
  4. Активно участвуют в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания иллюстраций.
  5. Называют любимые сказки и рассказы (три-четыре) ивановских авторов, запоминают и читают наизусть два-три стихотворения.
  6. Владеют техническими навыками и проявляют творческий подход в изготовлении самодельных книжек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по ознакомлению детей старшей группы с родным краем.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников....

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе...

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе...

«Ознакомление детей с творчеством детских писателей и поэтов, художниками иллюстраторами»

Этот доклад, даст представление по заданной теме. Который возможно пригодится в стиле " Родительский клуб"- литературная гостинная....

Перспективное планирование по Ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов

Ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов...

Сценарий творческой встречи детей подготовительной группы с писателем и поэтом п. Баранчинского Б.Т. Задворняк 2016 – 2017 уч. г.

Познакомить детей с творчеством писателя и поэта посёлка Баранчинского  Задворняк Б.Т....

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей группы с историей и наследием казачества на тему: «Люблю тебя - мой край родной»

Задачи: Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать у детей патриотические чувства, чувства сопереживания и взаимовыручки. Материал: магнитофон, аудиозапись песни...