Статья "Приобщение старших дошкольников к духовному наследию своей малой Родины через игровую технологию."
статья (подготовительная группа)
В статье описана игровая технолоия "Святыни Белогорья" и формы работы по представленному дидактическому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Анахина Т.А., Васильева С.Н.,
воспитатели МАДОУ
«ЦРР детский сад №33 «Радуга»
г. Губкин
Белгородская область
Приобщение старших дошкольников к духовному наследию своей малой Родины через игровую технологию.
Проблема сохранения и развития духовно – нравственного здоровья подрастающего поколения является наиболее актуальной, так как волнует не только родителей и педагогов, но и все общество в целом. В связи с этим именно православная церковь становится неотъемлемой частью не только нашей жизни, но и частью современного образования. [1] Актуальность идеи о взаимосвязи православия и образования продиктована национальным проектом «Образование», в котором одной из ключевых задач обозначена задача воспитания гармонично-развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Так же задача духовно-нравственного воспитания находит свое отражение в рамках социального и коммуникативного развития Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Каким же образом можно использовать воспитательные возможности православия и церкви в дошкольном образовании?
Своей главной целью в деле становления духовно-развитой личности мы видим создание условий для освоения детьми богатого культурного и духовного наследия своей малой Родины и одновременного приобщения к ее лучшим православным традициям. Учитывая то, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, изучение культурного наследия родного края мы осуществляем через игровую технологию. Именно игра затрагивает все стороны развития личности ребенка: коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую, нравственно-духовную.
Особенный интерес у малышей и положительный отзыв у родителей нашла развивающая краеведческая игра «Святыни Белогорья», которая входит в методический комплект авторской программы Т.А. Караповской, В.В. Калмыковой «Духовное краеведение для малышей».
Данная программа предполагает знакомство детей с христианскими традициями через православную культуру по модулям: «Православные праздники», «Архитектура и геральдика», «Православные храмы», «Освященные источники и водоемы».
[1]- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. -М., 2009,- 390с.
Игра «Святыни Белогорья» формирует у детей представление о православной России как о родной стране, чувство любви к родному краю, к своей малой Родине. Использование в практике детского сада представленной игры, помогает решать ряд первостепенных, социально значимых задач:
- формировать представление об объектах культурного наследия страны и региона;
- развивать интерес к изучению родного края;
- воспитывать бережное отношение к святыням;
- обогащать словарный запас;
Познакомить ребят с событиями духовной истории Белгородчины, дать первые православные представления и понятия о православной церкви и православном храме помогает наглядный демонстрационный материал, книжки-раскраски «Храмы Яковлевского благочиния», «Православные праздники», пособие по конструированию из бумаги «Строим храм», мультфильмы по библейской истории, дидактический материал (кубики, карточки) «Овощи и фрукты-постные продукты». [2] Способствовать формированию у детей целостной картины мира природы и человека как ее частицы помогают также разные виды организованной и самостоятельной деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка спектакля;
- прослушивание песен и стихов;
- организация подвижных игр;
- просмотр мультфильмов и их обсуждение.
В любом своем воплощении деятельность по православному воспитанию в детском саду становится уроком радости, открывающим ребенку его собственную индивидуальность.
Благодаря использованию краеведческой игры «Святыни Белогорья» и сопутствующих дидактических материалов, ребята знакомятся не только с главными христианскими праздниками, памятниками архитектуры и деревянного зодчества, узнают о православных святынях в храмах Белогорья, но и осознают связь христианских этических понятий: «благочестие-красота», «раскаяние-прощение», «любовь-милосердие».
Пособия и дидактический материал к игре «Святыни Белогорья» помогают нам в организации и проведении непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию. Данный материал как нельзя лучше соответствует содержанию парциальной программы по познавательному развитию дошкольников «Здравствуй, мир Белогорья», где есть такие модули, как: «Белгородчина православная», «Замечательные места
[2]-Караповская Т.А., Калмыкова В.В., «Духовное краеведение для малышей» Авторская программа внеурочной деятельности. Строитель, 2014, – 20 с.
Белогорья», «Деятели искусства и культуры Белогорья».
Удобный настольно-печатный формат игры позволяет ее использовать и во второй половине дня, когда ребята могут самостоятельно играть в группах или в парах.
Игроки выбирают игровое поле соответственно интересующим их модулям («Православные праздники», «Архитектура и геральдика», «Православные храмы», «Освященные источники и водоемы», «Флора и фауна Белгородской области»). Участник или команда поочередно отвечают на вопросы игровых карточек («Как называется самый большой храм в г. Белгороде?») и передвигаются по мере правильных ответов по игровому полю вперед. Часто, используя игровые карточки с фотографиями, мы с ребятами играем в своеобразный «Брейн-ринг», соревнуясь друг с другом в точных и быстрых ответах, закрепляя таким образом новые знания. [3]
Отметим, что интерес детей к своей малой Родине, не оставил в стороне и родителей, взрослые с удовольствием рассказывают о семейных поездках по святым местам, показывают фотографии. Таким образом, наша практика православного воспитания дошкольников способствовала возникновению идеи о создании в группе мини-музея «Святыни Белогорья».
Уже сейчас мы начали собирать экспонаты: семейные фотографии, отражающие памятные места нашего края, детские рисунки, интересные предметы старины и быта Белгородчины, которыми готовы поделиться с нами наши первые помощники-родители. Надеемся, что новый мини-музей послужит интересным средством приобщения к духовному наследию нашей малой Родины старших дошкольников из других групп детского сада.
Литература:
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. -М., 2009,- 390с.
- Караповская Т.А., Калмыкова В.В., «Духовное краеведение для малышей» Авторская программа внеурочной деятельности. Строитель, 2014, – 20 с.
- О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
[3]- 3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, основанный на любви к малой Родине Кубани.
Патриотическое воспитание очень актуальная тема в наше время....
Тема: «Воспитание любви и патриотизма к своей малой родине через развитие изобразительных способностей и художественное слово»
Опыт работы по патриотическому воспитанию...
Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине
Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...
Приобщение дошкольников к культурному наследию их малой Родины
Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, как нечто ценное и почитаемое, созданная прошлыми поколениями. Культурное наследие становится фактором сплочения нации, средством объедине...
Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"
Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеве...
«Творческая одаренность старшего дошкольника: способы выявления и развития у детей через игровую деятельность»
Защита повышение квалификации...