Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой родине через художественную деятельность.
статья по рисованию (старшая группа)

Жалнина Анна Борисовна

   

          Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

       Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

 С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.  С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

        Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.    

       Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

       Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более  старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Чтобы постепенно воспитывать в детях любовь к Родине, были определенны следующие этапы.

1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.

2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родной город, его достопримечательности.

4 этап: Тамбовский район: флора и фауна родного края.

5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.

6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.

На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая  любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение  к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

На втором этапе проходило знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

         Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного села», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители.

Большое внимание на четвертом этапе уделялось ознакомлению детей с редкими растениями и животными Тамбовского района, которые занесены в Красную книгу. 

Самый сложный был пятый этап. Необходимо было найти и познакомить детей с деятельностью знаменитых людей области. Рассказать о ветеранов Великой Отечественной войны, их подвигах.

         Шестым этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами.

 

      Воспитатель должен так  организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей  видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные

      Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._statya.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание патриотических чувств у дошкольников к малой родине через художественную деятельность.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад  №52 «Маячок»  

Жалнина Анна Борисовна        

          Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

       Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

 С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.  С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

        Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.    

       Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

       Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках перед ребенком открывается первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более  старшем возрасте – мир родного края, и наконец, мир родной отчизны – России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, и таким образом, формируем любовь к малой и большой Родине.

Чтобы постепенно воспитывать в детях любовь к Родине, были определенны следующие этапы.

1 этап: Знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.

2 этап: Детский сад и его сотрудники.

3 этап: Родной город, его достопримечательности.

4 этап: Тамбовский район: флора и фауна родного края.

5 этап: Знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.

6 этап: Родная страна, ее столица, государственная символика России.

На первом этапе дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей был изготовлен альбом «Я и мое имя», где дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».

Воспитывая  любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение  к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.

На втором этапе проходило знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.

         Работа на третьем этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями, улицами родного города. Также проводились конкурсы рисунков «Мой любимый уголок родного села», «Мой любимый дворик», где активными участниками были и родители.

Большое внимание на четвертом этапе уделялось ознакомлению детей с редкими растениями и животными Тамбовского района, которые занесены в Красную книгу.  

Самый сложный был пятый этап. Необходимо было найти и познакомить детей с деятельностью знаменитых людей области. Рассказать о ветеранов Великой Отечественной войны, их подвигах.

         Шестым этапом работы стало знакомство детей с родной страной, ее главным городом – Москвой и другими городами России, а также государственными символами.

      Воспитатель должен так  организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать их любознательность. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое и живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Во время прогулок в лес, в поле, на ручей, к реке взрослый учит детей  видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются не только познавательные задачи, эстетические, но и, в конечном счете, и нравственные

      Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдение окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

     В группе постоянно проводятся занятия по рисованию с применением разнообразных нетрадиционных техник. Был составлен план работы по патриотическому воспитанию.

Месяц

Тема

Цель

Мероприятия

Итоговое рисование

Сентябрь

День знаний

дать
понятие о книге,
как главном
источнике знаний,
воспитывать
желание
заботиться о 
близких людях.

1. Развлечение "День знаний".
2. Занятие "Я и мои права".
3. Сюжетно-ролевая игра
"Семья".
4. Беседы с детьми о 
семейных традициях и 
праздниках.

Выставка рисунков на тему
"Моя любимая семья»

Октябрь

Символы нашего города

Расширять знания
детей о своем
городе, его символах.

1.Беседа и чтение историй о родном городе, нашей стране

2. Беседа: «Герб Тамбова».

Конкурс рисунков «Герб моего
города» (совместно с 
родителями)

Ноябрь

День матери

Воспитывать
желание
заботиться о 
своих близких, особенно маме.

1. Беседа "Расскажи, о своей маме».

2. Развлечение "Мама, ты лучше всех".
3.Конкурс чтецов " Мамочка
любимая".
4. Фотовыставка "Моя мама
самая лучшая»

Выставка «Я и моя мама»

Декабрь

Новый год

Расширять знания
детей о новогоднем празднике, дать представление
о Новогодних
традициях.

1. Беседа "Скоро Новый год".
2. Рассказ воспитателя о встрече
Нового года и традициях. Как празновали Н.г. В прошлом.
 
3. Оформление группы к 
празднику.
4.Праздник " Здравствуй,
здравствуй Новый год!"

Конкурс рисунков " Новогоднее настроение".

Январь

Наша родина – Россия.

Расширять знания
детей о народных
праздниках,
воспитывать
желание узнать
больше о символе
России – русской
березке,
воспитывать
гордость за свою
Родину.

1. Физкультурный досуг
"Рождественские колядки"
2. Беседа "Березка-символ
России"
3. Рассматривание картин художников о России.
4. Беседа "Народные промыслы

Рисование «Природа России глазами детей»

Февраль

День защитника Отечества

Расширять
представление
детей о 
защитниках
нашей Родины,
познакомить с 
людьми, которые
совершили подвиг
во имя своей
Родины.

1. Беседа "О подвигах воинов
Великой Отечественной войны»
2. Рассматривание картин с разными родами войск.
3. Физкультурное развлечение
"Русские богатыри".

Выставка: "Защитники
Родины - наши деды и отцы".

Март

Моя мама.

Воспитывать
заботу о маме,
прививать
желание дарить
родным людям
подарки.

1. Занятие "Мамы всякие нужны,
мамы всякие важны».
2. Развлечение "Мы поздравляем
мам с 8 марта»
3. Занятие "Моя родословная»

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Апрель

День космонавтики.

Продолжать
знакомство с 
профессией
космонавтов, развивать
гражданско-
патриотические
чувства.

1.Занятие"Наши
космонавты"(видеофильм)
2. Беседа "Первые в космосе".
3. Рассматривание фотоальбома «Мы в космосе»

4. Выставка книг.

Коллективное рисование «Летим в космос»

Май

9 мая.

День победы.

Продолжать
воспитывать в 
детях чувство
патриотизма, прививать любовь к родине, к ветеранам.

1. Тематическое занятие,
посвященное Дню Победы.
 2.Высаживание цветов в саду ДОУ.

3. Встреча с ветеранами.

Изготовление плаката. «Памятники ВОВ в нашем городе»

        В группе создан уголок с символикой нашей страны, нашего города и области. Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств,  является правильная организация патриотического уголка в группе.

                 Содержание патриотического уголка в  группе:

Материал о семье.

Совместное творчество (воспитателя с детьми, родителей с детьми, детей в группе).

Альбом (я расту, члены моей семьи, любимые занятия в семье, любимые игрушки в дома, в группе и т.д.).

Русское народное творчество (песенки, потешки, колыбельные, картинки и т.д.).

Традиции (в семье, группе, ДС).

Труд взрослых (врач, повар, почтальон, пожарный, милиционер, военный).

Представление о городе, улица (день рождения города, улица, по которой я хожу).

Символика (мелодия гимна, герб, флаг России,  города, региона).

Представление о стране, области, городе (достопримечательности).

Народы России, народное творчество (костюмы, игрушки, песенки и т.д.).

Известные люди России, Тамбовской области..

Подвиги трудовые, боевые.

Традиции (в семье, группе, ДС, городе, стране).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине средствами русских народных танцев

В материале представлен проект по развитию патриотических чувств  для детей подготовительной группы...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Консультация для педагогов: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»...

Модель презентации собственного педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине у дошкольников средствами музейной педагогики»

Модель презентации собственного педагогического опытапо теме: «Воспитание патриотических чувств и любви к малой родинеу дошкольников средствами музейной педагогики»...

Педагогическая практика "Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, р...

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»

Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном   взаимодействии  с семьями  восп...