Конспект НОД «Посиделки в русской избе»
план-конспект занятия (старшая группа)

Коктомова Ольга Николаевна

Закрепление знаний детей о традициях  и обычаях русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Посиделки в русской избе»

Цель – закрепление знаний о традициях  и обычаях русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом - посиделками;

- показать самобытность русского народа, проявляющуюся в устном народном творчестве (пословицах, загадках, песнях, скороговорках, небылицах, сказках);

- закрепить знания о народных промыслах;

- закрепить умение отгадывать загадки;

- закрепить в активном словаре слова: посиделки, печь, ухват, лапоть;

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости и уважения к обычаям и традициям русского  народа;

Развивающие:

- развивать умение играть, соблюдая правила игры;

- развивать  художественно-творческие способности детей;

- развивать умение выполнять поделку, опираясь на схему;

- развивать коммуникативные навыки детей;

Предварительная работа:см.учебный план проекта

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: русские народные костюмы для воспитателя и детей, самовар, лавки, каравай, схемы о порядке выполнения поделки (лепка, роспись, рисование орнаментов)


Ход НОД:

Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром. Звучит русская народная мелодия. В горнице детейвстречает хозяйка.

- Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные и желанные!  

Проходите. Не стесняйтесь.

По удобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

-Добры молодцы, красны девицы! Добро пожаловать в нашу деревенскую избу!

- Ребята, посмотрите, в нашей горнице еще есть гости, давайте с ними поздороваемся (дети здороваются с гостями).

Мы гостей встречаем

Вкусным, румяным караваем

Дети встают в круг, поют русскую народную песню.

«Каравай» - русская народная песня

- Вот какой знатный получился каравай! (ставит на стол, к самовару)

- В старину поздно вечером, собирались люди в большой избе. Приходили после трудового дня,чтобы себя показать, да на других посмотреть. Здесь они пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками – прибаутками. Такие вечера назывались посиделками.

- От какого слова произошло слово ПОСИДЕЛКИ? (сидеть)

- Правильно. В старину люди днём трудились, а после тяжелого дня неплохо было бы и посидеть, отдохнуть.

-  Отдыхайте мои гостюшки дорогие, а я вас немного поразвлекаю.

Издавна русский народ славится своим трудолюбием, об этом говорится в пословицах.

Правила: Я буду читать часть пословицы – ваша задача – закончить ее

Без труда не выловишь и - рыбку из пруда

Любишь кататься, - люби и саночки возить.

Скучен день до вечера, - коли делать нечего.

Рабочие руки не знают - скуки.

Глаза страшатся, - а руки делают.

Делу время - потехе час.

Кончил дело - гуляй смело.

- Теперь предложу вам вот какую потеху. Проверим, сможете ли вы отгадать народные загадки. Покажите-ка свою смекалку.

Загадки:

1. Лето придет – не глядят на нее

Зима настанет – обнимают ее. (Печь)

2. Кто в избе рогат? (Ухват)

3. Черный конь

Скачет в огонь.

(кочерга)

4. В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом пришел

Всех вокруг себя собрал. (Стол)

5. Что в избе не видно? (Дым)

6. На кочке огонечек,

На огонечке – пузыречек. (Керосиновая лампа)

7. То назад, то вперед,

Ходит - бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

(утюг)

8. Пляшу по горнице

С работою моею.

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

(веретено)

9. А вот еще одна загадка:

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.

(лапоть)

- Ну что посидели, отдохнули, пора и поиграть.

Игра «Клубок»

Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех становится самый высокий из игроков. Ему отводится роль столба. До слов «нитка тянется» все дети вместе с ведущим идут по залу в разных направлениях – по диагонали, змейкой, по кругу. Затем ведущий должен стоять неподвижно. Остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг столба.

Я по горенке шла, клубок ниток нашла.

Клубок маленький, нитки аленькие.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех, перевертев шесть!

Когда стоящего столбом все обовьют, последний игрок начинает двигаться в обратном направлении, и клубок разматывается и дети поют:

Я по горенке шла, клубок ниток нашла.

Клубок маленький, нитки аленьки,

клубок катится, Нитка тянется

Клубок доле, доле, доле.

Нитка боле, боле, боле.

Нитка дольше всех, перевертев шесть!

-Ну что отдохнули немного? Поиграли? Я тут еще одну пословицу про труд вспомнила – «Делу - время, а потехе - час». Как вы её понимаете? (предположения детей).

- Верно. На посиделках не только отдыхали, но и делом занимались. Выбирайте, кто чем хочет заняться.

- Может кто-то хочет слепить свистульку для младшего братишки или сестрички?

А кто-то вышить орнамент на рубахе для бабушки или дедушки?

А кто-то расписать прялку для любимой бабушки. Выбирайте дело по душе. Дело это вам знакомое. А если кто забыл, то в помощь вам подсказки на столе.

- Так, работа предстоит тонкая, давайте ваши пальчики подготовим.

1) Лепка (Каргопольская свистулька или конь);

2) Вышивка (рисование) орнаментов для рубахи;

3) Пермогорская (или Мезенская) роспись доски;

ПОКА ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ ДЕЛОМ, ВОСПИТАТЕЛЬ РАЗВЛЕКАЕТ ДЕТЕЙ НЕБЫЛИЦАМИ:

- Раньше ни телевизора, ни радио не было. Хозяйки обычно развлекали своих гостей. Послушайте, какие истории я вам расскажу.

                         

Сидят в светлицах.

                        Щелкают орешки

                         творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие….

1) Федул – чего губы надул?

    Кафтан прожег,

    Зашить можно?

    Да иглы нет.

    А велика ли дыра?

    Один ворот остался.

2) Сынок, сходи за водой на речку!

    Живот болит.

    Сынок, иди кашу есть!

    Что ж, раз мать велит – надо идти!

3)  Где ты, брат Иван?

      В горнице.

     А что делаешь?

     Петру помогаю.

     А Петр что делает?

     Да на печи лежит.

ЗАТЕМ РАЗВЛЕКАЕТ ГОСТЕЙ, ПОКА ДЕТИ РАБОТАЮТ

- Ой, вы Гости мои дорогие, предложу я вам сыграть в игру интересную, пока ребята заняты делом.

Ну-ка, кто скороговорку скажет и не ошибется? (ведущий по очереди называет скороговорку, а зрители ее повторяют)

Скороговорки:

* Рубили дроворубы сырые дубы на срубы

* Ткет ткач ткани на платье Тане

* Шел Егор через двор,

Нес топор чинить забор

*Три сороки тараторки

Тараторили на горке

* Коля колет колья

* Проворонила ворона вороненка

К КОНЦУ РАБОТЫ, ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДХОДИТ К ДЕТЯМ И КОММЕНТИРУЕТ:

1) Что ты расписываешь? (прялку) Какую роспись ты выбрал? Почему именно эту роспись?

2) Какую игрушку ты вылепил? Кому ты её подаришь? Как ловко у тебя получилось! В следующий раз мне вылепишь?

3) Какие элементы для орнамента ты выбрал? А зачем раньше вышивали рубахи по воротам, рукавам и подолу? (оберег, красиво)

- Давайте выставим наши поделки. Пусть гости полюбуются и оценят. Нравится ли вам гости дорогие?

- Ох, как время быстро летит, скоро петухи первые запоют. Не пора ли нам расходиться? А каравай то наш так и остался нетронутым. Что же это я за хозяйка. Угощайтесь гости, дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Посиделки в русской избе"

Конспект направлен на изучение детьми подготовительной группы жизни и быта русского народа....

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»

Конспект занятия «Посиделки в русской избе»...

Конспект ОД "Посиделки в русской избе"

Конспект ОД для детей старшей группы по познавательному развитию...

конспект занятия по патриотическому воспитанию "Посиделки в русской избе"

Ребята отправляются в далекое прошлое в гости к радушной Хозяюшке, которая рассказывает о русском быте...

Конспект развлечения "Посиделки в русской избе"

Цель:Формирование интереса к истории русской национальной культуры.Задачи:Приобщать к общечеловеческим ценностям.Развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические к...

Конспект "Посиделки в русской избе"

Формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа....

Конспект занятия "Посиделки в русской избе"

Конспект занятия "Посиделки в русской избе"...