План работы с воспитанниками старшей группы (5-7 лет) по реализации программы «Мой родной Дом» на 2017-2018 учебный год Задачи содержание работы срок проведения, периодичность I. Воспитание любви к родному дому: семье ,малой родине- Нижегородскому краю и
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Москальцова Алена Ивановна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gr_plan_po_kraevedeniyu.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

План работы с воспитанниками  старшей группы (5-7 лет) по реализации

программы «Мой родной Дом» на 2017-2018 учебный год

Задачи

содержание работы

срок проведения, периодичность

I. Воспитание любви к родному дому: семье ,малой родине- Нижегородскому краю и большой Родине-России.

1.1. Воспитание любви к своей семье, родному дому 

мой мир

Беседа: «С кем ты пришел в детский сад»

"Поселок, в котором я живу".

Игра-интервью "Что я знаю о себе и о своих родных",

Внесение в РППС группы  карты России, Нижегородской области.

Рассказ воспитателя "Символика родного края".

Видеоэкскурсия "Путешествие по родному краю".

Рассказ об истории Нижнего Новгорода.

Прослушивание русских народных песен и песен о Родине.

Развлечение: "Россия, Россия- края дорогие"

Беседа о родном поселке, его достопримечательностях.

Рассматривание картин, книг, иллюстраций, открыток, фотографий о родном поселке.

Составление фотоальбома: "Памятные места нашего поселка".

Беседа "Дом, улица, адрес".

Экскурсия в библиотеку, по улице Ленина к фонтану.

Рисование на тему: "Мой город", "Мой дом".

Конструирование со строительным материалом "Моя улица".

Выставка рисунков: "Поселок, в котором я живу".

Изготовление макета  детьми вместе с педагогом «Улицы нашего поселка»

не реже 1 раза в мес.

1 раз в месяц

сентябрь

периодически в течение года

1 раз в 2 месяца

октябрь

октябрь

октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

2-3 раза в год

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

мир людей

Рассматривание семейных фотографий ("Семейный альбом").

Беседа "Уважай отца и мать – будет в жизни благодать", "Семейные традиции".

Рисование на тему:  "Моя семья".

Музыкальная Презентация: " Моя семья"

Экскурсия на работу к родителям

Изготовление "Семейное древо" (вместе с родителями)

Беседа: "Все профессии важны, все профессии нужны", "Русско-народные традиции", "Традиции других народов"

1 раз в месяц

Периодически в течение года

Октябрь

Октябрь

Октябрь

Октябрь

В течение года

мир природы

Экскурсия в библиотеку для знакомства с "Красной книгой" Нижегородского края.

Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий о родном  крае.

Сбор природного материала для изготовления поделок.

Использование устного народного творчества: загадок, пословиц, поговорок, народных примет и народного календаря.

Экскурсия в парк.

Трудовая акция: уборка опавшей листвы на участке

 Участие в посадке на цветнике;

Полив, рыхление цветника.

Экскурсия на луг.

Беседа: "Животные нашей области" "Природа нашей области"

Ноябрь

1 раз в месяц

Периодически в течение года

Периодически в течение года

1 раз в месяц

Октябрь-ноябрь

Май

Май, июнь, июль, август

Май

Периодически в течение года

рукотворный мир

Внесение альбомов: "Достопримечательности поселка", "Достопримечательности города Нижнего Новгорода"

 Экскурсия в ФОК "Рубин".

Рассказ воспитателя о празднике народного единства.

Создание альбома: "Достопримечательности Москвы".

Познавательная беседа: "Наше Отечество".

Просмотр презентации: "Москва-столица России", "Крупные города России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород".

Не реже 1 р.в месяц

Периодически

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

II. Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и межличностных отношений

2.1.Знакомство детей с национальной русской культурой

(см. Программу «Мой родной Дом» ,стр. 21)

национальное классическое (авторское искусство)

Мир людей:

А. Пушкин «У Лукоморья дуб зе-

леный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»),

«Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царев не и семи богатырях»; В. Даль «Старик-годовик»; П.Ершов «Конек-горбунок»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Зеленая война»; А. Н. Толстой «Прожорливый башмак»; М. Горький «Случай с Евсейкой»;

И. Соколов-Микитов «Соль Земли»; А. Ремизов «Хлебный голос»; А. Телешов «Крупеничка».

 Мир природы:

А. Пушкин «Птичка»; А. Блок «Ветер принес издалека…», «На лугу»; М. Лермонтов

«На севере диком», «Горные вершины»; В. Жуковский «Жаворонок»; Н. Некрасов «Перед дождем», «Зеленый шум»; И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»; И. Тургенев «Воробей»; И. Бунин «Первый снег»; М. Волошин

«Осенью»; С. Есенин «Пороша», «Береза»;

А. Майков «Летний дождь»; Н. Никитин «Встреча зимы»; А. Ремизов «У лисы бал», «Калечина-Малечина»; А. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»; А.Фет «Бабочка», «Кот поет»; Ф. Тютчев «Зима неда-

ром злится…», «Весенние воды»; С. Черный «Волшебник», «Перед сном», «Волк»;

 К. Ушинский «Слепая лошадь»; Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»; К. Коровин «Белка»; А. Куприн «Слон»;

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»; С. Черный

«Кот на велосипеде».

Седьмой год

 Мой мир:

 Э. Мошковская «Обида»; И. Токмакова «Мне грустно»; Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал»;

Я. Аким «Жадина», «Моя родня»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Н. Носов «Живая шляпа».

 Мир людей:

Н. Матвеев «Девочка и пластилин»;

Э. Мошковская «Хитрые старушки»; Э. Успен-

ский «Академик Иванов», «Страшная история», «Разноцветная история», «Память»; Д. Хармс «Веселый старичок», «Иван Топорышкин»; С. Алексеев «Первый ночной», «Таран»; А. Гайдар «Чук и Гек»; В. Драгунский «Друг детства»; Б. Житков «Белый домик»;

М. Зощенко «Великие путешественники»;

 Ю. Коваль «Выстрел»; В. Крупин «Братец Иванушка»; М. Москвина «Кроха»; Е. Носов «Тридцать зерен»; Л. Пантелеев «Большая стирка», «Фенька»; П. Бажов «Серебряное копытце»; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; Е. Пермяк «Пропавшие нитки».

 Мир природы:

 Н. Рубцов «Про зайца»; Н. Заболоцкий «На речке»; В. Берестов «Дракон»; Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»; С. Маршак «Пудель»; Д. Хармс «Веселые чижи»; К. Паустовский «Кот Ворюга»; М. Пришвин «Курица на столбах»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»;

Е. Носов «Ворона на крыше заблудилась»; Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Г. Остер «Как лечить удава», «Великое закрытие», «Бабушка удава»;

Е. Чарушин «Медвежонок»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»; А.Платонов «Неизвестный цветок»; Г. Сангир «Как лягушку продавали»; «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Музыкальные произведения:

Мой мир:

П. Чайковский "Утренняя молитва, "Русская песня", "Камаринская",с.30

с.33-37

В течение года

народное искусство

Изготовление атрибутов: шапок -масок для обыгрывания потешек.

Слушание народных песен в исполнении народных хоров, оркестра народных инструментов

Экскурсия в школу искусств.

Рисование: "Хохломские ковши - птицы".

Самостоятельная работа детей в книжках-раскрасках по декоративным росписям.

Презентация: "Русские народные промыслы"

Беседа "История зарождения декоративно прикладного искусства"

Презентация "Резьба по дереву", "Кружевоплетение"

Март

Апрель

Апрель

Апрель

Периодически в течение года

Апрель

Апрель

Апрель

национальная архитектура

Проект «Русская изба»

Изготовление альбома "Интерьер жилого дома"

Презентация альбома " Что я знаю об архитектуре поселка".

Презентация: " Архитектурные элементы дома"

Посещение краеведческого музея

Презентация "Архитектурные памятники края"

Экскурсия к храму.

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

декабрь

национальная одежда

Конкурс: "Национальные костюмы для кукол"

Презентация "История появления разных видов одежды национальностей Поволжья (татары, мордова, чуваши идр.)

март

март

2.2. Ввести детей в мир национальных праздников

Праздники с социально-значимой идеей

"Праздник бабушек и дедушек"

"Праздник Осени"

"Праздник Родины-России"

  "Новый год"

"День Защитника Отечества"

 "Праздник мам",

"Праздник друзей"

"Выпускной"

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Май

фольклорные праздники

Рассказ о русских народных праздниках: Рождество, Масленица, Пасха.

Пение песенок, потешек, коляд, связанных с этими праздниками.

Беседы: "Народные праздники на Руси", "Русский фольклор", " Что означает гостеприимство, взаимопомощь, сострадание", "Правила поведения за столом у наших предков".

Пословицы и поговорки о гостеприимстве.

Разучивание колядок.

Развлечение: "Пришла коляда накануне Рождества".

Беседа о Масленице.

Пение песен, частушек

Рассматривание иллюстраций с изображением празднования Масленицы.

Праздник "Масленица"

Праздник Пасхи

Февраль, март, апрель

Февраль, март, апрель

В течение года

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

В течение года

Февраль-март

Март

Апрель

2.3. Обеспечить освоение  доступного детям национального русского быта

национальные традиции (обычаи, обряды, именины)

 Празднование "Праздник Родного края"

ухаживать за цветами в цветнике

Летние месяцы

народные детские  игры и игрушки

Народные игры: Подвижные: " Кошки мышки", "Гуси-лебеди", " Коршуны и цыплята", "Пятнашки", "Горелки", "Салки" и др.

Хороводные: "Каравай", "Золотые ворота", "Просо", "Ворон" и др.

Игры-драматизации: "Тень-тень-потетень", "Как у наших у ворот", "Как на тоненький ледок" и др.

Народные игрушки: Изготовление тряпичных кукол

В течение года

основные блюда национальной кухни

Беседа: " Хлеб и его разновидности",  

"Каша из крупы",

"Разнообразие супов"

Презентация: "Пироги (кулебяка и расстегай)", "Напитки на Руси", "Культура питания"

Мастер класс с родителями: "Хлебобулочные изделия"

Экскурсия на хлебозавод

Сентябрь

октябрь

октябрь

Основы национальной фитотерапии оздоровления

Презентация" Фитотерапия на Руси (лесные чаи, настои, отвары, морсы)"

Беседа: "Русская баня и ее польза для здоовья"

Выставка рисунков "Банная утварь"

Май

Май

Май

Май

3. Развитие потребности к участию в активном творческом преобразовании окружающей жизни в соответствии с национальными традициями

3.1.Формировать у девочек интерес и потребность к освоению русского традиционного рукоделия

вышивание гладью и крестом

Рассказ воспитателя об иголке и нитке.

Пришивание пуговиц, кнопок, лоскутков

Мастер класс от родителей: Вышивание крестом, вязание

3.2. Формировать у мальчиков представление о русских мужских ремеслах

гончарное дело

кузнечное дело

столярное дело

Презентация "Гончарное производство"

Презентация "Профессия Кузнеца"

Мини-музей : "Поделки из дерева"

Изготовление альбома: Изделия из древесины".

Презентация "Столярное дело"

3.3. Учить детей использовать в быту  произведения декоративно-прикладного творчества

Беседа "Интерьер русской избы", "Игрушки и предметы русского прикладного искусства"

Рассматривание альбомов с изображением русского прикладного искусства (изделия Полхов-Майдана, Дымкова, Городца, Хохломы). Изготовление изделий.

Октябрь

Апрель

В течение года

3.4. Учить эстетически оформлять родной дом, детский сад

Выращивание (вместе со взрослыми) цветов.

Беседа "Эстетичность окружающих предметов"

Знакомство с произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства и понимание значения их в оформлении интерьера

Апрель

В течение года

Апрель

3.5. Формировать  у детей потребность использовать фольклор в повседневной деятельности

Использование в с/р играх колыбельных, потешек, прибауток.

Использование в развлечениях народных песен, хороводов

В течение года

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет на 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее – Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой «Муниципального бюджетного дошкольного обр...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Перспективный план по взаимодействию с родителями группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения №2 "Калинка" на 2017-2018 учебный год

Перспективный план включает темы  мероприятий и их цель, сроки проведения и участников мероприятия....

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет на 2017-2018 учебный год Составитель: Хасанова Г.С.

Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Основная идея Программы заключается в гармон...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей 5-6 лет дошкольного образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год

Цель: Повышение качества образования в условиях введения ФГОС  дошкольного образования, обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательных отношений для всестороннего развит...