Тема: «Воспитание любви и патриотизма к своей малой родине через развитие изобразительных способностей и художественное слово»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Опыт работы по патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание любви и патриотизма к своей малой родине через развитие изобразительных способностей и художественное слово»

Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире.

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.


Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. Красота родного края открывается, благодаря художественному слову и творчеству, и является  источником любви к Родине.

С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Расширение экономических связей, глобализация мирового пространства, научно - технический прогресс в области интернет - технологий ведёт общество к угрозе сохранения культуры и самобытности русского народа. Детские телеканалы транслируют мультфильмы иностранного происхождения, а, значит,  насаждают чуждую нам культуру. В связи с развитием компьютерных технологий, дети увлечены интерактивными играми, порой даже антипатриотического содержания, потому что значительное число игр создано в других странах.  Увлечение интерактивными играми ведёт к снижению интереса к русской литературе и зомбированию  ребёнка, который становится основным респондентом и неотъемленной частью компьютера, планшета, мобильного телефона. Ребёнок - дошкольник оторван от реальной жизни и познания природы родного края через прогулки, экскурсии. Он не может любить то, что не видит.

Но как воспитать эту любовь? Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой дошкольник, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. 

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Читая  ребёнку о родном крае, его животном и растительном мире, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Ведущая цель моего опыта работы – развитие интереса к малой родине и художественных способностей детей. Естественно, что мне пришлось проработать большое количество источников по этой теме и остановиться на особенно доступном материале для дошкольников –детской энциклопедии «Я познаю мир. Животные». Я ставила следующие задачи:

  • Воспитывать любовь и патриотизм, прививая интерес к природе родного края, её красоте и многообразию с дошкольного возраста;
  • Развивать интерес к малой родине через  научно - познавательную литературу и художественное слово;
  • Формировать художественно-творческие способности детей на основе лепки, рисования, аппликации, конструирования.

Наши заседания клуба «Сибирячок»  проходили во вторую половину дня 1 раз в неделю, в среду или в четверг, количество детей было постоянным (7 - 10 детей), а вот число желающих примкнуть к изучению родного края менялось. В содержание своей работы я включила знакомство с животным миром нашего края (ёж, лиса, медведь, лось, кабарга, соболь, косуля, нерпа, северный олень, куница, кабан, рысь), птицами (глухарь, тетерев, рябчик, чайка), насекомыми (бабочка, муравей, комар, божья коровка), рыбами (голомянка, омуль, хариус, таймень) и растениями Восточной Сибири (ель, сосна, кедр, пихта, брусника, бадан, черемша, клевер). В своей работе я использовала словесные методы (беседы, рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки), В начале заседания клуба я могла заинтересовать детей загадкой или же сюрпризным моментом, внесением игрушки, вопросами, чтением стихотворения. Например, при ознакомлении детей с растениями я зачитывала стихи местной поэтессы Т.Г. Долбуновой о кедре, ели, загадки о  голомянке, нерпе, лаконичные стихи В.А. Степанова о рыси, лосе, медведе, что вызывало трепетный интерес и желание узнать тайное и неизведанное..

Наглядные методы и приёмы позволяли мне сконцентрировать внимание дошкольников на изучаемом (картины природы, видеосюжеты, живые объекты, показ мультфильмов, презентаций). Много мультфильмов создано российскими мультипликаторами о животных, и все они раскрывают внешние и характерные  качества животных (хитрость лисы, силу медведя, благородность лося). Просмотр исконно русских мультфильмов формируют нравственный потенциал ребёнка, учат сопереживать главным героям, вызывают любовь к животным родного края: «Храбрый оленёнок», «Хвосты», «Лесная история», «Раз, два - дружно» и др.  На заседании клуба мы смотрели видеосюжет о даурском еже, но смотреть и видеть не одно и тоже… Однажды, выехав на экскурсию в Сад Ромашек, нам  с детьми посчастливилось увидеть живого ежа, потрогать его и покормить.

Завершающий этап познания мне помогали организовать  практические методы и приёмы, такие как: рисование лепка, аппликация, конструирование. Вариативность видов продуктивной творческой деятельности вызвала устойчивый интерес к изучению животного и растительного мира  малой родины. Например, по теме «Кабарга – робкое и пугливое животное» дети раскрашивали контуры кабарги и дорисовывали среду обитания «Ра, два, три, кабарга живи».

  1. Теоретическое обоснование:
  • увлечение интерактивными играми и мультфильмами иностранного происхождения;
  • снижения интереса к русской литературе, исконно русским традициям;
  • незнание растительного и животного мира природы родного края.
  1. Ведущая цель:

Развитие интереса к малой родине и художественных способностей детей

  1. Задачи:
  • Воспитывать любовь и патриотизм, прививая интерес к природе родного края, её красоте и многообразию с дошкольного возраста;
  • Развивать интерес к малой родине через  научно - познавательную литературу и художественное слово;
  • Формировать художественно-творческие способности детей на основе лепки, рисования, аппликации, конструирования.
  1. Технология
  • Организация – клубная работа во вторую половину дня
  • Содержание: знакомство с животным миром нашего края, птицами, насекомыми, рыбами и растениями Восточной Сибири;
  • Методы:  словесные, наглядные, практические;
  • Форма проведения: подгрупповая;
  • Приёмы воспитания и образования – игровые (сюрпризные моменты, дидактические, подвижные игры), словесные (рассказ, стихотворение, загадка, скороговорка, вопросы, беседы, пояснение, объяснение, поощерение); наглядные ( показ мультфильмов, видео сюжетов, презентаций);  практические (продуктивная изобразительная деятельность)
  1. Условия, которые помогали решить поставленные задачи и достичь цели:
  • Теоретическая заинтересованность;
  • Профессиональная компетентность;
  • Построение развивающей среды с учётом регионального компонента;
  • Использование информационных технологий, экскурсий в природу;
  • Сотрудничество и партнёрские отношения с детьми и родителями в экологическом воспитании;
  • Работа с социумом: экскурсии в историко - художественный музей, музей природы, в Сад Ириды, Сад Ромашек, на турбазу «Утулик», ДДТ, ДШИ.

6.   Основные принципы работы

Развивающая среда была построена на принципе доступности и наглядности. В уголке природы  находились методические пособия, которые дети могли брать, рассматривать, беседовать. Мной подобрана художественная и научно – познавательная литература о растительном и животном мире нашего края, коллекция журнала «Сибирячок», «Мастерилка /Детское художественное творчество», «Радуга идей», «Тошка». Я  сделала игру «Среда обитания» на основе регионального компонента, в которой  детям предлагается определить, кто живёт в воде, на земле, в воздухе. Принципы дифференциации и персонификации помогли выявить личную заинтересованность ребёнка  тем или иным объектом и расширить его знания через индивидуальные беседы и творческие задания. Если дети изъявляли желание полепить медведя либо другое животное, то я, как педагог, поддерживала их инициативу и стремления, помогала сделать работу сюжетной, ввести среду обитания: хвойный лес, кусты малины, пни,  субъекты охоты: бурундуков, белок.  Принципы систематичности и последовательности, которых я так же придерживалась, позволили систематизировать и обобщить знания детей о природе родного края, Восточной Сибири. Принцип сочетания различных методов и средств обучения сделал процесс познания интересным, динамичным, разнообразным. Вариативность видов деятельности, т. к.  угадывание загадок о животных и растениях, ребусы, слушание стихотворений, рассказов, участие в динамических паузах с героями, позволила избежать переутомления и поддержать интерес на протяжении всей познавательно - творческой деятельности.

  1. Результат
    Опыт работы показал, что  дети
  • с интересом откликаются на познание нового о нашем родном крае;
  • имеют развитое представление о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков

приспособления к среде в разных природных условиях;

  • осознают самоценность природы родного края, её многообразие;
  • определяют замысел будущей работы, уверенно используют освоенные техники;
  • создают образы, верно подбирают для их создания средства выразительности,

экспериментируют с изобразительными материалами;

  • проявляют творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности;
  • демонстрируют хороший уровень технической грамотности; стремятся к качественному выполнению работы;
  • принимают участие в процессе выполнения коллективных работ;
  • проявляют интерес к художественной и научно – познавательной литературе;
  • проявляют эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой;
  • обнаруживают избирательное отношение к разным видам творческой деятельности на основе произведения.

Творческие работы детей я размещала на выставке, словесно поощряла инициативу и творческий подход в осуществлении замысла. Для «неуверенных детей в своих изобразительных навыках» подготавливала шаблоны птиц, животных, рыб. Творчески активным детям давала выбор изобразительных техник и материалов. Медлительным детям дозировала изобразительную деятельность в несколько этапов. Коллективные работы позволили объединить детей одним замыслом, дети научились договариваться о композиции, о роли каждого в изодеятельности, что воспитало чувство взаимопомощи, толерантности друг к другу. В результате работы с художественной литературой дети обнаружили устойчивое слуховое  восприятие и внимание. Объём знаний о родном  крае заметно  вырос, а, значит, вместе с тем и выросла любовь детей к своей малой Родине. Только ребёнок чувствующий, знающий, умеющий хранить и беречь, восхищающийся красотой природы, любящий и ценящий её богатство, может стать патриотом своей Родины.

Используемая литература:

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

на 2011-2015 годы»: http://gospatriotprogramma.ru/;

  • Закон  РФ «Об образовании»: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/;
  • Национальная доктрина образования в РФ;
  • ФГОС ДО: https://sites.google.com/site/fgosdovlad/home;
  • Арапова Н.А. Мой родной дом, М, 2005
  • Жуковская Р.И. Родной край, М, Просвещение, 1990
  • Рылеева Е.В. вместе веселее. М. 2000
  • Сухомлинский В.А. Родина в сердце, М, 1980
  • Ушинский К.Д. Родное слово, Новосибирск, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Влияние ритуалов на развитие изобразительных способностей и художественного вкуса дошкольников"

В данной статье описано, как влияют ритуалы и титуальные предметы  на развитие  изобразительных способностей и художественного вкуса  дошкольников....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ЗА МАЛУЮ РОДИНУ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ"

Данная презентация знакомит воспитанников детского сада с достопримечательностями посёлка в виде экскурсии в местный краеведческий музей.ребята знакомятся с дореволюционным прошлым посёлка,вспоминают ...

Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой родине через художественную деятельность.

           Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.       Фундамент будущего ч...

Статья "Приобщение старших дошкольников к духовному наследию своей малой Родины через игровую технологию."

В статье описана игровая технолоия "Святыни Белогорья" и формы работы по представленному дидактическому материалу....

Воспитание любви к малой Родине через художественное слово

Воспитание любви к малой Родине через художественное словоДахова Л. С. «Литература делится с человеком глубоким жизненным опытом. Делает человека интеллигентным, развивает в нем чувств...

План по самообразованию «Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы посредством художественной литературой сибирских писателей ».

Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения своей истории. Развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходимо начинать с формирования представлений...